- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа объединения по интересам Расти здоровым
Рабочая программа объединения по интересам Расти здоровым
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Созонова Н.Л. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Копотиловская начальная общеобразовательная школа -филиал МАОУ Казанская средняя общеобразовательная школа
-
Согласовано
Заместитель директора
школы по УВР
Пешнёвской ООШ- филиала МАОУ Казанская СОШ
___________Г.Г.Кошукова
28.08.2015 г.
Утверждено
приказом №49/1
от 29.08.2015 г.
Директор МАОУ Казанская СОШ
_____________Собянина О.А.
Рабочая программа
объединения по интересам «Расти здоровым»
Учитель начальных классов:
Н.Л. Созонова
Срок реализации: 2015-2016 учебный год
Визитная карточка
- Направление: спортивно- оздоровительное
- Форма проведения: объединение по интересам «Расти здоровым»
-
Участники:
Учитель начальных классов Н. Л. Созонова
Образование: высшее ( ИГПИ им. П. П. Ершова по специальности
«педагогика и методика начального образования»)
Учащиеся 3 класса
Учащиеся 4 класса
4. Количество участников: 15 учащихся 5. Сроки реализации: с 1 сентября 2015 года по 29 мая 2016 года 6. Адрес: д. Копотилово, ул. Центральная, 24 7.Телефон: 2 -11-73
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Расти здоровым» для 2,4 классов разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения Н. Я. Дмитриевой, К.А. Семёновой и на основе Сборника программ внеурочной деятельности под ред. Н.Ф. Виноградовой ,; Начальная школа 21 века, 1-4 классы, М.: Издательский цент «Вентана-граф», 2011г. и учебного издания «Программы внеурочной деятельности»,; система Л.В. Занкова, сост. Е.Н. Петрова,; ООО Издательство «Учебная литература», 2012г. Здоровье - важнейшая ценность человеческой жизни. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Важно с детских лет сформировать у ребёнка понимание необходимости соблюдения здорового образа жизни, желание заботиться о своём здоровье и его сохранении. Решающую роль в этом может сыграть школа. Именно от подхода школы и педагогов к проблемам сохранения и укрепления здоровья детей зависит формирование у учащихся целостного представления о здоровье как о триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно- нравственного. Сегодня в школе значительное место отводится здоровьесберегающим технологиям. Здоровье будущего поколения и всего общества напрямую связано с сохранением экологии детства. Физические и психологические нагрузки, ведущие к переутомлению, малоподвижность современного ребёнка на уроке, переменах и даже в свободное время, смещение приоритетов от собственно детской игровой культуры (ролевые, подвижные, командные игры) к виртуальной сфере стали такими распространенными явлениями, что многие смирились с ними как с неизбежным следствием особенностей современной жизни. Спортивно - оздоровительное направление внеурочной деятельности имеет множество аспектов и призвано повлиять на сложившуюся ситуацию.
Данная программа ставит цель:
- формирование первоначального представления детей об элементарных нормах здорового образа жизни, а также расширение рамок учебных курсов «Окружающий мир», «Физическая культура» в аспекте понимания экологии природы и человека.
Задачи:
- формировать представления об основных факторах и «законах» здоровья, взаимовлиянии природы и человека друг на друга;
- подвести учащихся к пониманию особенностей организма человека и его возможностей;
- воспитывать бережное отношение к здоровью и понимание необходимости ведения здорового образа жизни;
- формировать компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности.
Представленная программа курса «Расти здоровым» включает два раздела:
-
«В гармонии с окружающим миром»
-
«Законы здоровья»
В процессе изучения первого раздела дети расширяют свой кругозор, узнают о глобальных проблемах современности, таких как урбанизация, ухудшение экологической ситуации, учатся понимать связи между своими действиями и здоровьем - своим и окружающих, начинают осознавать ответственность за свой образ жизни.
