- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ИЗО
Рабочая программа по ИЗО
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соболеева М.С. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Основные содержательные линии Искусство - знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве
- Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др.
- Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
- Развитие опыта самовыражения в разных видах искусств (в пении, в танце, в рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на музыкальных инструментах и т. д.), освоение элементарных форм художественного ремесла. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в скульптуре и художественном конструировании. Развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
- развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве для целенаправленного освоения пространственных представлений и формирования целостного адекватного образа о предметах окружающего мира, для возможности творческого самовыражения;
- развитие речи, способствующей становлению целостности мира восприятия в области искусств;
- развитие сохранных анализаторов в повышении зрительных функций для обогащения представлений и эстетических впечатлений для расширения опыта восприятия о разных видах искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.);
- развитие зрительно-моторной координации, ритмичности движений, направленных на формирование навыков самостоятельной орудийной деятельности и самовыражения;
- развитие навыков социально-бытовой ориентировки для накопления жизненного опыта в области искусства;
- обогащение коммуникативной деятельности в процессе совместного творчества с другими;
- развитие зрительного внимания и памяти, обеспечивающих усвоение целостных представлений о ситуациях, связанных с освоением разных областей искусства.
- в повышении мотивации, интереса, эмоциональной отзывчивости к различным доступным видам искусства;
- в умении передавать собственное впечатление от контакта с доступными видами искусства;
- в умении организовывать свой досуг, в стремлении посещать выставки, концерты, театральные представления;
- в умении создавать уют и поддерживать порядок в своих вещах, стремиться к красоте ближайшего окружения;
- в развитии познавательных интересов, актуализации чувства нового;
- в умении использовать зрительное восприятие с элементами осязания для полноценного отражения предметов окружающего мира;
- в формировании предметных и пространственных представлений об окружающем мире;
-
в развитии экспрессивных возможностей в выражении собственных эмоций и способностей зрительной оценки эмоционального состояния окружающего социума.
Основное содержание курса
Для слабовидящих учащихся
Для слепых учащихся Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приѐмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приѐмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы). Объѐм - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приѐмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражѐнные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приѐмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тѐмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и дополнительные цвета. Тѐплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чѐрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглѐнные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Технические средства и приемы рельефного рисования. Значение и назначение тифлографики для слепого обучающегося. Значение рельефного рисунка для учебно-практической деятельности. Тифлографические приборы для рисования слепых (прибор Н.А.Семевского, «Школьник», прибор Н.В.Клушиной). Инструменты и приспособления приборов для рисования. Правила и приемы пользования инструментами для выполнения рельефных изображений. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Ориентировка на приборе. Приемы проведения линий, деление изобразительной плоскости на две и четыре равные части с помощью инструментов и приспособлений. Приемы выполнения изображений. Приемы работы на бумаге, на пластической массе, на пленке. Чтение рельефных изображений Знакомство с элементарными понятиями пространственной ориентировки в направлениях при чтении изображений (право-лево, верх-низ, середина). Сравнение величины предметов, изображаемых на рисунках (больше-меньше, короче-длиннее, равные, толще-тоньше). Понятие формы, величины. Обследование группы предметов, сравнение формы, величины, положения в пространстве; соотнесение с рельефным изображением. Чтение предметов простых форм, близких к геометрическим сенсорным эталонам. Чтение предметов, включающих сочетания геометрических форм. Чтение предметов сложной формы. Приемы изображения предметов разной степени сложности. Формирование опорных представлений. Выполнение аппликаций из готовых форм и фрагментов. Овладение элементарными навыками лепки. Лепка обследуемых предметов из пластилина. Рисование с натуры Рисование с натуры простых форм (линии) в различных положениях. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, горизонтальные, вертикальные, волнистые, наклонные, круговые). Передача с помощью линии формы предмета. Понятие контура. Формирование понятия контура при помощи прибора Н.В.Клушиной. Деление отрезка на равные части. Соотношение длины и ширины прямоугольных предметов. Рисование с натуры предметов, включающих пересечения горизонтальных и вертикальных линий. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением. Рисование с натуры предметов, включающих сочетание горизонтальных, вертикальных и наклонных линий. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением. Рисование с натуры предметов, включающих волнистые, круговые линии. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Анализ формы предметов. Сходство и различие форм. Вычленение характерных признаков. Простые геометрические формы. Природные формы. Рисование с натуры предметов, имеющих в основе объемную геометрическую форму (фрукты, овощи). Использование трафаретов, аппликации из готовых элементов, лепка. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением. Рисование с натуры предметов, включающих сочетания геометрических форм (игрушки). Выделение и называние каждого элемента. Конструирование из кубиков, использование трафаретов, аппликации из готовых элементов, лепка. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением. Рисование с натуры растительных форм. Алгоритмы обследования. Анализ строения, сравнение. Характерные признаки. Чтение рельефного изображения и соотнесение его с натурой. Лепка, аппликация, рельефное изображение предмета. Рисование с натуры животных. Алгоритмы обследования чучел, игрушек. Анализ строения, сравнение. Характерные признаки. Чтение рельефного изображения и соотнесение его с натурой. Лепка, аппликация, рельефное изображение предмета. Декоративное рисование Понятие орнамента, его назначение и использование в быту. Тактильно-осязательное восприятие орнаментов, анализ построения орнамента. Виды орнаментов. Выделение элементов орнамента. Понятие чередования, ритма, повтора. Роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Выполнение простого орнамента в полосе по образцу из готовых форм. Выполнение замкнутого орнамента по образцу с использованием трафаретов растительных форм. Вариации на тему изученных орнаментов из пластичных материалов. Использование орнаментов в декоративно- прикладной деятельности . Рисование на темы Понятие сюжета. Составление сюжетных ситуаций из моделей, игрушек. Понятие аппликации. Составление аппликации из готовых форм по образцу. Рельефное рисование сюжетов из простых предметов, изученных ранее. Использование трафаретов и шаблонов. Рисование на темы на основе наблюдений. Конкретизация представлений о предметах, использование натуральных и рельефных наглядных пособий. Рисование на темы по замыслу. Соотнесение рисунка и натуры. Беседы об искусстве Восприятие произведений искусства, доступных тактильно осязательному способу восприятия, представление о визуальных видах искусства (живопись, графика). Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка произведений национального, российского и мирового искусства. Знакомство с понятием «Иллюстрация». Знакомство с разными видами рельефа: контурный, аппликационный, барельефный. Скульптура, виды скульптуры. Мелкая пластика. Материалы скульптуры и их роль в создании образа. Элементарные приѐмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы). Объѐм - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Знакомство с барельефными и горельефными изображениями животных, птиц. Знакомство со скульптурными портретами писателей. Художественное конструирование, разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приѐмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство как вид художественной деятельности. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическом характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Представления народа о мужской и женской красоте, отражѐнные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). Знакомство с народными промыслами по производству игрушек.
Результаты освоения учебного предмета В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Изобразительное искусство. Тифлография
Слабовидящий учащийся
Слепой учащийся В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у слабовидящих обучающихся будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Восприятие искусства и виды художественной деятельности Слабовидящий выпускник научится: различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла; различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своегорегиона, показывать на примерах их роль и назначение. Слабовидящий выпускник получит возможность научиться: воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту; высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство? Слабовидящий выпускник научится: создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объѐм, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла; различать основные и дополнительные, тѐплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно творческой деятельности; создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства образ человека; рассматривать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета на основе зрительно-осязательного восприятия; изображать предметы различной несложной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий); пользоваться рисунком при изучении различных учебных предметов, в техническом творчестве, трудовой и практической деятельности; читать рисунок и соотносить его с натурой. Слабовидящий/слепой выпускник получит возможность научиться: пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; моделировать различные ситуации, основанные на наблюдении окружающего мира, создавать образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Значимые темы искусства. О чѐм говорит искусство? Слабовидящий/слепой выпускник научится: выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. - в живописи, графике и скульптуре, выражая своѐ отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Слабовидящий/слепой выпускник получит возможность научиться: видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своѐ отношение к ним; участвовать в коллективных работах на заданные темы.
