- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики Доли 3 класс Школа 2100
Урок математики Доли 3 класс Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Саратовская Л.А. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
2014-2015 учебный год
Урок математики
3 класс
Тема «Доли»
Цель: познакомить с понятием «доля числа»
Задачи:
-
Ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель».
-
Воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.
-
Развивать математическую речь, вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память, мышление.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран , презентация.
Для учащихся: шоколадка одна на двоих, цветные карандаши, линейки, сигнальные карточки.
1.Повторение.
- Отгадаем кроссворд (слайд 1).
Появляется текст задания
- Найдите в кроссворде имя девочки, которая поможет нам провести урок (Алиса)
- В каких литературных произведениях встречается такая героиня («Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл)
появляется иллюстрация к сказке.
- А кто вспомнит, почему же чаепитие в сказке было необычным? (в нем участвовали Кролик, Шляпочник и Соня; герои чаепития, чтобы не мыть посуду, пересаживались)
- Правильно. А у нас тоже будет необычное математическое чаепитие, правда пересаживаться, чтобы только не мыть посуду, мы не будем. Мы пойдем в гости, но перед этим немного посчитаем.
2. Устный счет.
Слайд 2
- Что обычно ставят на стол, когда приглашают гостей к чаю? (красивую посуду, сладости, фрукты) - слайд 3
- Сейчас мы посмотрим мультфильм, где звери угощались фруктом, чтобы узнать тему нашего урока. А как называется мультфильм, вы узнаете, если правильно решите примеры и разгадаете, какое слово зашифровано.
Записывайте только ответы в столбик - слайд 4
8х4 = 32 А
75-24 = 51 П
3х9 = 27 Е
81:9 = 9 Л
36+56= 92 Ь
64:8 = 8 С
0х4 = 0 И
1х12 = 12 Н
4
51
27
32
92
9
0
8
82
12
у
п
е
а
ь
л
и
с
к
н
слайд 6 - картинка апельсина
3. Постановка темы.
Просмотр мультфильма «Апельсин» («Веселая карусель № 8)
- Что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только один, а их много)
- Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька)
перетягивают дольки к животным слайд7-8
- Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? (Доли) -
слайд 9
4. Работа по теме.
- К чаю принято подавать угощения. У вас на партах лежат шоколадки. Разделите их так, чтобы вам и вашему соседу достались одинаковые кусочки. Какая часть досталась каждому? (половинка)
- Если вы делили по-честному, то у вас должны получиться равные части. В математике равные части называются долями. Сколько долей у вас получилось? (2)
- Сколько долей у каждого из вас? (по одной).
- Значит, у каждого из вас одна из двух долей или одна вторая доля. Записать это можно так - ½ - слайд 10
- Читается эта запись - одна вторая часть. Кто может расшифровать запись, что обозначает здесь каждое число? ( 1 - это доля, которую мы взяли, а 2 - общее количество долей , т.е. это одна из двух частей).
- А теперь каждый из вас разломит свою половинку пополам. Сколько частей шоколадки теперь получилось? (4)
- Возьмите одну такую дольку. Как записать теперь, какую долю вы держите в руках? (1/4) - щелчок
- Прочитайте запись (одна четвертая доля)
- Подумайте и скажите, какая доля больше: ½ или ¼? Почему? (чем больше частей, тем меньше каждая часть).
- Запись доли называется дробь.
Верхняя часть дроби называется числителем (щелчок),
а нижняя - знаменателем. Что обозначает знаменатель в записи дроби? (на сколько частей разделили предмет)
- Что обозначает числитель? (сколько частей взяли) Эту запись запишите в тетрадь.
Слайд 11
- Ой, к нам пришли гости. Давайте и их угостим шоколадкой. На сколько частей нужно разделить шоколадку? (на три части). Перетягивают части верхней шоколадки. - Какую долю получит каждый гость? (1/3)
- Запишите дробь. Проверьте себя
- А вот еще гости, давайте и их теперь угостим шоколадкой. На сколько частей надо ее разделить? (6 гостей, значит на 6 частей) Перетягивают части верхней шоколадки - Какую долю получит каждый гость? (1/6)
- Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)
- Но ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть)
- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается меньше, чем 1/6.
