- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по информатике на тему «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм» (3 класс)
Конспект урока по информатике на тему «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм» (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Подузова А.В. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План-конспект урока по информатике,
проведенного в 3 «А» классе
в МБОУ «Средней общеобразовательной школе № 19 г. Йошкар - Олы»
(по программе ОС «Школа 2100», авторы Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.)
Подузовой Анастасией Владимировной Тема: «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм». Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом. Цель: сформировать у учащихся понятие «алгоритм», «линейный алгоритм».
Задачи:
- Обучающие: познакомить учащихся с понятиями «алгоритм», «линейный алгоритм»; учить составлять и выполнять линейные алгоритмы.
- Развивающие: развивать познавательные процессы: логическое мышление, внимание, смекалку; умение планировать свою деятельность.
- Воспитывающие: воспитывать заинтересованность в изучении предмета, усидчивость.
Метод преподавания: эвристический метод, словесный, наглядный, практический, метод контроля и самоконтроля.
Требования к учащимся: 1. Что учащиеся должны знать: понятие алгоритма. 2. Что учащиеся должны уметь: понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; выполнять линейные алгоритмы и составлять свои по аналогии. Оборудование:
- Телевизор;
-
USB-флешка.
Методы контроля: методы устного контроля (беседа, фронтальный опрос), наблюдение.
Учебная литература: Учебник - тетрадь «Информатика в играх и задачах», 3 класс, часть 1, авторы Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.
Дополнительная литература: Горячев А. В., Меньшикова А. А. Методика преподавания информатики в начальной школе (1-4-е классы) на примере курса «Информатика в играх и задачах». Лекции 1 - 4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.
План урока:
I. Орг. момент - 1 мин.
II. Постановка темы и цели урока - 5 мин.
III. Открытие нового знания - 15 мин.
IV. Физкультминутка - 2 мин.
V. Закрепление изученного материала - 12 мин.
VI. Итог урока. Рефлексия - 3 мин.
VII. Домашнее задание - 2 мин.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
(мин)
- Организационный момент
У: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем И работать начинаем. У: Я рада приветствовать вас на занятии по информатике. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.
1
- Постановка темы и цели урока
У: А как вы думаете зачем?
У: Давайте эту конфетку съедим. У: Сколько действий (операций) мы с вами сделали, чтобы скушать эту конфету?
У: Итак, ребята, у нас получилась вот такая последовательность действий (Слайд 1):
Возьми конфету
Разверни ее
Съешь конфету
Фантик выбрось в мусорное ведро. У: Как можно назвать всю эту совокупность операций? У: А чтобы узнать ответ на этот вопрос, обратите внимание только на буквы русского алфавита. Учитель показывает на слайде (Слайд 2): QМАWRЛYUГIDОSDРFGИLFТJLZМR У: Верно! Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое алгоритм и как правильно составить алгоритм (Слайд 3).
У: Вы хотите нас угостить. Учащиеся кушают конфетку. Учащиеся начинают вспоминать, с чего они начали. Высказывают свои мнения.
Учащиеся высказывают свои версии.
Учащиеся отгадывают. У: Алгоритм!
5
- Открытие нового знания
У: Как вы думаете, что такое алгоритм? Учитель на слайде показывает определение алгоритма (Слайд 4). У: Алгоритм - это последовательность действий, приводящих к решению поставленной задачи. Появившись на свет, ежедневно, того не замечая, человек решает задачи, используя тот или иной алгоритм (план действий). Всю нашу сознательную жизнь нас сопровождают подробные инструкции. Ходим в школу, изучаем науки, сажаем деревья, готовим пищу, медицинские инструкции, режим дня, порядок выполнения арифметических действий в выражении и т.д. Выполняет алгоритм в основном человек. Но в наше время в связи с увеличением объёма информации приходится поручать выполнение и техническим средствам: компьютеры, роботы, различные автоматы. У: Ребята, вспомните, какое действие вы выполняли по плану, то есть по алгоритму.
