Рабочая программа по окружающему миру. Школа России 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Окружающий мир» для второго класса на 2015 - 2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственого развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).


Структура рабочей программы


Титульный лист Пояснительная записка Содержание учебного предмета Требования к уровню подготовки учащихся Планируемые результаты освоения предмета Календарно-тематическое планирование Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Форма и сроки проведения промежуточной аттестации
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмо­ционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия рос­сийского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются: - формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; - осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Характеристика учебного предмета


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;

  • идея целостности мира;

  • идея уважения к миру.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

  • распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

  • моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

  • эколог-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир», образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правого государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно- нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место учебного предмета в учебном плане


На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на на 270ч: 1 класс -66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы - по 68ч (34 учебные недели). 1 четверть - 18 часов 2 четверть - 14 часов 3 четверть - 20 часов 4 четверть - 16 часов

Наименование разделов и тем

Всего часов

1 Где мы живём?

5

2 Природа

20

3 Жизнь города и села

10

4 Здоровье и безопасность

9

5 Общение

7

6 Путешествия

17


Итого

68




Формы организации образовательного процесса


Программа предусматривает проведение следующих форм уроков: традиционные, обобщающие, уроки-исследования, уроки-практикумы, уроки-тренинги. Используется работа в группах, в парах, индивидуальная работа, групповая. Главное место в овладении данным курсом отводится деятельности по формированию самоконтроля, самопроверки и самооценки.





График проведения экскурсий, практических и проверочных работ, проектов

Тема раздела

Экскурсия

Практические работы

Проекты

Где мы живем?



Проект «Родной город (село)»

Природа

В гости к осени

(экскурсия)


Практическая работа «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека».

Проект «Красная книга», или «Возьмем под защиту»


Практическая работа « Многообразие растений».

«Знакомство с горными породами и минералами».


Практическая работа «Приемы ухода за комнатными растениями».

« Дикорастущие и культурные растения».


Практическая работа «Правила ухода за животными живого уголка».

Жизнь города и села

В гости к зиме (экскурсия)

Проект «Профессии»

Здоровье и безопасность


Практическая работа «Правила безопасности на дороге».

Общение


Практическая работа «Правила вежливости».

Проект «Родословная»

Путешествия

В гости к весне (экскурсия)

Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу».

« Что такое карта и как её читать?»

Проект «Города России»



Проект «Страны мира»

Впереди лето (экскурсия)


Итого

4

10

6

Содержание учебного предмета

Где мы живем 5 ч Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот­ные - все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома - это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему.

Природа 20 ч Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю­ди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, че­ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте­ния. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас­тений и животных своего края. Правила поведения в при­роде. Красная книга России: знакомство с отдельными расте­ниями и животными и мерами их охраны. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практические работы: знакомство с устройством термо­метра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознава­ние деревьев, кустарников и трав; знакомство с представите­лями дикорастущих и культурных растений; отработка при­емов ухода за комнатными растениями и животными живо­го уголка.

Жизнь города и села 10 ч Город (село), где мы живем: основные особенности, дос­тупные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До­машний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй­ство, строительство, транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­тавления об отдельных производственных процессах, напри­мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре­нию учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир­ский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа­теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; зна­комство с достопримечательностями родного города (села).

Здоровье и безопасность 9 ч Строение тела человека. Здоровье человека - его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на­секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Общение 7 ч Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно­шения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от­дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Путешествия 17 ч Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие дос­топримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучает­ся по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхнос­ти и водоемами родного края; наблюдение весенних измене­ний в природе. Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.





Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

  • неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные приз­наки времен года; некоторые охраняемые растения и живот­ные своей местности; правила поведения в природе; основ­ные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
  • строение тела человека; правила личной гигиены; прави­ла безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • имена и отчества родителей; основные формы привет­ствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; куль­тура поведения в общественных местах;
  • основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государ­ственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
  • различать объекты природы и предметы, созданные чело­веком, объекты неживой и живой природы; различать изу­ченные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каж­дой группы); вести наблюдения в природе под руководством учител; выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного пове­дения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила пове­дения в общественных местах;
  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменя­ющемся и развивающемся мире;
  3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла;
  4. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по­ступки, в том числе в информационной деятельности, на основе пред­ставлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  5. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
    в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и на­
    ходить выходы из спорных ситуаций;

  6. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
    наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
    отношению к материальным и духовным ценностям.

  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового ха­рактера;
  3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  5. использование знаково-символических средств представления ин­формации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6)готовность слушать собеседника и вести диалог; 7) использование различных способов поиска (в справочных источ­никах и открытом учебном информационном пространстве сети Интер­нет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от­несения к известным понятиям;
  2. определение общей цели и путей её достижения; умение догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Пред­метные результаты:
  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её совре­менной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ эколо­гической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегаюшего поведения в при родной и социальной среде;

  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (на­блюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Календарно-тематическое планирование


I четверть 18 ч

№ п/п

Тема урока

Дата

Планируемые результаты освоения материала

Основные виды учебной деятельности

Предметные

УУД

Раздел «Где мы живем?» (5 ч)


1.

Родная страна.

Цели и задачи раздела. Имя родной страны -Россия, государственные символы, государственный язык

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Понимать учебные задачи раздела и урока. Анализировать информацию учебника о федеральном устройстве России.

2.

Город и село. Наш дом.

Проект «Родной город (село)»

Характерные особенности сельских и городских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села.

Оформлять стенд, мультимедийную фотографию. Оценить свои достижения в ходе реализации проекта.

Подготовка к выполнению проекта.

Сравнивать по личным фотографиям город и село. Рассказывать о своем доме по плану.

3.

Природа и рукотворный мир.

Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Работать в паре и группе: классифицировать объекты окружающего мира, обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру.

4.

Наше отношение к миру.

Стартовая диагностическая работа.

Наша страна одна из стран мира. Наше село - наша

м алая родина. Называть свой домашний адрес.

Определять свой адрес в мире.

Работать в паре.

5.

Проверим и оценим сои достижения по разделу «Где мы живем?»

Проверка знаний и умений.

Формирование адекватной самооценки.

Выполнять текстовые задания учебника.


Раздел «Природа» (20 ч)

6.

Неживая и живая природа.

Связи между неживой и живой природой.

Неживая и живая природа. Свяжи между живой и неживой природой.

Устанавливать связи между живой и неживой природой. Формулировать выводы из изученного материал.

Классифицировать объекты по существенным признакам.

Работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ.

7.

Явления природы. Как измеряют температуру?

Практическая работа №1

Что такое явления природы. Сезонные явления. Термометр прибор для измерения температуры.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Работать в паре: различать объекты и явления природы. Анализировать иллюстрации учебника. Практическая работа: познакомить с устройством термометра.

8.

Что такое погода.

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений.

Сопоставлять научные и природные предсказания погоды.

Работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «научном дневнике». Характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

9.

В гости к осени. Экскурсия №1.

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.

Оценивать результаты своих действий на экскурсии.

Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними.

10.

Неживая и живая природа осенью.

Осенние явления в живой и неживой природе, их взаимосвязь.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, рассказывать об осенних

11.

Звездное небо.

Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Находить на рисунке знакомые созвездия. Сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий. Моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея.

12.

Заглянем в кладовые земли. Практическая работа №2

Горные породы и минералы. Гранит и его состав.

Работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов. Готовить краткие сообщения о них.

Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды. Различать горные породы и минералы.

13.

Про воздух….

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Охрана воздуха.

Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека.

Наблюдать небо за окном и рассказывать о нем. Работать в паре, анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха.

14.

Про воду.

Вода, ее распространение в природе. Значение воды для растений, животных. Охрана чистой воды.

Описывать эстетическое воздействие водных просторов на человека.