Слайд 12
- А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?
- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?
(Здесь в вопросе ловушка, так как доля - это равная часть, а торт разрезан на неравные части)
- Можем ли мы эти части записать дробью? (нет, так как это не доли, доли - это равные части)
5. Закрепление. (работа по учебнику)
- После сладкого хочется чего-нибудь кисленького. Давайте съедим яблочко? Откроем учебник на с.80 и прочитаем правило. На сколько частей разделили яблоко сначала? Как можно назвать каждую часть яблока? (половина, одна вторая доля).
- Как разделили яблоко потом? (Каждую половину еще пополам, получилось 4 части)
_ Как можно назвать каждую часть яблока? (четвертинка, четверть, одна четвертая доля).
- А давайте к чаю испечем капустный пирог. Заодно разомнемся и отдохнем, подготовим руки к работе в тетради.
6. Физминутка «Капуста» - движения руками
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту мнем, мнем.
- Так, мы нарубили капусту и приготовили начинку, а теперь испечем пирог. У детей на парте квадраты со стороной 6 см . Это у нас будет пирог с капустой. Разделите его на 6 одинаковых частей.
- Как можно разделить по-разному? (показать разные способы деление квадрата на 6 частей и на 12)
- Закрасьте одну шестую долю пирога. А теперь разделите каждую часть пирога пополам. Сколько гостей можно угостить теперь пирогом? Закрасьте одну двенадцатую часть пирога.
- Какая часть больше 1/6 или 1/12? Почему?
- Давайте проверим, как вы поняли новый материал. № 2 с.80 Смотрите на картинки и записывайте доли
- Пока гости угощаются, Мышь пригласила подругу полакомиться сыром (слайд 13- 15). Какая доля досталась каждой мышке? Запишите. Тянем мышек в стороны
- А вот прибежали еще две мышки и с ними пришлось делиться. Сколько теперь частей у мышек? Запишите, какая доля у каждой мышки.
- Ой, на запах сыра прибежали еще мыши придется для них еще головку сыра достать . На сколько частей надо поделить сыр? Запишите, какая доля досталась каждой мышке (щелчок).
- Проверьте себя (слайд 16).
½, ¼, 1/8
- Какая из этих долей будет самая большая по размеру? Обведите ее в кружок.
- Какая самая маленькая? Подчеркните.
- Давайте проверим (- Какой мы можем сделать вывод? (чем больше частей, тем меньше каждая часть)
Решение задачи. Самостоятельная работа. слайду 16. - Ой, Шляпочник смотрит на часы (слайд 16). Пора заканчивать (щелчок). Какое время показывают часы? (5 часов 15 минут) - Какую долю от часа составляют 15 минут? Как это узнать? (надо узнать сколько раз по 15 поместиться в часе). Запись проводиться на клеточках. - Как это узнать? (в часе 60 минут, надо 60 разделить на 15) - Запишите решение в тетрадях самостоятельно, можете консультироваться с соседом. - Какой ответ у вас получился? (в часе 4 раза по 15 минут) - Давайте проверим (щелчок). - Какая это доля? (1/4) - щелчок. - Как по-другому называется ¼ часть? (четверть) - Как по-другому можно назвать время на часах? (четверть шестого)
6. Итог урока.
- Ну что же, наше математическое чаепитие закончилось. Пора уходить. Нужно поблагодарить хозяев - слайд 17.
- Расскажите им, что вам больше всего понравилось делать в гостях? Что вы узнали нового?
- Что такое доля
7. Домашнее задание
Приложение №1
1) Какую часть круга составляет закрашенные доли?
1) 2) 3) 4) 5)
2) Назовите доли прямоугольника в порядке возрастания и
запишите их