В результате изучения изобразительного искусства, тифлографики на ступени начального общего образования у слепых обучающихся будет сформировано представление о художественном творчестве, потребность в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства; адекватное восприятие действительности, развитие наблюдательности, образного мышления, пространственной ориентировки и познавательной деятельности; целенаправленное обследование и наблюдение предметов с помощью осязания, слуха, остаточного зрения; умение сравнивать предметы между собой, оценивать их пространственные свойства и отношения, устанавливать между ними связи и отношения; умение самостоятельно выполнять графические изображения предметов с натуры, по памяти, по представлению, представления об основах построения реалистического рисунка; умение использования рельефного рисункав предметно-практической деятельности; будут сформированы навыки чтения рельефных изображений и соотнесение их с натурой; общие представления об отдельных видах изобразительного искусства (мелкая пластика, скульптура, архитектура). Технические средства и приемы рельефного рисования. Выпускник научится: использовать рельефный рисунок в учебной и практической деятельности; ориентироваться в приборе; использовать инструменты для выполнения рельефных изображений; владеть основными приемами изображения предметов на тифлотехнических приборах. Выпускник получит возможность научиться: использовать приобретенные навыки приемов рельефного рисования в самостоятельной предметно-практической и учебной деятельности. Чтение рельефных изображений Слепой выпускник научится: понимать рельефное изображение; соотносить рельефное изображение с реальным предметом и предмет с рельефным изображением; выделять предметы по форме и величине; изображать их рельефом и в пластилине; соотносить предметы между собой по форме и величине; понимать пространственное расположение предметов, читать рельефные изображения разной степени сложности и соотносить их с реальными предметами; описывать предметы и рельефные изображения, знать их назначение. Выпускник получит возможность научиться: использовать навыки чтения рельефных изображений в самостоятельной предметно-практической деятельности при чтении рисунков, простых чертежей, схем; совершенствовать представления о предметно-пространственной среде. Рисование с натуры Слепой выпускник научится: обследовать натуральные предметы разной степени сложности, анализировать их форму, строение, сравнивать реальный предмет с его рельефным изображением; выделять форму, величину предметов, проводить изучение габаритных размеров, занимаемого пространственного положения; самостоятельно выбирать наиболее характерный вид предмета для его последующего рельефного изображения; принципам переноса формы, конструкции, величины и конфигурации характерных частей предметов, имеющих объемную форму, на изобразительную плоскость; наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета посредством тактильно-осязательного способа; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания образов в лепке, рельефной графике; самостоятельно выполнять рельефные рисунки на тифлотехнических приборах. Слепой выпускник получит возможность научиться: совершенствовать представления о многообразии окружающего мира; совершенствовать тактильно-осязательное восприятие предметов окружающего мира, ощущать их форму, фактуру, характерные признаки, различать и классифицировать предметы по группам. Декоративное рисование Слепой выпускник научится: понимать назначение орнамента; выполнять построения простых видов орнамента; использовать простые декоративные элементы для создания орнамента, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм форм для создания орнамента. Слепой выпускник получит возможность научиться: Самостоятельно выполнять простые орнаменты в процессе декоративно-прикладной деятельности. Рисование на темы Слепой выпускник научится: выполнять аппликации на заданную тему и по замыслу; раскрывать заданную тему или замысел в рельефном рисунке или пластилине. Слепой выпускник получит возможность научиться: создавать простейшие композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. Беседы об искусстве Слепой выпускник научится: воспринимать и различать доступные виды художественной деятельности (скульптура, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в их обсуждении; различать основные виды пластических искусств, понимать их специфику; эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать доступные посредством тактильно- осязательного способа восприятия и остаточного зрения произведения своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений; воспринимать скульптуру, мелкую пластику, пространственные и объемные произведения народных промыслов как вид изобразительного искусства; воспринимать и совершенствовать восприятие разных видов рельефа, материала, фактуры. приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона. Выпускник получит возможность научиться: воспринимать произведения, доступные тактильно- осязательному восприятию и остаточному зрению видов изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; высказывать суждение об отдельных видах художественных произведений, различать по форме, материалу и фактуре произведения мастеров разных народных промыслов; воспринимать облик человека (писателя, художника и т.д.) по скульптурным изображениям.
