- Преподавателю
- Начальные классы
- Три склонения имени существительного (УМК «Перспектива») 4 класс
Три склонения имени существительного (УМК «Перспектива») 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Матвеенко Н.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 546
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
Красносельского района Санкт-Петербурга
Автор: Матвеенко Наталья Вячеславовна
Программа: «Перспектива»
Предмет: Русский язык
Тема урока: Три склонения имени существительного
(УМК «Перспектива»)
4 класс (базовый уровень)
Цель: ознакомить с основными типами склонения имен существительных;
совершенствовать умение распознавать имена существительные 1 склонения;
развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас учащихся.
Задачи:
Образовательные: систематизировать представления учащихся об имени существительном.
Воспитательные: воспитывать интерес к языку, слову; развивать орфографическую зоркость;
Развивающие: обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся обобщат свои имеющиеся знания по теме «Имя существительное « и расширят их.
Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Познавательные: общеучебные - используют знаково-символические средства для решения учебной задачи;логические - выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Оборудование: Учебник «Русский язык « 2 часть ( Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина) ,компьютер, проектор, презентация, словари, текст в конверте, карточки.
-
Оргмомент
Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!
2. Минутка чистописания.
- Откройте тетрадь по чистописанию. Какие буквы вам встретились в этих сочетаниях? (-а, -о, -ь) Дайте характеристику данным буквам. (буквы: а, о - они гласные и указывают на твердость впереди стоящего согласного; буква ь - она звука не обозначает, придает мягкость согласным звукам).
- Пропишите элементы букв и буквы.
III. Словарно - орфографическая работа.
- Откройте тетрадь и запишите дату (подчеркните известные вам орфограммы).
- На доске записаны слова: вода, земля, конь, солнце, окно, степь, Юра, дочь. Объясните написание орфограмм в этих словах.
- Что общего между этими словами? (Это имена существительные, которые стоят в именительном падеже, в начальной форме).
- Разделите эти слова на группы. Сколько групп у вас получилось? (три группы) По какому признаку вы разделили? (по родам) (Задание выполняется устно). Запишите эти слова в три столбика. (1-й слайд )
III. Актуализация знаний и постановка задачи урока.
- К какой части речи относятся эти слова? (имя существительное)
- Что вы знаете об имени существительном? (Это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.) (2-й слайд)
- Перечислите постоянные признаки? (Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род) (3-й слайд)
- Перечислите непостоянные признаки? (Число, падеж) (4-й слайд)
- Каким членом предложения может быть имя существительное в предложении? (Подлежащим; дополнением - отвечает на косвенные вопросы или падежные; обстоятельством - отвечает на смысловые вопросы)
- Прочитайте предложение записанное на доске.
Марина написала сочинение о зиме и осени.
- Сделайте синтаксический разбор предложения.
- Назовите однородные члены предложения? Сделайте морфологический разбор этих имен существительных.
1 - й ряд - о зиме
2 - й ряд - о осени
- Назовите общие признаки имен существительных. (Неодушевленные, нарицательные, ж.р., ед.ч., П.п., отвечают на вопрос о чем? Второстепенные члены предложения: дополнение)
- А чем же отличаются эти имена существительные? Выделите окончания (окончаниями).
- Так почему же род, число, падеж одинаковые, а окончания разные?
- Можем ответить на этот вопрос?
- Попробуем ответить на этот вопрос. Проведем исследование.
IV. Работа над темой.
- На доске записаны слова: страна, мышь, земля, дедушка, дядя, озеро, поле, дочь, стол.(5-й слайд)
1. Что можете сказать о словах? (Существительные стоят в начальной форме.)
2. На какие три группы их можно разделить? ( По родам.)
3. Их можно разделить и на другие три группы. Ориентируясь на таблицу, вы сделаете это самостоятельно. (6-й, 7-й, 8-й слайд)
2
3
М.р.
я
а
Ж.р.
я
а
Ср.р.
е
о
- Назовите существительные, которые вы запишите в первую группу? Записать и выделить окончания. (Страна, земля, дедушка, дядя.) Чем отличаются и чем похожи эти имена существительные.
- Запишите существительные во вторую группу. Выделить окончания. (Стол, озеро, поле.)
- Запишите существительные в третью группу. Выделить окончания. (дочь)
- Что можно сказать об этом имени существительном?
- По каким признакам группировали имена существительные? (По их роду и окончанию.)
- С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 - го склонения.
- е скл.
2 - скл.
3 - е скл.
М.р.
я
а
Ж.р.
я
а
ь
Ср.р.
е
о
- Сделайте вывод: как определить склонение имен существительных? (По начальной форме: обращая внимание на род и окончание.) (9-й слайд)
Физминутка. Игра «Слушай, думах, хлопай»
(Уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. - 1 хлопок, 2 скл. - 2 хлопка, 3 скл. - 3 хлопка)
Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.
- А теперь давайте вернемся к нашему предложению. Делая морфологический разбор имен существительных о зиме и о осени у нас возник проблемный вопрос.
- Почему в этих словах разные окончания, когда род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения.)
- А как определить склонение этих существительных? (Необходимо поставить слова в начальную форму.)
Алгоритм определения склонения (10-й слайд)
о зиме об осени
нач. ф.- зима нач. ф - осень
род - ж. р. род - ж. р.
окончание - а окончание - нулевое
склонение - 1 склонение - 3
- У существительных в одинаковых падежах могут быть разные окончания. Это зависит от склонения этих существительных.
- Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?
Значит, склонение - это постоянный или непостоянный признак существительного?
V. Закрепление
Игра «Заведи в каждый порт свои лодки»
На доске висят три порта - 1, 2, 3 склонения. Каждому ученику раздается корабль со словом, который необходимо прикрепить к нужному порту.
1. У.с. 18 упр. 24 Распределить имена существительные в группы по склонениям. Определить род и выделить падежные окончания.
2. У.с. 19 упр. 26 Объяснить написание слов с пропущенными буквами. Указать род, склонение и падеж каждого имени существительного. Выделить окончание.
VI. Итог урока.
- Что нового вы узнали?
- Что такое склонение?
- Сколько склонений у существительного?
- Какие существительные относятся к 1 - ому, 2 - ому, 3 - ому склонению?
- Как определить склонение существительного?