Конспект урока русскому языку по теме Буквосочетания Жи-ши - 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-сказка по русскому языку в 1-м классе "Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн"


Форма проведения: урок-сказка. Тип урока: урок отработки умения и навыков. Образовательная система УМК «Школа России» Цель урока: обработка практических навыков написания буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн в словах. Задачи урока: Образовательные:

  • обработать и закрепить написание гласных букв после шипящих ,
  • продолжить работу по формированию навыков каллиграфического письма,
  • уметь производить звукобуквенный анализ слов,
  • способствовать обогащению словарного запаса детей.
Развивающие:
  • развивать устную речь и фонематический слух,
  • совершенствовать культуру речи,
  • развивать орфографическую зоркость,
  • расширять кругозор младших школьников;
  • развивать психологические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, эмоции,
  • способность к самоконтролю;
  • развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя;
  • развивать способность к рациональной организации своего труда и рабочего места.
Воспитательные:
  • воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;
  • формировать интерес к изучению родного языка;
  • воспитывать чувство уважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость,
  • самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование:
  • компьютер,
  • проектор,
  • магнитофон,
  • кассета с записью "Звука леса",
  • рисунок Буратино с ключиком,
  • карточки со слогами и словами,
  • картинки с изображением Бабы - Яги, лебедей, мышки, яблони, речки, печки, Машеньки и Ванюши,
  • силуэт дерева, листочки (красного, желтого, зеленого цветов),
  • светящаяся "волшебная" палочка,
  • поднос с яблоками.

Ход урока 1. Организационный момент. Учитель: Долгожданны дан звонок,
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постараются понять -
Будут грамотно писать. Дети: Постараемся понять -
Будем грамотно писать. 2. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня на уроке русского языка мы с вами обобщим знания, умения и навыки о написании буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу. - Но урок у нас сегодня необычный, мы с вами отправимся в гости. А вот куда, вы догадаетесь сами, прослушав это стихотворение: …У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказки говорит… - Так куда мы оправляемся в гости? - Правильно! Мы отправляемся с вами в волшебный мир русской народной сказки. На уроке мы будем составлять слова и предложения, закреплять правило правильного написания слов, а еще мы будем выручать друзей и помогать друг - другу. 3. Составление слов из слогов с буквосочетаниями ча - ща, чу - щу, жи - ши. - Ребята, а дверку в сказку нам откроет Буратино своим золотым ключиком, если вы правильно составите все слова. Приложение 1. Звукобуквенный анализ слов выполняется учащимися у доски. Ёлка Яблоня Рябина Работа в парах за компьютером по развитию речи с ЭУП*. На доске записаны слоги, дети составляют слова. На доску магнитом поочередно крепятся карточки с составленными словами. Приложение 2. - Молодцы ребята, все слова вы нашли и составили правильно. А пока мы составляли слова, ребята выполнили звуковой анализ слов. ( Правильность выполнения проверяется учащимися класса и показывается карточками сигналами.) 4. Закрепление и обобщение знаний. 1. - Открывает Буратино своим ключиком дверку в сказку. А прослушав стихотворение до конца, вы отгадаете название сказки, в которую мы отправляемся. ( Включается кассета с записью " Звуки леса" и тихо звучит мелодия.) …Через горы и луга
Маленького братца
Унесла к себе Баба - Яга.
Как туда добраться?
Скучно Ване одному
Ни в дому, ни в терему,
У Яги в сторожке
На куриных ножках. - Как называется сказка? (Гуси-лебеди.) Приложение 3. На экране проецируется картинки гусей лебедей, избушки Бабы - Яги и Ванюши. 2. Повторение правил о написании гласных букв после шипящих. - Надо спасти Маше Ванюшку. Но труден путь от Яги. Нужно выполнить много заданий. Но без добрых друзей здесь не справиться. Поможем Машеньке? - Давайте вспомним правило о написании гласных после шипящих. ( Учащиеся рассказывают правило о написании буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу из " Веселых запоминалок ".) Учитель делит класс на три группы по рядам:

