Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Статья «Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»Борисова Н.Н.
заместитель директора по УР
Казахстан, Костанайская область
город Рудный КГУ «Начальная школа №9»



«Реализация деятельностного подхода в обучении грамоте в 1 классе»

В основе нынешней модернизации образования лежат идеи личностно-ориентированного развивающего обучения.
Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Одним из новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.

Формой цели, при которой ученик становится субъектом учебной деятельности, является задание. Задание должно формулироваться таким образом, чтобы оно определяло характер и способ деятельности.
Прежде чем организовать обучение по средствам деятельностного подхода , необходимо проанализировать характер и содержание материала, сопоставить его с прошлым опытом учащихся; учебный материал нацелить на развитие творческой активности детей.
Поэтому в отличии от традиционной системы обучения построение урока согласно технологии деятельностного подхода - это активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями.

Урок - основная форма учебного процесса в школе.

Урок - взаимосвязь психологического, педагогического, содержательного, методического и предметного аспектов.

Общими требованиями к методическому аспекту урока являются следующие:

  1. Определенность, ясность, четкость, реальность основной дидактической цели урока.

  2. Изучение содержания учебного материала на правильной, психолго- педагогической основе.

  3. Педагогически оправданный подбор форм и методов для занятия в целом и для каждого его структурного элемента.

  4. Целесообразное сочетание групповой и индивидуальной работы с учащимися в зависимости от общей, дидактической и частной цели урока.

Для достижения цели урока учителю важно представлять, как в период подготовки к уроку, так и во время его проведения взаимосвязь следующих компонентов урока:

тема урока ( место урока в учебном материале) цель урока

задачи отбор материала методы и приемы работы

формы работы (групповая, индивидуальная, фронтальная).

Как же построить урок обучения грамоте?

Урок русской грамоты- это взаимосвязь 4-х компонентов:

  • Слого-звуковой анализ

  • Чтение

  • Письмо

  • Развитие речи

В зависимости от типа урока (ознакомление с новыми знаниями, закрепления, обобщения) подбирается количество и целесообразность методов и приемов работы.

Во время подготовки к уроку педагогу необходимо:

  • Поставить четко цель урока, например: познакомить с новым звуком и буквой, уметь читать слова с изученной буквой.

  • Определить задачи урока:

-образовательные (научить читать и писать слова и предложения с изученной буквой, активизировать обогащать словарный запас учащихся;

- развивающие (развивать речь, интеллектуальную и познавательную активность обучающихся, вызвать положительное отношение к учению;

- воспитательные (желание учиться уважать свой труд и труд своих товарищей .
(Также воспитательные цели урока будут зависеть от содержания учебного материала)

  • Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • Узнавание материала

  • Воспроизведение

  • Осмысление

  • Применение

  • Творческий подход к знаниям

Все приемы работы на уроке по обучению грамоты мы условно разделили на четыре группы. Приведенные приемы и методы можно последовательно использовать на каждом уроке обучения грамоте.

Методы и приемы работы по выделению, узнаванию, восприятию звука:

  • Посмотри на картинки. Назови их. Чем они похожи?

  • Учитель называет слова, где повторяется один и тот же звук. Задача учащихся, узнать такой звук. ( например: полка, парус, компот, плот, суп)

  • Чистоговорки: са-са-са, вот бежит лиса
    су-су-су , волк живет в лесу.

  • Скороговорки:

Три щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.

У ежа ежата, у ужа ужата.

  • Стихи, в которых изучаемый звук повторяется часто.

  • Загадки.

  • Доскажи предложение, фразу.

  • Узнавание звука в слове с использованием обратной связи (фишки для обозначения звука) мак - м -согл. твердый; мяч - м- согл.мягкий

  • Определение места звука в слове (начало, середина, конец)
    кошка

укол

жук

Здесь же определяют, какой звук по твердости и мягкости.

  • Приводят свои примеры на изучаемый звук и букву.

  • Работа над звуко-буквенным анализом слов

Например: луна

На данном этапе ведется работа по определению звука (согласный или гласный), твердости и мягкости согласного звука; обозначение звука буквой, работа по ленте букв.

Методы и приемы работы по запоминанию буквы и ее написанию:

  • Письмо по точкам

  • Конструирование буквы из палочек, проволоки

  • Сравнивание новой буквы с уже изученными

  • Обводка буквы, ее запись

  • Использование кальки

  • Письмо в воздухе

  • Допиши букву

  • Письмо под счет

Методы и приемы развития правильного быстрого и осознанного чтения:

  • Чтение слогов с изученной буквой

  • Чтение слогов со слоговой таблицы, составление слов из слогов



ко

пу

ры

зу

тык

май

до

си

но

са

бы

ля

ла

ка

ва

ра

ре

пе

сы

те

мик

ту

ро

го

ру

ки

бу

ни

ло

ша

мы

во

ки

да

лу

жа

Ка ша ры ба за яц



  • Прием наращивания

ко
кот
котик
котище

котишка

  • Упражнения на развитие поля ясного видения

в а

в о

в у
в и


  • Чтение имен собственных и нарицательных
    роза шарик лилия дружок
    Роза Шарик Лилия Дружок

  • На уроках обучения грамоте используются интересные приемы работы со столбиками слов:

- Прочитайте первый столбик слогов, постепенно понижая голос до шепота.
- Прочитайте только те слоги, которые произносятся мягко, ласково.
- Найдите слог, который одновременно является словом (мы).

  • Замена буквы в слове

Кошка - мошка - мишка - мушка - пушка

  • Анограммы

34512
сосна - насос лкво - волк

  • Чтение предложений и текстов

- чтение учителем

- чтение по цепочке

- чтение в парах

- чтение хором

- выборочное чтение

- чтение по ролям

Методы и приемы развития речи:

  • Значки в букваре указывают на задания по развитию речи

  • Работа над многозначными словами, например: рожок, коса, плитка

У Симы коса. И у Каната коса. Сима носит косу. А Канат? Канат .

  • Составление предложений по схеме

.!?



  • Наращивание предложения.
    Осень.
    Наступила осень.
    Наступила поздняя осень.
    Наступила холодная поздняя осень.

  • Составление рассказа по опорным словам



  • Составление рассказа по рисунку.
    Это кто? Это кот.
    Что он делает? Он смотрит в аквариум.
    О чем он мечтает? Он мечтает о вкусном обеде.



  • Творческие задания: иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование.




© 2010-2022