Рабочая программа по изобразительному искусству

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»



СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДЕНО:



Руководитель МО _______________/Балахчева Т.А./

Приказ от «____» _____________________________2015 г. № _____



Заместитель директора по УВР ______/Канюкова Т.И../

Директор ______________________________________ /Канаев И.В./







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по предмету «Изобразительное искусство»

(уровень начального общего образования)


Класс - 1





Учитель -Мироненко Н.В.




Количество часов в неделю - 1



Количество часов в год - 33





Программа разработана на основе авторской программы Т.А.Копцевой «Изобразительное искусство. 1-4 классы» Смоленск, ассоциация 21 век, 2013









Прошла экспертизу на заседании методического совета. Протокол от «31» августа 2015 г. № 1






Содержание



  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного предмета, курса
  3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
  6. Содержание учебного предмета, курса
  7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся начального общего образования
  8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.





















  1. Пояснительная записка


Данная рабочая учебная программа по курсу «Изобразительное искусство» в начальной школе разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009) с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.
  • авторской программой Т.А.Копцевой «Изобразительное искусство. 1-4 классы» Смоленск, ассоциация 21 век, 2013 г.
  • Приказа «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 г. № 253
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 13» (Пр. № 504 от 30.08.2013 г.; пр. № 570 от 29.08.2014 г.)
  • Учебного плана МБОУ «СОШ № 13» (Пр. № 539 от 29.08.2014 г.)

Для реализации учебной программы по изобразительному искусству используется Учебник «Изобразительное искусство» 1 класс Т. А. Копцева. В..П. Копцев, Е. В. Копцев «Яхонт» «Ассоциация 21 век» 2014 г. Приоритетная цель начального художественного образования - развитие культуры творческой личности школьника - обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции. По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры. В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи: - развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» - культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - овладение элементарной художественной грамотой - азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности; - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры; - развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
Данный курс направлен на достижение целей и реализацию задач ООП школы: Цель ООП НОО: формирование личности выпускника начальной школы на основе освоения универсальных учебных действий и в соответствии с личностными характеристиками «портрета выпускника начальной школы», представленными ФГОС НОО. Задачи ООП НОО:

