Обобщение опыта Внедрение и использование ЭОР в учебном процессе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внедрение и использование ЭОР в учебном процессе.

«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».

В.Г. Белинский В условиях внедрения ФГОС НОО современный урок трудно представить без использования ЭОР. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему. Урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе. Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность: -создания и использования информации; -получение информации различными способами; -проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей; - создание материальных объектов, в том числе произведений искусства; - обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными учащимися, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов. Применение электронных образовательных ресурсов дает мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. «Сегодня и завтра» наших учеников - это информационное общество. Высказывание академика Андрея Петровича Семёнова «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» должна стать определяющим в работе каждого современного учителя. ЭОР в обучении можно использовать по трем основным направлениям: в условиях классно-урочной системы (при подготовке учителя к уроку; непосредственно на уроке; при организации самостоятельной работы учащихся); при реализации современных педагогических технологий (обучение на основе игровых методов; метода проектов;); при использовании новых форм неурочных учебных занятий. Цели использования ЭОР повышение эффективности обучения и качества знаний учащихся развитие познавательной активности; повышение интереса к изучаемому предмету; развитие аналитического мышления; формирование навыков работы с компьютером; формирование навыков коллективной работы; формирование навыков самостоятельного исследования. Наиболее часто я использую в своей работе следующие информационные источники: мультимедийные презентации электронные энциклопедии и библиотеки интерактивные карты и атласы видеоматериалы аудиоматериалы схемы и модели Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она: Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; Усиливает воздействие выступления. Уроки с применением мультимедийных презентаций провожу систематически, но не чаще трех раз в неделю (по требованиям к применению ТСО на уроках в начальной школе). Мультимедийные технологии использую
при сопровождении объяснения нового материала; при организации разных форм и видов деятельности учащихся. Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например, выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний. Наиболее часто мы с детьми используем ресурсы детской электронной библиотеки «Пескарь» peskarlib.ru/, а также детской электронной энциклопедии Poznaiko.ru poznaiko.ru/ , а на уроках русского языка и литературного чтения, а также во внеурочной деятельности - ресурсы сборника наиболее популярных электронных толковых словарей slovorus.ru, содержащих описание и примеры использования подавляющей части слов русского языка. Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно: приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения; наносить надписи при помощи клавиатуры Использование интерактивных карт существенно расширяет сферу учебной деятельности учащегося и учителя в процессе обучения и повышает эффективность учебного процесса. Используя в учебном процессе видеофрагменты, можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, природной зоне, увидеть, услышать звук моря, голоса птиц. Мне огромную поддержку в обучении окружающему миру оказывает программа сайта «Мир природы». Это энциклопедия для детей, познавательные материалы об окружающем мире, картины природы, видеофильмы. Познакомив детей и родителей с этим сайтом, я решила вопрос с подготовкой домашнего задания. Многие ребята стали с охотой брать различные сообщения для подготовки домашнего задания или же сами находят интересный материал по теме урока, вырос познавательный интерес к предмету, к окружающему их миру. Практически ни один урок изобразительного искусства не обходится без материалов единой коллекции ЦОР, которая дает возможность и рассмотреть картины, и побывать в музеях, галереях, и показывает порядок изображения предметов. Эту же коллекцию использую и на других уроках, т.к. Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процесс. На уроках математики использую схемы и модели задач, на уроках русского языка, окружающего мира - схемы изучаемых понятий, явлений. Использование схем позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Уроки Кирилла и Мефодия представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов для наглядного изложения учебных материалов, тренировки навыков и контроля успешности выполнения заданий. Слайд - единица урока. Слайды можно назвать кирпичиками, из которых строится здание урока. На слайдах размещаются текстовые и/или информационные объекты: рисунки, анимации, интерактивные элементы и др. Преимущество слайдовой структуры представления учебного материала заключается в возможности преподавателя отобрать из серии слайдов нужные для урока, без необходимости показывать все интерактивы, входящие в серию. Для управления процессом обучения при работе с мультимедийными уроками на каждом слайде присутствуют панель диагностики, персонажи, кнопки «проверка», «повторить», «работа с кистью», «чудо тряпка», а также такие значки, как «ловушка». Основные дидактические функции слайдов: источник информации; средство управления учебной деятельностью; средство организации контроля и самоконтроля. Опыт использования мультимедийного УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» и отзывы учителей начальной школы показали его педагогическую целесообразность, высокое качество и доступность для освоения учителями начальной школы, что позволило обеспечить на уроках в начальной школе: повышение качества обучения и эффективности подготовки детей за счет использования имеющихся современных электронных образовательных ресурсов; дополнительную мотивацию учащихся и стимулирование их интереса к обучению; мотивацию учителей начальной школы к использованию на уроках в начальной школе современные электронные образовательные ресурсы; снижение временных затрат учителей при подготовке к урокам и во время уроков; реализацию на практике принципа доступности высококачественного обучения за счет использования современных образовательных и информационных технологий в школах страны, начиная с начальной школы.
ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection. edu.ru/); ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru/). Кроме вышеназванных федеральных образовательных порталов учитель может подбирать электронные образовательные ресурсы к своему уроку на любых доступных сайтах сети Интернет, использовать коммерческие электронные издания. При этом он должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивая найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям. Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: school-collection.edu.ru/catalog/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. viki.rdf.ru/ Детские электронные презентации и клипы pedsovet.su/load/ Общество взаимопомощи учителей. База разработок [email protected], farosta.ru/main Всероссийские конкурсы, викторины и олимпиады по математике, английскому языку, русскому языку для школьников unikru.ru Мир конкурсов mir-konkursov.ru Rus Edu (архив учебных программ) Natalka.com akademius.narod.ru/vibor-rus.html Добро пожаловать в класс русского языка. Тесты рассчитаны на учеников 1-5 классов средней школы. baby.com.ua/igr.html - Развивающие игры на знание основ английского языка, математики, русского языка. nhm.ac.uk/interactive/sounds/main.html - По этому адресу вы найдете интерактивную игру, сделанную в технологии flash. В этой игре Вы можете самостоятельно составлять звуки леса, моря, джунглей из голосов животных, шума деревьев, морского прибоя. funbrain.com/kidscenter.html - Для тех, кто уже хорошо знает язык, есть сайт, который называется "Веселая зарядка для ума". На нем Вы найдете развивающие, логические, математические игры, тесты для детей, планы и методические материалы для преподавателей, советы и рекомендации. suhin.narod.ru/zag1.htm - Загадки и кроссворды для детей. Избранные загадки и занимательные задания из книги И.Г. Сухина "Новые 500 загадок - 70 кроссвордов". Разделы книги: загадки-шутки в кроссвордах, занимательные задания в кроссвордах, литературные кроссворды, загадки в кроссвордах, русские народные загадки в кроссвордах, ответы. Книга предназначена для детей 5-12 лет, воспитателей детского сада, учителей, вожатых, библиотекарей, родителей. suhin.narod.ru/log1.htm - Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат. Речевой материал для работы с детьми с недостатками произношения: пояснение методики, сборник упражнений и заданий. Занимательная математика и шахматы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. psi.lib.ru/statyi/sbornik/umuch.htm - Психологические аспекты управления процессом усвоения знаний и способов деятельности учеников на уроке. psi.lib.ru/detsad/stahan/semr.htm - Обеспечение школьной адаптации первоклассника. Физиологические и социально-психологические особенности привыкания ребенка к обучению в школе. advise.ru/articles/80 - Советы родителям первоклассников. education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm - Клубная деятельность младших школьников. Социальные и методические аспекты работы с детьми 7- 10 лет в досуговой деятельности. edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?idp=1099 - Подготовка первоклассников: проблемы, советы, тесты и пр. Памятка родителям первоклассников. voron.boxmail.biz - Детские сказки. Авторская коллекция детских сказок в стихах, стихотворений, словарей, энциклопедий и пр. rsl.ru - Российская государственная библиотека. gnpbu.ru- Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского. lib.ru - Библиотека Максима Мошкова. pedlib.ru - Педагогическая библиотека. dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line. ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь. km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий» vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов. cofe.ru/read-ka - Детский сказочный журнал «Почитай-ка». skazochki.narod.ru - Сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, сказки, загадки и др. solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко». pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского. vkids.km.ru - Сайт для детей и родителей «Virtual Kids». freepuzzles.com - Сайт, содержащий математические головоломки. uroki.net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование. На уроках обучения грамоте я использую Flash-игры, например, "Буквы-сестрички", которые беру с сайта Natalka.com «Дидактические игры и тренажеры по программе начальной школы». Также в своей работе я использую компьютерные тренажеры по различным предметам: «Отличник», «Обучонок», «Знайка». Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются - это даёт возможность ведения статистики оценок. Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в следующем: быстрая обработка результатов, определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции) объективность оценки учащегося. Наибольшая эффективность использования ЭОР на уроке достигается в следующих случаях: использование мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые наиболее полно и детально освещаются только в электронных образовательных программах, которые невозможно изучать в реальном эксперименте; более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения; использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности их повторения; автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений учащихся; решение и анализ интерактивных задач, требующих аналитического и графического решения;
Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала. ЭОР позволяют более эффективно организовать познавательную, информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. используется все виды восприятия; закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. что способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Производительность создание и использование электронно-образовательных ресурсов на уроках и во внеклассной работе помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а также создает благоприятные условия для более тесного и результативного взаимодействия взрослого и детей в учебном процессе, позволяет им чувствовать себя уютно в новом формате образования, продвигает учеников в их общем развитии, показывает им возможность использования ИКТ для самообразования, мотивируя их на самостоятельную и исследовательскую деятельность. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем. Таким образом, уроки с использованием ЭОР - это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим, познавательным и обучающим. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.
В пример приведу конспект урока по окружающему миру во 2 классе.
Окружающий мир Урок 41. Раздел. Земля - наш общий дом. Тема: Природные зоны холодного пояса. Цели: - ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями. Формирование УУД: Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Минимум. Ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать её на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Понятия: ледяная пустыня, тундра. Минимакс. К концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое ледяные пустыни и тундра. Максимум. Уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей. Оборудование: карта природных зон России - ЭОР, карточки с иллюстрациями летней и осенней реки, плакат «Природные зоны холодного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», видео «Арктические пустыни», фрагмент видео «Природные зоны России. Тундра», презентация «Природные зоны холодного пояса»

