Рабочая программа по ИЗО

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для учащихся 1 класса ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слепых и слабовидящих учащихся, требованиями адаптированной основной образовательной программы для слепых и слабовидящих учащихся и на основе учебного плана ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида, авторской программы Л.П. Плаксиной «Изобразительное искусство», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Общая характеристика учебного предмета Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

























Основные содержательные линии Искусство - знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве

  1. Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др.
  2. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
  3. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусств (в пении, в танце, в рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на музыкальных инструментах и т. д.), освоение элементарных форм художественного ремесла. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в скульптуре и художественном конструировании. Развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Освоение обучающимися слабовидящими школьниками содержания данной образовательной области в соответствии с их особыми образовательными потребностями требует:
  • развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве для целенаправленного освоения пространственных представлений и формирования целостного адекватного образа о предметах окружающего мира, для возможности творческого самовыражения;
  • развитие речи, способствующей становлению целостности мира восприятия в области искусств;
  • развитие сохранных анализаторов в повышении зрительных функций для обогащения представлений и эстетических впечатлений для расширения опыта восприятия о разных видах искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.);
  • развитие зрительно-моторной координации, ритмичности движений, направленных на формирование навыков самостоятельной орудийной деятельности и самовыражения;
  • развитие навыков социально-бытовой ориентировки для накопления жизненного опыта в области искусства;
  • обогащение коммуникативной деятельности в процессе совместного творчества с другими;
  • развитие зрительного внимания и памяти, обеспечивающих усвоение целостных представлений о ситуациях, связанных с освоением разных областей искусства.
Компонент «жизненная компетенция» обучающегося слабовидящего школьника данной образовательной области проявляется в следующем:
  • в повышении мотивации, интереса, эмоциональной отзывчивости к различным доступным видам искусства;
  • в умении передавать собственное впечатление от контакта с доступными видами искусства;
  • в умении организовывать свой досуг, в стремлении посещать выставки, концерты, театральные представления;
  • в умении создавать уют и поддерживать порядок в своих вещах, стремиться к красоте ближайшего окружения;
  • в развитии познавательных интересов, актуализации чувства нового;
  • в умении использовать зрительное восприятие с элементами осязания для полноценного отражения предметов окружающего мира;
  • в формировании предметных и пространственных представлений об окружающем мире;
  • в развитии экспрессивных возможностей в выражении собственных эмоций и способностей зрительной оценки эмоционального состояния окружающего социума.

Основное содержание курса

Для слабовидящих учащихся

Для слепых учащихся Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приѐмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приѐмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы). Объѐм - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приѐмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражѐнные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приѐмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тѐмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и дополнительные цвета. Тѐплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чѐрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглѐнные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.


