Урок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумаге

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумагеУрок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумагеУрок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумагеУрок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумагеУрок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумагеУрок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумагеУрок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумагеУрок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумагеУрок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумагеУрок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумагеУрок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумагеУрок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумагеУрок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумагеУрок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумагеУрок по математике в 4 классе Построение прямоугольника на нелинованной бумагеМБОУ « Окская СОШ»











Конспект открытого урока по математике

в 4-ом классе на тему:

« Построение прямоугольника на нелинованной бумаге».







Учитель начальных классов: Яшина Татьяна Васильевна



















2013 год

Урок « Построение прямоугольника на нелинованной бумаге» 4 класс

Цели урока: Научить построению прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге с помощью циркуля и линейки.

Задачи:

1. Образовательные:

  • актуализировать прежние знания о прямоугольнике и квадрате;

  • формировать практические навыки построения геометрических фигур, используя знания о них;

  • закрепить навыки решения текстовых задач , сравнения именованных чисел;

  • развивать вычислительные навыки, логическое мышление.

2. Развивающие:

  • развивать пространственное воображение учащихся;

  • развивать коммуникативные навыки учащихся в ходе парной работы, способность к взаимоконтролю и самоконтролю.

3. Воспитывающие:

  • прививать любовь к математике;

  • воспитывать аккуратность при выполнении построений;

  • пробуждать в ученике чувство гордости за свои личные достижения и успехи своих товарищей.

Тип урока:

комбинированный

Форма урока:

практическая работа.

Оборудование:

для учащихся: учебник, угольник, лист нелинованной белой бумаги, простой карандаш, циркуль

для учителя: учебник, ноутбук, телевизор, презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Мотивация к деятельности.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух.

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

И случай, бог изобретатель.

- Я надеюсь, что этот урок математики станет ещё одним подтверждением нашего девиза « Математика - королева наук», а великие люди прошлого и современности помогут нам в этом.

3.Устный счёт.

Тест (Слайд) Каждое задание будем оценивать.

1. Даны числа: 713754, 713654, 713554, … Выбери следующее число:

а) 713854

б) 713554

в) 713454

2. Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое 73, а разность 600?

а) 527

б) 673

в) 763

3. Найди наименьшее из чисел:

а) 18215

б) 18152

в) 18125

г) 18521

4. Сколько всего десятков содержится в числе 387 560 ?

а) 6

б) 38

в) 38 756

5.Сколько цифр будет в частном 64 080 : 9

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

6. Закончи предложение "Чтобы найти неизвестное делимое, надо значение частного…"

а) умножить на делитель;

б) разделить на делитель;

в) разделить на делимое.

Проверка. Оцените свою работу(Слайд)

4. Актуализация опорных знаний.

1. Отгадайте загадку:

Эта важная наука

Изучает всё вокруг:

Точки, линии, квадраты,

Треугольники и круг…

Для неё линейка, циркуль-

Это лучшие друзья.

Но и вам науку эту

Забывать никак нельзя!

- Правильно, эта наука называется ГЕОМЕТРИЕЙ.

-Что означает это слово?

В переводе с греческого это слово означает «землемерие» ( «гео» - земля, «метрио» - мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которое приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений. В результате этой деятельности появились и постепенно накапливались различные правила, связанные с геометрическими измерениями. Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям.

В дальнейшем геометрия сформировалась как самостоятельная наука, в который изучаются геометрические фигуры и их свойства.

-Окружающий нас мир - это мир геометрии. А.Д. Александров (Слайд)

2.Ребята, посмотрите внимательно на чертёж .

Назовите сколько треугольников?(9)



-Сколько на чертеже четырёхугольников? (2).

-Чем они отличаются друг от друга?

(Один является прямоугольником, а другой нет).

- Что вы знаете о прямоугольнике?

  • В прямоугольнике все углы прямые.

  • Противоположные стороны прямоугольника равны.

  • Диагонали в точке пересечения делятся пополам

  • Диагональ прямоугольника делит его на два равных треугольника.

3.Молодцы! Вы много рассказали о прямоугольнике.

Сейчас решите задачу: (Слайд)

В прямоугольнике проведена диагональ. Площадь одного из полученных треугольников равна 25 см2. Чему равна площадь прямоугольника?

Решите задачу .

- Как вы нашли площадь прямоугольника?

