- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа обязательных занятий по выбору по курсу «Обучение системе Брайля»
Программа обязательных занятий по выбору по курсу «Обучение системе Брайля»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шаляпина Е.Ю. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Утверждена
На заседании
педагогического совета
протокол №__ от 01. 09. 2011 г.
«Утверждаю»
Директор школы:
_______________ О. Д. Буриличев
Программа
обязательных занятий по выбору
по курсу
«Обучение системе Брайля»
на 2011-2012 учебный год
(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий - дистанционное обучение)
1 класс
Количество часов в неделю 1
Годовое количество часов 33
Разработал:
учитель
Шаляпина Екатерина Юрьевна
Рассмотрена на
заседании ШМО
протокол №__ от 01. 09. 2011 г.
Рассмотрена на
методическом совете
протокол №__ от _______ 2011г.
Заместитель директора
по УВР: _________ /Буриличева Н. О./
Заместитель директора
по УВР: __________ /Раецкая А.П./
Заместитель директора по УВР: ______ /Барышникова О. В./
г.Тула, 2011
Пояснительная записка Обучение чтению, письму по Брайлю признается одним из важнейших компонентов элементарной реабилитации незрячих, потому что невозможность чтения и письма создает не только информационный дефицит, но и психологический дискомфорт, который усиливается тем, что не умея читать и писать, дети дошкольного и школьного возраста перегружают свою память излишней информацией. Без знания рельефно-точечного шрифта затруднено самообразование незрячего, а именно самообразование является одним из способов преодоления внутренних психологических проблем для лиц со зрительными нарушениями. Жизненно необходим Брайль детям школьного возраста, так как получение образования невозможно без чтения и письма, а Брайль по-прежнему остается единственной универсальной системой чтения и письма без зрения. Кроме того, большое значение системы Брайля заключается в том, что он необходим для изучения школьных дисциплин. Цель курса - ознакомление слепых и слабовидящих дошкольников с системой обозначений Л.Брайля и формирование у них устойчивых умений читать и писать на ее основе, а также умений и навыков пользования основными тифлотехническими средствами. Достижению этой цели способствует: ознакомление незрячих с историей возникновения и развития шрифтов слепых, с письменными приборами для незрячих и обучение письму на них: с основными техническими средствами, используемыми при обучении системе Брайля; формирование у них умения читать рельефно-точечным шрифтом литературного и математического текстов; формирование умения использовать шрифт Брайля для изучения смежных предметов и в собственном жизненном опыте. В программу курса включены темы, изучение которых обеспечивает незрячему необходимый уровень знаний.
В программу входят 4 раздела: 1. Общее знакомство с системой Брайля. 2. Изучение букв, цифр, знаков препинания. 3. Изучение математических знаков. 4. Закрепление умений и навыков письма, чтения и печатания.