Содержание второго раздела нацелено на ознакомление детей с собственным организмом и оптимальными путями укрепления своего здоровья. На внеклассных занятиях учащиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное - практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить своё здоровье.
Предлагаемая программа выполняет не только просветительскую, воспитательную функцию, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепляется практическими заданиями, повышающими самоорганизацию школьников.
В целом изучение курса «Расти здоровым» в интересной и занимательной форме позволяет обратить внимание ребёнка на своё здоровье, научить его заботиться о своём организме, сформировать привычку к занятиям спортом, активному досугу, привить внимательное отношение к природе, окружающему миру, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях.
Объём программы.
Программа рассчитана на учащихся 3,4-ых классов. 2 часа в неделю, 68 часов в год.
II. Содержание программы
-
Бесценный дар природы. Что такое здоровье? Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни. Необходимость укреплять своё здоровье, заботиться о нём, умение оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим, не навредить своему организму.
-
Знаешь ли ты себя? Мы все разные. Взрослые и дети. Мальчики и девочки. Правши и левши. Четыре темперамента. Определение типа темперамента. Как мы познаём мир. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Мозг - командный пункт организма. Как беречь нервную систему. Память человека. Упражнения для укрепления памяти, внимания.
-
Красивое и сильное тело. Чудо человеческого тела. Как устроен человек. Определение роста, массы тела, соотношение этих показателей. Осанка. Укрепление и тренировка мышц.
-
Режим дня. Зачем школьникам режим. Необходимость придерживаться чёткого ритма жизни. Режим. Мой идеальный распорядок дня. Сон. Норма сна. Помещение для сна.
-
Доброе утро! Спокойной ночи! Различные упражнения для пробуждения организма, укрепления мышц, развития ловкости и координации, быстроты и выносливости. Гигиена сна, подготовка ко сну.
-
«Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» Утренние и вечерние гигиенические процедуры.
-
«…И зубной порошок!» Как правильно чистить зубы. Строение зуба: эмаль, нервы, кровеносные сосуды. Молочные и коренные зубы. Кариес.
-
Кожа - зеркало здоровья. Самый большой орган - кожа (эпидермис). Волосы, ногти - особые образования кожи. Правила ухода за кожей. Помощь при ожогах, порезах, царапинах.
-
Дышим полной грудью. Дыхание и подвижность, кислородное голодание. Зависимость объёма лёгких от развития грудной клетки. Пыль. Вредные привычки: курение. Дыхательная гимнастика.
-
Какой должна быть наша пища. Что мы едим. Правильное питание. Разнообразие пищи. Особенности питания людей разных национальностей. Витамины. Составление меню. Что такое состав и срок годности.
-
По ту сторону микроскопа. Целый мир в одной капле воды. Мир вирусов и бактерий. Вирусные заболевания. Полезные и вредные бактерии.
-
Берегите сердце. Сердцебиение. Пульс. Что нужно знать о своей крови. Кровообращение. Группа крови. Доноры. Первая помощь при кровотечении из носа.
-
Наши незаменимые помощники. Зрение. Строение глаза. Диагностика зрения. Цвет и настроение. Гигиена рабочего места. Упражнения для снятия усталости глаз.
-
Чище, краше, лучше! Игры, которые развивают силу, выносливость. Викторина по пройденному материалу.
-
Держи голову в холоде…, а ноги в тепле. Как организм реагирует на тепло и холод. Одежда по погоде. Измерение температуры. Нормальная температура тела человека. Инфекционные и простудные заболевания. Что нужно знать о гриппе.
-
Наш защитник иммунитет. Защитные силы организма. Микробы и лейкоциты. Иммунитет. Прививки, вакцинация.
-
Айболит спешит на помощь. Травмы. Последствия от травм. Отравления. Кровотечения. Солнечный удар. Аллергия.
-
Вот, ребята, йод и вата!.. Правила оказания первой помощи. Учимся на практике оказывать первую помощь при ушибах, вывихах. Вызов скорой помощи.