Этапы

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Что можно сказать про различные условия обитания на Земле?

- Сегодня мы более подробно остановимся на двух природных зонах и выясним, как там протекает жизнь экосистем.

Работа в группах.

- Прежде чем отправляться в путешествие по нашей планете, мы к нему сами подготовимся.

- Давайте посмотрим на карту «Природных зон России» и ещё раз выделим зону холодного пояса.

Учитель раздаёт карточки с иллюстрациями: покрытое снегом и водой огромное пространство, низко над горизонтом расположено солнце; на поверхности Земли еле видный слой мха и лишайника, небольшие деревья и пятна цветов.

В каждой группе по 3-4 карточки.

- Как вы считаете, какому поясу соответствуют данные иллюстрации?

1. Определили, куда мы отправимся?

2. Что нужно взять в дорогу, как одеться? Почему?

3. Предположим, кого мы там можем встретить?

- Чему будет посвящен наш урок?

- На какие вопросы нам следует найти ответы?


- Что мы сейчас делали?

- Какие умения формировали?

Условия обитания живых организмов будут зависеть не только от пояса, но и от природной зоны.

Слайд 1


m-globe.ru/images/pr9.jpg

Дети работают у доски, показывают зону холодного пояса

Работают в группах по 4 человека

Мы считаем, что это холодный пояс.

Слайд 2

Мы будем говорить об экосистемах холодного пояса.

Слайд 3

1. В чём особенности этой зоны?

2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме?

3. Как они приспособились к этим условиям?

Составляли план, планировали свою деятельность.

. 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

4. Умение работать в паре, группе.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Работа в группах.

- Итак, отвечаем на первый вопрос. Можно ли разделить иллюстрации на группы?

- Какое предположение можно сделать?


Давайте в этом убедимся.



- Ответим предварительно на второй вопрос. Кого мы можем там встретить?

Работа в учебнике.

- Теперь с помощью учебника разберёмся в том, что собой представляет зона ледяных пустынь (с. 14-15). Параллельно будем отвечать на наши вопросы.

Работа с плакатом.

- Поработаем с плакатом «Природные зоны холодного пояса»

-Кого мы можем поселить на иллюстрацию ледяных пустынь?

- Далее разберите живые организмы по их профессиям.


- К каким выводам вы пришли?