Технические средства и приемы рельефного рисования. Значение и назначение тифлографики для слепого обучающегося. Значение рельефного рисунка для учебно-практической деятельности. Тифлографические приборы для рисования слепых (прибор Н.А.Семевского, «Школьник», прибор Н.В.Клушиной). Инструменты и приспособления приборов для рисования. Правила и приемы пользования инструментами для выполнения рельефных изображений. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Ориентировка на приборе. Приемы проведения линий, деление изобразительной плоскости на две и четыре равные части с помощью инструментов и приспособлений. Приемы выполнения изображений. Приемы работы на бумаге, на пластической массе, на пленке. Чтение рельефных изображений Знакомство с элементарными понятиями пространственной ориентировки в направлениях при чтении изображений (право-лево, верх-низ, середина). Сравнение величины предметов, изображаемых на рисунках (больше-меньше, короче-длиннее, равные, толще-тоньше). Понятие формы, величины. Обследование группы предметов, сравнение формы, величины, положения в пространстве; соотнесение с рельефным изображением. Чтение предметов простых форм, близких к геометрическим сенсорным эталонам. Чтение предметов, включающих сочетания геометрических форм. Чтение предметов сложной формы. Приемы изображения предметов разной степени сложности. Формирование опорных представлений. Выполнение аппликаций из готовых форм и фрагментов. Овладение элементарными навыками лепки. Лепка обследуемых предметов из пластилина. Рисование с натуры Рисование с натуры простых форм (линии) в различных положениях. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, горизонтальные, вертикальные, волнистые, наклонные, круговые). Передача с помощью линии формы предмета. Понятие контура. Формирование понятия контура при помощи прибора Н.В.Клушиной. Деление отрезка на равные части. Соотношение длины и ширины прямоугольных предметов. Рисование с натуры предметов, включающих пересечения горизонтальных и вертикальных линий. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением. Рисование с натуры предметов, включающих сочетание горизонтальных, вертикальных и наклонных линий. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением. Рисование с натуры предметов, включающих волнистые, круговые линии. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Анализ формы предметов. Сходство и различие форм. Вычленение характерных признаков. Простые геометрические формы. Природные формы. Рисование с натуры предметов, имеющих в основе объемную геометрическую форму (фрукты, овощи). Использование трафаретов, аппликации из готовых элементов, лепка. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением. Рисование с натуры предметов, включающих сочетания геометрических форм (игрушки). Выделение и называние каждого элемента. Конструирование из кубиков, использование трафаретов, аппликации из готовых элементов, лепка. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением. Рисование с натуры растительных форм. Алгоритмы обследования. Анализ строения, сравнение. Характерные признаки. Чтение рельефного изображения и соотнесение его с натурой. Лепка, аппликация, рельефное изображение предмета. Рисование с натуры животных. Алгоритмы обследования чучел, игрушек. Анализ строения, сравнение. Характерные признаки. Чтение рельефного изображения и соотнесение его с натурой. Лепка, аппликация, рельефное изображение предмета. Декоративное рисование Понятие орнамента, его назначение и использование в быту. Тактильно-осязательное восприятие орнаментов, анализ построения орнамента. Виды орнаментов. Выделение элементов орнамента. Понятие чередования, ритма, повтора. Роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Выполнение простого орнамента в полосе по образцу из готовых форм. Выполнение замкнутого орнамента по образцу с использованием трафаретов растительных форм. Вариации на тему изученных орнаментов из пластичных материалов. Использование орнаментов в декоративно- прикладной деятельности . Рисование на темы Понятие сюжета. Составление сюжетных ситуаций из моделей, игрушек. Понятие аппликации. Составление аппликации из готовых форм по образцу. Рельефное рисование сюжетов из простых предметов, изученных ранее. Использование трафаретов и шаблонов. Рисование на темы на основе наблюдений. Конкретизация представлений о предметах, использование натуральных и рельефных наглядных пособий. Рисование на темы по замыслу. Соотнесение рисунка и натуры. Беседы об искусстве Восприятие произведений искусства, доступных тактильно осязательному способу восприятия, представление о визуальных видах искусства (живопись, графика). Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка произведений национального, российского и мирового искусства. Знакомство с понятием «Иллюстрация». Знакомство с разными видами рельефа: контурный, аппликационный, барельефный. Скульптура, виды скульптуры. Мелкая пластика. Материалы скульптуры и их роль в создании образа. Элементарные приѐмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы). Объѐм - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Знакомство с барельефными и горельефными изображениями животных, птиц. Знакомство со скульптурными портретами писателей. Художественное конструирование, разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приѐмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство как вид художественной деятельности. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическом характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Представления народа о мужской и женской красоте, отражѐнные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). Знакомство с народными промыслами по производству игрушек.


Результаты освоения учебного предмета В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Изобразительное искусство. Тифлография