  • спроектировать содержание образования и построение учебного процесса в сторогом соответствии с требованиями стандарта;
  • обеспечить целостность образовательного процесса путём создания комфортной развивающей образовательной среды начальной школы;
  • осуществлять комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных достижений выпускников начальной школы.
  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, уме­ний, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Миссия школы: создание социально-педагогических условий для развития личности, способной к самоопределению, социализации и непрерывному самообразованию.
  1. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Программа по изобразительному искусству «Природа и художник» рассчитана на четыре года обучения. Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности: 1 класс - «Художник и природа родного края». 2 класс - «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем». 3 класс - «Художник и природа разных стран мира». 4 класс - «Художник, природа и Я». Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения. В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов: Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая, таким образом, условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности. Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительно искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника. Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой, - допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели. Кроме того, одновременная презентация школьниками разных работ по одному и тому же вопросу создает особую образовательную напряженность, побуждающую присутствующих к личному самодвижению и эвристичеcкому поиску решений. Способствует постепенному переходу от обучения к самообразованию. Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют: - его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу); - работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.); - участие в организации и проведении интегративных занятий (например, «Театр», «Танец» и др.) и праздников искусств, участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.); - участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или тематическая и т.п.); - участие в реализации серии художественных проектов (например, «Подарок»: «Школьник - школе», «Школьник - детскому саду», «Школьник - студенту» и т.п.). Такая работа может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок, а в 3-4 классе - выполнение презентаций (например, «Портрет», «Автопортрет», «Образ мамы», «Будущая профессия», «Пассажирский транспорт», «Древо жизни» и т.п.); участвуя в проекте «Украсим стены школы», учащиеся при поддержке взрослых придумывают и реализуют планы оформления своего образовательного учреждения (например, создают серии коллективных панно: «Времена года», «Культуры мира», «День-ночь» или др.). Все эти формы организации художественно-творческой деятельности учеников начальных классов способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, укрепляют связи между семьёй и школой, дошкольными и школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению и самореализации личности, обеспечивают преемственность и перспективность обучения. Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры. Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребенком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли «творца», «первооткрывателя», «изобретателя» и т.п. Рисунок, скульптура, конструкция и т.п., созданные в позиции «я - автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я-зритель-критик-ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка. Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества, и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей. Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности. Любое положительное проявление творчества юного художника (автора) находит поддержку и сопровождение педагога. Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученику. Педагог внимательно анализирует его возможности и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения им своей образовательной траектории. Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будет способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного селения, края, страны позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде. Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т.п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др. Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я-художник», «я-зритель», «я-слушатель», «я-эксперт», «я-экскурсовод» и т.п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве. Многопозиционность формирует опыт эстетического отношения к миру. М. Бахтин писал, что для художника «нет «безгласных вещей», мир художника это всегда «выразительное и говорящее бытие». Создание ситуации творческого общения, созерцания и созидания «говорящего бытия» важнейшие условия урока, организованного на принципе диалогичности. Создание атмосферы «неравнодушного» заинтересованного освоения искусства, через искусство, в формах искусства и средствами искусства - это «формула» положительного эмоционального фона обучения. Чтобы организовать творческую деятельность младших школьников, учитель использует диалог, как образовательную ситуацию, цель которой - вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных объектов и решении связанных с ними проблем. Роль учителя в учебном диалоге - организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником созданного образовательного затруднения. Эффективна образовательная ситуация, когда юному художнику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими подобными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряженность - «диалог культур», в которой ребенок-зритель-исследователь входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, что помогает выработать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.
  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Предмет «Изобразительное искусство» включен в обязательную предметную область, которая призвана решать следующие основные задачи реализации содержания: № Предметные области Основные задачи реализации содержания

5

Искусство Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру Согласно учебному плану начального общего образования (5-дневная неделя) в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2015-2016 учебном году (Приложение к письму Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от «26» июня 2015 г. № 6681) на изучение изобразительного искусства в начальной школе выделяется:


Предметные

области

УРабочая программа по изобразительному искусствучебные предметы

классы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть


Изобразительное искусство

1

1

1

1

4


33 часа - в 1 классе и 34 часа - во 2-4 классах. Изучение предмета «Изобразительное искусство» способствует развитию художественно-образного восприятия мира, пониманию его ценности для эмоционального, эстетического развития человека, развитию способности средствами искусства понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Критериями эффективности учебной работы являются требования к результатам освоения программы по изобразительному искусству, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника. Учебный план школы представляет собой соотношение обязательной части, формируемой в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 80 % от общего нормативного времени, отведённого на предметную область и вариативной частью, которая составляет 20 % и предоставляет возможность проведения образовательных межпредметных модулей. Вводный модуль «Введение в школьную жизнь» рассчитан на 2 недели (10 дней) по 3 урока в день, рассчитан на 30 часов. Проводится в начале учебного года (сентябрь), вписывается в курс «Изобразительное искусство» - 1 час.

8 часов выделено для проведения внеурочных форм занятий, направленных (в рамках освоения программы) на развитие метапредметных и личностных результатов. Это уроки-праздники, уроки-игры, уроки-исследования, мастерские.

Период

Количество часов

Количество часов, планируемых для проведения во внеурочной форме (20%)

