Урок-сказка по русскому языку в 1-м классе "Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн" Форма проведения: урок-сказка. Тип урока: урок отработки умения и навыков. Образовательная система УМК «Школа России» Цель урока: обработка практических навыков написания буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн в словах. Задачи урока: Образовательные:
- обработать и закрепить написание гласных букв после шипящих ,
- продолжить работу по формированию навыков каллиграфического письма,
- уметь производить звукобуквенный анализ слов,
- способствовать обогащению словарного запаса детей.
Развивающие: - развивать устную речь и фонематический слух,
- совершенствовать культуру речи,
- развивать орфографическую зоркость,
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать психологические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, эмоции,
- способность к самоконтролю;
- развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя;
- развивать способность к рациональной организации своего труда и рабочего места.
Воспитательные: - воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;
- формировать интерес к изучению родного языка;
- воспитывать чувство уважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость,
- самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование: - компьютер,
- проектор,
- магнитофон,
- кассета с записью "Звука леса",
- рисунок Буратино с ключиком,
- карточки со слогами и словами,
- картинки с изображением Бабы - Яги, лебедей, мышки, яблони, речки, печки, Машеньки и Ванюши,
- силуэт дерева, листочки (красного, желтого, зеленого цветов),
- светящаяся "волшебная" палочка,
- поднос с яблоками.
Ход урока 1. Организационный момент. Учитель: Долгожданны дан звонок, Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постараются понять - Будут грамотно писать. Дети: Постараемся понять - Будем грамотно писать. 2. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня на уроке русского языка мы с вами обобщим знания, умения и навыки о написании буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу. - Но урок у нас сегодня необычный, мы с вами отправимся в гости. А вот куда, вы догадаетесь сами, прослушав это стихотворение: …У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет направо - песнь заводит, Налево - сказки говорит… - Так куда мы оправляемся в гости? - Правильно! Мы отправляемся с вами в волшебный мир русской народной сказки. На уроке мы будем составлять слова и предложения, закреплять правило правильного написания слов, а еще мы будем выручать друзей и помогать друг - другу. 3. Составление слов из слогов с буквосочетаниями ча - ща, чу - щу, жи - ши. - Ребята, а дверку в сказку нам откроет Буратино своим золотым ключиком, если вы правильно составите все слова. Приложение 1. Звукобуквенный анализ слов выполняется учащимися у доски. Ёлка Яблоня Рябина Работа в парах за компьютером по развитию речи с ЭУП*. На доске записаны слоги, дети составляют слова. На доску магнитом поочередно крепятся карточки с составленными словами. Приложение 2. - Молодцы ребята, все слова вы нашли и составили правильно. А пока мы составляли слова, ребята выполнили звуковой анализ слов. ( Правильность выполнения проверяется учащимися класса и показывается карточками сигналами.) 4. Закрепление и обобщение знаний. 1. - Открывает Буратино своим ключиком дверку в сказку. А прослушав стихотворение до конца, вы отгадаете название сказки, в которую мы отправляемся. ( Включается кассета с записью " Звуки леса" и тихо звучит мелодия.) …Через горы и луга Маленького братца Унесла к себе Баба - Яга. Как туда добраться? Скучно Ване одному Ни в дому, ни в терему, У Яги в сторожке На куриных ножках. - Как называется сказка? (Гуси-лебеди.) Приложение 3. На экране проецируется картинки гусей лебедей, избушки Бабы - Яги и Ванюши. 2. Повторение правил о написании гласных букв после шипящих. - Надо спасти Маше Ванюшку. Но труден путь от Яги. Нужно выполнить много заданий. Но без добрых друзей здесь не справиться. Поможем Машеньке? - Давайте вспомним правило о написании гласных после шипящих. ( Учащиеся рассказывают правило о написании буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу из " Веселых запоминалок ".) Учитель делит класс на три группы по рядам: - 1 группа - жи - ши,
- 2 группа - ча - ща,
- 3 группа - чу - щу и выставляет карточку с названием команды на первую парту.)