-
Силачи и геркулесы (занятие - обобщение). Рост и взросление. Акселерация. Спорт и олимпийские игры. Определяем объём бицепса, утомляемость мышц.
-
Календарно-тематическое планирование
Дата
Тема занятия.
Кол-во
часов
Виды деятельности.
02.09
04.09
1,2 Бесценный дар природы.
2
Пропедевтическая беседа. КТД - создание словаря пословиц, поговорок, изречений о здоровье.
09.09
11.09
3,4 Что такое здоровье?
2
16.09
18.09
5,6 Знаешь ли ты себя?
2
Беседа, упражнения для укрепления памяти, внимания, мышления
23.09
25.09
30.09
7-9 Красивое и сильное тело
Русская народная игра «У медведя во бору»
3
Беседа, работа в группе: формулировка правил сохранения хорошей осанки, разработка комплекса упражнений.
02.10
07.10
10,11Режим дня. Зачем школьникам режим?
2
Работа в группе: составление индивидуальной памятки «Мой распорядок дня»
09.10
14.10
16.10
12-14 Доброе утро! Спокойной ночи!
Русская народная игра «Филин и пташка».
3
Подбор комплекса; подвижные игры; сочинение песенки о трудолюбии или об отдыхе. упражнений утренней гимнастики с учётом индивидуальных потребностей
21.10
23.10
28.10
15-17 Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!
Русская народная игра «Кот и мышь».
3
Беседа, КТД: конкурс плакатов на тему занятия
30.10
11.11
18-19 … И зубной порошок!
2
Беседа с приглашение врача. Обсуждение правил гигиены.
13.11
18.11
20.11
20-22 Кожа - зеркало здоровья
Русская народная игра «Блуждающий мяч».
3
Исследование своего организма, подвижные игры. Лабораторная работа.
25.11
27.11
23-24 Дышим полной грудью
2
Беседа, подвижные игры, дыхательные упражнения.
02.12
04.12
09.12
25-27 Какой должна быть наша пища
Эстафета «Озорные мячики»
3
Доклады детей о здоровом питании, экскурсия в школьную столовую
11.12
16.12
28-29 По ту сторону микроскопа
2
Беседа, лабораторная работа
18.12
23.12
30-31 Берегите сердце
2
Беседа, измерение пульса, рассматривание капли крови через микроскоп, подвижные игры
25.12
13.01
32-33 Наши незаменимые помощники
2
Беседа, разработка упражнений для тренировки глазных мышц.
15.01
20.01
22.01
34-36 Чище, краше, лучше!
Игра с мячом «Охотники и утки».
3
Спартакиада, викторина. Юморина
27.01
29.01
03.02
37-39 Держи голову в холоде…а ноги в тепле.
Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель».
3
Беседа, работа в группе: измерение температуры тела, приготовление компресса.
05.02
10.02
12.02
40-42 Наш защитник иммунитет
Игра «Белки, волки, лисы».
3
Беседа, экскурсия в медицинский кабинет
17.02
19.02
43-44 Айболит спешит на помощь
2
Беседа, работа в группе. Измерение давления
24.02
26.02
03.03
45-47 Вот, ребята, йод и вата!
Игра «Совушка».
3
Викторина. Отработка навыков оказания первой помощи
05.03
10.03
12.03
48-50 Наша среда обитания
Игра «Перемена мест»
3
Обсуждение темы: город, село, среда обитания
17.03
19.03
51-52 Школа светофорных наук
2
Беседа, викторина «Правила движения достойны уважения!»
