Конспект урока по информатике на тему «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по информатике на тему «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм» (3 класс)Конспект урока по информатике на тему «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм» (3 класс)Конспект урока по информатике на тему «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм» (3 класс)Конспект урока по информатике на тему «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм» (3 класс)Конспект урока по информатике на тему «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм» (3 класс)Конспект урока по информатике на тему «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм» (3 класс)Конспект урока по информатике на тему «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм» (3 класс)Конспект урока по информатике на тему «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм» (3 класс)Конспект урока по информатике на тему «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм» (3 класс)Конспект урока по информатике на тему «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм» (3 класс)Конспект урока по информатике на тему «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм» (3 класс)Конспект урока по информатике на тему «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм» (3 класс)План-конспект урока по информатике,

проведенного в 3 «А» классе

в МБОУ «Средней общеобразовательной школе № 19 г. Йошкар - Олы»

(по программе ОС «Школа 2100», авторы Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.)

Подузовой Анастасией Владимировной Тема: «Понятие алгоритма. Линейный алгоритм». Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом. Цель: сформировать у учащихся понятие «алгоритм», «линейный алгоритм».

Задачи:

  • Обучающие: познакомить учащихся с понятиями «алгоритм», «линейный алгоритм»; учить составлять и выполнять линейные алгоритмы.
  • Развивающие: развивать познавательные процессы: логическое мышление, внимание, смекалку; умение планировать свою деятельность.
  • Воспитывающие: воспитывать заинтересованность в изучении предмета, усидчивость.

Метод преподавания: эвристический метод, словесный, наглядный, практический, метод контроля и самоконтроля.

Требования к учащимся: 1.​ Что учащиеся должны знать: понятие алгоритма. 2.​ Что учащиеся должны уметь: понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; выполнять линейные алгоритмы и составлять свои по аналогии. Оборудование:

  • Телевизор;
  • USB-флешка.

Дидактическая оснащенность урока: видео - презентация «Алгоритм».

Методы контроля: методы устного контроля (беседа, фронтальный опрос), наблюдение.

Учебная литература: Учебник - тетрадь «Информатика в играх и задачах», 3 класс, часть 1, авторы Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.

Дополнительная литература: Горячев А. В., Меньшикова А. А. Методика преподавания информатики в начальной школе (1-4-е классы) на примере курса «Информатика в играх и задачах». Лекции 1 - 4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г.

План урока:

I.​ Орг. момент - 1 мин.

II.​ Постановка темы и цели урока - 5 мин.

III.​ Открытие нового знания - 15 мин.

IV.​ Физкультминутка - 2 мин.

V. Закрепление изученного материала - 12 мин.

VI. Итог урока. Рефлексия - 3 мин.

VII. Домашнее задание - 2 мин.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

(мин)

  1. Организационный момент
Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой:

У: Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем И работать начинаем. У: Я рада приветствовать вас на занятии по информатике. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

1

  1. Постановка темы и цели урока
У: Ребята, посмотрите, что я вам принесла сегодня на урок. Учитель раздает учащимся по одной конфетке.

У: А как вы думаете зачем?

У: Давайте эту конфетку съедим. У: Сколько действий (операций) мы с вами сделали, чтобы скушать эту конфету?

У: Итак, ребята, у нас получилась вот такая последовательность действий (Слайд 1):

Возьми конфету

Разверни ее

Съешь конфету

Фантик выбрось в мусорное ведро. У: Как можно назвать всю эту совокупность операций? У: А чтобы узнать ответ на этот вопрос, обратите внимание только на буквы русского алфавита. Учитель показывает на слайде (Слайд 2): QМАWRЛYUГIDОSDРFGИLFТJLZМR У: Верно! Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое алгоритм и как правильно составить алгоритм (Слайд 3).







У: Вы хотите нас угостить. Учащиеся кушают конфетку. Учащиеся начинают вспоминать, с чего они начали. Высказывают свои мнения.