Слабовидящий учащийся

Слепой учащийся В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у слабовидящих обучающихся будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Восприятие искусства и виды художественной деятельности Слабовидящий выпускник научится: различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла; различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своегорегиона, показывать на примерах их роль и назначение. Слабовидящий выпускник получит возможность научиться: воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту; высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство? Слабовидящий выпускник научится: создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объѐм, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла; различать основные и дополнительные, тѐплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно ­ творческой деятельности; создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно ­ прикладного искусства образ человека; рассматривать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета на основе зрительно-осязательного восприятия; изображать предметы различной несложной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно ­ творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий); пользоваться рисунком при изучении различных учебных предметов, в техническом творчестве, трудовой и практической деятельности; читать рисунок и соотносить его с натурой. Слабовидящий/слепой выпускник получит возможность научиться: пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; моделировать различные ситуации, основанные на наблюдении окружающего мира, создавать образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Значимые темы искусства. О чѐм говорит искусство? Слабовидящий/слепой выпускник научится: выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. - в живописи, графике и скульптуре, выражая своѐ отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Слабовидящий/слепой выпускник получит возможность научиться: видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своѐ отношение к ним; участвовать в коллективных работах на заданные темы.


В результате изучения изобразительного искусства, тифлографики на ступени начального общего образования у слепых обучающихся будет сформировано представление о художественном творчестве, потребность в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства; адекватное восприятие действительности, развитие наблюдательности, образного мышления, пространственной ориентировки и познавательной деятельности; целенаправленное обследование и наблюдение предметов с помощью осязания, слуха, остаточного зрения; умение сравнивать предметы между собой, оценивать их пространственные свойства и отношения, устанавливать между ними связи и отношения; умение самостоятельно выполнять графические изображения предметов с натуры, по памяти, по представлению, представления об основах построения реалистического рисунка; умение использования рельефного рисункав предметно-практической деятельности; будут сформированы навыки чтения рельефных изображений и соотнесение их с натурой; общие представления об отдельных видах изобразительного искусства (мелкая пластика, скульптура, архитектура). Технические средства и приемы рельефного рисования. Выпускник научится: использовать рельефный рисунок в учебной и практической деятельности; ориентироваться в приборе; использовать инструменты для выполнения рельефных изображений; владеть основными приемами изображения предметов на тифлотехнических приборах. Выпускник получит возможность научиться: использовать приобретенные навыки приемов рельефного рисования в самостоятельной предметно-практической и учебной деятельности. Чтение рельефных изображений Слепой выпускник научится: понимать рельефное изображение; соотносить рельефное изображение с реальным предметом и предмет с рельефным изображением; выделять предметы по форме и величине; изображать их рельефом и в пластилине; соотносить предметы между собой по форме и величине; понимать пространственное расположение предметов, читать рельефные изображения разной степени сложности и соотносить их с реальными предметами; описывать предметы и рельефные изображения, знать их назначение. Выпускник получит возможность научиться: использовать навыки чтения рельефных изображений в самостоятельной предметно-практической деятельности при чтении рисунков, простых чертежей, схем; совершенствовать представления о предметно-пространственной среде. Рисование с натуры Слепой выпускник научится: обследовать натуральные предметы разной степени сложности, анализировать их форму, строение, сравнивать реальный предмет с его рельефным изображением; выделять форму, величину предметов, проводить изучение габаритных размеров, занимаемого пространственного положения; самостоятельно выбирать наиболее характерный вид предмета для его последующего рельефного изображения; принципам переноса формы, конструкции, величины и конфигурации характерных частей предметов, имеющих объемную форму, на изобразительную плоскость; наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета посредством тактильно-осязательного способа; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания образов в лепке, рельефной графике; самостоятельно выполнять рельефные рисунки на тифлотехнических приборах. Слепой выпускник получит возможность научиться: совершенствовать представления о многообразии окружающего мира; совершенствовать тактильно-осязательное восприятие предметов окружающего мира, ощущать их форму, фактуру, характерные признаки, различать и классифицировать предметы по группам. Декоративное рисование Слепой выпускник научится: понимать назначение орнамента; выполнять построения простых видов орнамента; использовать простые декоративные элементы для создания орнамента, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм форм для создания орнамента. Слепой выпускник получит возможность научиться: Самостоятельно выполнять простые орнаменты в процессе декоративно-прикладной деятельности. Рисование на темы Слепой выпускник научится: выполнять аппликации на заданную тему и по замыслу; раскрывать заданную тему или замысел в рельефном рисунке или пластилине. Слепой выпускник получит возможность научиться: создавать простейшие композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. Беседы об искусстве Слепой выпускник научится: воспринимать и различать доступные виды художественной деятельности (скульптура, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в их обсуждении; различать основные виды пластических искусств, понимать их специфику; эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать доступные посредством тактильно- осязательного способа восприятия и остаточного зрения произведения своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений; воспринимать скульптуру, мелкую пластику, пространственные и объемные произведения народных промыслов как вид изобразительного искусства; воспринимать и совершенствовать восприятие разных видов рельефа, материала, фактуры. приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона. Выпускник получит возможность научиться: воспринимать произведения, доступные тактильно- осязательному восприятию и остаточному зрению видов изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; высказывать суждение об отдельных видах художественных произведений, различать по форме, материалу и фактуре произведения мастеров разных народных промыслов; воспринимать облик человека (писателя, художника и т.д.) по скульптурным изображениям.




