- Как же им удаётся выжить в таких условиях, как вы считаете, ребята?

Далее просмотр фрагмента фильма о жизни в тундре





Работа в учебнике.

- Теперь работаем с текстом, посвящённым тундре. Вопросы те же.

1. В чём особенности этой зоны?

2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме?

3. Как они приспособились к этим условиям?


- Хорошо, ребята, давайте подведём итог и вернёмся к заданию, которое вызвало у вас сначала так много версий.

1. Куда мы отправились?

2. Что нужно было бы взять в дорогу, как одеться? Почему?

3. Кого мы там могли бы встретить?

- Почему нам нужно относиться бережно к природе тундры?

- Как называется книга, куда помещают растения и животных, которые могут исчезнуть с лица Земли?

Как мы должны относиться к таким животным?

- Что мы делали?

- Какое умение формировали?

Их можно разделить на две группы. Первая - это льдины, вторая - это иллюстрация с растениями.

Мы считаем, что в холодной зоне можно встретить два разных вида пейзажа. С одним из них - тундрой - мы ознакомились на прошлом уроке.

Мы считаем, что второй пейзаж можно назвать зоной ледяных пустынь.

Слайд 4

Просмотр видео, подтверждающего выводы ребят. yandex.ru/video/search?filmId=UpYcZD05UXI&text=%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%8B%20%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D1%81%D0%B0&path=wizard

Группы отвечают на вопросы.

Слайд 5

из комплекта наглядных материалов для 2-го класса

Группы высказывают свои предположения и прикрепляют на иллюстрацию ледяных пустынь животных из разрезных картинок.

Слайд 6

Мы определили, что в зоне ледяных пустынь «кормильцы» очень малы, но их очень много. Это планктон. В основном в этой зоне встречаются «едоки»: морские птицы, белый медведь, моржи, тюлени, киты. В учебнике нет сведений о том, кто выполняет роль «мусорщиков». Это надо поискать в дополнительной литературе. Слайд 7

Животные и растения ледяных пустынь должны хорошо уметь плавать и быстро передвигаться по снегу. Слайд 8

yandex.ru/video/search?p=2&filmId=DN5ZibvCUXI&text=%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%8B%20%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D1%81%D0%B0&path=wizard&_=1439480643

-Мы считаем, что каждое животное по-своему приспособилось к жизни за Полярным кругом, но есть нечто общее:

- тело защищено тёплым мехом белого или тёмного цвета;

- под мехом находится жировая прослойка, которая не даёт им замёрзнуть;

- многие из них отличные пловцы;

- почти все питаются рыбой;

- на время зимних холодов животные или залегают в спячку, или перемещаются в более тёплые места;

- некоторые животные встречаются только на одном из полюсов. А полярная крачка живёт половину года на одном полюсе, а половину - на другом.

Особенностью тундры является наличие вечной мерзлоты под слоем почвы. Она задерживает воду, и поэтому в тундре много болот. Здесь короткое лето и длинная зима. Поэтому растениям необходимо успеть принести плоды и надёжно сберечь от холода. Здесь растут многолетние растения, мхи, лишайники, карликовые деревья.

- В тундре северный олень, белая сова, волк, песец, много разных птиц. В почве можно встретить многочисленных «мусорщиков». Летом в тундре много комаров. Приспособления у животных те же, что и в зоне холодных пустынь. Слайды 9,10

Ответы детей



Учились делать выводы, выделять особенности и общие свойства

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.





4. На основе анализа объектов делать выводы.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

Работа в учебнике.

- Расскажите о пищевой цепочке, с.14.

- Ответьте на вопросы, с. 15.

- Проверим, как каждый из вас справится с заданием самостоятельно.

- Ребята, выберите из материала учебника информацию, которую можно было бы поместить в нашей газете под рубрикой «Это интересно» или в альбоме-проекте.

Слайд 11

Самостоятельная работа

1) Задание 3 и 4 в Рабочей тетради.

2) Ребятам необходимо закрасить области, относящиеся к зонам холодного пояса, на карте.

Предложения детей

6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

ΙV. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Как работал ты?

Варианты ответов детей

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

V. Домашнее задание.

По желанию детей подготовить рассказ о растительном или

животном мире зоны холодного пояса.

Деятельность учеников:

- узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу.



© 2010-2022