Учащиеся высказывают свои версии.







Учащиеся отгадывают. У: Алгоритм!

5

  1. Открытие нового знания

У: Как вы думаете, что такое алгоритм? Учитель на слайде показывает определение алгоритма (Слайд 4). У: Алгоритм - это последовательность действий, приводящих к решению поставленной задачи. Появившись на свет, ежедневно, того не замечая, человек решает задачи, используя тот или иной алгоритм (план действий). Всю нашу сознательную жизнь нас сопровождают подробные инструкции. Ходим в школу, изучаем науки, сажаем деревья, готовим пищу, медицинские инструкции, режим дня, порядок выполнения арифметических действий в выражении и т.д. Выполняет алгоритм в основном человек. Но в наше время в связи с увеличением объёма информации приходится поручать выполнение и техническим средствам: компьютеры, роботы, различные автоматы. У: Ребята, вспомните, какое действие вы выполняли по плану, то есть по алгоритму.



У: Каждый шаг в алгоритме принято называть командой. В начале алгоритма принято записывать команду "Начало", а в конце - команду "Конец". Учитель записывает слова на доске. У: Наверняка, вас мама просила «Сделай бутерброд». Давайте составим алгоритм действий. У: Бутерброд будет у нас с маслом, сыром и огурцом. Итак, ребята, с чего начнем делать бутерброд? У: Хорошо! Но не забываем, что алгоритм всегда начинается с команды «Начало». Учитель записывает на доске. У: Дальше вы уже сказали следующий шаг: отрежем кусок хлеба. Учитель записывает на доске. У: Следующий шаг какой будет? Учитель записывает на доске. У: Следующий шаг какой будет? Учитель записывает на доске. У: Следующий шаг какой будет? Учитель записывает на доске. У: Следующий шаг какой будет? Учитель записывает на доске. У: Следующий шаг какой будет? У: Все шаги выполнили? У: Какая команда будет последней в алгоритме? У: Итак, ребята, мы составили алгоритм. Все действия в алгоритме следуют друг за другом. Как вы считаете, как называется такой алгоритм? У: Верно! Линейный алгоритм - это алгоритм, в котором действия выполняются друг за другом. Учитель показывает на слайде (Слайд 5). У: Сейчас самостоятельно выполним №1 из учебника. Пронумеруйте рисунки по порядку и составьте задание для робота Боба: запишите команды алгоритма «Посади дерево». У: Итак, ребята, проверим себя. Правильно ли вы записали команды алгоритма. Учитель показывает на слайде (Слайд 6):

  1. Алгоритм «Посади дерево».
  1. Начало.
  2. Принеси лопату, лейку и саженец.
  3. Выкопай ямку.
  4. Поставь саженец в ямку.
  5. Засыпь ямку землей.
  6. Налей воды в лейку.
  7. Полей саженец.
  8. Отнеси лопату и лейку.



У: Сколько команд получилось в алгоритме? У: Отдельные команды алгоритма изображаются в виде блоков различной формы. Учитель показывает на слайде (Слайд 7).

 начало или конец алгоритма.  действие.

У: Также есть блок условия, который используется в алгоритмах ветвления. С ним вы познакомитесь чуть позже.  условие.



У: В блок записывается только одна команда. Блоки (шаги) алгоритма соединены стрелочками (Слайд 8).

У: Выполним №5 из учебника. Пронумеруйте команды алгоритма в правильном порядке. Заполните схему алгоритма.

После выполнения учитель спрашивает учеников. У: В каком порядке вы заполнили схему алгоритма?

Учитель показывает схему алгоритма (Слайд 9). У: Мы составили алгоритм «Соберись в школу». Молодцы! Справились с этим заданием. У: Ребята, вы, наверное, устали? У: Сейчас немного отдохнем. У: Это когда действия выполняются друг за другом.



































У: Найти дорогу до школы (магазина, автобусной остановки, бассейна); пришить пуговицу, убраться в комнате; сложить два трехзначных числа…















У: Отрежем кусок хлеба.