  1. Содержание учебного предмета


Технические средства и приемы рельефного рисования Значение и назначение тифлографики для слепого обучающегося. Значение рельефного рисунка для учебно-практической деятельности. Тифлографические приборы для рисования слепых (прибор Н.А.Семевского, «Школьник», прибор Н.В.Клушиной). Инструменты и приспособления приборов для рисования. Правила и приемы пользования инструментами для выполнения рельефных изображений. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Ориентировка на приборе. Приемы проведения линий, деление изобразительной плоскости на две и четыре равные части с помощью инструментов и приспособлений. Приемы выполнения изображений. Приемы работы на бумаге, на пластической массе, на пленке. Чтение рельефных изображений (7 ч) Знакомство с элементарными понятиями пространственной ориентировки в направлениях при чтении изображений (право-лево, верх-низ, середина). Сравнение величины предметов, изображаемых на рисунках (больше-меньше, короче-длиннее, равные, толще-тоньше). Понятие формы, величины. Обследование группы предметов, сравнение формы, величины, положения в пространстве; соотнесение с рельефным изображением. Чтение предметов простых форм, близких к геометрическим сенсорным эталонам. Чтение предметов, включающих сочетания геометрических форм. Чтение предметов сложной формы. Приемы изображения предметов разной степени сложности. Формирование опорных представлений. Выполнение аппликаций из готовых форм и фрагментов. Овладение элементарными навыками лепки. Лепка обследуемых предметов из пластилина. Рисование с натуры (7 ч) Рисование с натуры простых форм (линии) в различных положениях. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, горизонтальные, вертикальные, волнистые, наклонные, круговые). Передача с помощью линии формы предмета. Понятие контура. Формирование понятия контура при помощи прибора Н.В.Клушиной. Деление отрезка на равные части. Соотношение длины и ширины прямоугольных предметов. Рисование с натуры предметов, включающих пересечения горизонтальных и вертикальных линий. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением. Рисование с натуры предметов, включающих сочетание горизонтальных, вертикальных и наклонных линий. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением. Рисование с натуры предметов, включающих волнистые, круговые линии. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением.

