Программа по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Тоболовская средняя общеобразовательная школа

с. Тоболово, Ишимский муниципальный район, Тюменская область.



Согласовано:

заместитель директора по УВР ______________ Королёва Л.А.

Утверждено:

Директор МАОУ Тоболовская СОШ

_______________ Н.Ф. Жидкова

Приказ от 01.09.14 № 134

Рассмотрено: на заседании МО учителей начальных классов.

Протокол от 29.08.14 № 3

Руководитель МО ________________

Романова С.И.



Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

(духовно-нравственное направление)

Кружок «Этика: азбука добра»

для 1 класса

на 2014-2015 учебный год



Составитель: Романова С.И.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции 2012г.), с программой для внеурочной деятельности младших школьников под редакцией Н.Ф.Виноградовой ( общеинтеллектуального направления «Этика: азбука добра», автор И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС..

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Основная цель - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Общая характеристика. Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Методы работы Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения. Место предмета. «Этика: азбука добра» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе и на 34 часа во 2 - 4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов - 135 часа.




Ценностные ориентиры. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике: 1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков. 2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил. 3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка - мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам. 4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.


Учебно-тематическое планирование Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. - Школьные перемены как время активного отдыха, игры. - Поведение в столовой, правила поведения за столом. Универсальные учебные действия Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Правила общения (взаимоотношения с другими людьми). - Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). - Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание. Универсальные учебные действия Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. О трудолюбии. - Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. - Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). - Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства. Универсальные учебные действия Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. Культура внешнего вида. - Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. - Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. - Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Универсальные учебные действия Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека. Внешкольный этикет. - Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. - Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. - Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу. Универсальные учебные действия Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Планируемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этика: азбуки добра ». В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа,
альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Информационно-методическое обеспечение:

Интернет-ресурсы:

4. Учебно - методический портал uchmet.ru/library/add_school/entertainment/lessons_sum/

5. Фестиваль педагогических идей "1 сентября" festival.1september.ru/

6. "Педсовет" pedsovet.su/load/207

7. Методсовет metodsovet.su/

Список использованной литературы


1. Воспитание школьников. № 6 - М., 2004 г .(42)

2. Воспитание школьников. № 2 - М., 2006 г. (46)

3. Воспитание школьников. № 6 - М., 2007 г. (30)

4.Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как

субъекта учебной деятельности и нравственного

поведения», Л, 1989 г. (89)

5. portal-slovo.ru/

6. bestreferat.ru/referat-98091.h

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата

Тема занятия

Форма проведения

1

05.09

Мы пришли на урок.

Обсуждение предложенных ситуаций.

2

12.09

Зачем нужны перемены

Разыгрывание сценок.

3

19.09

Мы - в школьной столовой.

Дидактическая игра.

4

26.09

Зачем нужны вежливые слова(доброжелательность)

Разыгрывание сценок.

5

03.10

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Практическое занятие

6

10.10

Мой учитель.

Игровой практикум

7

17.10

Думай о других: сочувствие - как его выразить?

Практическое занятие. Просмотр отрывков мультфильмов

8

24.10

Правила поведения в столовой

Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра

9

31.10

Доброжелательность

Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок

10

14.11

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Игровой практикум

11

21.11

Общение по телефону

Практическое занятие. Просмотр отрывков мультфильмов.

12

28.11

Как быть прилежным и старательным.

Конкурсрисунков.

13

05.12

Общение со взрослыми

Беседа-рассуждение

14

12.12

Добро и зло.

Беседа - игра. Изучение поступков сказочных героев.

15

19.12

Думай о других: сочувствие - как его выразить?

Практическое занятие. Разыгрывание сценок.

16

26.12

Эмоции.

Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение.

17

16.01

Наши имена.

Дидактическая игра.

18

23.01

Моя семья.

Конкурс рисунков. Дидактическая игра.




О трудолюбии 6ч

19

30.01

Старательность - помощник в учебе

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

20

06.02

Старательность - помощник в учебе

Ситуативная беседа- рассуждение

21

13.02

Как мы трудимся: в школе и дома.

Конкурс рассказов.

22

27.02

Как мы трудимся: в школе и дома.

Дидактическая игра.

23

06.03

Бережливость: каждой вещи своё место

Беседа

24

13.03

Бережливость: каждой вещи своё место

Игровой практикум


Культура внешнего вида 4ч

25

20.03

Основные правила Мойдодыра.

Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»

26

03.04

Основные правила Мойдодыра.

Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»

27

10.04

Учимся не болеть.

Внеклассное мероприятие.

28

17.04

Каждой вещи свое место.

Игровой практикум

Внешкольный этикет 5ч

29

24.04

Правила поведения на улице.

Практическое занятие

30

08.05

Правила поведения в транспорте.

Практическое занятие.

31

15.05

Правила поведения в гостях.

Игровой практикум

32

22.05

«Спасибо» и «пожалуйста».

Экскурсия в магазин.

33

29.05

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Внеклассное мероприятие






© 2010-2022