У: Смажем кусок хлеба маслом.

У: Отрежем ломтик сыра.

У: Положим сыр на бутерброд.

У: Отрежем ломтик огурца.

У: Положим огурец на бутерброд. У: Да. У: Конец.

У: Это линейный алгоритм.

















Учащиеся самостоятельно выполняют задание.





























У: Получилось 9 команд.







































Учащиеся выполняют задание самостоятельно.





У: Начало, встань, умойся, сделай зарядку, оденься, позавтракай, собери портфель, конец.









У: Да!

15

  1. Физкультминутка
У: Сейчас я попрошу вас быть исполнителями и выполнить мой алгоритм. Начало. Встаньте из-за парт. Потянитесь к солнышку. Девочки, прыгайте, как белочки. Мальчики, прыгайте, как зайчики. Сядьте за парты. Конец.

Повторить 2 раза.

2

  1. Закрепление изученного материала
У: Открываем тетради. У: Сейчас я буду вам говорить команды, а вы будете их исполнять. У: Начало. Отступя 5 клеточек с левого и верхнего края, ставим точку. У: Проведите от точки, не отрывая руки, 3 клеточки вверх, 3 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 5 клеток влево. Конец. У: Что у нас получилось? У: Запишите алгоритм выполнения этого рисунка. Один ученик работает у доски, остальные в тетради. У: Чтобы записать быстрее алгоритм, будем использовать условные знаки - стрелочки.
  1. Начало.
  2.  3
  3.  3
  4.  2
  5.  2
  6.  1
  7.  5
  8. Конец.
У: А теперь составьте схему этого алгоритма, используя блоки. В ходе составления схемы алгоритма учитель помогает ученику.

начало  •   3   3   2   2   1   5  конец У: У нас получилась схема алгоритма «Нарисуй фигуру». Письменная работа «Составь алгоритм».

Цель: закрепление умения составлять линейный алгоритм. У: Составьте свой алгоритм по выбору. После того, как учащиеся закончат работу, учитель спрашивает 2-3 учеников, какие они составили алгоритмы. Дети открывают тетради в клеточку.















У: Получилась фигура.















































































Учащиеся самостоятельно составляют по выбору алгоритм.



12

  1. Итог урока. Рефлексия
У: Ребята, чему вы учились на этом уроке?

У: Что такое алгоритм?



У: Ребята, о каком алгоритме мы сегодня говорили? У: Какие формы записи алгоритма мы использовали сегодня на уроке? У: Верно! Мы использовали словесную запись алгоритма, когда составляли алгоритм «Посади дерево», условными знаками, когда выполняли команды по клеточкам, и блок - схема, когда выполняли задание в учебнике. У: Вспомните, где в нашей повседневной жизни мы встречаемся с алгоритмами?







У: Молодцы. Мы сегодня хорошо потрудились. Оцените себя, какую оценку вы себе поставите за урок? У: Встаньте, кто поставил себе оценку «5». Встаньте, кто поставил себе оценку «4». А плохие оценки мы сегодня не ставим себе. У: Мы учились правильно составлять алгоритм. У: Алгоритм - это последовательность действий, приводящих к решению поставленной задачи У: Мы говорили о линейном алгоритме.

У: Мы использовали словесную, условными знаками и блок - схему.











У: Найти дорогу до школы (магазина, автобусной остановки, бассейна); пришить пуговицу, убраться в комнате; сложить два трехзначных числа…



Ученики оценивают себя.

3

  1. Домашнее задание
У: Запишите домашнее задание: найти в кулинарной книге рецепт своего любимого блюда и составить алгоритм его приготовления в виде блок-схемы (Слайд 10). У: У кого есть вопросы по домашнему заданию? Учитель объясняет, если есть вопросы по домашнему заданию. Записывают домашнее задание.





Учащиеся задают вопросы.

2



© 2010-2022