(Мы знаем, что диагональ прямоугольника делит его на два одинаковых треугольника. Площадь одного треугольника равна 25 кв. см, значит площадь всего прямоугольника будет равна 25*2=50 см2).

- Верно, молодцы! А как начертить прямоугольник , если мы знаем только его площадь?

Что для этого надо знать? ( Его длину и ширину).

- Как узнать размеры прямоугольника?

(Методом подбора. Зная, что площадь находится путём умножения длины на ширину, 50 кв. см можно получить умножая 5 см на 10 см или 25см умножить на 2 см. ).

- Правильно. Выберите, какой прямоугольник удобнее начертить в тетради.( Удобнее начертить прямоугольник со сторонами 5 см и 10см.).

-Верно. Начертите такой прямоугольник.

5.Целеполагание.

-Ребята, скажите, легко ли вам было начертить прямоугольник в тетради? (Да, легко).

-Почему? ( есть клеточки)

- На прошлом уроке мы учились чертить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью угольника, и я просила вас дома начертить узор. Давайте проверим, что у вас получилось, а один человек у доски начертит прямоугольник с помощью угольника.

(Выставка работ, проверка ученика у доски - алгоритм построения)

- А как вы думаете, легко ли начертить прямоугольник на нелинованной бумаге, например на альбомном листе, если у вас нет угольника? (трудно )

-Значит, существует способ построения с помощью других инструментов. Сегодня на уроке нам потребуются циркуль и линейка.

-Как вы думаете, какая же тема урока? (Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью циркуля и линейки) (Слайд)

-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Научиться строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью циркуля и линейки) (Слайд)

- Где в нашей жизни могут пригодиться умения производить построения прямоугольника или квадрата именно на нелинованной бумаге?

Задачи:

1)Формировать практические навыки построения геометрических фигур, используя знания о них.

2)Развивать пространственное воображение.

3)Воспитывать аккуратность при выполнении построений.

-Тема определена, цели поставлены - в путь за новыми знаниями!

6.Открытие новых знаний

Для работы нам понадобятся циркуль и линейка.

-- Чтобы безопасно пользоваться такими инструментами, нужно помнить

правила безопасности:

  1. Нельзя подносить циркуль к лицу, на конце есть игла, можно уколоться.

  2. Нельзя передавать циркуль иглой вперёд, можно уколоть своего товарища.

  3. На рабочем столе должен быть порядок.

-Может кто-то догадался, что нужно делать?

- Если нет, посмотрите на доску.

L

E

OB С

K M

A D

N

Рис. 1 Рис. 2

-Что делаем сначала? (Надо начертить окружность).

-Что надо сделать дальше? (Надо провести два диаметра).

-Что такое «диаметр»? ( Это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через её центр).

-Хорошо. Что делаем дальше? (Надо соединить концы диаметров отрезками и получится прямоугольник).

Составим алгоритм построения прямоугольника. (Слайд)

  1. Начертите окружность.

  2. Проведите в ней два диаметра.

  3. Соедините концы диаметров отрезками. Получился прямоугольник.

7.Практическая работа

- Возьмите альбомный лист.

- Чертим окружность, радиус которой равен 5 см.

-Проводим два диаметра.

- Соединяем концы диаметров.

-Обозначим вершины прямоугольника

- Как проверить, что получился прямоугольник? ( Можно измерить стороны фигуры, противоположные стороны должны быть одинаковые, можно измерить углы с помощью прямого угла, углы должны быть прямыми).

-Проверьте, получился ли у вас прямоугольник.

- Оцените работу.

-Интересно вам было заниматься построением?

« Вдохновение нужно в геометрии не меньше чем в поэзии» А.С.Пушкин

(Слайд)

-Вспомните свойства диагоналей квадрата

  • Диагонали квадрата равны,

  • при пересечении образуют прямые углы,

  • точка пересечения диагоналей делит их на равные отрезки.

- С чего начнём построение? (Начертим окружность).

- Верно, а дальше? ( Проведём один диаметр).

-Мы нашли только две вершины квадрата, как найти ещё две? ( Проведём перпендикулярную прямую к диаметру, получился ещё один диаметр. Эти прямые пересекаются под прямым углом как у квадрата. Таким образом мы нашли ещё две вершины квадрата).

Составим алгоритм построения квадрата. (Слайд)

  1. Начертите окружность.