  1. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.
Анализ формы предметов. Сходство и различие форм. Вычленение характерных признаков. Простые геометрические формы. Природные формы. Рисование с натуры предметов, имеющих в основе объемную геометрическую форму (фрукты, овощи). Использование трафаретов, аппликации из готовых элементов, лепка. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением. Рисование с натуры предметов, включающих сочетания геометрических форм (игрушки). Выделение и называние каждого элемента. Конструирование из кубиков, использование трафаретов, аппликации из готовых элементов, лепка. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением. Рисование с натуры растительных форм. Алгоритмы обследования. Анализ строения, сравнение. Характерные признаки. Чтение рельефного изображения и соотнесение его с натурой. Лепка, аппликация, рельефное изображение предмета. Рисование с натуры животных. Алгоритмы обследования чучел, игрушек. Анализ строения, сравнение. Характерные признаки. Чтение рельефного изображения и соотнесение его с натурой. Лепка, аппликация, рельефное изображение предмета (3 ч) Декоративное рисование (5 ч) Понятие орнамента, его назначение и использование в быту. Тактильно-осязательное восприятие орнаментов, анализ построения орнамента. Виды орнаментов. Выделение элементов орнамента. Понятие чередования, ритма, повтора. Роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Выполнение простого орнамента в полосе по образцу из готовых форм. Выполнение замкнутого орнамента по образцу с использованием трафаретов растительных форм. Вариации на тему изученных орнаментов из пластичных материалов. Использование орнаментов в декоративно- прикладной деятельности . Рисование на темы (6 ч) Понятие сюжета. Составление сюжетных ситуаций из моделей, игрушек. Понятие аппликации. Составление аппликации из готовых форм по образцу. Рельефное рисование сюжетов из простых предметов, изученных ранее. Использование трафаретов и шаблонов. Рисование на темы на основе наблюдений. Конкретизация представлений о предметах, использование натуральных и рельефных наглядных пособий. Рисование на темы по замыслу. Соотнесение рисунка и натуры. Беседы об искусстве (2 ч) Восприятие произведений искусства, доступных тактильно осязательному способу восприятия, представление о визуальных видах искусства (живопись, графика). Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка произведений национального, российского и мирового искусства. Знакомство с понятием «Иллюстрация». Знакомство с разными видами рельефа: контурный, аппликационный, барельефный. Скульптура, виды скульптуры. Мелкая пластика. Материалы скульптуры и их роль в создании образа. Элементарные приѐмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы). Объѐм - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Знакомство с барельефными и горельефными изображениями животных, птиц. Знакомство со скульптурными портретами писателей. Художественное конструирование, разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приѐмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство как вид художественной деятельности (3 ч) Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическом характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Представления народа о мужской и женской красоте, отражѐнные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). Знакомство с народными промыслами по производству игрушек.























  1. Календарно-тематическое планирование


п/п

Вид занятия

Цели и задачи


Зрительный ряд


Литературный

ряд

Оборудование

Дата



1

Работа с акварелью; рисунок солнца. -ознакомить с учебным предметом «Изобразительное искусство» и учебником; пробуждать интерес к изобразительному творчеству.

Работы детей, выполненные в различной технике.

Альбом, любой материал для рисования.

2

Работа с гуашью; рисунок по замыслу. - ознакомить с видами худож. деятельности; учить видеть и изображать; познакомить с правилами работы на уроке и материалами для уроков ИЗО.

Иллюстрации с различными изображениями (узоры на ткани…)

Стихи, загадка

Гуашь, акварельные ркаски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, бумага, клей, ножницы, пластилин.

3

Работа с акварелью и гуашью; изображение сказочного леса. -развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; формировать поэтическое видение мира; познакомить с понятием «форма»

Аппликация из цв. бумаги «Осенний лес», «Осенние листья, иллюстрация «Осенний пейзаж», иллюстр. с изображением животных.

Стихи об осени и зверях.

Гуашь, акв. Краски, кисти.

4



Работа с акварелью и гуашью; изображение пятном. -помочь детям овладеть первичными навыками изображения на плоскости; учить использовать пятно как одно из главных средств изображения; развивать воображение и аналит. способности глаза.

Фотографии животных, выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина.

Гуашь, акварель, черный фломастер.

5

Работа с пластилином; лепка животного. -помочь овладеть навыками работы с пластилином; дать представление об использование объемности как средства изображения; развивать воображение и аналит. способности глаза, поэтического видения.

Иллюстрации и фото природных объемов выразительных форм; настоящие камешки, форма которых напоминает изображение каких-либо предметов.

Загадки.

Пластилин, стеки, дощечка, сухая тряпочка

6

Работа с фломастерами; изображение линией «путаница» -развивать умение видеть линии в природе; учить изображать линией на плоскости; развивать воображение.

Фото пейзажей, образцы графики.

Карандаши, фломастеры

7

Работа с карандашом, фломастерами; графическая работа «Изобрази себя» -развивать умение изображать линией на плоскости, творческую фантазию, изобр. навыки.

Графические работы художников, выставка книг с граф. Иллюстрациями.

Карандаши, фломастеры

8.