-
Содержание учебного предмета
Технические средства и приемы рельефного рисования Значение и назначение тифлографики для слепого обучающегося. Значение рельефного рисунка для учебно-практической деятельности. Тифлографические приборы для рисования слепых (прибор Н.А.Семевского, «Школьник», прибор Н.В.Клушиной). Инструменты и приспособления приборов для рисования. Правила и приемы пользования инструментами для выполнения рельефных изображений. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Ориентировка на приборе. Приемы проведения линий, деление изобразительной плоскости на две и четыре равные части с помощью инструментов и приспособлений. Приемы выполнения изображений. Приемы работы на бумаге, на пластической массе, на пленке. Чтение рельефных изображений (7 ч) Знакомство с элементарными понятиями пространственной ориентировки в направлениях при чтении изображений (право-лево, верх-низ, середина). Сравнение величины предметов, изображаемых на рисунках (больше-меньше, короче-длиннее, равные, толще-тоньше). Понятие формы, величины. Обследование группы предметов, сравнение формы, величины, положения в пространстве; соотнесение с рельефным изображением. Чтение предметов простых форм, близких к геометрическим сенсорным эталонам. Чтение предметов, включающих сочетания геометрических форм. Чтение предметов сложной формы. Приемы изображения предметов разной степени сложности. Формирование опорных представлений. Выполнение аппликаций из готовых форм и фрагментов. Овладение элементарными навыками лепки. Лепка обследуемых предметов из пластилина. Рисование с натуры (7 ч) Рисование с натуры простых форм (линии) в различных положениях. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, горизонтальные, вертикальные, волнистые, наклонные, круговые). Передача с помощью линии формы предмета. Понятие контура. Формирование понятия контура при помощи прибора Н.В.Клушиной. Деление отрезка на равные части. Соотношение длины и ширины прямоугольных предметов. Рисование с натуры предметов, включающих пересечения горизонтальных и вертикальных линий. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением. Рисование с натуры предметов, включающих сочетание горизонтальных, вертикальных и наклонных линий. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением. Рисование с натуры предметов, включающих волнистые, круговые линии. Соотнесение рисунка с предметом и его рельефным изображением.
- Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.
Декоративно-прикладное искусство как вид художественной деятельности (3 ч) Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическом характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Представления народа о мужской и женской красоте, отражѐнные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). Знакомство с народными промыслами по производству игрушек.
-
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Вид занятия
Цели и задачи
Зрительный ряд
Литературный
ряд
Оборудование
Дата
1
Работа с акварелью; рисунок солнца. -ознакомить с учебным предметом «Изобразительное искусство» и учебником; пробуждать интерес к изобразительному творчеству.
Работы детей, выполненные в различной технике.
Альбом, любой материал для рисования.
2
Работа с гуашью; рисунок по замыслу. - ознакомить с видами худож. деятельности; учить видеть и изображать; познакомить с правилами работы на уроке и материалами для уроков ИЗО.
Иллюстрации с различными изображениями (узоры на ткани…)
Стихи, загадка
Гуашь, акварельные ркаски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, бумага, клей, ножницы, пластилин.
3
Работа с акварелью и гуашью; изображение сказочного леса. -развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; формировать поэтическое видение мира; познакомить с понятием «форма»
Аппликация из цв. бумаги «Осенний лес», «Осенние листья, иллюстрация «Осенний пейзаж», иллюстр. с изображением животных.
Стихи об осени и зверях.
Гуашь, акв. Краски, кисти.
4
Работа с акварелью и гуашью; изображение пятном. -помочь детям овладеть первичными навыками изображения на плоскости; учить использовать пятно как одно из главных средств изображения; развивать воображение и аналит. способности глаза.
Фотографии животных, выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина.
Гуашь, акварель, черный фломастер.