  2. Проведите один диаметр.

  3. Проведите перпендикулярную прямую к этому диаметру.

  4. Точки пересечения с окружностью соедините отрезками. Получился квадрат.

8. Практическая работа по алгоритму.

9.Физкультминутка.

10.Включение в систему знаний.

Выбери свой уровень. (Слайд)

1.Найдите площадь и периметр прямоугольника и квадрата.

Рпр. = (6+8)*2=24(см)

Sпр=6*8=48(см2)

Ркв=7*4=28(см)

Sкв=7*7=49(см2)

2.У семьи Ивановых дачный участок размером 20 метров на 40 метров, а у семьи Сидоровых 30 метров на 30 метров. Чья ограда длиннее?

Р= (20+40)*2=120(м.)

Р=30*4=120(м)

Ответ: их ограды имеют одинаковую длину, значит равны.

3.Рассмотри план школьного сада, на котором 1 см изображает 10 м. Найди площадь этого сада в арах (стр.7) (Выбор лучшего варианта).

  • перемещение треугольника;

  • измерение сторон полученного прямоугольника;

  • нахождение площади в м 2;

  • выразить в арах.

S=60*30=1800(м2.)=18 а.

Оцените свою работу.

- Легко ли вам давались все построения и вычисления?

-«Нет царского пути в геометрии» Евклид. (Слайд)

-Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Вы доказали, что можете вправе называть себя друзьями ГЕОМЕТРИИ.

11. Закрепление пройденного материала.

1) Геометрия показалась мне очень интересной и какой- то волшебной наукой. И.К.Андронов(Слайд)

а) Найди равные величины.

б)Какая величина лишняя?

в) Продолжи закономерность:

-Молодцы, теперь вы легко справитесь с № 33 стр.7

Проверим решение. (Слайд)

(6 км 5 м = 6 км 50 дм

2 сут.20 ч = 68 ч

3 т 1 ц > 3 т 10 кг

90 см2 < 9 дм2)

Оцените работу.

2) Решение задачи.

Решение трудной математической задачи можно сравнить с взятием крепости. Н.Я.Виленкин (Слайд)

- Прочитайте задачу № 31. Составим краткую запись

- Сколько мальчиков занималось в кружке?

- Сколько девочек?

- Каков рост всех мальчиков?

- Каков рост всех девочек?

- Что спрашивается в задаче? (Заполняется таблица в процессе работы).

- Составьте план решения задачи:

  • вырази рост в сантиметрах

  • найди средний рост мальчиков;

  • найди средний рост девочек;

  • сравни.

- Решите задачу самостоятельно.

11м04см=1104см

12м60см=1260см

1)1104:8=138(см)-средний рост мальчиков

2)1260:9=140(см)-средний рост девочек

3)140-138=2(см)-больше

Ответ: на 2 см. в среднем рост мальчиков больше, чем рост девочек.

- Проверим решение. Молодцы, мы взяли ещё одну математическую крепость! Оцените свою работу.

3)Работа над вычислительными навыками.

-Решите 1 пример №34 на странице 7.

Вспомним порядок действий. Какое действие выполняем первым?

После выполнения - взаимопроверка.

(100 000 - 62 600) : 4 + 3 * 108 = 9 674

  1. 37 400

  2. 9 350

  3. 324

  4. 9674

-Оцените работу.

12) Подведение итогов урока и рефлексия.

1)-Какая была тема нашего урока?

-Какие цели и задачи ставили перед собой?

-Достигли мы их?

- С помощью каких инструментов можно построить прямоугольник на нелинованной бумаге? (С помощью циркуля и линейки, с помощью угольника)

-Повторим алгоритм построения прямоугольника и квадрата.

-Что осталось непонятным?

2) Вернёмся к прямоугольнику, который построили в начале урока. Закрасьте на нём ту часть заданий, с которыми вы справились и оцените свою работу на уроке.

МОЛОДЦЫ!!!

13) Домашнее задание.

По желанию: (Слайд)

  1. Построить на нелинованной бумаге прямоугольник и квадрат, найти и сравнить их площади.

  2. Составить геометрический узор, используя новые знания.

Литература.

  1. М.И.Моро и др. учебник «Математика, 4 класс», М. «Просвещение» 2011г.

  2. Л.И.Семакина «В помощь учителю», М., «Вако», 2011г.



© 2010-2022