Рабочая программа объединения по интересам Расти здоровым

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Копотиловская начальная общеобразовательная школа -филиал МАОУ Казанская средняя общеобразовательная школа


Согласовано

Заместитель директора

школы по УВР


Пешнёвской ООШ- филиала МАОУ Казанская СОШ



___________Г.Г.Кошукова


28.08.2015 г.

Утверждено


приказом №49/1


от 29.08.2015 г.


Директор МАОУ Казанская СОШ


_____________Собянина О.А.






Рабочая программа

объединения по интересам «Расти здоровым»














Учитель начальных классов:

Н.Л. Созонова



Срок реализации: 2015-2016 учебный год


Визитная карточка


  1. Направление: спортивно- оздоровительное
  2. Форма проведения: объединение по интересам «Расти здоровым»
  3. Участники:

Учитель начальных классов Н. Л. Созонова

Образование: высшее ( ИГПИ им. П. П. Ершова по специальности

«педагогика и методика начального образования»)


Учащиеся 3 класса
Учащиеся 4 класса
4. Количество участников: 15 учащихся 5. Сроки реализации: с 1 сентября 2015 года по 29 мая 2016 года 6. Адрес: д. Копотилово, ул. Центральная, 24 7.Телефон: 2 -11-73

I. Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Расти здоровым» для 2,4 классов разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения Н. Я. Дмитриевой, К.А. Семёновой и на основе Сборника программ внеурочной деятельности под ред. Н.Ф. Виноградовой ,; Начальная школа 21 века, 1-4 классы, М.: Издательский цент «Вентана-граф», 2011г. и учебного издания «Программы внеурочной деятельности»,; система Л.В. Занкова, сост. Е.Н. Петрова,; ООО Издательство «Учебная литература», 2012г. Здоровье - важнейшая ценность человеческой жизни. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Важно с детских лет сформировать у ребёнка понимание необходимости соблюдения здорового образа жизни, желание заботиться о своём здоровье и его сохранении. Решающую роль в этом может сыграть школа. Именно от подхода школы и педагогов к проблемам сохранения и укрепления здоровья детей зависит формирование у учащихся целостного представления о здоровье как о триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно- нравственного. Сегодня в школе значительное место отводится здоровьесберегающим технологиям. Здоровье будущего поколения и всего общества напрямую связано с сохранением экологии детства. Физические и психологические нагрузки, ведущие к переутомлению, малоподвижность современного ребёнка на уроке, переменах и даже в свободное время, смещение приоритетов от собственно детской игровой культуры (ролевые, подвижные, командные игры) к виртуальной сфере стали такими распространенными явлениями, что многие смирились с ними как с неизбежным следствием особенностей современной жизни. Спортивно - оздоровительное направление внеурочной деятельности имеет множество аспектов и призвано повлиять на сложившуюся ситуацию.

Данная программа ставит цель:
- формирование первоначального представления детей об элементарных нормах здорового образа жизни, а также расширение рамок учебных курсов «Окружающий мир», «Физическая культура» в аспекте понимания экологии природы и человека.

Задачи:

- формировать представления об основных факторах и «законах» здоровья, взаимовлиянии природы и человека друг на друга;

- подвести учащихся к пониманию особенностей организма человека и его возможностей;

- воспитывать бережное отношение к здоровью и понимание необходимости ведения здорового образа жизни;

- формировать компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности.

Представленная программа курса «Расти здоровым» включает два раздела:

  • «В гармонии с окружающим миром»

  • «Законы здоровья»

В процессе изучения первого раздела дети расширяют свой кругозор, узнают о глобальных проблемах современности, таких как урбанизация, ухудшение экологической ситуации, учатся понимать связи между своими действиями и здоровьем - своим и окружающих, начинают осознавать ответственность за свой образ жизни.

Содержание второго раздела нацелено на ознакомление детей с собственным организмом и оптимальными путями укрепления своего здоровья. На внеклассных занятиях учащиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное - практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить своё здоровье.

