- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по математике на тему Приёмы устного счёта. Математические счёты. Решение задач
Конспект урока по математике на тему Приёмы устного счёта. Математические счёты. Решение задач
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тюгаева И.Б. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Предмет: математика
Класс:3
Учитель: Тюгаева Ирина Борисовна
Дата: 24.11.2015г.
Тема: Приёмы устного счёта. Математические счёты. Решение задач.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Ход урока
-
Орг.м. Настрой на урок. Сообщение темы. Целеполагание. Критерии оценивания. Листок по самооцениванию.
Прозвенел звонок,
Он торопит на урок:
Математика у нас.
Дружно в паре за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
А потом мы скажем дружно:
«Хорошо учиться нужно».
Возьмитесь за руки в паре. Стих читают со слайда.
- С критериями оценивания заданий на уроке вы познакомиться в листке по самооцениванию. Начнём урок мы с устного счёта.
- Ребята, для чего мы проводить на уроках математики устный счёт?
Говорят, что устный счёт - это зарядка для ума. Давайте проведём зарядку для ума.
1. Задание «Разминка». И узнаём, кто сегодня в классе считает быстрее всех. Проверим знания табличных случаев умножения и деления. Вариант (планшет) задание на почте в Google таблица (современная проверка) или на карточках (старый проверенный способ). Дети выбирают.
Выполняют задание. Поднимают руку. Учитель отмечает время (номер 1-12).
Оценивают задание по критериям в листке по самооцениванию.
-
Знакомство с приёмами устного счёта (на пальцах) для некоторых табличных случаев умножения.
- Сегодня предлагаю вам познакомиться с новым приёмом устного табличного умножения на 9 с помощью пальцев.
- Сначала давайте вспомним табличное умножение на 5 с помощью пальцев.
1 шаг. Растопырили 10 пальцев. 2 шаг. Оставили прямыми то количество пальцев, на которое надо умножить число 5. (Например, 7). 3 шаг. Помним, что каждый палец - число 5. А два пальца - 10. Считаем по 2 пальца по 10. Получается 30 и ещё 5, итого 35.
А теперь новый приём устного счёта таб. умн. на 9 с помощью пальцев.
1 шаг. Растопырили все 10 пальцев. 2 шаг. Зажимаем тот палец по порядку, на число, которое мы будем умножать 9. (Например, 9х4). 3 шаг. Смотрим, сколько пальцев осталось до 4 пальца (3 пальца - это значит 3 дес. = 30) и смотрим, сколько пальцев осталось после за 4 пальцем (6 пальцев - 6 ед.) Считаем, что получилось 3д.6ед. = 36. И т.п.
Экскурсия в исторические сведения о математике. Слайд инф.
Хотите узнать, кто были самыми быстрыми людьми на планете по устному счёту?
- А какие приборы человек стал использовать для быстрого подсчёта в прошлом и настоящем времени?
(Примеры учеников).
На предметной неделе начальных классах проходил конкурс «Музей в каждом классе». Мы узнавали об очень интересных предметах, которые хранятся у вас дома, и которые стали для вашей семьи реликвией. На большой перемене желающие родители смогут познакомиться с такими реликвиями, о которых вы рассказывали ребятам.
-А я тоже посмотрела у себя дома, есть ли такие реликвии в нашей семье, оказалась таких предметов много. Но я вам решила принести и показать одну такую из реликвий, которой пользовались мои родители на уроках математики - это оказались - русские математические счёты. В моё время были мат. абаки взамен счётам.
Чтобы вам было интереснее узнать про мат. счёты, которыми возможно пользовались ваши бабушки и дедушки, я приготовила два видеосюжета.
Посмотрите и послушайте внимательно. Данная информация вам пригодиться на уроке. Ответить на вопросы и выполнить задание.
ПРОСМОТР 2-х видеосюжетов про счёты (История русских счётов. Современное время. Китай.)
В музеях, в которых можно узнать о математических счётах.
1. Государственный исторический музей. 2. Политехнический музей.
2. Задание «Устный опрос» (после просмотра фильмов).
- В каком веке появились русские счёты? (в конце 6 века)
- Как называются предметы, которые нанизаны на проволоках у счёт? (костяшки)
- Почему в России не стали считать и учить детей считать на счётах?
- В какой стране продолжают учить детей считать на счётах? (Китай).
- Какую полезную информацию вы извлекли для себя?
-
Задание. «ПРАКТИЧЕСКАЯ работа» . Счёт на русских математических счётах. Прикоснёмся к истории. Подарок от родителей «Математические счёты».
Решим несколько примеров со мной и самостоятельно. Критерии оценивания задания «Упражняемся на математических счётах».
27+3= 30, 18+15=33, 30-2= 28, 35 - 9=26.
См./р (можно в паре): 24+37 = 61, 61 - 23 =38.
-
Задание Применение знаний. «Решение задач».
1. Алгебраическая задача. Слайд * (дополнительное время)
2. Решение геометрических задач по вариантам. ( На карточках)
1-ый вар. Найдите Р прямоугольника со сторонами 6 см и 3 см. Прямоугольник начертите.
2-ой вар. Найдите Р квадрата со стороной 7 см. Квадрат начертите.
Сделайте взаимопроверку.
Ответы: для 1-ого вар. Р пр. = 18 см, для 2 - ого вар. Р кв. = 28 см.
III. Итог на рефлексивной основе. Оценки за работу на уроке по критериям оценивания.
«Лесенка». (По моим ощущениям и желаниям)
1 ступенька - мне было трудно на уроке.
2 ступенька - я захотел посетить музеи, в которых рассказывают об истории математических счётах.
3 ступенька - я теперь сам смогу посчитать на математических счётах и объяснить другим.
4 ступенька - я могу самостоятельно решать задачи на нахождения периметра у пр. и кв.
5 ступенька - я могу сам составить и решить задачи нахождение Р у пр. и кв.
IV. Дом. задание. (Дифференцированное)
1. У кого 5 ступенька, тот сам для себя составляет две задачи на нахождения периметра прямоугольника и квадрата и решает их.
2. У кого 1, 2, 3, 4 ступенька задание по Раб. тет. стр.
Приложение к уроку:
Листок по самооцениванию
Ф.И. ______________ Класс: _______ Дата: __________
Критерии оценивания заданий
(Подчеркните набранные вами баллы в задании)
-
Задание «Разминка» - 2б. (всё верно), 1б (от1-до 3 ошибок), 0б. (неверно)
-
Задание «Устный опрос» - 1б. (отвечал), 0б. (не отвечал)
-
Задание «Практическая работа» - 2б. (сам-но), 1б. (с помощью), 0б. (не справился)
(упражнение на математических счётах) -
Задание «Решение задач» по вариантам:
1-ый вар. «Периметр прямоугольника» -1б. (верно), 0б. (неверно)
2-ой вар. «Периметр квадрата» - 1б. (верно), 0б. (неверно) -
*Дополнительная задача по времени - 1б. (верно), 0б. (неверно)
Итог урока
8б - 6б. - «5» 5б. - 3б. - «4» 2б. - 1б. - «3» 0б. - «2»
Мои баллы за урок: _____ Моя оценка за урок: _________