- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумаге
Урок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумаге
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Яшина Т.В. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ « Окская СОШ»
Конспект открытого урока по математике
в 4-ом классе на тему:
« Построение прямоугольника на нелинованной бумаге».
Учитель начальных классов: Яшина Татьяна Васильевна
2013 год
Урок « Построение прямоугольника на нелинованной бумаге» 4 класс
Цели урока: Научить построению прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге с помощью циркуля и линейки.
Задачи:
1. Образовательные:
-
актуализировать прежние знания о прямоугольнике и квадрате;
-
формировать практические навыки построения геометрических фигур, используя знания о них;
-
закрепить навыки решения текстовых задач , сравнения именованных чисел;
-
развивать вычислительные навыки, логическое мышление.
2. Развивающие:
-
развивать пространственное воображение учащихся;
-
развивать коммуникативные навыки учащихся в ходе парной работы, способность к взаимоконтролю и самоконтролю.
3. Воспитывающие:
-
прививать любовь к математике;
-
воспитывать аккуратность при выполнении построений;
-
пробуждать в ученике чувство гордости за свои личные достижения и успехи своих товарищей.
Тип урока:
комбинированный
Форма урока:
практическая работа.
Оборудование:
для учащихся: учебник, угольник, лист нелинованной белой бумаги, простой карандаш, циркуль
для учителя: учебник, ноутбук, телевизор, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Мотивация к деятельности.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух.
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
И случай, бог изобретатель.
- Я надеюсь, что этот урок математики станет ещё одним подтверждением нашего девиза « Математика - королева наук», а великие люди прошлого и современности помогут нам в этом.
3.Устный счёт.
Тест (Слайд) Каждое задание будем оценивать.
1. Даны числа: 713754, 713654, 713554, … Выбери следующее число:
а) 713854
б) 713554
в) 713454
2. Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое 73, а разность 600?
а) 527
б) 673
в) 763
3. Найди наименьшее из чисел:
а) 18215
б) 18152
в) 18125
г) 18521
4. Сколько всего десятков содержится в числе 387 560 ?
а) 6
б) 38
в) 38 756
5.Сколько цифр будет в частном 64 080 : 9
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
6. Закончи предложение "Чтобы найти неизвестное делимое, надо значение частного…"
а) умножить на делитель;
б) разделить на делитель;
в) разделить на делимое.
Проверка. Оцените свою работу(Слайд)
4. Актуализация опорных знаний.
1. Отгадайте загадку:
Эта важная наука
Изучает всё вокруг:
Точки, линии, квадраты,
Треугольники и круг…
Для неё линейка, циркуль-
Это лучшие друзья.
Но и вам науку эту
Забывать никак нельзя!
- Правильно, эта наука называется ГЕОМЕТРИЕЙ.
-Что означает это слово?
В переводе с греческого это слово означает «землемерие» ( «гео» - земля, «метрио» - мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которое приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений. В результате этой деятельности появились и постепенно накапливались различные правила, связанные с геометрическими измерениями. Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям.
В дальнейшем геометрия сформировалась как самостоятельная наука, в который изучаются геометрические фигуры и их свойства.
-Окружающий нас мир - это мир геометрии. А.Д. Александров (Слайд)
2.Ребята, посмотрите внимательно на чертёж .
Назовите сколько треугольников?(9)
-Сколько на чертеже четырёхугольников? (2).
-Чем они отличаются друг от друга?
(Один является прямоугольником, а другой нет).
- Что вы знаете о прямоугольнике?
-
В прямоугольнике все углы прямые.
-
Противоположные стороны прямоугольника равны.
-
Диагонали в точке пересечения делятся пополам
-
Диагональ прямоугольника делит его на два равных треугольника.
3.Молодцы! Вы много рассказали о прямоугольнике.
Сейчас решите задачу: (Слайд)
В прямоугольнике проведена диагональ. Площадь одного из полученных треугольников равна 25 см2. Чему равна площадь прямоугольника?
Решите задачу .
- Как вы нашли площадь прямоугольника?
(Мы знаем, что диагональ прямоугольника делит его на два одинаковых треугольника. Площадь одного треугольника равна 25 кв. см, значит площадь всего прямоугольника будет равна 25*2=50 см2).