У: Каждый шаг в алгоритме принято называть командой. В начале алгоритма принято записывать команду "Начало", а в конце - команду "Конец". Учитель записывает слова на доске. У: Наверняка, вас мама просила «Сделай бутерброд». Давайте составим алгоритм действий. У: Бутерброд будет у нас с маслом, сыром и огурцом. Итак, ребята, с чего начнем делать бутерброд? У: Хорошо! Но не забываем, что алгоритм всегда начинается с команды «Начало». Учитель записывает на доске. У: Дальше вы уже сказали следующий шаг: отрежем кусок хлеба. Учитель записывает на доске. У: Следующий шаг какой будет? Учитель записывает на доске. У: Следующий шаг какой будет? Учитель записывает на доске. У: Следующий шаг какой будет? Учитель записывает на доске. У: Следующий шаг какой будет? Учитель записывает на доске. У: Следующий шаг какой будет? У: Все шаги выполнили? У: Какая команда будет последней в алгоритме? У: Итак, ребята, мы составили алгоритм. Все действия в алгоритме следуют друг за другом. Как вы считаете, как называется такой алгоритм? У: Верно! Линейный алгоритм - это алгоритм, в котором действия выполняются друг за другом. Учитель показывает на слайде (Слайд 5). У: Сейчас самостоятельно выполним №1 из учебника. Пронумеруйте рисунки по порядку и составьте задание для робота Боба: запишите команды алгоритма «Посади дерево». У: Итак, ребята, проверим себя. Правильно ли вы записали команды алгоритма. Учитель показывает на слайде (Слайд 6):
- Алгоритм «Посади дерево».
- Начало.
- Принеси лопату, лейку и саженец.
- Выкопай ямку.
- Поставь саженец в ямку.
- Засыпь ямку землей.
- Налей воды в лейку.
- Полей саженец.
- Отнеси лопату и лейку.
У: Сколько команд получилось в алгоритме? У: Отдельные команды алгоритма изображаются в виде блоков различной формы. Учитель показывает на слайде (Слайд 7).
начало или конец алгоритма. действие.
У: Также есть блок условия, который используется в алгоритмах ветвления. С ним вы познакомитесь чуть позже. условие.
У: В блок записывается только одна команда. Блоки (шаги) алгоритма соединены стрелочками (Слайд 8).
У: Выполним №5 из учебника. Пронумеруйте команды алгоритма в правильном порядке. Заполните схему алгоритма.
После выполнения учитель спрашивает учеников. У: В каком порядке вы заполнили схему алгоритма?
Учитель показывает схему алгоритма (Слайд 9). У: Мы составили алгоритм «Соберись в школу». Молодцы! Справились с этим заданием. У: Ребята, вы, наверное, устали? У: Сейчас немного отдохнем. У: Это когда действия выполняются друг за другом.
У: Найти дорогу до школы (магазина, автобусной остановки, бассейна); пришить пуговицу, убраться в комнате; сложить два трехзначных числа…
У: Отрежем кусок хлеба.
У: Смажем кусок хлеба маслом.
У: Отрежем ломтик сыра.
У: Положим сыр на бутерброд.
У: Отрежем ломтик огурца.
У: Положим огурец на бутерброд. У: Да. У: Конец.
У: Это линейный алгоритм.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
У: Получилось 9 команд.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
У: Начало, встань, умойся, сделай зарядку, оденься, позавтракай, собери портфель, конец.
У: Да!
15
- Физкультминутка
Повторить 2 раза.
2
- Закрепление изученного материала
- Начало.
- •
- 3
- 3
- 2
- 2
- 1
- 5
- Конец.
начало • 3 3 2 2 1 5 конец У: У нас получилась схема алгоритма «Нарисуй фигуру». Письменная работа «Составь алгоритм».
Цель: закрепление умения составлять линейный алгоритм. У: Составьте свой алгоритм по выбору. После того, как учащиеся закончат работу, учитель спрашивает 2-3 учеников, какие они составили алгоритмы. Дети открывают тетради в клеточку.
У: Получилась фигура.
Учащиеся самостоятельно составляют по выбору алгоритм.
12
- Итог урока. Рефлексия
У: Что такое алгоритм?
У: Ребята, о каком алгоритме мы сегодня говорили? У: Какие формы записи алгоритма мы использовали сегодня на уроке? У: Верно! Мы использовали словесную запись алгоритма, когда составляли алгоритм «Посади дерево», условными знаками, когда выполняли команды по клеточкам, и блок - схема, когда выполняли задание в учебнике. У: Вспомните, где в нашей повседневной жизни мы встречаемся с алгоритмами?
У: Молодцы. Мы сегодня хорошо потрудились. Оцените себя, какую оценку вы себе поставите за урок? У: Встаньте, кто поставил себе оценку «5». Встаньте, кто поставил себе оценку «4». А плохие оценки мы сегодня не ставим себе. У: Мы учились правильно составлять алгоритм. У: Алгоритм - это последовательность действий, приводящих к решению поставленной задачи У: Мы говорили о линейном алгоритме.
У: Мы использовали словесную, условными знаками и блок - схему.
У: Найти дорогу до школы (магазина, автобусной остановки, бассейна); пришить пуговицу, убраться в комнате; сложить два трехзначных числа…
Ученики оценивают себя.
3
- Домашнее задание
Учащиеся задают вопросы.
2