Работать со взрослыми: находить информацию об охране воды в родном крае. Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды.

15.

Какие бывают растения. Практическая работа№3

Многообразие растений. Эстетическое воздействие растений на человека.

Оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять взаимопроверку.

работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ о красоте растений. Определять растения с помощью атласа-определения.

16.

Какие бывают животные.

Проверочная работа

Многообразие животных. Зависимость строения животных от их образа жизни.

Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки.

Сравнивать животных на основании материала книги «Зеленые страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

17.

Невидимые нити.

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей.

Читать и обсуждать стих-е Б.Заходера.«Про все на свете». Делать вывод о необходимости бережного отношения бережного отношения к природе и сохранения природных связей

Работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.

18.

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа №4

Дикорастущие и культурные растения. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях.

Находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»

Работать в паре: приводить примеры дикорастущих и культурных растений. Классифицировать культурные растения по определенным признакам.

II четверть 14 ч

19.

Дикие и домашние животные.

Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками,

20

Комнатные растения. Практическая работа №5

Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку.

Работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса. практическая работа в группе: осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией.

21.

Животные живого уголка. Практическая работа №6

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, попугай. Роль содержания и особенности ухода за животными живого уголка.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними.

Практическая работа в группе: осваивать приемы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.

22.

Про кошек и собак.

Кошка и собака в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека.

Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласа-определителя.

Работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий(составлять словесные портреты, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию0

23.

Красная книга.

Красная книга России и региональные красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных внесенных в Красную книгу.

Работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных, предлагать и обсуждать меры по их охране.

Работать со взрослыми: узнать какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу. Работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге.

24.

Будь природе другом. Проект «Красная книга или возьмем под защиту».

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе работы над проектом:

- распределять обязанности по выполнению проекта.

- извлекать информацию из различных источников.

- готовить рисунки и фотографии

- составлять собственную Красную книгу.

- презентовать Красную книгу с использованием наглядных материалов.

- оценивать свои достижения в ходе выполнения проекта.

25.

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Природа» Тест №1

Проверка знаний и умений

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

26.

Что такое экономика.

Экономика и ее составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. деньги. экономика родного края.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану.

Работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов. Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран.

27.

Из чего что сделано.

Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей.

Классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию.

Работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ.

28.

Как построить дом.

Представления о технологии строительства городского и сельского дома. Строительные машины и материалы.

Читать текст учебника, находить названные в нем машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы своих одноклассников.

Работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского дома, узнавать на иллюстрации учебника строительные машины, объяснять их назначение, проводить самопроверку.

29.

Какой бывает транспорт.

Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта.

Узнавать на фотографии транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов, осуществлять контроль и коррекцию, запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02,03.

Работать в паре: классифицировать средства транспорта, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры.

30.

Промежуточная диагностическая работа

Контрольно - обобщающий урок.

Представление об основных частей экономики: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение».

Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых товаров и продуктов.

31.

Культура и образование.

Учреждения культуры (музей, театр, цирк, библиотека и т.д) и образования (школа, лицей, колледж и т.д.). Их роль в жизни общества и человека.

Обсуждать роль учреждений образования и культуры в нашей жизни.

Работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них, с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию .

32.

Все профессии важны. Проект «Профессии»

Разнообразие профессий и их роль в экономике и жизни людей. Подготовка к выполнению проекта.

Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни.

Работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографии.

III четверть 20 ч


33.

В гости к зиме.Экскурсия №2

Наблюдение над зимними явлениями в неживой и живой природе.

Обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни.

Распознавать осыпавшие на снег плоды и семена растений и следы животных. Определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе.


34.

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Тест№2

Проверка знаний и умений.

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тестовые задания учебника.

35.

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга», «Профессии».

Представление результатов проектной деятельности.

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами.


Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

36.

Строение тела человека.