В это же время продолжается работа в парах за компьютером по развитию речи с ЭУП*. Дети упражняются в составлении предложений по опорным словам. 3. Работа в тетрадях. Каллиграфическая минутка. - Пришла Маша к Бабе - Яге Ванюшку спасать. Страшно Машеньке, дрожит вся. Вдруг вбегает мышка: " Хочешь, помогу тебе Ванюшу спасти? Пусть ребята красиво напишут строчку в тетради". ( На доске прикрепляется рисунок с изображением мышки.) - А чтобы красиво написать строчку мы потренируем пальчики, разомнем их, выполняя " Пальчиковую гимнастику" Физминутка. - Потереть ладошки, чтобы они стали теплыми.
- Теплыми ладошками погрели щечки.
- Еще раз потерли ладошками, погладили шейку.
- Пощипали и слегка подергали себя за мочку ушей, как - будто у нас сегодня день рождения.
- Растерли и помассировали каждый пальчик левой и правой руки.
- Подняли руки вверх, зарядились энергией солнышка.
- С силой стряхнули руки вниз, всю отрицательную энергию отдали земле.
- Погладили себя по голове, " Какие мы молодцы!".
Дети пишут число и прописывают по образцу учителя одну строчку. Первая группа - жи- ши, вторая группа - ча - ща, третья группа - чу - щу. - Спасибо, ребята. Мышка открыла замок. Выбежал Ванюшка из домика, и пустились они с Машенькой убегать. 4. Подбор слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн. - Труден путь по лесу, кругом пни, сучки и ветки, густые деревья, лесные животные. И чтобы ребятам было легче бежать, давайте поможем им. Подберем слова - названия, которые встречаются в лесу и относятся к теме нашего урока. Дети придумывают слова, например: ежи, ужи, чижи, пенечки, елочки, листочки, чаща, роща, сучки, веточки, грибочки, дубочки, белочки и т.д. - Молодцы, ребята! Очень много подобрали слов. Вы надежные и верные друзья, готовы оказать помощь в трудную минуту. 5. Тренировочные упражнения. Нахождение ошибок и их исправление. - Узнала Баба - Яга, что Машенька обманула ее и бросилась в погоню. Не сумела Баба - Яга догнать Машеньку, закипела она от злости. Посылает вдогонку своих помощников гусей - лебедей. Полетели гуси над холмами, над лесами. Приложение 4. - А чтобы они не догнали Машу и Ванюшу, мы должны быстро найти ошибки и исправить их. (На доске с ошибками написаны слова.) Ежы, ершы, щюки, чяйки, волчята, речька, рощя. (Ученики находят ошибки и исправляют их.) - Догадались вы, ребята, Отчего ежи, ерши, Щуки, чайки и волчата Рассмеялись от души? 6. Составление предложений по опорным словам. - Бегут дети, торопятся, гуси - лебеди за ними летят, догоняют, крыльями машут. Вдруг видят перед собой речку. " Речка-матушка, спрячь нас" - просит Машенька. Отвечает речка: Составь предложение из слов обо мне" Приложение 5. (Дети по опорным словам составляют предложение и записывают его в тетрадь.) В речке плавают окуни, щуки и ерши. - Спрятала речка ребят. Гуси - лебеди сели на воду, отдыхают. - Давайте и мы с вами отдохнем. Физминутка. У реки росла рябина, А река текла, рябила. Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. - Поплавали гуси - лебеди, поднялись в небо и полетели. А Машенька с Ваней опять побежали. 7. Тренировочные упражнения. Вставить в слова пропущенные буквы. - Выбежала Машенька с Ваней, не знает, куда дальше бежать. Лес густой, темный. А гуси - лебеди вернулись назад, догоняют, крыльями машут. Вдруг видит Маша, яблонька стоит - " Яблонька, спрячь нас" - просит Машенька. " Отведай моих наливных яблочек, спрячу" - говорит яблонька. Приложение 6. Дети одной группы выходят по цепочке к доске и записывают пропущенную букву в слова, написанные на доске. За правильный выбор, " срывают" с дерева (из бумаги), на котором написано "Молодец!". В это время две других группы работают по коллективным карточкам ,передавая друг - другу по цепочке и выставляя пропущенную букву. На доске | Коллективные карточки |