Задачи:
1. формирование представлений о плоскопечатных буквах и цифрах; 2. Формирование навыка письма плоскопечатных букв и цифр без зрительного контроля, с использованием прибора и трафаретов. Основной формой проведения занятий по изучению системы Брайля является практическое занятие. Кроме них предусматриваются и самостоятельная работа. На самостоятельную работу отводится внеурочное время. Тематика, объем и содержание заданий для самостоятельного выполнения определяется дифференцированно, в зависимости от индивидуальных особенностей контингента учащихся, степени сохранности зрения. Программа обучения чтению и письму по системе Брайля предполагает обучение слепых и слабовидящих детей. Обучение слабовидящих детей и детей с относительно высокой различительной способностью зрения обуславливается глубиной и распространенностью патологического процесса, наличием прогрессирующего течения заболевания, а также социальной направленностью личности на овладение системой Брайля. Указанные особенности контингента учащихся, а также признание принципов гуманистической педагогики, провозглашающей личность человека самой большой ценностью, обязывает создавать условия максимального развития этой личности. Базовыми положениями курса является признание дифференцированного подхода к обучению чтению и письму по системе Брайля, который реализуется в следующем: в вариантности количества часов, отведенных на ту или иную тему; в исключении темы или введении по мере необходимости дополнительных тем, в изменении последовательности изучения тем. В процессе обучения рельефно-точечному шрифту учитываются следующие индивидуальные особенности учащихся: 1. Характеристика зрения и перспектива его сохранения. 2. Тактильная чувствительность и причина ее снижения. 3. Сопутствующие соматические заболевания и физические отклонения. 4. Возраст. Учитывая перечисленные особенности обучающихся надо помнить, что успешность овладения системой Брайля в основном зависит от потребности личности в данном виде деятельности, от уровня готовности к обучению. Пути формирования положительной мотивации могут быть различными, но в каждом случае необходимо подойти к решению этой задачи индивидуально и найти те аргументы и пути, которые помогут убедить незрячего в необходимости и возможности овладеть чтением и письмом в соответствии с требованиями программы. Методика обучения предполагает использовать «ключ» Брайля. Согласно ему знаки, служащие для обозначения букв, можно распределить построчно. Причем, буквы 1-й строки состоят только из верхних четырех точек. Буквы 2-й строки образуются путем прибавления точки «3» к комбинациям 1-й строки. Буквы 3-й строки - путем добавления точки 6 к буквам 2-й строки. Знаки 4-й строки образуются путем вычитания точки 3 из букв 3-й строки и т.д. Эта последовательность образования букв одной строки из букв предыдущей значительно облегчает восприятие, запоминание и воспроизведение точечного состава букв. Данная программа предполагает использовать для обучение «Пособие по изучению системы Брайля для взрослых» (составитель Голубина В.В. НПКФ «Ритос» СПб ВОС, 1993 год), в котором отдельные слова, словосочетания, предложения составлены с учетом аналогичной последовательности расположения изучаемых букв. Помимо определенной последовательности изучения материала это пособие имеет два варианта написания слов: обычное и вразрядку. Такая методика позволяет работать с данным пособием незрячим, имеющим повышенные пороги осязания.
Что должен уметь ученик по окончанию курса. В зависимости от индивидуальных особенностей (возраста, тактильной чувствительности, особенностей внимания и памяти) учащиеся могут достигнуть различных уровней сформированности умений: 0 уровень - не овладел в силу различных причин; 1 уровень - различает комбинации точечных обозначений и дифференцирует отдельно стоящие знаки. 2 уровень - знает точечный состав, письменно воспроизводит изученный материал, читает отдельные слова. 3 уровень - осознанно воспроизводит и адекватно воспринимает читаемый материал. Эти уровни являются критериями сформированности умений и навыков овладения системой Брайля. Преподаватель, анализируя достигнутые результаты, выявляет причины отставания и определяет индивидуальный путь их преодоления. Эффективность обучения в значительной степени зависит от подобранного материала, в соответствии с интересами незрячего, с прежним трудовым и жизненным опытом. Программа рассчитана на 33 часа.
Распределение занятий по четвертям.
Курс
Количество часов в неделю
Количество часов по четвертям
Количество часов за год
Первая четверть
Вторая четверть
Третья четверть
Четвертая четверть
Обучение системе Брайля
1
8
7
9
9
33
Календарно-тематическое планирование
№ раздела
Название разделов
Количество часов
Раздел 1. Общее знакомство с системой Л.Брайля.
1
Раздел 2. Изучение букв, цифр, знаков препинания и других небуквенных обозначений «ключа» шрифта Л.Брайля.
25
Раздел 3. Изучение математических знаков.
4
Раздел 4. Закрепление умений и навыков.
