- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час на тему «Слагаемые здоровья»
Классный час на тему «Слагаемые здоровья»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Макарова М.А. |
Дата | 21.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема классного часа: «Слагаемые здоровья»
Цель: актуализировать знания учащихся о компонентах здорового образа жизни, обратив особое внимание на организацию режима дня школьника и гигиенические аспекты учебной деятельности.
Оформление:
* плакат «Жизнь - это движение», «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе»,
* рисунок «Дерево жизни».
Ход классного часа
-
Организационный момент.
Ты пришёл, и я пришёл, Вместе нам хорошо.
Будем думать, отвечать, И друг другу помогать.
Создание эмоционального настроя. Постановка целей. Всем известна пословица: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял - всё потерял». Почему так говорят? (Нездоровый человек не может жить полноценной жизнью, учиться, работать, радоваться жизни. Ему мешает боль и болезни).
Сегодня мы ещё раз вспомним компоненты здоровья и выясним, что мешает человеку быть здоровым.
Что такое здоровье? Здоровье - это самое дорогое, драгоценный дар, подаренный нам природой.
2. Конкурс «Вспомни пословицу»
- А сейчас проверим, как вы знаете пословицы и поговорки о здоровье. - Вы разделились на три творческие группы, каждой из которых необходимо составить из фрагментов правильный вариант поговорки.
Команды зачитывают свои поговорки и объясняют одну из них на выбор.
3. «Дерево здоровья»
- Перед вами дерево здоровья - мощное и красивое. Вспоминая компоненты, слагаемые здоровья, мы будем украшать ими наше дерево.
- Первая предпосылка здоровья - рациональное питание.
Пища должна давать организму полезные вещества и энергию. (Стук в дверь) Печкин: Я принёс вам письмо от Карлсона.
«Здравствуйте, ребята! Я пишу вам из больницы. У меня ухудшилось здоровье, болит голова, в глазах звёздочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне надо правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и кока-кола. Это моя любимая еда. Наверное, я скоро буду здоров». Ваш Карлсон. Учитель: Верно составил Карлсон меню? Мы любим газированную воду, лимонад, колу. Мы считаем, что эти напитки утоляют жажду, но в них содержится так много сахара, который наоборот вызывает жажду; покупаем сосательные конфеты, жевательную резинку, а она вызывает образование желудочного сока, который способствует заболеванию желудка (гастрит, язву желудка и многие другие болезни) А давайте сейчас пронаблюдаем, почему болеет Карлсон. Колу наливаем в чашку и опускаем в нее «Ментос» - происходит всплеск газа (фонтан) вот так происходит в нашем желудке, большое количество газа опасно - ребенок может задохнуться или поперхнуться. Кусочек мяса опустим в колу, он промаринуется, как шашлык. Ребята давайте поможем Карлсону, составим ему такое меню, от которого он сразу выздоровеет. (cоставление меню) Какой же вывод можно сделать? Нельзя переедать, есть вредные продукты, которые приводят к заболеваниям органов. Многие болезни - следствие избыточного и неправильного питания.
4. В далёкие времена для того чтобы прокормиться, нашим предкам приходилось много ходить, бегать, охотиться. Сама жизнь ставила условие: чтобы не умереть, надо было двигаться. И сегодня фраза «Движенье - это жизнь» остаётся верной. Почему? (При движении кровь перемещается в организме с большей скоростью и лучше снабжает клетки кислородом, питательными веществами - обмен веществ улучшается, укрепляется дыхательная система и сердце).
Вашему вниманию предлагается следующая ситуация.
СЦЕНКА
Мама. Дочка, почему ты так долго шла из школы?
Дочь. Я не шла, я долго ждала троллейбус. Пешком было лень идти.
Мама. Иди пообедай, а потом поможешь мне с уборкой квартиры.
Дочь. Нет, мама. Я так устала в школе, и полы мыть уже не могу.
Мама. Ну тогда сходи в магазин за продуктами.
Дочь. Нет, мама. Я так устала на физкультуре, что и ходить не могу.
Мама. Смотри, доченька. Раньше меня старушкой станешь!
- В чём не права девочка? (смена видов деятельности, малоподвижность).
- Итак, на наше дерево мы помещаем следующий компонент здоровья - ДВИЖЕНИЕ.
5. - Ещё один компонент здоровья - это …
Выузнаете из следующей ситуации:
СЦЕНКА «РЕЖИМ»
Действующие лица: учитель и ученик Вова.
- А ты, Вова, знаешь, что такое режим? - Конечно! Режим… Режим - куда хочу, туда скачу! - Режим - это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?
- Даже перевыполняю!
- Как же это?
- По распорядку мне надо гулять 2 раза в день, а я гуляю - 4.
- Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?
- Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Обед - и в школу.
- Хорошо…
- А можно еще лучше!
- Как же это?
- Вот как! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. И сон.
- Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.
- Не вырастет!
- Это почему же?
- Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим! - Как это с бабушкой? - А так: половину я, половину бабушка. А вместе мы выполняем весь режим. - Не понимаю - как это? - Очень просто. Подъем выполняю я, зарядку выполняет бабушка, умывание - бабушка, уборку потели - бабушка, завтрак - я, прогулку - я, уроки - мы с бабушкой, прогулку - я, обед - я,… - И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный. А как вы думаете, ребята, мальчик правильно распределил время?