1-я четверть

9

2

2-я четверть

7

2

3-я четверть

9

2

4-я четверть

8

2

Учебный год

33

8

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Переход к современному пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы решать назревшие задачи современности, привели к необходимости отказа от признания знаний, умений и навыков основными итогами образования. Учитель и ученик призваны сотрудничать в выборе содержания и методов обучения. Их деятельность нацеливается на активное решение проблем с целью выработки определенных действий по созданию творческого продукта (произведения). Такой подход предполагает проживание ребёнком ситуации творца, первооткрывателя («я-автор», «я-зритель», «я-ценитель искусства»), способного мыслить креативно и находить индивидуально окрашенное решение и художественно-творческое воплощение проблемной ситуации. Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки системы начального образования в области изобразительного искусства: - формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и искусства каждого народа; анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процесс образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию. Создавая творческий продукт на «важные темы жизни», он сердцем переживает ситуацию «раненой птицы» или «брошенной собаки», «больной бабушки» или «раненого солдата» и т.п., таким образом, он обогащает душу опытом чувствований так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности; - развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса; - развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности: созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты свой деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу; - развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несет творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы и т.п. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально-значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремленность и настойчивость в достижении цели. Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся в разных видах художественно-творческой деятельности.




  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

метапредметные

предметные


личностные Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в: - умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.); - желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; - активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.); - обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием; - умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; - способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.


Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

  • в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других с ран мира;
  • в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
  • в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
  • в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
  • в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере - навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.





  1. Содержание учебного предмета, курса.

Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие» - раскрывает художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия выражается в умении: - выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства; - различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн); - различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.; - участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения; - понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии; - различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу. «Виды художественной деятельности» - компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с: - живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая и масляная) и др.; - графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.; - скульптурными материалами: пластилин или глина; - конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др. «Язык изобразительного искусства» - компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения: - Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе - больше, дальше - меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия. - Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира. - Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного. - Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.); в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек. - Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций, передавать основные пропорции животных и человека. - Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.; - Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т.п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point. «Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы (4 модуля), намечает эмоционально-ценностную направленность тематики практических заданий.
«Художник и мир природы» Определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землей, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озерами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы является основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта. «Художник и мир животных» Расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитка и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре. «Художник и мир человека» Расширяет горизонты детского познания окружающего мира - мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника отечества. Семья, как главная ценность для ребенка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Изображение семейных и государственных праздников, как формы выражения отношение школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий - низкий», «большой - маленький», «далекий - близкий» находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
«Художник и мир искусства» Осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, побуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. и, - вызывающих гнев, раздражение, презрение и т.д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т.д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.








  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся начального общего образования.

№ п/п

Дата

Раздел

Кол-во часов

Тема урока

Элементы содержания

Тип урока

Универсальные учебные действия

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

план

факт

Художник и мир природы (7ч.) Модуль «Введение в школьную жизнь» - 1 ч.


Характеристика основных видов деятельности учащихся

Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.

Выполнять рисунок по собственному замыслу.

Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).

Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома.

Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно прикладное искусство). Оценивать выразительные свойства разных материалов при оформлении декоративной композиции цветка.

Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого.

Выполнять элементарные оттиски или контурное изображение руки.

Оценивать выразительность цветового круга, тёплых и холодных оттенков цвета.

Украшать перчатку или варежку элементарными узорами с использованием тёплых и холодных цветов.

Участвовать в индивидуальных и коллективных видах деятельности.

Высказывать элементарные эмоциональные суждения о красоте небесных переливов.

Выполнять смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги.

Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок.

Оценивать выразительные качества рисунков, выполненных в технике «по-сырому».

Выполнять элементарные операции, используя технику обрывной аппликации (разрыв листа, сминание, отщипывание кусочков бумаги, приклеивание).

Составлять целостную композицию, используя части (обрывные кусочки бумаги).

Сравнивать выразительность форм разных предметов и явлений. Проводить аналогии между солнцем и цветком (подсолнухом).

Оценивать выразительные качества композиций, выполненных в технике аппликации.

Высказывать элементарные эмоциональные суждения о природных явлениях: ветер, дождь, снег.

Выражать эмоциональное отношение к чёрно-белой иллюстрации.

Передавать в рисунке состояние грусти, радости или тревоги, используя выразительные возможности линии, пятна, точки, штриха.

Выполнять иллюстрацию стихотворения при помощи туши и палочки, используя контраст чёрно-белых изображений.