3
Содержание курса
Раздел 1. Общее знакомство с системой Брайля. История возникновения письменности для незрячих. Рельефно-линейный шрифт и его основоположник - В. Гаюи. Начало систематического обучения незрячих. Рельефно-точечные шрифты Ш. Барбье, И.Клейна, Л.Брайля. Библиография Л.Брайля. Принципы построения системы Брайля. Рельефное шеститочие как основа рельефно-точечного шрифта Л.Брайля Нумерация точек при письме и чтении. Упражнения по развитию осязания. Письменные принадлежности для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля. Устройство письменного прибора Л.Брайля. Различные виды приборов и их назначение. Закладка бумаги. Конструктивные части грифелей, их размеры, заточка стержня. Захват грифеля и основные перемещения его в клетке. Положение тела и письменных принадлежностей при письме. Упражнения по ориентировке в малом пространстве, упражнения в письме различных комбинаций шеститочия. Рабочее положение и движение рук в процессе письма. Письмо справа налево. Чтение различных комбинаций шеститочия. Основные требования к брошюровке тетрадей из перфокарточной бумаги. Правила пользования тетрадями с рельефно-точечными записями. Базисные умения и навыки. Знание основных этапов письменности незрячих, биографии Л.Брайля. Знание нумерации точек при письме и чтении. Умение ориентироваться в приборе, закладывать бумагу, писать различные комбинации шеститочия, уметь распознавать осязательно точечные комбинации.
Раздел 2. Изучение букв, цифр, знаков препинания и небуквенных обозначений «ключа» шрифта Брайля. Изучение букв 1-й строки «ключа» Брайля. Арабские цифры. Принцип построения букв 1-й строки. Изучение букв а,б, ц, д, е. Изучение цифрового знака и арабских цифр 1, 2, 3, 4, 5. Цифра в системе Брайля - двухзнаковый объект, неотъемлемой частью которого является цифровой знак, предшествующий цифре. Запись и чтение многозначных чисел. Изучение букв ф,г. Зеркальность д-ф. Изучение цифр 6,7. Изучение букв х, и, ж. Зеркальность букв е-и, , ж-х. Изучение цифр 8,9,0. Письмо и чтение отдельных слогов и слов. Чтение многозначных чисел. Запись телефонных номеров. Нумерация страниц.Базисные умения и навыки. Знание точечного состава букв 1-й строки «ключа» Брайля, их пространственные формы, умение записывать их отдельно и в составе слов; владение умением чтения слов с изученными буквами; умение записывать цифровой знак в составе цифры; уметь читать и записывать многозначные цифры и телефонные номера.Изучение буквы н. Изучение буквы о. Проверочный диктант. Изучение буквы п. Отличие букв м-п. Изучение буквы ч. Отличие букв н-ч. Изучение буквы р. Отличие букв о-р. Изучение буквы с. Изучение буквы т. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Техника исправления ошибок. Базисные умения и навыки. Знание точечного состава букв 2-й строки «ключа» Брайля, умение записывать их в приборе; распознавать эти буквы осязанием и дифференцировать их при чтении; уметь проверять написанное грифелем и исправлять допущенные ошибки. Изучение знаков «перенос», «дефис», «тире».Точечный состав знаков перенос, дефис, тире. Правила постановки этих знаков по отношению к предыдущему и последующему словам или частям слова. Письмо и чтение слов, словосочетаний и предложений со знаками дефис, тире. Базисные умения и навыки. Знание точечного состава знаков, умение правильно оформлять перенос слов; знать правила пропуска клетки при этих знаках. Уметь узнавать знаки при чтении. Изучение букв 3-й строки (у, щ, з, й, ъ, ы, ь). Принцип образования букв 3-й строки путем добавления точки 6 к буквам 2-й строки. Изучение буквы у. Чтение слов. Изучение буквы щ. Изучение буквы з. Отличие буквы з от н. Изучение буквы й. Изучение буквы ъ. Изучение буквы ы. Зеркальность з-ы. Изучение буквы ь. Зеркальность ъ-ь. Сходство и различие новых букв с ранее изученными многоточечными буквами. Базисные умения и навыки. Знание точечного состава букв 3-й строки, их формы; умение писать эти буквы в приборе и на шестиклавишной машинке, дифференцировать зеркальные буквы, различать многоточечные буквы. Изучение букв 4-й строки.