- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по литературному чтению Лента времени Эзоп. «Ворон и лисица». И. Крылов «Ворона и лисица» (3 класс)
Разработка урока по литературному чтению Лента времени Эзоп. «Ворон и лисица». И. Крылов «Ворона и лисица» (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Махалова Н.М. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литературное чтение 17.01.2014
Тема: Лента времени Эзоп. «Ворон и лисица». И. Крылов «Ворона и лисица».
Цели: учить понимать смысл басен Эзопа и специфику басни вообще; сравнивать две басни, в которых рассказана одна и та же история; формировать умения и навыки учебного труда: работать с книгой, словарем; воспитывать ответственность за свои действия и поступки.
УУД: Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
П. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Р. План-вать свои действия в соот-вии с поставленной задачей и условиями её реализации.
К. Использовать речь для регуляции своего действия, умение работать в паре, уважать мнение других.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карточки с заданиями, проектор, компьютерная презентация, выставка книг по теме урока, иллюстрауии.
Литература: учебник «Литературное чтение» 3 класс Н.А. Чуракова, ТПО по лит. чтению, поурочные разработки по лит. чтению В.В. Захарова.
Ход урока
Структура урока и деятельность учителя
Время (мин)
Деятельность учащихся
УУД
1) Организационный момент
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку
1
проверяют готовность к уроку
2) Речевая разминка.
- Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем наращивая темп чтения:
Проворонила ворона вороненка (Слайд 1)
3
-читают скороговорку
Р.:- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
3) Актуализация знаний (проверка домашнего задания)
Организовывает выборочное чтение (Слайд 2)
4 чел-ка отвечают на вопросы по карточкам письменно ( Звонарева Е., Мельникова М., Верховой А., Юзбашян А. )
-отвечают на вопросы
-работают по карточкам
Р.:- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
4) Целеполагание и мотивация (работа в группах)
- Прочитайте слова, записанные на карточках. Составы пары связанных между собой слов
- Какие пары у вас получились? (Сказка - сказочник; стихотворение - поэт; рассказ - писатель.)
- Какое слово осталось без пары? Продолжите закономерность. (Басня - баснописец.)
- С каким баснописцем мы уже познакомились? (С Эзопом)
- Что о нем узнали?
- Известны ли вам другие баснописцы? Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством одного из них и узнаем, как оно связано с баснями Эзопа.
- А для чего нам нужно знакомиться с баснями?
Отвечают на вопросы и формулируют тему урока.
Ставят перед собой цели.
П.: осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
5) Работа по теме урока
(Учитель выставляет рис. с изображением лисы и вороны)
- Какие ассоциации возникают при виде этих животных? (Лиса: плутовка, рыжая, хитрая, вороватая. Ворон: глупый, крикливый, черный.)
- Прочитаем басню «Ворон и лисица» и узнаем, какими показал их нам Эзоп. (Слайд 3)
-
(Дети самостоятельно читают басню на с. 16-17.)
- Чему посвящена первая часть басни - ее повествование: взаимоотношениям животных или людей? А мораль басни?
- Знаете ли вы еще какой-нибудь жанр фольклора, более древний, чем жанр басни, где взаимоотношения зверей напоминают отношения людей? (Сказки о животных.)
- А в сказках о животных вам встречались уже сделанные выводы, относящиеся к людям?
- Теперь вы можете сказать, чем отличается басня от сказки о животных?
- Перечитайте басню и ответьте на вопрос: какого испытания не выдержал ворон? (Испытания похвалой.)
- Прочитайте на плакате Летучей Мыши, что означают слова «лесть» и «льстить». Применимы ли они в данном случае? Кто кому льстит?
- Кого осуждает басня: глупого ворона или хитрую лису? Докажите словами из текста.
-рассматривают иллюстрации
-дают характеристику животным
-сам-но читают басню Эзопа
-анализируют произведение
-словарная работа
П.: осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
К.: оформляет свою мысль в устной речи;
6) физкультминутка
7) Продолжение работы по теме урока
1)- О баснописце, с которым мы сегодня познакомимся, нам расскажет Попова Лиза. (Слайд 4)
2) Учитель читает басню «Ворона и Лисица» на с. 19. фронтальная работа
- Вам понравилась басня?
- История, рассказанная Иваном Крыловым, - та же самая что и в басне Эзопа? (Это та же самая история, толы некоторые детали в ней другие.)
- Как называются такие истории, которые путешествую, во времени и известны у разных народов? (Бродячие сюжеты.)
- В чем сходство и различие этих двух басен? (У Эзопа действует ворон, а у Крылова - Ворона, у Эзопа ворон держит кусок мяса, а у Крылова Ворона хочет позавтракать сыром.)
- Какая из них в прозе, а какая в стихотворной форме?
- Какая басня помогает вам лучше представить животных: их внешний вид и поведение? (В басне Крылова описываются пластичные движения Лисицы, интонации ее голоса, неуклюжие и неповоротливые движения Вороны.)
- Какая басня кажется более смешной и почему? (Ярко описанная неповоротливость Вороны, ее наивная радость, ужимки и уловки хитрой Лисы делают басню Крылова более смешной.)
- Найдите контраст в описании внешнего вида и голоса Вороны из басни Крылова. (Контраст создается при сопоставлени ожидаемого «ангельского голоска» и того, что звучит в реальности, а также при сопоставлении льстивого описания внешности Вороны («голубушка, как хороша...») и ее грубого карканья.)
- Миша не обнаружил морали в басне Крылова, а Маша ее нашла. Как вы думаете, кто прав? (Мораль находится в самом начале басни.)
- Прочитайте басню вслух по цепочке. Старайтесь читать выразительно.
3)Работа в паре с пословицами (если останется время на уроке)
- Прочитайте пословицы на с. 18. От чего они предостерегают?
-
Кому сочувствуют: льстецу или тому, кто стал жертвой лести?
-выступление подготовленного ученика
-слушают чтение учителя
-сравнительный анализ двух басен
-чтение басни Крылова по цепочке
-работают в паре с пословицами
К.: Умение работать в паре, уважать мнение других.
П.: осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
К.: оформляет свою мысль в устной речи;
8) Итог урока. Рефлексия
- С какими произведениями познакомились? Какими по жанру они является?
-Что нового узнали на уроке?
-Какое настроение было на уроке?
-Какие были трудности?
-Возьмите лист бумаги и обозначьте свое настроение на «лесенке»
Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предложения
-листы крепятся на доску. Дети знакомятся с впечатлениями своих одноклассников. К. Использовать речь для регуляции своего действия.
9) Д.з. выразительно читать басни с.10-11
1
слушают объяснение д/з