- Верно, молодцы! А как начертить прямоугольник , если мы знаем только его площадь?
Что для этого надо знать? ( Его длину и ширину).
- Как узнать размеры прямоугольника?
(Методом подбора. Зная, что площадь находится путём умножения длины на ширину, 50 кв. см можно получить умножая 5 см на 10 см или 25см умножить на 2 см. ).
- Правильно. Выберите, какой прямоугольник удобнее начертить в тетради.( Удобнее начертить прямоугольник со сторонами 5 см и 10см.).
-Верно. Начертите такой прямоугольник.
5.Целеполагание.
-Ребята, скажите, легко ли вам было начертить прямоугольник в тетради? (Да, легко).
-Почему? ( есть клеточки)
- На прошлом уроке мы учились чертить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью угольника, и я просила вас дома начертить узор. Давайте проверим, что у вас получилось, а один человек у доски начертит прямоугольник с помощью угольника.
(Выставка работ, проверка ученика у доски - алгоритм построения)
- А как вы думаете, легко ли начертить прямоугольник на нелинованной бумаге, например на альбомном листе, если у вас нет угольника? (трудно )
-Значит, существует способ построения с помощью других инструментов. Сегодня на уроке нам потребуются циркуль и линейка.
-Как вы думаете, какая же тема урока? (Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью циркуля и линейки) (Слайд)
-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Научиться строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью циркуля и линейки) (Слайд)
- Где в нашей жизни могут пригодиться умения производить построения прямоугольника или квадрата именно на нелинованной бумаге?
Задачи:
1)Формировать практические навыки построения геометрических фигур, используя знания о них.
2)Развивать пространственное воображение.
3)Воспитывать аккуратность при выполнении построений.
-Тема определена, цели поставлены - в путь за новыми знаниями!
6.Открытие новых знаний
Для работы нам понадобятся циркуль и линейка.
-- Чтобы безопасно пользоваться такими инструментами, нужно помнить
правила безопасности:
-
Нельзя подносить циркуль к лицу, на конце есть игла, можно уколоться.
-
Нельзя передавать циркуль иглой вперёд, можно уколоть своего товарища.
-
На рабочем столе должен быть порядок.
-Может кто-то догадался, что нужно делать?
- Если нет, посмотрите на доску.
L
E
OB С
K M
A D
N
Рис. 1 Рис. 2
-Что делаем сначала? (Надо начертить окружность).
-Что надо сделать дальше? (Надо провести два диаметра).
-Что такое «диаметр»? ( Это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через её центр).
-Хорошо. Что делаем дальше? (Надо соединить концы диаметров отрезками и получится прямоугольник).
Составим алгоритм построения прямоугольника. (Слайд)
-
Начертите окружность.
-
Проведите в ней два диаметра.
-
Соедините концы диаметров отрезками. Получился прямоугольник.
7.Практическая работа
- Возьмите альбомный лист.
- Чертим окружность, радиус которой равен 5 см.
-Проводим два диаметра.
- Соединяем концы диаметров.
-Обозначим вершины прямоугольника
- Как проверить, что получился прямоугольник? ( Можно измерить стороны фигуры, противоположные стороны должны быть одинаковые, можно измерить углы с помощью прямого угла, углы должны быть прямыми).
-Проверьте, получился ли у вас прямоугольник.
- Оцените работу.
-Интересно вам было заниматься построением?
« Вдохновение нужно в геометрии не меньше чем в поэзии» А.С.Пушкин
(Слайд)
-Вспомните свойства диагоналей квадрата
-
Диагонали квадрата равны,
-
при пересечении образуют прямые углы,
-
точка пересечения диагоналей делит их на равные отрезки.
- С чего начнём построение? (Начертим окружность).
- Верно, а дальше? ( Проведём один диаметр).
-Мы нашли только две вершины квадрата, как найти ещё две? ( Проведём перпендикулярную прямую к диаметру, получился ещё один диаметр. Эти прямые пересекаются под прямым углом как у квадрата. Таким образом мы нашли ещё две вершины квадрата).
Составим алгоритм построения квадрата. (Слайд)
-
Начертите окружность.
-
Проведите один диаметр.
-
Проведите перпендикулярную прямую к этому диаметру.