Введение. Творческая папка художника. Знакомство с художественными материалами: гуашь, цветные и простой карандаши, фломастеры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага, пластилин. Форма хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка).

Рисунок на свободную тему любимым художественным цветным материалом отражает сферу интересов ученика. Обложка творческой папки или альбома для рисования - визитная карточка художника.

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, принимать план действий

Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома



2

Модуль «Введение в школьную жизнь»

Праздник «Посвящение в школьники»».


Урок-праздник

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.


Внимательно

слушать.

Не перебивать друг-

друга.


Применять установленные правила в планировании способа решения.


Выстраивать обще

групповые и

командные цели.


3-4



3-4

Художественные материалы. Многообразие цветов в природе.

Знакомство с основными видами изобразительного искусства, с особенностями профессий художника живописца, графика, скульптора, архитектора, дизайнера. Исследуют изобразительные возможности цветных художественных материалов: фломастеров, цветных карандашей, гуаши или пластилина при создании образа цветика-многоцветика, состоящего из основных (красного, синего, жёлтого) и составных (оранжевого, фиолетового, зелёного цветов)

Урок-исследование

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, принимать план действий

Положительное отношение к школе, к изучению изобразительного искусства.


5.



5

Мир природы дарит нам материалы для творчества

Рука - первый «инструмент» для получения изображения. Природа дарит художнику материалы для творчества: краски, уголь, цветная глина, ветки, камни.

Выразительность наскальных изображений руки (тёмное - на светлом, светлое - на тёмном).

Цветовой круг из осенних листьев. Тёплые цвета, напоминающие огонь, жаркое солнце. Холодные цвета, напоминающие лёд, снег, далёкие небесные просторы.

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывая свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение к школе, к изучению изобразительного искусства.


6.



6

Небесные переливы цвета


Природа-художница создаёт выразительные «небесные картины». Восход, закат, северное сияние, грозовые облака. Тёмные и светлые краски.

Выразительность акварельной техники «по-сырому». Приёмы работы акварельными красками по влажному листу.

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывая свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение к школе, к изучению изобразительного искусства.


7.



7

«Есть у солнца друг…»


Дары осени: фрукты, овощи, семена, ягоды, грибы и др. Природа щедро делится своими богатствами с человеком.

Сравнение природных форм: особенное и всеобщее в образе солнца и подсолнух (солнца и других цветов). Выразительные возможности техники обрывной аппликации: бархатистость обрывных краёв, неточность формы, примесь белого цвета во всех кусочках бумаги и др.

Выделение композиционного центра (крупное изображение в центре, мелкие и маленькие - по бокам; яркий цвет в центре, блёклые, неяркие - по бокам или др.).

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий

Положительное отношение к школе, к изучению изобразительного искусства.


8.



8

Капризы природы

Одухотворение природных явлений: дождь капризный, ветер могучий, снег коварный, пушистый и т.п. Выразительные картины природы: ветер, дождь, снег.

Выразительные свойства графических материалов: линия, точка, штрих, пятно.

Контраст светлого и тёмного - выразительное средство графики, «искусства чёрно-белого».

Книжная иллюстрация: выразительность графического изображения, выполненного тушью (перо, палочка), гелевой ручкой или др.

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий

Положительное отношение к школе, к изучению изобразительного искусства.


Художник и мир животных (8 ч.)

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Различать изобразительные возможности разных графических материалов.

Выполнять рисунок дикого животного, используя приёмы нанесения изображения плашмя, торцом и растиркой.

Выбирать элементарную композицию оформления рисунка (главный герой в центре и крупно).

Оценивать эстетическую выразительность наскальных рисунков.

Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись).

Оценивать выразительные свойства разных материалов с целью достижения замысла.

Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого.

Оценивать выразительность форм и цветового окраса обитателей подводного мира.

Выполнять композицию, используя контраст тёплых и холодных, светлых и тёмных цветов.

Использовать выразительные возможности смешанной техники: восковые мелки и акварель для достижения своего замысла.