Работа с гуашью; разноцветный коврик -познакомить с гуашевыми красками, развивать умение пользоваться красками и получать новые цвета при их смешивании, формировать навыки самостоятельной организации рабочего места.

Стихи.

Гуашь, кисти

9



Работа с гуашью; изображение настроения. -развивать умение изображать не только предметный мир, но и мир невидимый, мир наших чувств, настроение.

Репродукции художников, иллюстрации детских книг, детские работы.

Гуашь, кисти.

10

Рассматривание худож.

произведений. -формировать навыки восприятия худож. произведений, наблюдательность, творческое воображение.

Выставка дет. работ за учебную четверть.

Стихи

11

Экскурсия. -ознакомить с худож. произведениями, с видами и жанрами исскуства, формировать навыки восприятия, внимания, наблюдательности.


12

Работа с гуашью; изображение сказочного цветка. -познакомить с новым видом худож. деятельности и Мастером Украшения, развивать эстетический вкус, творческое воображение.

Фото с изображением различных украшений, иллюстрации и фото цветов.

Гуашь, кисти

13

Работа с акварелью или гуашью; изображение картин природы. -развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эст. впечатлений, учить видеть красоту родной природы.

Иллюстрации природы.

Стихи о природе, загадки

Акварель, гуашь, фломастеры, карандаши.

14

Работа с гуашью; украшение бабочки. -познакомить с различными узорами на крыльях бабочек, учить видеть красоту в природе, развивать творческое воображение, эст. Вкус.

Набор открыток «Бабочки», коллекции бабочек, иллюстрации бабочек

Стихи, загадки

Гуашь, кисти

15

Работа с гуашью; украшение рыбы. -учить видеть красоту разнообразных поверхностей, развивать творческое воображение, эст. вкус при украшении узорами рыб, познакомить с новой техникой выполнения работы - монотипией.

Иллюстрации с изобр. рыб, открытки

Стихи, загадки

Гуашь, кисти

16

Работа с бумагой, выполнение объёмной аппликации. - развивать декор. чувство при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.

Иллюстрации с изобр. птиц, фото

Стихи, загадки

Разноцв. и разнофактур. бумага, клей

17

Работа с гуашью; рисование орнамента. -ознакомить с разнообразными орнаментами, созданными человеком, мотивы которых взяты из природы, развивать творческое воображение.

Образцы орнаментов

Гуашь, кисти, листы цв. бумаги

18

Работа с гуашью; рисование сказочного героя. -познакомить с тем, как и чем украшает себя человек, дать представление о том, как украшения могут рассказать о своем хозяине, обсудить вопрос о роли украшений в жизни человека.

Иллюстрации с персонажами изв. сказок.

фрагменты сказок с описанием внешнего вида героев

Гуашь, кисти, листы цв. бумаги

19

Работа с бумагой; изготовление снежинок, гирлянд к празднику. -познакомить с различными празд. украшениями, развивать творческое воображение, эст. вкус при работе с цв. бумагой и изготовлении поделок к празднику.

Образцы поделок

Новогодние стихи

Цв. бумага, серпантин, клей, ножницы, фольга.

20

Работа с гуашью; рисование сказочного дома. -познакомить с архитектурой и дизайном, многообразием арх. Построек, развивать воображение и формировать предст. О существовании самых разных типов построек, познакомить с Мастером Постройки, овладеть новой техникой изображения.

Фото архит. построек, изображение совр. дизайна

Акварель, гуашь, кисти

21

Работа с гуашью; рисование домиков для сказочных героев. -формировать представления о сущ. различных типов построек, развивать творч. воображение при рисовании домиков для сказочных героев.

Детские книги с изображением жилищ сказ. героев

Акварель, гуашь, кисти.

22

Работа с пластилином; изготовление сказочного домика в форме овощей или фруктов. -учить наблюдать природные явления с точки зрения Мастера Постройки, развивать воображение и наблюдательность, умение видеть домик в любом предмете.

Фото природных домиков

Пластилин, стеки, доска

23

Работа с акварелью; рисование дома в виде буквы алфавита. -дать представление о соотношении внешнего вида и внутренней конструкции дома, уточнить понятия «внутри, снаружи», развивать тв. воображение.