Принцип образования букв 4-й строки. Изучение буквы ё. Замена буквы ё на букву е в литературе. Изучение буквы ш. Зеркальность с-ш. Изучение буквы я. Зеркальность н-я. Изучение буквы ю. Зеркальность т-ю. Изучение буквы э. Зеркальность о-э. Изучение буквы в. Зеркальность в-р. Повторение изученных букв. Упражнения по отработке полученных навыков письма и чтения. Базисные умения и навыки. Знание точечного состава букв ё, ш, я, ю, э, в; их формы; умение писать и читать эти буквы отдельно и в составе слова; умение дифференцировать зеркальные пары: с-ш, н-я, т-ю, о-э, р-в.Изучение знаков препинания. Принцип образования букв 5-й строки. Изучение знаков препинания: запятой, точки с запятой, точки, двоеточия, вопросительного и восклицательного знаков, литературных скобок, кавычек, многоточия. Их размещение при записи текста рельефно-точечным шрифтом.Правила пропуска клетки при этих знаках. Прямая речь. Запись диалога. Упражнения по применению перечисленных знаков препинания. Базисные умения и навыки.Знание точечного состава знаков препинания, их формы. Умение правильно ставить их при письме рельефно-точечным шрифтом и узнавать при чтении.Небуквенные знаки «ключа» БРАЙЛЯ. Изучение знаков выделения букв, слогов, слов, предложений. Изучение знаков выделения букв, слогов, слов, предложений, части текста: знаки курсивного и жирного шрифтов. Правила постановки этих знаков. Знак ударения, заглавной буквы, звездочки. Правила оформления сноски. Упражнения на применение перечисленных знаков, письмо и чтение текстов. Базисные умения и навыки. Знание точечного состава знаков выделения в тексте; умение пользоваться ими при письме и находить в тексте при чтении.
Раздел 3. Изучение математических знаков. Запись по системе Брайля двух знаков умножения (крестиком и точкой), четырех арифметических действий, числовых выражений в строку со скобками и без скобок, нахождение и фиксация их числовых значений. Чтение грифелем. Упражнения в письме и чтении числовых выражений. Обозначение римских цифр и чисел, правила их употребления в рельефно-точечном тексте. Запись основных римских цифр. Упражнения в их письме и чтении. Запись целых и дробных чисел. Десятичные и простые дроби, смешанные числа. Правила записи. Изучение знаков «процента» и «градуса». Правила употребления при письме. Упражнения в письме и чтении. Базисные умения и навыки. Знание точечного состава знаков действия и правил записи этих знаков в числовых выражениях. Знание римских чисел и умение записывать римские числа в составе предложения. Знание точечного состава знаков градуса, процента; знание правил записи дробей и смешанных чисел.
Раздел 4. Закрепление умений и навыков. Письмо и чтение текстов. Обобщение пройденного материала. Составление таблицы для более целостного представления о соотношении знаков системы Брайля. Чтение, письмо и печатание текстов. Оформление заголовков. Составление элементарных таблиц. Чтение одностороннего и двустороннего текстов одной и двумя руками. Принципы типографического издания книг и журналов по рельефно-точечной системе Брайля. Общая характеристика периодических изданий для слепых. Составление личной записной книжки. Базисные умения и навыки. Знание точечного состава всех изученных знаков системы Брайля. Умение осознанно воспроизводить и адекватно воспринимать читаемый материал.
Тематическое планирование курса занятий
«Обучение системе Брайля».
№
п/п
Раздел, тема
Всего часов
Самостоятельная работа
Примечание
1 Общее знакомство с системой Л.Брайля.
1
2 Изучение букв, цифр, знаков препинания и других небуквенных обозначений «ключа» шрифта Л.Брайля.