Выделять особенное в изображении рыб через их характерную форму.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

Высказывать эмоциональные суждения о выразительности формы и окраса птиц.

Отражать характер птиц (гордый, внимательный, грустный, радостный и т.п.), используя выразительные возможности художественных материалов.

Оценивать выразительность иллюстраций с изображением птиц.

Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.

Сравнивать и выделять выразительные средства плоскостного и объёмного изображения.

Овладевать основами языка скульптуры, использовать объём для выражения своего замысла (сильный, слабый, большой, маленький).

Создавать индивидуально или в группе целостную многофигурную композицию, применяя разные приёмы лепки.

9.



9

Художник рисует диких зверей

Наскальные рисунки со сценами охоты - древнейшие следы художественной деятельности человека.

Белый мел, цветные глины и уголь - первые художественные материалы человека. Выразительность наскального рисунка.

Сангина, уголь, сепия, соусы, мел - графические материалы. Приёмы нанесения изображения плашмя, торцом, растиркой.

Методы изображения дикого животного одной линией и от пятна.

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывая свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение

к учению, к познавательной деятельности.


10.



10

Художник рисует домашних животных

Рисунки животных разными художественными материалами.

Название рисунка, отражает замысел автора: «Напуганный котёнок», « Внимательный кот», « Красный кот», «Казанский кот» и др.

Использование выразительных свойств материалов для передачи характера домашнего животного (грустный, весёлый, испуганный, хитрый и т.п.).

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение

к учению, к познавательной деятельности.


11.



11

«В аквариуме есть кусочек моря…»

Богатство природных форм подводного мира: рыба-бабочка, рыба-ёж, рыба-пила, морской конёк и др.

Разнообразие форм и окраски аквариумных рыб: золотая рыбка, вуалехвост, меченосец и др.

Выразительность смешанной техники: восковые мелки (масляная пастель или парафиновая свеча) и акварель в технике по-сырому.

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение

к учению, к познавательной деятельности.


12.



12

Художник рисует птиц

В природе существует большое многообразие птиц. Форма их тела, головы, крыльев и ног зависит от среды обитания.

Внешний вид птицы, её повадки способствовали созданию сказок, стихов, пословиц, поговорок, образных сравнений и аллегорий: орёл - царь, сова-мудрость, лебедь-преданность и др.

Приёмы изображения птиц одной линией, от пятна и поэлементно.

Рисунки птиц художников В.Ватагина, Е.Чарушина.

Урок-игра

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение

к учению, к познавательной деятельности.


13.



13

Букашки-таракашки

Иллюстрации разных художников к одному и тому же сюжету сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха».

Оригинальность замысла, индивидуальный изобразительный стиль художника.

Приёмы получения рельефного изображения из цветного пластилина.

Урок-игра

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение

к учению, к познавательной деятельности.


14.



14

У зверей тоже бывают мамы и папы

Образы зверей в творчестве художника-графика Е.Чарушина и художника-скульптора Б.Ефимова.

Объём - выразительное средство скульптуры.

Приёмы лепки: вытягивание из целого куска деталей и поэлементное соединение частей в целое.

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение

к учению, к познавательной деятельности.


15.



15

«Если б только мы умели понимать язык зверей…»

Красная книга. Животные родного края, занесённые в Красную книгу.

Уссурийский тигр - богатство нашей страны.

Изображение уссурийского тигра разными художниками

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение

к учению, к познавательной деятельности.


16.



16

Животные - наши соседи

Животные - символы Нового года. Книжные иллюстрации отражают основное содержание литературного текста, рассказывающего о повадках и поведении животных.

Маски животных. Приёмы изготовления масок, на основе маски «очки».

Урок-игра

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение

к учению, к познавательной деятельности.


Художник и мир человека (11 ч.)

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Видеть и отражать в рисунке характер деятельности художника через атрибуты профессии (краски на столе, кисти в банке, картины на стене и т.п.). Использовать выразительные возможности линейного рисунка (линия плавная, корявая).