РЕЖИМ ДНЯ.
Вы - ученики, а учёба - это тяжёлый труд. И чтобы не переутомляться, надо правильно организовать свой день.
(Составление режима дня)
СЦЕНКА
- Наташенька, вставай!
- Сейчас!
- Уж день, взгляни в окно! Ведь ты задерживаешь нас! Ведь ты не спишь давно!
- Ну, маменька, ну чуточку, ещё одну минуточку!
- Сколько часов должен спать ученик?
- Когда он должен ложиться спать? (Спать ученик должен от 8 до 10 часов в сутки, а ложиться спать не позже 21 часа, так как восполняющий силы сон продолжается с 9 часов вечера до 12 часов ночи.)
Но если проснуться все-таки тяжело, тогда можно выполнить специальное упражнение «Просыпаюсь».
Давайте вспомним его. (Все вместе выполняют упражнение.)
Упражнение «Просыпаюсь» включает в себя следующие движения:
1.Тянем за верхнюю часть уха вверх (3 раза).
2.Тянем за мочки уха вниз (3 раза).
3.Взяли сзади за уши и хлопаем ими, прикрывая ушные раковины, как слоны хлопают своими ушами (3 раза).
4.Массируем козелки уха по часовой стрелке (3 раза).
5.«Лепим пельмени» (массируем край уха от мочки до верхней кромки).
- Чем полезно это упражнение? (Когда мы выполняем это
упражнение, то массируем биологически активные точки на нашем ухе, улучшаем настроение и работу внутренних органов.)
- Ребята, вы проводите в школе по 5-7 часов и, наверное,
знаете, для чего нужны в школе перемены? (Перемены помогают отдохнуть от учебы, сменить умственный труд движением. Для этого же нужны и уроки физкультуры.)
Все верно, и при приготовлении уроков нужно делать перерывы - помогать по дому - или физические разминки.
Для любого человека, а особенно для пытливого и любознательного ученика очень важны здоровые глаза, ведь они воспринимают до 90 % информации об окружающем мире. Но известно, что у 30 % учащихся зрение понижается именно за годы
учебы.
Ученицы напомнят вам некоторые упражнения гимнастики
для глаз.
Упражнения для профилактики близорукости:
-
Зажмуривание глаз.
-
Далеко - близко.
-
Руки вперед, руки вверх (следить за кончиками пальцев).
-
Большим пальцем писать буквы.
- Для успешной учебы необходима хорошая память. И чем
больше вы ее упражняете, тем лучше она становится и тем лучше вы учитесь. Следующая творческая группа напомнит нам упражнения для развития памяти.
Упражнения для развития различных видов памяти:
-
Демонстрируется картинка с изображением разноцветных
шариков (30 секунд), потом убирается; задача детей - вспомнить
расположение шариков. -
Назвать алфавит в обратном порядке.
-
Игра «Угадай мелодию» (по нескольким нотам мелодии
угадать песню). -
Обратный счет (необходимо восстановить порядок чисел
от 100 до 0 и т. д.).
5) Назвать предметы, начинающиеся на одну букву, игра в
города.
- Итак, мы говорили о том, что помогает сохранять работоспособность.
Третий компонент - ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ.
- Каждой группе предлагается исправить неверно составленную инструкцию: уберите лишние правила, а остальные расставьте по порядку.
ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ
* Закаливание начинайте сразу с обливания холодной водой.
* Самыми первыми средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны.
* Прежде чем приступать к закаливанию, нужно избавиться от микробного гнезда в виде больных зубов, насморка, кашля и т.д.
* Закаливание можно начинать после консультации с лечащим врачом.
* Обтирание водой, ванночки для рук и ног - это самые первые из закаливающих водных процедур.
* Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня.
* Закаливание должно быть постепенным: нужно снижать температуру воды на 1 градус через каждые 2 дня.
* Температуру воды можно снижать резко, например с 27 до 20 градусов.
- На дереве здоровья мы размещаем четвёртый компонент здоровья - ЗАКАЛИВАНИЕ.
- К слагаемым здоровья можно еще отнести ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК и ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ,
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ.
- Недаром Л. Н. Толстой говорил: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».
4. Подведение итогов.
- Надеюсь, в вашей жизни найдется место для
всех компонентов здоровья. А значит, на ваших лицах будет сиять счастливая улыбка здорового человека.
Песня про здоровье. (мотив "Учат в школе")
1. Про зарядку мы споем,
Утро мы с неё начнём.
Утром зубы после завтрака почистим
Будем бодрыми весь день,
Незнакома с нами лень. 2 раза
Все уроки мы усвоим на отлично!
2. Возьмём лыжи и коньки,
На подъём мы все легки
И отправимся на отдых в выходные.
Будем крепкими расти
Будущее - мы страны
Мы здоровые, весёлые, крутые.
3. Витамины будем пить
И не станем мы курить
За здоровый образ жизни голосуем
Мы без спорта никуда
Стать и выправка важна
Мы на званье олимпийцев претендуем.