25
2(1) Изучение букв 1-й строки «ключа» Брайля. Арабские цифры. Принцип построения букв 1-й строки. Изучение букв а,б, ц, д, е. Изучение цифрового знака и арабских цифр 1, 2, 3, 4, 5. Цифра в системе Брайля - двухзнаковый объект, неотъемлемой частью которого является цифровой знак, предшествующий цифре. Запись и чтение многозначных чисел.
3
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
2(2) Изучение букв ф,г. Зеркальность д-ф. Изучение цифр 6,7. Письмо и чтение слов и словосочетаний.
2
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
2(3) Изучение букв х, и, ж. Зеркальность букв е-и, , ж-х. Изучение цифр 8,9,0. Письмо и чтение отдельных слогов и слов.
2
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
2(4) Изучение буквы н. Изучение буквы о. Изучение буквы р. Отличие букв о-р. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Техника исправления ошибок. Базисные умения и навыки.
2
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
Проверочный диктант.
2(5) Изучение буквы п. Отличие букв м-п. Изучение буквы ч. Отличие букв н-ч. Письмо и чтение слов и словосочетаний.
2
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
Проверочный диктант.
2(6) Изучение буквы с. Изучение буквы т. Письмо и чтение слов и словосочетаний.
2
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
Проверочный диктант.
2(7) Изучение знаков «перенос», «дефис», «тире».Точечный состав знаков перенос, дефис, тире. Правила постановки этих знаков по отношению к предыдущему и последующему словам или частям слова. Письмо и чтение слов, словосочетаний и предложений со знаками дефис, тире. Базисные умения и навыки. Знание точечного состава знаков, умение правильно оформлять перенос слов; знать правила пропуска клетки при этих знаках. Уметь узнавать знаки при чтении. Письмо и чтение слов и словосочетаний.
2
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
2(8) Изучение букв 3-й строки (у, щ, з, й, ъ, ы, ь). Принцип образования букв 3-й строки путем добавления точки 6 к буквам 2-й строки. Изучение буквы у. Чтение слов. Письмо и чтение слов и словосочетаний.
1
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
Проверочный диктант.
2(9) Изучение буквы щ. Изучение буквы з. Отличие буквы з от н. Письмо и чтение слов и словосочетаний.
1
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
Проверочный диктант.
2(10) Изучение буквы й. Изучение буквы ы. Зеркальность з-ы. Письмо и чтение слов и словосочетаний.
1
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
Проверочный диктант.
2(11) Изучение буквы ъ. Изучение буквы ь. Зеркальность ъ-ь. Сходство и различие новых букв с ранее изученными многоточечными буквами. Базисные умения и навык. Письмо и чтение слов и словосочетаний.и.
1
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
Проверочный диктант.
2(12) Знание точечного состава букв 3-й строки, их формы; умение писать эти буквы в приборе , дифференцировать зеркальные буквы, различать многоточечные буквы. Письмо и чтение слов и словосочетаний.
1
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
Проверочный диктант.
2(13) Изучение букв 4-й строки.Принцип образования букв 4-й строки. Изучение буквы ё. Замена буквы ё на букву е в литературе. Письмо и чтение слов и словосочетаний.
1
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
Проверочный диктант.
2(14) Изучение буквы ш. Зеркальность с-ш. Изучение буквы э. Зеркальность о-э. Письмо и чтение слов и словосочетаний.
1
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
Проверочный диктант.
2(15) Изучение буквы я. Зеркальность н-я. Письмо и чтение слов и словосочетаний.
1
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
Проверочный диктант.
2(16) Изучение буквы ю. Зеркальность т-ю. Письмо и чтение слов и словосочетаний.
1
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
Проверочный диктант.
2(17) Изучение буквы в. Зеркальность в-р. Повторение изученных букв. Письмо и чтение слов и словосочетаний.
1
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
Проверочный диктант.