Оценивать выразительность графического изображения человека.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выражать своё отношение к красоте родной природы, к традиционным занятиям жителей своего края, народным и государственным праздникам или др.

Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник).

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображена девочка.

Выбирать и использовать способы работы различными цветными художественными материалами для передачи замысла (весёлая девочка, девочка в нарядной шляпе, девочка с веснушками и др.).

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мальчик.

Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла (весёлый мальчик, мальчик с книгой, футбольным мячом, на фоне компьютера и др.).

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мужественный человек (пожарник, космонавт или др.). Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла (любимый папа, добрый дед, храбрый пожарный, спасатель, космонавт, футболист-чемпион или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Различать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, былинный жанр и др.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображёны русские богатыри - защитники отечества. Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла (любимый папа, добрый дед, храбрый пожарный, спасатель, космонавт, футболист-чемпион или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к маме или бабушке в суждениях и средствами изобразительного искусства. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (мама читает книгу, мамин добрый взгляд, мама на кухне, мама с пылесосом, бабушка поёт колыбельную, дарим маме цветы или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к членам своей семьи, используя цвет как средство передачи идеи благополучия, дружбы, любви. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (дружная семья на даче, семья на море, семья на кухне, семья смотрит телевизор или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.

Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное - на дальнем плане). Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Красный цвет - дороги нет!», «Пожарная машина спешит на тушение пожара», «Скорая помощь спешит к больному» или др.).

Передавать в самом общем виде форму и пропорции изображаемых машин.


17.



17

Ты-художник

Название рисунка отражает основную идею автора, его замысел.

Этикетаж: имя автора, возраст, класс, название рисунка.

Содержание рисунка «Я-художник»: атрибуты изобразительного искусства.

Выразительные свойства линии: плавная, корявая, непрерывная, прерывная.

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы

Воспринимать мнение других людей о математических явлениях.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.


Принимать и сохранять

учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и

одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,

операции.


Положительное отношение

к учению, к познавательной деятельности.


18.



18

Художник рисует родной край

Каждый народ - художник.

Выражение природного и национального своеобразия в изобразительном искусстве.

Выделение в рисунке главного средствами композиции: ближе - больше, дальше - меньше, первый, второй план при выполнении композиции «Как я провёл зимние каникулы», «У бабушки в деревне», «На даче», «Новогодняя ёлка», «Новогодний подарок», «Хоровод вокруг ёлки» или др.


Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы

Воспринимать мнение других людей о математических явлениях.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.


Принимать и сохранять

учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и

одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,

операции.


Положительное отношение

к учению, к познавательной деятельности.


19.



19

«Какие бывают девчонки.»

Портер. Автопортрет. «Глаза - зеркало души».

Выражение отношения к портретируемому через изображение крупных глаз, улыбку, красивую причёску и др.

Цвет как средство выражения в портрете: тёплый-холодный, нюансный-контрасный, светлый-тёмный.

Приёмы изображения портрета.

Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица.

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы

Воспринимать мнение других людей о математических явлениях.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.


Принимать и сохранять

учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и

одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,

операции.


Положительное отношение

к учению, к познавательной деятельности.


20.



20

«Какие бывают мальчишки.... »

Портер. Автопортрет. «Глаза - зеркало души».

Выражение отношения к портретируемому через изображение крупных глаз, улыбку и др.

Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.

Приёмы изображения портрета.

Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица.

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы

Воспринимать мнение других людей о математических явлениях.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.


Принимать и сохранять

учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и

одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,

операции.


Положительное отношение

к учению, к познавательной деятельности.


21.



21

Мужской портрет

Психологический портрет.

«Все профессии важны…».

Выражение отношения к портретируемому через композицию: крупные глаза, добрый, суровый, серьезный или уставший взгляд и др.

Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.

Приёмы изображения портрета.

Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица.

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы

Воспринимать мнение других людей о математических явлениях.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.


Принимать и сохранять

учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и

одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,

операции.


Положительное отношение

к учению, к познавательной деятельности.


22.