-
Точки пересечения с окружностью соедините отрезками. Получился квадрат.
8. Практическая работа по алгоритму.
9.Физкультминутка.
10.Включение в систему знаний.
Выбери свой уровень. (Слайд)
1.Найдите площадь и периметр прямоугольника и квадрата.
Рпр. = (6+8)*2=24(см)
Sпр=6*8=48(см2)
Ркв=7*4=28(см)
Sкв=7*7=49(см2)
2.У семьи Ивановых дачный участок размером 20 метров на 40 метров, а у семьи Сидоровых 30 метров на 30 метров. Чья ограда длиннее?
Р= (20+40)*2=120(м.)
Р=30*4=120(м)
Ответ: их ограды имеют одинаковую длину, значит равны.
3.Рассмотри план школьного сада, на котором 1 см изображает 10 м. Найди площадь этого сада в арах (стр.7) (Выбор лучшего варианта).
-
перемещение треугольника;
-
измерение сторон полученного прямоугольника;
-
нахождение площади в м 2;
-
выразить в арах.
S=60*30=1800(м2.)=18 а.
Оцените свою работу.
- Легко ли вам давались все построения и вычисления?
-«Нет царского пути в геометрии» Евклид. (Слайд)
-Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Вы доказали, что можете вправе называть себя друзьями ГЕОМЕТРИИ.
11. Закрепление пройденного материала.
1) Геометрия показалась мне очень интересной и какой- то волшебной наукой. И.К.Андронов(Слайд)
а) Найди равные величины.
б)Какая величина лишняя?
в) Продолжи закономерность:
-Молодцы, теперь вы легко справитесь с № 33 стр.7
Проверим решение. (Слайд)
(6 км 5 м = 6 км 50 дм
2 сут.20 ч = 68 ч
3 т 1 ц > 3 т 10 кг
90 см2 < 9 дм2)
Оцените работу.
2) Решение задачи.
Решение трудной математической задачи можно сравнить с взятием крепости. Н.Я.Виленкин (Слайд)
- Прочитайте задачу № 31. Составим краткую запись
- Сколько мальчиков занималось в кружке?
- Сколько девочек?
- Каков рост всех мальчиков?
- Каков рост всех девочек?
- Что спрашивается в задаче? (Заполняется таблица в процессе работы).
- Составьте план решения задачи:
-
вырази рост в сантиметрах
-
найди средний рост мальчиков;
-
найди средний рост девочек;
-
сравни.
- Решите задачу самостоятельно.
11м04см=1104см
12м60см=1260см
1)1104:8=138(см)-средний рост мальчиков
2)1260:9=140(см)-средний рост девочек
3)140-138=2(см)-больше
Ответ: на 2 см. в среднем рост мальчиков больше, чем рост девочек.
- Проверим решение. Молодцы, мы взяли ещё одну математическую крепость! Оцените свою работу.
3)Работа над вычислительными навыками.
-Решите 1 пример №34 на странице 7.
Вспомним порядок действий. Какое действие выполняем первым?
После выполнения - взаимопроверка.
(100 000 - 62 600) : 4 + 3 * 108 = 9 674
-
37 400
-
9 350
-
324
-
9674
-Оцените работу.
12) Подведение итогов урока и рефлексия.
1)-Какая была тема нашего урока?
-Какие цели и задачи ставили перед собой?
-Достигли мы их?
- С помощью каких инструментов можно построить прямоугольник на нелинованной бумаге? (С помощью циркуля и линейки, с помощью угольника)
-Повторим алгоритм построения прямоугольника и квадрата.
-Что осталось непонятным?
2) Вернёмся к прямоугольнику, который построили в начале урока. Закрасьте на нём ту часть заданий, с которыми вы справились и оцените свою работу на уроке.
МОЛОДЦЫ!!!
13) Домашнее задание.
По желанию: (Слайд)
-
Построить на нелинованной бумаге прямоугольник и квадрат, найти и сравнить их площади.
-
Составить геометрический узор, используя новые знания.
Литература.
-
М.И.Моро и др. учебник «Математика, 4 класс», М. «Просвещение» 2011г.
-
Л.И.Семакина «В помощь учителю», М., «Вако», 2011г.