Иллюстрации с видом домов снаружи и внутри из детских книг

Описание домиков из лит. произведений

Акварель, фломастер, мелки, цв. карандаши

24

Работа с пластилином; лепка города из пластилина. -помочь приобрести навыки конструктивной работы с бумагой, развивать констр. фантазию и наблюдательность

Описание сказ. города из лит. пр. Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе»

Пластилин или цв. бумага, ножницы, клей

25

Работа с бумагой; выполнение аппликации животного из различных геометрических фигур. -формировать первичные умения видеть конструкцию предмета, объяснить, что любое изображение сводится к взаимодействию нескольких простых геом. фигур

Иллюстрации с изобр. животных

Загадки

Цв. бумага, ножницы, клей, заготовки вырезанных цв. прямоугольников, кругов, овалов…картон

26

Работа с бумагой; изготовление сумочки. -развивать конструктивное изображение и навыки постройки из бумаги, ознакомить с работой дизайнера.

Образцы упаковок, пакеты…

Цв. бумага, ножницы, клей

27

Работа с гуашью; рисование города. -формировать умения совмещать в одной работе использование разных материалов (цв. бумага, гуашь), рассматривать улицу с позиции Мастера Постройки, развивать наблюдательность и тв. воображение.

Фото города

Стихи о городе

Гуашь, кисти, цв. бумага, клей, ножницы


28

Рассматривание работ художников и детских работ. -объяснить учащимся, что изображение, украшение и постройка составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всем, что он создает, поэтому предполагают наличие 3-х видов из.-худ. деят-ти.

Выставка детских работ, произведения разных видов искусства.

29

Работа с бумагой; изготовление птиц. -формировать умение конструировать из бумаги объекты природы и украшать их, развивать наблюдательность при изучении природных форм, помочь овладевать навыками бумагопластики.

Фото птиц

Стихи, загадки

Цв. бумага, ножницы, клей, нитки

30

Работа с гуашью; изображение божьей коровки. -формировать умение рисовать объекты природы и их украшения, развивать наблюдательность и творч. воображение при рассматривании природных форм.

Ил-ции с изобр. насекомых,

таблички с названием насекомых

Загадки

Гуашь, кисти

31


Работа с гуашью; рисование сказочной страны. -формировать творч. воображение при изображении сказочного мира, продолжить формирование изобр. навыков.

Ил-ции к сказкам

Гуашь, кисти, цв. бумага, фольга, ножницы

32

Экскурсия. -учить наблюдать живую природу с точки зрения 3-х мастеров, повторить тему «Мастера Изображения, Украшения, Постройки учатся и природы»

Выставка детских работ, произв. разных видов искусства.

33

Знакомство с творчеством художников; рисование летнего пейзажа. -ознакомить с творчеством отечественных художников, изобразивших лето, развивать худ.-эст. вкус.

Произведения художников и поэтов о лете.

Акварель, кисти







  1. Требования к результатам освоения программы по изобразительному искусству

Искусство - знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве 1. Накопление первоначальных впечатлений о разных видах искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др. 1. Уметь выражать словесно свое впечатление от контакта с различными доступными видами искусств (музыка, художественная литература, театр, скульптура, архитектура и др.). 2. Владеть навыками выполнения графических изображений. 3. Уметь организовывать свое культурное пространство (читать, петь, играть на музыкальных инструментах).
2. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. 1. Иметь опыт эмоциональной отзывчивости при соприкосновении с различными видами искусств. 2. Уметь понимать эстетические ценности (красиво - некрасиво). 3. Владеть опытом личностного самовыражения.
3. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства (в пении, в танце, в рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на музыкальных инструментах и т. д.), освоение элементарных форм художественного ремесла. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в скульптуре и художественном конструировании. Развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению. 1. Владеть элементарным опытом самовыражения в различных видах искусства (в пении, в танце, в рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на музыкальных инструментах и т. д.). 2. Владеть представления о некоторых видах художественных ремесел. 3. Владеть элементарными практическими навыками графического изображения.



© 2010-2022