22

Былинные богатыри.

Героический и парадный портрет. Былинные герои. Ветераны - участники Великой Отечественной войны. Современные солдаты, моряки, пехотинцы, танкисты - защитники отечества.

Выражение отношения к портретируемым через изображение крупных глаз, добрый, суровый или уставший взгляд, широкие плечи, через военные атрибуты: оружие, доспехи, награды, знамёна и др.

Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.

Приёмы изображения человека во весь рост.

Учёт основных пропорций при изображении фигуры человека и лица.

Урок-игра

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы

Воспринимать мнение других людей о математических явлениях.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.


Принимать и сохранять

учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и

одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,

операции.


Положительное отношение

к учению, к познавательной деятельности.


23.



23

Рисуем маму


Сюжетная картина.

Выражение отношения к портретируемым через движение рук (мама моет, стирает, гладит и т.п.), через изображение важных деталей: посуда на кухне, пылесос, комнатные цветы или др.

Цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит.

Приёмы изображения человека во весь рост, учёт основных пропорций.

Урок-игра

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывая свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение к школе, к изучению изобразительного искусства.


24.



24

Моя семья


Сюжетная картина.

Выражение отношения к портретируемым через совместные дела, рукопожатие, улыбку, добрый взгляд или др.

Цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит.

Приёмы изображения человека в движении во весь рост.

Учёт основных пропорций при изображении фигуры человека и лица.

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывая свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение к школе, к изучению изобразительного искусства.


25.



25

Знаменитые скульптуры.

Скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» В.Мухиной.

Передача движения в объёме.

Приёмы лепки человека во весь рост, учёт основных пропорций при изображении фигуры человека в объёме.

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывая свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение к школе, к изучению изобразительного искусства.


26.



26

Транспорт на улицах


Пассажирский транспорт: автобусы, легковые машины разных марок, трамвай, троллейбус, маршрутное такси и др.

Городской транспорт: машина скорой помощи, пожарная машина, полицейская машина и др.

Выделение в рисунке главного средствами композиции: ближе - больше, дальше - меньше, первый, второй план при выполнении композиции «Машины и пешеходы у светофора».


Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывая свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение к школе, к изучению изобразительного искусства.


27.



27

Фантастический транспорт

Не существующий транспорт.

Машины будущего.

Выделение в рисунке главного средствами композиции: ближе - больше, дальше - меньше, первый, второй план при выполнении композиции


Урок-игра

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывая свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение к школе, к изучению изобразительного искусства.


Художник и мир искусства (6 ч.)

Характеристика основных видов деятельности учащихся Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, книжная графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении буквицы. Выбирать и использовать способы работы цветными фломастера Участвовать в обсуждении выразительных средств техники монотипии. Выбирать и использовать способы работы в технике монотипия для оформления замысла: нежные музыка и цвет, ласковая музыка и цвет, тревожная музыка и цвет и т.п.

Выражать отношение к объекту изображения через цвет.ми для передачи замысла («Моя буква», «Мамина буква» или др.). Высказывать эмоциональные суждения о цирковом представлении с участием животных и людей. Выражать своё отношение к пластичности животных их ловкости и умению выполнять трюки. Передавать в рисунке состояние радости, праздника, загадочности, используя выразительные возможности цветового контраста. Выполнять изображение животного или человека в движении, используя элементарные законы композиции: загораживание, выделение первого плана.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Различать основные виды и жанры изобразительного искусства.

Выражать своё отношение к произведениям изобразительного искусства, хранящимся в Государственной Третьяковской галерее. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла (я в залах музея, я учусь в первом классе, я иду в школу, на перемене, на уроке или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.


28.



28

В мире книг

Книга - источник знаний.

Буквица - первая буква на странице. Красная буква - красивая буква.

Образное решение буквицы, раскрывающее замысел автора.

Тёплые и холодные цвета. Контраст светлых и тёмных цветов.

ОНЗ

Понимать

информацию, представленную в

изобразительной, схематичной, модельной форме.


Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою

точку зрения.


Контролировать процесс и

результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.


Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.


29.



29

Музыка цвета

Весёлые и грустные цвета. Весёлая и грустная музыка.

Искусство мульпипликации.

Техники кляксография и монотипия: приёмы получения цветных «музыкальных» пятен.

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывая свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение к школе, к изучению изобразительного искусства.


30.



30

Театр теней

Театр - синтез слова, музыки и изображения.

Выразительность теневого силуэта.

Техника кляксография: приёмы нанесения клякс на лист бумаги, сложенный пополам, получение симметричных оттисков.

Урок-игра

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывая свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение к школе, к изучению изобразительного искусства.


31.



31

Цирковое представление

Цирковое представление - это всегда чудо.

Люди и животные, выполняющие трюки на цирковой арене: акробаты, фокусники, дрессировщики и т.п.

Цвет - средство выражения, помогающее художникам передать настроение таинственности, настороженности, праздничности или др. Контраст светлых и тёмных цветов.

Элементарные приёмы изображения животных в движении (поднятая лапа, хобот и др.).

Основы композиционного построения изображений: ближе - больше, дальше -меньше, первый и второй изобразительный план.

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывая свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение к школе, к изучению изобразительного искусства.


32.



32

Планетарий

Первый планетарий в России был открыт в Москве (1929).

В планетариях читаются лекции по астрономии и космонавтике, сопровождающиеся показом искусственного звёздного неба на полусферическом экране-куполе и др.

Планеты солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Первый искусственный спутник земли.

Первые животные-космонавты: Белка и Стрелка.

Первый космонавт планеты - Ю.Гагарин.

ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывая свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение к школе, к изучению изобразительного искусства.


33.



33

В мире музея

Москва-город музей

Государственная Третьяковская галерея


Музей декоративно-прикладного искусства.

Представления о строении мира в древние времена. Три царства: небесное, земное и подводно-подземное.

Пасхальное яйцо.

Элементы декоративного узора и их символическое значение: линия, круг, спираль, звезда и др. Москва - столица Российской Федерации - город музей.

Памятники архитектуры Красной площади.

Московский Кремль (деревянный, белокаменный, кирпичный).


ОНЗ

Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывая свои пути решения проблемы

Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения

Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Положительное отношение к школе, к изучению изобразительного искусства.







  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


УМК для учащихся:

  1. Учебник. Изобразительное искусство 1 класс. Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В - Москва «Яхонт», Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

Для учителя:
  1. Учебник. Изобразительное искусство 1 класс. Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В - Москва «Яхонт», Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
  2. Творческая папка 1 класс. Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В - Москва. «Яхонт», Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
  3. Копцева Т. А., Копцев В. П., Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век



  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.

В основе системы оценивания образовательной системы «Гармония» лежат принципы: - ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных), при этом оценка личностных результатов должна отвечать этическим принципам охраны прав личности и конфиденциальности, то есть осуществляться в форме, не представляющей угрозы личности, её психологической безопасности и эмоциональному статусу; - взаимосвязи системы оценки и образовательного процесса; - единства критериальной и содержательной базы внутренней и внешней оценки (внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами; внутренняя - самой школой - учениками, педагогами, администрацией); - участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки и предоставляют возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, а также способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
В зависимости от этапа обучения в образовательной системе «Гармония» используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание. Достижение метапредметных результатов обеспечивается основными компонентами образовательного процесса - учебными предметами, представленными в инвариантной части базового плана. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур: - с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий (См.: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова - М.: 2008); - при анализе выполнения проверочных заданий по изобразительному искусству, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений. В методическом оснащении образовательной системы «Гармония» такие задания представлены в контрольных и тестовых заданиях по всем учебным предметам. (См. раздел в ООП - Программы отдельных учебных предметов). Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе. Достижение метапредметных результатов может проявляться и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием. Эффективной формой оценивания динамики учебных достижений учащихся начальных классов является портфолио - коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. (Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11-13.)














© 2010-2022