- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка на тему: «Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе»
Конспект урока русского языка на тему: «Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гусакова Н.П. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока русского языка
на тему: «Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе»
Задачи:
- отрабатывать навык правописания окончаний имен существительных во множественном числе, их правильное употребление;
- развивать зрительную память, орфографическую зоркость.
Ход урока 1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока - Сегодня на уроке мы продолжим учиться определять падеж имен существительных для того, чтобы правильно писать падежные окончания.
3. Проверка домашнего задания - Что Вам было задано на дом? (Упражнение 264) - Определите число и падеж выделенных существительных. (В письмах - в П. п., мн. ч. Всадников - в В. П., мн. ч. В шлемах - в П. п., мн. ч. Из писем - в Р. п., мн. ч.) - Как доказать, что существительные «всадников» в винительном падеже? Можно ли опираться на вопросы? (Нет, вопросы не могут определить падеж; кого? Всадников. Нужно подставить существительное 1-го склонения в единственном числе, например: Рисовал (кого?) сестру - окончание -у в винительном падеже)
4. Чистописание - Подпишите число, классная работа. Урок начнем с чистописания. Продолжите закономерность:
- Напишите букву «в» в соединении с другими:
5. Работа по теме урока - Сейчас я буду диктовать существительные. Девочки записывают существительные женского рода, а мальчики - мужского рода. Шалаш, тушь, дрожь, чиж, течь, стриж, трубач, речь, дочь, врач, помощь, гараж, ночь, тишь, ткач, калач. - Какие слова написали девочки? (тушь, дрожь, течь, речь, дочь, помощь, ночь, тишь.) - Что особенного в этих словах? (На конце слова после шипящих пишется мягкий знак) - Какие слова записали мальчики? (Шалаш, чиж, стриж, трубач, врач, гараж, ткач, калач) - Есть ли у них на конце мягкий знак? Почему? (Нет. Потому что это существительные мужского рода.) - Это правило относится к существительным только в единственном числе. Запишите в родительном падеже во множественном числе существительные: туча, задача, роща, куча, чаща. (Туч, задач, рощ, куч, чаш) - Какой вывод мы можем сделать? (В родительном падеже во множественном числе после шипящих мягкий знак не пишется)
6. Работа по учебнику - Ребята, скоро мы будем писать изложение, подготовимся к нему. Выполним упражнение 265. Задание читает… - Как отличить существительное во множественном числе от существительного в единственном числе? (Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов) - Сейчас я прочитаю Вам стихотворение из этого упражнения:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля -
Это русское раздолье,
Это русская земля.
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга -
Это русские картины,
Это Родина моя.
- Какие незнакомые слова Вам встретились? (ПРИВО́ЛЬЕ - 1. широкое, просторное место, местность. 2. Полная свобода, вольная жизнь. НИВА - обработанное поле, пашня, посевы; полоса, клин, участок. РАЗДОЛЬЕ - простор, широкое свободное пространство.) - Найдите существительные во множественном числе. (нивы, поля, горы, долины, степи, луга, картины) - Прочтем стихотворения вместе. - Прочтите стихотворение про себя. - Кто прочтет его по памяти? - Закройте учебники. Напишите стихотворение по памяти. Письмо по памяти - Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. На полях карандашом поставьте оценку. - Мы закончили ещё один раздел нашего учебника. Посмотрим, чему мы научились. Ответим на вопросы в упражнении 267. Фронтальная работа
7. Домашнее задание - Откройте дневники, запишите домашнее задание: упр. 266
8. Итог урока - Что нового мы узнали на уроке? - Когда пишется мягкий знак после шипящих? (У существительных женского рода единственного числа) - Почему в словах: задач, туч, рощ мягкий знак не пишется? (Это слова во множественном числе в родительном падеже)