31.03
02.04
53-54 Дом мой - моя крепость
2
Интервью у родителей, игры во дворе (любимый мой дворик)
07.04
09.04
55-56 Перед экраном телевизора
2
Презентации любимой телепередачи
14.04
16.04
57-58 Компьютер - не игрушка
2
Беседа о работе в кабинете информатики
21.04
23.04
59-60 Растение и человек
2
Работа в группах: сбор сведений о полезных растениях
28.04
30.04
61-62 Каким воздухом мы дышим
Игра «Прыгай через ров»
2
Командная игра, презентации детей по данной теме
05.05
07.05
63-64 Что будет, если мы не будем беречь природу
2
Круглый стол: «SOS»
12.05
14.05
65-66 Если стихия разбушевалась
Игры на свежем воздухе «Зоркий глаз»
2
Беседа, доклады детей
19.05
21.05
67-68 Силачи и геркулесы. Занятие - обобщение
2
Сообщения учащихся об Олимпийских играх, задания на самопроверку. КТД: наша копилка интересных фактов. Спортивный праздник
4. Планируемые результаты
Личностные УУД
У учащегося будут сформированы:
-
Общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;
-
Установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;
-
Способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;
-
Чувство гордости отечественными спортивными достижениями;
-
Чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;
-
Основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и её совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение к красоте родной природы;
-
Уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;
-
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-
Представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
Интереса к различным видам физкультурно - спортивной и оздоровительной деятельности;
-
Устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в познавательной и досугово - игровой деятельности;
-
Осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;
-
Осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и поддержки партнёрам по играм, общению;
-
Начальных представлений о ценности и уникальности природного мира.
Метапредметные УУД
Обучающийся научится:
-
Понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего места;
-
Принимать и сохранять познавательные задачи, в т.ч. практические;
-
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации;
-
Осуществлять контроль за правилами выполнения оздоровительных действий;
-
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
-
Вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
-
Осуществлять поиск информации с использованием различных источников и запись выборочной информации об окружающем мире и о себе;
-
Осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;
-
Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
-
Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-
Разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнёров по команде;
-
Отстаивать своё мнение, формулируя собственную позицию;
-
Контролировать свои действия в коллективной работе;
-
Соблюдать правила взаимодействия с игроками;
-
Во время подвижных игр учитывать реакцию партнёра на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
Вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;
-
Осуществлять контроль физического развития, используя тесты для определения уровня развития физических и психических качеств;
-
Проводить самоанализ выполняемых заданий и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;
-
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-
Характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
-
Учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать деятельность, несмотря на различия во мнениях;
-
Точно и полно передавать партнёру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности.
Литература:
- Сборник программ внеурочной деятельности под ред. Н.Ф. Виноградовой,; Начальная школа 21 века, 1-4 классы, М.: Издательский цент «Вентана-граф», 2011г.
- Учебное издание «Программы внеурочной деятельности»,; система Л.В. Занкова, сост. Е.Н. Петрова,; ООО Издательство «Учебная литература», 2012г.
- Барканов СВ. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос, 2001.
- Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993.
- Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 1990.
-
Журнал «Практика» (№ 4/2004 г.).
-
Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985.
- Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.
-
Железняк Ю.Д. Волейбол в школе, 1989.
- Игнатьева В.Я. Гандбол: Пособие для институтов. Образовательные программы и методические материалы для реализации третьего дополнительного и урока физической культуры / Под ред. к.б.и. Э.И.Абрамова/Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2005.
- Константинов Ю.С. Туристическая игротека. Учебно-методическое пособие /Владос, 2000 г./физической культуры, 1983.
- Клусов Н.П. Ручной мяч в школе. Пособие для учителей, 1986 г. Программа физического воспитания с оздоровительной направленностью для учащихся 1 - 9-х классов общеобразовательных школ Курганской области /Под ред. Л.З. Штода /Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган. 2004.
- Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986.
-
Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998.
- Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/, Москва, 1997.
- Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие / Пягай Л.П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. - Тобольск, 2003.
- Физическая культура для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе /Под ред. И.Д. Романовой / "Просвещение". - М., 1979.
- Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика, 1989.
- Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики, 1992 г и др.
-
Газета «Спорт в школе», журнал «Физкультура в школе» (1997-2005).