Урок русского языка на тему: Текст. Заголовок текста

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме:

« Текст. Заголовок текста.»


Урок русского языка во 2 классе.

Тема урока: «Текст. Заголовок текста». Учитель: Симашева Л. Н.

Цели урока:

  1. сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания основных признаков;

  2. научить работать с текстом;

  3. закрепить изученные орфограммы;

  4. развивать внимание, мышление учащихся;

  5. развивать умение учащихся работать коллективно, в парах;

  6. воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока:

I. Организационный момент.(мотивация)

-- Дети, вам тепло? (Да)

-- В классе светло? (Да)

-- Прозвенел уже звонок? (Да)

-- Уже закончился урок? (Нет)

-- Только начался урок? (Да)

-- Хотите учиться? (Да)

-- Значит, можно всем садиться!


  1. Сообщение темы и целей урока.

Слайд №1

На экране слова:

слоги слова текст

предложения слова

-- Ребята! Попробуйте понять, что это за слова, и чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (будем восстанавливать логическую последовательность.)

Слайд №2.

--Почему звуки стоят на первом месте, слоги на втором? (Звуки мы слышим и произносим, из них получаются слоги, из слогов мы составляем слова. Из слов получаются предложения. А когда несколько предложений, получается текст. Значит, сегодня мы будем говорить о тексте.)

На доску вывешивается табличка ТЕКСТ.

Слайд №3.

--Сегодня наш урок русского языка будет уроком творчества. Мы научимся определять текст, его основную мысль, будем подбирать заголовки и, наконец, сами станем авторами небольших рассказов.

-- Открываем тетради, оформляем работу. (Число. Классная работа.)

-- Откройте, пожалуйста, учебники на с. 21, посмотрите на центральный кадр нашего диафильма.

-- Что держат в руках ребята? (таблички со словами НАЧАЛО, СЕРЕДИНА и КОНЕЦ.)

-- К какому понятию относятся все эти слова? ( Текст.)

-- Откройте Упр. 29 на с. 21. В нём две части. Для удобства я вынесла обе части на экран интерактивной доски. Слайд №4


  1. Работа над новой темой.

Чтение 1-й части упражнения.

-- О ком или о чём эти предложения? Сколько их? (5).

-- Сколько картинок мы могли бы к ним нарисовать? (5).

-- Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? (Они не связаны между собой по смыслу).

-- Есть ли у них общая тема? (Нет, каждое предложение о своём).

-- А теперь прочитайте 2-ю часть «Обезьяна и горох».

-- Сколько здесь предложений? О чём они? Есть ли у них общая тема? (В этой части 5 предложений, связанных по смыслу. Все они об обезьяне и горохе).

-- Чем похожи и чем различаются эти две части? ( Общее то, что в них по 5 предложений. А различаются тем, что предложения 2-й части связаны между собой по смыслу и объединены одной темой).

-- Давайте попробуем сделать вывод:

Слайд №5.

ТЕКСТ - это группа предложений, связанных по смыслу.

Вывешивается табличка ТЕМА ТЕКСТА.

Слайд №6.

Учитель читает запись на экране. (Предложения этого же текста не по порядку).

-- Что здесь записано? Текст ли перед вами? ( Нет.)

-- Докажите, что это не текст, ведь я прочитала те же самые предложения? (Предложения записаны не по порядку.)

-- Давайте дополним наше определение текста.

Слайд №7.

ТЕКСТ - это группа предложений, связанных по смыслу и записанных в строгом порядке.

На доску вывешивается табличка ПОРЯДОК ПРЕДЛОЖЕНИЙ

-- А сейчас запишите в тетрадях название текста, спишите 1-е предложение.

У интерактивной доски 3 ученика выполняют задания. Остальные ребята работают на местах.

Задания:

1. Найти и подчеркнуть в этом предложении главные члены - подлежащее и сказуемое.

2. Найти и подчеркнуть «опасные» места в слове обезьяна. Объяснить их правописание.

3. Разделить это слово по слогам и для переноса.

Проверка заданий выполняется по Слайду № 8.


  1. Физкультминутка.