Предлагаемая программа выполняет не только просветительскую, воспитательную функцию, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепляется практическими заданиями, повышающими самоорганизацию школьников.

В целом изучение курса «Расти здоровым» в интересной и занимательной форме позволяет обратить внимание ребёнка на своё здоровье, научить его заботиться о своём организме, сформировать привычку к занятиям спортом, активному досугу, привить внимательное отношение к природе, окружающему миру, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях.

Объём программы.

Программа рассчитана на учащихся 3,4-ых классов. 2 часа в неделю, 68 часов в год.


II. Содержание программы


  1. Бесценный дар природы. Что такое здоровье? Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни. Необходимость укреплять своё здоровье, заботиться о нём, умение оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим, не навредить своему организму.

  2. Знаешь ли ты себя? Мы все разные. Взрослые и дети. Мальчики и девочки. Правши и левши. Четыре темперамента. Определение типа темперамента. Как мы познаём мир. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Мозг - командный пункт организма. Как беречь нервную систему. Память человека. Упражнения для укрепления памяти, внимания.

  3. Красивое и сильное тело. Чудо человеческого тела. Как устроен человек. Определение роста, массы тела, соотношение этих показателей. Осанка. Укрепление и тренировка мышц.

  4. Режим дня. Зачем школьникам режим. Необходимость придерживаться чёткого ритма жизни. Режим. Мой идеальный распорядок дня. Сон. Норма сна. Помещение для сна.

  5. Доброе утро! Спокойной ночи! Различные упражнения для пробуждения организма, укрепления мышц, развития ловкости и координации, быстроты и выносливости. Гигиена сна, подготовка ко сну.

  6. «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» Утренние и вечерние гигиенические процедуры.

  7. «…И зубной порошок!» Как правильно чистить зубы. Строение зуба: эмаль, нервы, кровеносные сосуды. Молочные и коренные зубы. Кариес.

  8. Кожа - зеркало здоровья. Самый большой орган - кожа (эпидермис). Волосы, ногти - особые образования кожи. Правила ухода за кожей. Помощь при ожогах, порезах, царапинах.

  9. Дышим полной грудью. Дыхание и подвижность, кислородное голодание. Зависимость объёма лёгких от развития грудной клетки. Пыль. Вредные привычки: курение. Дыхательная гимнастика.

  10. Какой должна быть наша пища. Что мы едим. Правильное питание. Разнообразие пищи. Особенности питания людей разных национальностей. Витамины. Составление меню. Что такое состав и срок годности.

  11. По ту сторону микроскопа. Целый мир в одной капле воды. Мир вирусов и бактерий. Вирусные заболевания. Полезные и вредные бактерии.

  12. Берегите сердце. Сердцебиение. Пульс. Что нужно знать о своей крови. Кровообращение. Группа крови. Доноры. Первая помощь при кровотечении из носа.

  13. Наши незаменимые помощники. Зрение. Строение глаза. Диагностика зрения. Цвет и настроение. Гигиена рабочего места. Упражнения для снятия усталости глаз.

  14. Чище, краше, лучше! Игры, которые развивают силу, выносливость. Викторина по пройденному материалу.

  15. Держи голову в холоде…, а ноги в тепле. Как организм реагирует на тепло и холод. Одежда по погоде. Измерение температуры. Нормальная температура тела человека. Инфекционные и простудные заболевания. Что нужно знать о гриппе.

  16. Наш защитник иммунитет. Защитные силы организма. Микробы и лейкоциты. Иммунитет. Прививки, вакцинация.

  17. Айболит спешит на помощь. Травмы. Последствия от травм. Отравления. Кровотечения. Солнечный удар. Аллергия.

  18. Вот, ребята, йод и вата!.. Правила оказания первой помощи. Учимся на практике оказывать первую помощь при ушибах, вывихах. Вызов скорой помощи.

  19. Силачи и геркулесы (занятие - обобщение). Рост и взросление. Акселерация. Спорт и олимпийские игры. Определяем объём бицепса, утомляемость мышц.