3 Изучение математических знаков. Письмо и чтение слов и словосочетаний.
2
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
Проверочный диктант.
3(1) Запись по системе Брайля двух знаков умножения (крестиком и точкой), четырех арифметических действий, числовых выражений в строку со скобками и без скобок, нахождение и фиксация их числовых значений. Чтение грифелем. Письмо и чтение слов и словосочетаний.
2
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
Проверочный диктант.
4 Письмо и чтение текстов. Обобщение пройденного материала.
3
Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля.
Проверочный диктант.
Всего: 33 часа
УМК курса 1. Гаюи В. Библиографический указатель, М., «Логос», ВОС, 1995 2. Красноусов П.Д., Шоев Ф.И.. Луи Брайль: историко-библиографический очерк, М., ВОС, 1976 3. Мушева М.Г., Денискина В. З. Методика ускоренного запоминания основных знаков. М., «Педагогика», 2000 г. 4. Потемина М.Б., Рогушин В.К. Букварь для изучающих систему Брайля» в 2-х книгах СПб, «Чтение», 1999. 5. Потешина М.Б., Рогушин В.К. «Книга для послебукварного чтения», СПб, «Чтение», 1999.
- Шоев Ф.И. Как помочь незрячему научиться читать и писать, М., 1987.
Литература 1. Индивидуальный подход при обучении чтению, письму по Брайлю поздноослепших. Голубина В.В. (Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых), М., ВОС, 1988. Возвращение ослепших к трудовой жизни. Коваленко Б.И., М., Учпедгиз, 1947. 3. Обучение взрослых слепых письму, чтению по Брайлю. Петров Ю.И., М., ВОС, 1988.
- Обучение чтению, письму по системе Брайля. Потешина М.Б., Рогушин В.К., М., ВОС, 1991.
Рецензия
На рабочую программу по курсу
«Обучение системе Брайля» Программа составленна методически верно, включает в себя все необходимые разделы. Педагог рационально распределил учебный материал по часам с учетом количества времени 1 час в неделю. Обучение чтению, письму по Брайлю признается одним из важнейших компонентов элементарной реабилитации незрячих, потому что невозможность чтения и письма создает не только информационный дефицит, но и психологический дискомфорт, который усиливается тем, что не умея читать и писать, дети дошкольного и школьного возраста перегружают свою память излишней информацией. Без знания рельефно-точечного шрифта затруднено самообразование незрячего, а именно самообразование является одним из способов преодоления внутренних психологических проблем для лиц со зрительными нарушениями. Жизненно необходим Брайль детям школьного возраста, так как получение образования невозможно без чтения и письма, а Брайль по-прежнему остается единственной универсальной системой чтения и письма без зрения. Кроме того, большое значение системы Брайля заключается в том, что он необходим для изучения школьных дисциплин. Цель курса - ознакомление слепых и слабовидящих дошкольников с системой обозначений Л.Брайля и формирование у них устойчивых умений читать и писать на ее основе, а также умений и навыков пользования основными тифлотехническими средствами. Основной формой проведения занятий по изучению системы Брайля является практическое занятие. Кроме них предусматриваются и самостоятельная работа. На самостоятельную работу отводится внеурочное время. Тематика, объем и содержание заданий для самостоятельного выполнения определяется дифференцированно, в зависимости от индивидуальных особенностей контингента учащихся, степени сохранности зрения. Программа обучения чтению и письму по системе Брайля предполагает обучение слепых и слабовидящих детей. Обучение слабовидящих детей и детей с относительно высокой различительной способностью зрения обуславливается глубиной и распространенностью патологического процесса, наличием прогрессирующего течения заболевания, а также социальной направленностью личности на овладение системой Брайля.
Рецензенты:
Зам. Директора по УВР Буриличева Н.О.
Зам. Директора по УВР БарышниковаО.В.
Зам. Директора по УВР Жукова О.Н.