- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока окружающего мира в 1 классе по программе Школа России на тему Что это за листья?
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по программе Школа России на тему Что это за листья?
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Реука Е.В. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по предмету «окружающий мир» в 1 классе
Тема урока: Что это за листья?
9-ый урок 2 раздела «Кто и что?»
УМК «Школа России» Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2012. - 95 с.: ил. - (Школа России).
2012 г.
Формирование «Универсальных учебных действий» через урок окружающего мира по теме: Что это за листья? Личностные УУД
- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «природа».
- Освоить роль ученика; формировать интерес (мотивации) к учению.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
- Определять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
- Использовать в своей работе инструкционную карту, средства ИКТ.
- Развивать психические процессы (внимание, память, творческое воображение), умение воспринимать информацию.
- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
- Устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, развивать способность к рефлексии.
- Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД
- Участвовать в диалоге на уроке.
- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
- Слушать и понимать речь других.
- Участвовать в паре.
Формирование совокупности «Универсальных учебных действий» через урок окружающего мира по теме: Что это за листья? предполагает внести вклад в достижение результатов. Личностные результаты:
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир».
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
- Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация).
- Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Цель урока:
- познакомить с разнообразием деревьев родного края, научить распознавать деревья по их листьям.
- Обучающие:
- учить распознавать по листьям деревья;
- познакомить с понятием «строение листа», «листовая пластинка», «черешок».
- Развивающие:
- развивать умение наблюдать, сравнивать, классифицировать.
- развивать речь учеников.
- Воспитательные:
- воспитывать уважительное, бережное отношение к родному краю, природе страны;
- формировать основы экологической грамотности.
Основные виды деятельности:
- наблюдение;
- восприятие информации;
- беседа;
- чтение;
- сообщение;
- обсуждение;
- работа в парах;
- работа с инструкцией;
- подготовка ответа по плану;
- работа с учебником и атласом-определителем;
- элементы проектной деятельности;
- элементы исследовательской деятельности;
- творческая работа (дома).
Материалы и оборудование: Для учителя: компьютер, проектор, экран, листья разных деревьев нашей местности, фильм, презентация (6 слайдов), игра-электронное приложение к уроку. Для учащихся: на парте: инструкционная карта, листья разных деревьев нашей местности, атлас-определитель, лист белой бумаги, клей, карточки с названиями деревьев; у каждого «светофор» с красным и зелёным сигналами. Планируемый результат: Ученик должен:
- научиться различать деревья по их листьям;
- знать части листа;
- знать признаки, по которым можно определить принадлежность листа к дереву;
- уметь доказывать, к какому дереву относится лист;
- уметь производить совместный продукт при работе в паре;
- использовать полученные знания и умения в практической и творческой деятельности;
- увеличить познавательную активность;
- обогатить словарный запас.
Ход урока: Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся, предполагаемые ответы
время в минутах
- Организационный момент
0, 5
- Актуализация знаний.
О чём вы сейчас услышали и увидели фильм?
Как вы догадались, что это осень?
Листья каких деревьев вы сейчас видели? Слайд 1. Подготовленные ученики читают: А. Пилатов Если осень, каждый знает, в небе листики гуляют, Цветом листья разные: желтые и красные. Д. Герасимова Яркими красками листья сверкают- Ветер подует - они облетают… Будто бы бабочки, листья порхают, Кружатся в небе, летают, летают Пестрым ковром на землю ложатся Они под ногами у нас шелестят - Об осени скорой всем говорят!
Смотрят на экран, слушают стихотворение об осенней природе. Об осенней природе нашего края. О разных деревьях. О разноцветных листьях. По признакам осени, которые наблюдаем в эту пору. Листья берёзы, клёна, осины, дуба и др.
4
- Усвоение новых знаний и способов действия.
- Сообщение темы урока
- Постановка проблемы.
- Восприятие новой информации
- Выдвижение гипотезы.
- Цель
Рассматривание листьев, формулирование ответа.
Листья от одного дерева, потому что форма, цвет и размер похожие. Листья принадлежат разным деревьям, так как окантовка листьев разная. И т. д. Почитать о листьях в дополнительных книжках. Рассмотреть много листьев. Выйти на улицу с этими листьями и сравнить их с другими, найти на дереве похожие. Нам нужно знать из чего состоит лист.
Нам нужно знать цвет, форму, размер листа. Края листьев от разных деревьев неодинаковые.
Это сама цветная, плоская часть листа.
Поднимают лист берёзы, липы, дуба и т. д.
Показывают лист рябины, у кого он есть на парте.
Простые: 2, 4, 5, 6, 7. Сложные: 1, 3.
Клён, рябина, дуб берёза, яблоня, каштан, калина.
Это поможет нам узнать, к какому дереву принадлежит лист.
5
- Физкультминутка
взмахи руками
повороты вокруг себя
1
- Работа в малых группах (парах).
Ребята сортируют листья, используя их внешние особенности (Слайд 3), атлас-определитель. Приклеивают по 1-2 листа на лист, ниже карточку с названием дерева. Подготовка отчёта по плану:
- Мы изучали листья и выяснили, что они принадлежат ____, _____, _____. (Показ)
- Это лист _____ дерева. Это подтверждается тем, что (назвать признаки).
- А это лист ____ дерева. И. т. д.
- Обмен информацией.
Подводится итог работы групп. Слайд 6: Посмотрите, какие красивые аппликации у многих получились, … смогли правильно определить, к каким деревьям относятся выданные вам листья. Лист бумаги, на который приклеивали листья сразу прикрепляется к доске. Ученик объясняет, используя указку. Выступление групп детей. Остальные ребята выслушивают выступающих и дают своё согласие или несогласие после выступления, используя сигналы светофора. Форма, край листа, количество листовых пластинок.
Цвет, размер,
Устраивается выставка выполненных работ.
Образец: 6
- Выводы.
Цвет, форма, размер, количество листовых пластин, край листа.
Листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. По ним мы распознаём деревья. 3
- Физкультминутка.
взмахи руками
повороты вокруг себя 1
- Применение полученных знаний.
- Работа по учебнику.
Листья клёна, берёзы, осины. Почему? Листьев клёна - 2, берёзы - 5, осины - 3. Лист рябины, клёна, берёзы, дуба, липы, вяза. 3
- Игра (из злектронного приложения к учебнику)
Распознавание деревьев по их листьям Ученики по вызову учителя выходят к компьютеру. 3
- Подведение итогов.
Да.
Да.
1
- Рефлексия.
- Использование высушенных листьев.
0,5
Литература.
-
Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2012. - 95 с.: ил. - (Школа России).
- Развитие исследовательских умений младших школьников/ Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова/ под ред. Н. Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2011. - 157 с. - (Работаем по новым стандартам).
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. - М.: Просвещение, 2009.
- Тихомирова Е. М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 335 с.
- Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (1 CD), 2012
Инструкционная карта.
- Разложите листья на столе:
- Сравните листья по внешним признакам, которые мы определили.
- Используя атлас, определите, к какому дереву они относятся.
Наклейте листочки на бумагу.
Ниже приклейте название дерева.
клён
липа
дуб
- Подготовьте план ответа.
План ответа: 1. Мы изучали листья и выяснили, что они принадлежат ____, _____, _____. (Показ) 2. Это лист _____ дерева. Это подтверждается тем, что (назвать признаки). 3. А это лист ____ дерева. И. т. д.
18