  1. Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема занятия.


Кол-во

часов


Виды деятельности.

02.09

04.09

1,2 Бесценный дар природы.

2

Пропедевтическая беседа. КТД - создание словаря пословиц, поговорок, изречений о здоровье.

09.09

11.09

3,4 Что такое здоровье?

2

16.09

18.09

5,6 Знаешь ли ты себя?

2

Беседа, упражнения для укрепления памяти, внимания, мышления

23.09

25.09

30.09

7-9 Красивое и сильное тело

Русская народная игра «У медведя во бору»

3

Беседа, работа в группе: формулировка правил сохранения хорошей осанки, разработка комплекса упражнений.

02.10

07.10

10,11Режим дня. Зачем школьникам режим?

2

Работа в группе: составление индивидуальной памятки «Мой распорядок дня»

09.10

14.10

16.10

12-14 Доброе утро! Спокойной ночи!

Русская народная игра «Филин и пташка».

3

Подбор комплекса; подвижные игры; сочинение песенки о трудолюбии или об отдыхе. упражнений утренней гимнастики с учётом индивидуальных потребностей

21.10

23.10

28.10

15-17 Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!

Русская народная игра «Кот и мышь».

3

Беседа, КТД: конкурс плакатов на тему занятия

30.10

11.11

18-19 … И зубной порошок!

2

Беседа с приглашение врача. Обсуждение правил гигиены.

13.11

18.11

20.11

20-22 Кожа - зеркало здоровья

Русская народная игра «Блуждающий мяч».

3

Исследование своего организма, подвижные игры. Лабораторная работа.

25.11

27.11

23-24 Дышим полной грудью

2

Беседа, подвижные игры, дыхательные упражнения.

02.12

04.12

09.12

25-27 Какой должна быть наша пища

Эстафета «Озорные мячики»

3

Доклады детей о здоровом питании, экскурсия в школьную столовую

11.12

16.12

28-29 По ту сторону микроскопа

2

Беседа, лабораторная работа

18.12

23.12

30-31 Берегите сердце

2

Беседа, измерение пульса, рассматривание капли крови через микроскоп, подвижные игры

25.12

13.01

32-33 Наши незаменимые помощники

2

Беседа, разработка упражнений для тренировки глазных мышц.

15.01

20.01

22.01

34-36 Чище, краше, лучше!

Игра с мячом «Охотники и утки».

3

Спартакиада, викторина. Юморина

27.01

29.01

03.02

37-39 Держи голову в холоде…а ноги в тепле.

Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель».

3

Беседа, работа в группе: измерение температуры тела, приготовление компресса.

05.02

10.02

12.02

40-42 Наш защитник иммунитет

Игра «Белки, волки, лисы».

3

Беседа, экскурсия в медицинский кабинет

17.02

19.02

43-44 Айболит спешит на помощь

2

Беседа, работа в группе. Измерение давления

24.02

26.02

03.03

45-47 Вот, ребята, йод и вата!

Игра «Совушка».

3

Викторина. Отработка навыков оказания первой помощи

05.03

10.03

12.03

48-50 Наша среда обитания

Игра «Перемена мест»

3

Обсуждение темы: город, село, среда обитания

17.03

19.03

51-52 Школа светофорных наук

2

Беседа, викторина «Правила движения достойны уважения!»