Мы сегодня обезьянки.

По-английски просто манке.

Покривляемся немножко

И похлопаем в ладошки.

Головой кивнем друг другу
И пожмем друг другу руки.

Сядем, встанем и прыжок.

Усаживаемся на лужок.


  1. Продолжение работы над новой темой.

Слайд №8.

-- Что мы видим на доске? (Текст.) Докажите это. Чего не хватает в этом тексте? (Заголовка.)

-- Как вы думаете, что такое заголовок? (выслушиваются мнения детей.) Делается вывод.

Слайд № 9.

ЗАГОЛОВОК - это краткое обозначение темы или основной мысли текста.

Вывешивается табличка ЗАГОЛОВОК.

-- Чтобы правильно подобрать заголовок текста, нужно следовать следующим правилам:

Слайд №10

Памятка.

Прочитай внимательно текст.

Определи, о ком или о чем говорится в тексте.

Прочитай текст еще раз.

Подбери короткий и понятный заголовок.

Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.

Слайд №11. На экране текст.

День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

-- Прочитайте текст. --О чём он? О ком он? Попробуйте кратко обозначить тему текста. Возможные варианты заголовков: «Миша и бабушка», « На улице», «Скука», «Доброе дело».

-- Какой из перечисленных заголовков кажется вам наиболее удачным?

-- Ребята, вам понравился текст? Чем?

-- А вам приходилось когда-нибудь совершать хорошие поступки, делать добрые дела, помогать людям? (выслушиваются ответы детей).

-- Конечно же, ребята, если мы будем помогать друг другу, то жизнь наша будет радостнее и светлее.


  1. Закрепление изученного материала.

  2. Составление текстов по рисункам и заголовкам.

Слайд №12.

-- А сейчас посмотрим на доску. Что вы там видите? (Рисунки и заголовки к ним.) - Как вы думаете, зачем они здесь? Правильно. Сейчас вы сами попробуете составить тексты к ним.

Работа в парах.

-- Один из вас начинает и продолжает рассказ, другой продолжает и заканчивает его.

Заголовки:

1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд

На рыбалке. В зоопарке. Золотая осень.

Выслушиваются 3-4 рассказа учеников. Обсуждение.

-- Можно ли эти рассказы назвать текстами? Докажите.

-- Как красиво описали золотую осень ребята в своих рассказах! А сейчас мы сможем не только услышать, но и увидеть красоту осенних листьев.


  1. Электронная физкультминутка для глаз «Осенние листья». Слайд №13.


  1. Проверка усвоения изученного материала.

-- Вы сегодня молодцы, работали дружно, активно, а вот продуктивно ли, мы узнаем после того, как вы выполните тест. Каждый ребенок получает лист с тестом.

Слайд №14.

Тест.

1. Текст состоит из:

у) предложений;

б) звуков;

в) слов.

2. Текст-это:

а) отдельные предложения;

м) группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу;

3. По заглавию можно определить:

а) сколько предложений в тексте;

н) то, о ком или о чём говорится в тексте, т.е. тему текста;

в) кто автор текста.

4. Текст имеет:

а) только заглавие;

б) только части;

и) заглавие и части.

5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:

ц) да;

б) нет.

6. На конце предложения ставится:

а) точка, восклицательный или вопросительный знак;

б)смайлик.

-- Соберите из полученных букв слово. Что у вас получилось?

Слайд №15.

УМНИЦА!


  1. Рефлексия.

-- С каким настроением заканчиваем наш урок?

Дети прикрепляют на доску свои знаки:

? - если не всё понятно, необходима помощь учителя.

. - если всё понятно.

! - если всё понял, было интересно!

  1. Подведение итогов урока.

-- Ребята! Чем мы сегодня занимались на уроке? (учились отличать текст от набора предложений, писали, вспоминали орфограммы, сами придумывали тексты и заголовки к ним.)

-- Как вы думаете, а в жизни всё это нам пригодится? Как?

XI. Д / з. Составить текст на тему: «Лучший день в моей жизни».

  1. - Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой!

Выставление оценок.


© 2010-2022