Внешнее и внутреннее строение тела человека. Месторасположение важнейших органов и их работа.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Работать в группе: называть и показывать внешние асти тела человека. Работать в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека.

37.

Если хочешь быть здоров.

Режим дня второклассника. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами.

Рассказывать о своем режиме дня. Обсуждать сбалансированное питание школьника.

Формулировать правила личной гигиены. Демонстрировать умения чистить зубы.

38.

Берегись автомобиля! Практическая работа №7

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Моделировать сигналы светофора. Характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах.

Работать в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствующими стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию.

39.

Школа пешехода.

Освоение правил безопасности пешехода.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

40.

Домашние опасности.

Правила безопасного поведения в быту.

Объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций.

Работать в группе: на основе текста формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков.

41.

Пожар!

Правила пожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС.

Работать со взрослыми: находить в «интернете» информацию о работе пожарных.

42.

На воде и в лесу.

Правила безопасного поведения на воде и в лесу.

Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу.

Запомнить правила поведения во время купания. Работать в паре: находить съедобные и несъедобные грибы.

43.

Опасные незнакомцы.

Опасные ситуации при контакте с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Характеризовать потенциальные опасности при контакте с незнакомыми людьми. Моделировать звонок по телефону.

44.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Тест№3

Проверка знаний и умений

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тестовые задания учебника.

Раздел «Общение» (7 ч)

45.

Наша дружная семья.

Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.

Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи.

Моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов. Формулировать понятие «Культура общения»

46.

Проект «Родословная»

Знакомство с материалами учебника. Обсуждение сроков и способов работы.

Презентовать свой проект с демонстрацией родословного дерева.

Составлять родословное дерево семьи. Отбирать фотографии из семейного альбома.

47.

В школе.

Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. этика общения с одноклассниками.

Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. оценивать с нравственных позиций формы поведения.

Рассказывать о своем школьном коллективе. Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.

48.

Правила вежливости. Практическая работа №8

Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону.

Формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной.

Моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

49.

Ты и твои друзья. Проверочная работа

Правила поведения в гостях.

Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России.

Обсуждать проблему подарка в день рождения друга, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета за столом.

50.

Мы - зрители и пассажиры.

Правила поведения в общественных местах.

Формулировать правила поведения в общественных местах.

Обсуждать и формулировать правила на основе иллюстраций учебника.

51

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Общение».

Тест №4

Представление результатов проектной деятельности.

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами.


Путешествия (17 ч)


52

Посмотри вокруг.

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма земли.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме. Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта.

IV четверть 16 ч

53

Ориентация на местности.

Практическая работа №9

Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Компас-прибор для определения сторон горизонта.

Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

Практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приемы ориентирования по компасу.

54

Формы земной поверхности.

Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.

Описывать красоту гор.

Характеризовать поверхность своего края. работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»

55

Водные богатства.

Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды. Части реки. Водные богатства родного края.

Обсуждать эстетическое воздействие моря на человека.

Работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки посхеме.

56

В гости к весне.Экскурсия № 3.

Наблюдение за весенними явлениями в природе.

Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться ее выполнить.

Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений.

57

В гости к весне.

Весенние явления в неживой и живой природе.

Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края.

Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе.

58

Россия на карте. Что такое карта и как её читать? Практическая работа №10

Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту.

Сравнивать изображение России на глобусе и карте.

Работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением на физической карте России, обозначать их фишками. осваивать приемы чтения карты.

59

Проект «Города России»

Подготовка к выполнению проекта.

Распределение обязанностей по выполнению проекта.

Составлять презентацию своего исследования.

60

Путешествие по Москве.

Москва-столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории возникновения Москвы. Основные достопримечательности Москвы.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Отличать герб Москвы от герба других городов. Работать со взрослыми: совершать виртуальную экскурсию по Москве.

61

Московский Кремль.

Московский Кремль-символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади.

Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России.

Читать текст учебника, находить в нем сведения о Кремле. Рассказывать о Красной площади по фотографиям.