  • 1 группа - жи - ши,
  • 2 группа - ча - ща,
  • 3 группа - чу - щу и выставляет карточку с названием команды на первую парту.)
В это же время продолжается работа в парах за компьютером по развитию речи с ЭУП*. Дети упражняются в составлении предложений по опорным словам. 3. Работа в тетрадях. Каллиграфическая минутка. - Пришла Маша к Бабе - Яге Ванюшку спасать. Страшно Машеньке, дрожит вся. Вдруг вбегает мышка: " Хочешь, помогу тебе Ванюшу спасти? Пусть ребята красиво напишут строчку в тетради". ( На доске прикрепляется рисунок с изображением мышки.) - А чтобы красиво написать строчку мы потренируем пальчики, разомнем их, выполняя " Пальчиковую гимнастику" Физминутка.
  • Потереть ладошки, чтобы они стали теплыми.
  • Теплыми ладошками погрели щечки.
  • Еще раз потерли ладошками, погладили шейку.
  • Пощипали и слегка подергали себя за мочку ушей, как - будто у нас сегодня день рождения.
  • Растерли и помассировали каждый пальчик левой и правой руки.
  • Подняли руки вверх, зарядились энергией солнышка.
  • С силой стряхнули руки вниз, всю отрицательную энергию отдали земле.
  • Погладили себя по голове, " Какие мы молодцы!".
Дети пишут число и прописывают по образцу учителя одну строчку. Первая группа - жи- ши, вторая группа - ча - ща, третья группа - чу - щу. - Спасибо, ребята. Мышка открыла замок. Выбежал Ванюшка из домика, и пустились они с Машенькой убегать. 4. Подбор слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн. - Труден путь по лесу, кругом пни, сучки и ветки, густые деревья, лесные животные. И чтобы ребятам было легче бежать, давайте поможем им. Подберем слова - названия, которые встречаются в лесу и относятся к теме нашего урока. Дети придумывают слова, например: ежи, ужи, чижи, пенечки, елочки, листочки, чаща, роща, сучки, веточки, грибочки, дубочки, белочки и т.д. - Молодцы, ребята! Очень много подобрали слов. Вы надежные и верные друзья, готовы оказать помощь в трудную минуту. 5. Тренировочные упражнения. Нахождение ошибок и их исправление. - Узнала Баба - Яга, что Машенька обманула ее и бросилась в погоню. Не сумела Баба - Яга догнать Машеньку, закипела она от злости. Посылает вдогонку своих помощников гусей - лебедей. Полетели гуси над холмами, над лесами. Приложение 4. - А чтобы они не догнали Машу и Ванюшу, мы должны быстро найти ошибки и исправить их. (На доске с ошибками написаны слова.) Ежы, ершы, щюки, чяйки, волчята, речька, рощя. (Ученики находят ошибки и исправляют их.) - Догадались вы, ребята, Отчего ежи, ерши, Щуки, чайки и волчата Рассмеялись от души? 6. Составление предложений по опорным словам. - Бегут дети, торопятся, гуси - лебеди за ними летят, догоняют, крыльями машут. Вдруг видят перед собой речку. " Речка-матушка, спрячь нас" - просит Машенька. Отвечает речка: Составь предложение из слов обо мне" Приложение 5. (Дети по опорным словам составляют предложение и записывают его в тетрадь.) В речке плавают окуни, щуки и ерши. - Спрятала речка ребят. Гуси - лебеди сели на воду, отдыхают. - Давайте и мы с вами отдохнем. Физминутка. У реки росла рябина,
А река текла, рябила.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. - Поплавали гуси - лебеди, поднялись в небо и полетели. А Машенька с Ваней опять побежали. 7. Тренировочные упражнения. Вставить в слова пропущенные буквы. - Выбежала Машенька с Ваней, не знает, куда дальше бежать. Лес густой, темный. А гуси - лебеди вернулись назад, догоняют, крыльями машут. Вдруг видит Маша, яблонька стоит - " Яблонька, спрячь нас" - просит Машенька. " Отведай моих наливных яблочек, спрячу" - говорит яблонька. Приложение 6. Дети одной группы выходят по цепочке к доске и записывают пропущенную букву в слова, написанные на доске. За правильный выбор, " срывают" с дерева (из бумаги), на котором написано "Молодец!". В это время две других группы работают по коллективным карточкам ,передавая друг - другу по цепочке и выставляя пропущенную букву.
На доске
Коллективные карточки

I ряд

II ряд

III ряд

камыш* морж* стриж*
задач* коч*н свеч*
ч*десный ш*повник малыш*
еж*ки щ*вель пищ*т
печ*ть ж*раф туч*
стриж* волч*та камыш*
ландыш* ж*знь захоч*
- Что мы должны твердо запомнить о написании буквосочетаний с шипящими? (Дети рассказывают правило о написании гласных после шипящих.) - Заслонила яблонька ребят ветками, прикрыла листочками. Не заметили гуси - лебеди детей, мимо пролетели. - Девочка с братцем опять побежала. Гуси-лебеди заметили их, вернулись, налетают, крыльями машут. Что делать? До дому осталось недалеко. Увидела Машенька печку. " Печка - печка, спрячь меня" - просит девочка. " Отведай моих румяных пирожков и придумай предложение обо мне и моих вкусных пирожках" - говорит печка. Приложение 7. Дети придумывают предложения. Лучшие предложения записать на доске с комментированием. 5. Итог урока. - Прибежала Машенька с братцем домой, а дома матушка с батюшкой приехали, и гостинцы детям привезли. - А вы ребята, сегодня не просто трудились, но и доказали, что вы очень дружные ребята и добрые друзья. А дружба и доброта делают большие дела. 6. Рефлексия. У каждого учащегося лежит на парте три листочка: красного, желтого и зеленого цветов и клей - карандаш. На доске вывешивается силуэт дерева из белой бумаги, на который дети наклеивают свои листочки. - Ребята, у вас на партах лежат листочки разного цвета, и сейчас мы с вами подарим волшебной яблоньке свои листочки. - Кому на уроке было все понятно, со всеми заданиями справился легко, уверенно, тот подарит яблоне листочек зеленого цвета - цвет уверенности. - Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, то подарите желтый листок - цвет сомнения. - Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справились, тогда подарите красный листок - цвет опасности, тревоги и страха. - Пожалуйста, подарите яблоньке свои листочки. 7. Сюрпризный момент. - Ребята, а вы верите в сказочные чудеса? - Кто из вас знает волшебные заклинания? Один из детей произносит заклинание и взмахивает волшебной палочкой. В класс входит родитель с подносом яблок - гостинцами яблоньки, говорит добрые слова. Яблоки дети получают на перемене.



© 2010-2022