31.03

02.04

53-54 Дом мой - моя крепость

2

Интервью у родителей, игры во дворе (любимый мой дворик)

07.04

09.04

55-56 Перед экраном телевизора

2

Презентации любимой телепередачи

14.04

16.04

57-58 Компьютер - не игрушка

2

Беседа о работе в кабинете информатики

21.04

23.04

59-60 Растение и человек

2

Работа в группах: сбор сведений о полезных растениях

28.04

30.04

61-62 Каким воздухом мы дышим

Игра «Прыгай через ров»

2

Командная игра, презентации детей по данной теме

05.05

07.05

63-64 Что будет, если мы не будем беречь природу

2

Круглый стол: «SOS»

12.05

14.05

65-66 Если стихия разбушевалась

Игры на свежем воздухе «Зоркий глаз»

2

Беседа, доклады детей

19.05

21.05

67-68 Силачи и геркулесы. Занятие - обобщение

2

Сообщения учащихся об Олимпийских играх, задания на самопроверку. КТД: наша копилка интересных фактов. Спортивный праздник



4. Планируемые результаты

Личностные УУД

У учащегося будут сформированы:


  • Общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;

  • Установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;

  • Способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

  • Чувство гордости отечественными спортивными достижениями;

  • Чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;

  • Основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и её совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение к красоте родной природы;

  • Уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;

  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • Представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.

Обучающийся получит возможность для формирования:


  • Интереса к различным видам физкультурно - спортивной и оздоровительной деятельности;

  • Устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в познавательной и досугово - игровой деятельности;

  • Осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;

  • Осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и поддержки партнёрам по играм, общению;

  • Начальных представлений о ценности и уникальности природного мира.


Метапредметные УУД


Обучающийся научится:

  • Понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего места;

  • Принимать и сохранять познавательные задачи, в т.ч. практические;

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации;

  • Осуществлять контроль за правилами выполнения оздоровительных действий;

  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

  • Вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;

  • Осуществлять поиск информации с использованием различных источников и запись выборочной информации об окружающем мире и о себе;

  • Осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;

  • Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;

  • Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • Разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнёров по команде;

  • Отстаивать своё мнение, формулируя собственную позицию;

  • Контролировать свои действия в коллективной работе;

  • Соблюдать правила взаимодействия с игроками;

  • Во время подвижных игр учитывать реакцию партнёра на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;

  • Осуществлять контроль физического развития, используя тесты для определения уровня развития физических и психических качеств;

  • Проводить самоанализ выполняемых заданий и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • Характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;

  • Учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать деятельность, несмотря на различия во мнениях;

  • Точно и полно передавать партнёру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности.


Литература:


  1. Сборник программ внеурочной деятельности под ред. Н.Ф. Виноградовой,; Начальная школа 21 века, 1-4 классы, М.: Издательский цент «Вентана-граф», 2011г.
  2. Учебное издание «Программы внеурочной деятельности»,; система Л.В. Занкова, сост. Е.Н. Петрова,; ООО Издательство «Учебная литература», 2012г.
  3. Барканов СВ. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос, 2001.
  4. Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школь­никами оздоровительной физической культурой, спортом и туриз­мом, 1993.
  5. Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культу­ра, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 1990.
  6. Журнал «Практика» (№ 4/2004 г.).

  7. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985.

  8. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.
  9. Железняк Ю.Д. Волейбол в школе, 1989.

  10. Игнатьева В.Я. Гандбол: Пособие для институтов. Образовательные программы и методические материалы для реализации третьего до­полнительного и урока физической культуры / Под ред. к.б.и. Э.И.Абрамова/Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2005.


  1. Константинов Ю.С. Туристическая игротека. Учебно-методическое пособие /Владос, 2000 г./физической культуры, 1983.
  2. Клусов Н.П. Ручной мяч в школе. Пособие для учителей, 1986 г. Программа физического воспитания с оздоровительной направлен­ностью для учащихся 1 - 9-х классов общеобразовательных школ Курганской области /Под ред. Л.З. Штода /Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курган­ской области. - Курган. 2004.
  3. Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986.
  4. Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998.

  5. Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/, Москва, 1997.
  6. Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое посо­бие / Пягай Л.П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. - Тобольск, 2003.
  7. Физическая культура для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе /Под ред. И.Д. Романовой / "Просвещение". - М., 1979.
  8. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика, 1989.
  9. Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики, 1992 г и др.
  10. Газета «Спорт в школе», журнал «Физкультура в школе» (1997-2005).


© 2010-2022