62

Город на Неве.

Санкт - Петербург-северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом города, находить на нем достопримечательности города.

63

Путешествие по планете.

Карта мира. Океаны и материки(континенты), их изображение на карте.

Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть, показывать на глобусе и карте мира океаны и материки.

Работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, обозначать их фишками.

64

Путешествие по материкам. Итоговая диагностическая работа.

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия.

Предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников.

Находить материки на карте мира. Работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников: готовить сообщение и выступать с ним перед классом.

65

Страны мира. Проект «Страны мира».

Физические и политические карты мира. Знакомство с некоторыми странами. подготовка к выполнению проекта.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Сравнивать физическую и политическую карты мира. Находить и показывать на политической карте мира территорию России.

66

Впереди лето.

Экскурсия №4

Летние явления в живой и неживой природе. Разнообразие растений и животных.

Рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям.

Приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе. Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных.

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» Итоговое тестирование

Представление результатов проектной деятельности.

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами.

68

Урок-викторина. Что мы узнали и чему научились за год.

Представление результатов проектной деятельности.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Выступать с подготовленными сообщениями.






Контроль усвоения знаний

Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету "Окружающий мир"

Ошибки:

  • неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;

  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;

  • неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;

  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных признаков;

  • несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объектов на карте.

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе: "5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы. "4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала. "3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала. "2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала. Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям. Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания.

Критерии оценивания теста.

Оценки: «5» - верно выполнено более 3/4 заданий. «4» - верно выполнено. «З» - верно выполнено 1/2 заданий. «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Основная литература:

  • Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).
  • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).
  • Окружающий мир. Тесты (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).
  • Поурочные разработки к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).
Дополнительная литература:
  • А.А.Плешаков Зеленые страницы: Кн. Для уч-ся нач. классов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

  • Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: кн. Для уч-ся нач. кл. / А.А.Плешаков, А.А. Румянцев. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

  • От земли до неба: атлас - определитель для уч-ся нач. кл. /А.А.Плешаков. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

  • Трафимова Р.В. Секреты и диковинки окружающего мира. - Самара: Корпорация «Федоров», «Издательский дом «Федоров», 2000.

  • Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированныеуроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004.

  • Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - 3 - е изд. - М.: Просвещение, 2011.
Учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование:
  1. Глобус.
  2. Модели светофора, дорожных знаков.
  3. Муляжи овощей, фруктов, грибов.
Технические средства обучения.

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2.Персональный компьютер с принтером. 3..Проектор








Форма и сроки промежуточной аттестации.

урока

Вид работы

Тема

4

Стартовая диагностическая работа

Входная

7

Практическая работа №1

Измерение температуры

9

Экскурсия №1

В гости к осени

12

Практическая работа №2

Знакомство с горными породами и минералами

15

Практическая работа №3

Распознавание деревьев, кустарников и трав

16

Проверочная работа

Качество усвоения программного материала за первую четверть

18

Практическая работа №4

Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений

20

Практическая работа №5

Отработка приёмов ухода за комнатными растениями

21

Практическая работа №6

Отработка приёмов ухода за животными живого уголка

25

Тест №1

Природа

30

Промежуточная диагностическая работа

Итоговая работа за первое полугодие

33

Экскурсия №2

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе

34

Тест №2

Жизнь города и села

38

Практическая работа №7

Отработка правил перехода улиц

44

Тест №3

Здоровье и безопасность

48

Практическая работа №8

Отработка основных правил этикета

49

Проверочная работа

Качество усвоения программного материала за третью четверть

51

Тест №4

Общение

53

Практическая работа №9

Определение сторон горизонта по компасу

56

Экскурсия №3

В гости к весне

58

Практическая работа №10

Освоение основных приёмов чтения карты

64

Итоговая диагностическая работа

Качество усвоения программного материала за учебный год

67

Итоговое тестирование

66

Экскурсия №4.

Впереди лето.


© 2010-2022