5
Работа с пластилином; лепка животного. -помочь овладеть навыками работы с пластилином; дать представление об использование объемности как средства изображения; развивать воображение и аналит. способности глаза, поэтического видения.
Иллюстрации и фото природных объемов выразительных форм; настоящие камешки, форма которых напоминает изображение каких-либо предметов.
Загадки.
Пластилин, стеки, дощечка, сухая тряпочка
6
Работа с фломастерами; изображение линией «путаница» -развивать умение видеть линии в природе; учить изображать линией на плоскости; развивать воображение.
Фото пейзажей, образцы графики.
Карандаши, фломастеры
7
Работа с карандашом, фломастерами; графическая работа «Изобрази себя» -развивать умение изображать линией на плоскости, творческую фантазию, изобр. навыки.
Графические работы художников, выставка книг с граф. Иллюстрациями.
Карандаши, фломастеры
8.
Работа с гуашью; разноцветный коврик -познакомить с гуашевыми красками, развивать умение пользоваться красками и получать новые цвета при их смешивании, формировать навыки самостоятельной организации рабочего места.
Стихи.
Гуашь, кисти
9
Работа с гуашью; изображение настроения. -развивать умение изображать не только предметный мир, но и мир невидимый, мир наших чувств, настроение.
Репродукции художников, иллюстрации детских книг, детские работы.
Гуашь, кисти.
10
Рассматривание худож.
произведений. -формировать навыки восприятия худож. произведений, наблюдательность, творческое воображение.
Выставка дет. работ за учебную четверть.
Стихи
11
Экскурсия. -ознакомить с худож. произведениями, с видами и жанрами исскуства, формировать навыки восприятия, внимания, наблюдательности.
12
Работа с гуашью; изображение сказочного цветка. -познакомить с новым видом худож. деятельности и Мастером Украшения, развивать эстетический вкус, творческое воображение.
Фото с изображением различных украшений, иллюстрации и фото цветов.
Гуашь, кисти
13
Работа с акварелью или гуашью; изображение картин природы. -развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эст. впечатлений, учить видеть красоту родной природы.
Иллюстрации природы.
Стихи о природе, загадки
Акварель, гуашь, фломастеры, карандаши.
14
Работа с гуашью; украшение бабочки. -познакомить с различными узорами на крыльях бабочек, учить видеть красоту в природе, развивать творческое воображение, эст. Вкус.
Набор открыток «Бабочки», коллекции бабочек, иллюстрации бабочек
Стихи, загадки
Гуашь, кисти
15
Работа с гуашью; украшение рыбы. -учить видеть красоту разнообразных поверхностей, развивать творческое воображение, эст. вкус при украшении узорами рыб, познакомить с новой техникой выполнения работы - монотипией.
Иллюстрации с изобр. рыб, открытки
Стихи, загадки
Гуашь, кисти
16
Работа с бумагой, выполнение объёмной аппликации. - развивать декор. чувство при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.
Иллюстрации с изобр. птиц, фото
Стихи, загадки
Разноцв. и разнофактур. бумага, клей
17
Работа с гуашью; рисование орнамента. -ознакомить с разнообразными орнаментами, созданными человеком, мотивы которых взяты из природы, развивать творческое воображение.
Образцы орнаментов
Гуашь, кисти, листы цв. бумаги
18
Работа с гуашью; рисование сказочного героя. -познакомить с тем, как и чем украшает себя человек, дать представление о том, как украшения могут рассказать о своем хозяине, обсудить вопрос о роли украшений в жизни человека.
Иллюстрации с персонажами изв. сказок.
фрагменты сказок с описанием внешнего вида героев
Гуашь, кисти, листы цв. бумаги
19
Работа с бумагой; изготовление снежинок, гирлянд к празднику. -познакомить с различными празд. украшениями, развивать творческое воображение, эст. вкус при работе с цв. бумагой и изготовлении поделок к празднику.
Образцы поделок
Новогодние стихи
Цв. бумага, серпантин, клей, ножницы, фольга.
20
Работа с гуашью; рисование сказочного дома. -познакомить с архитектурой и дизайном, многообразием арх. Построек, развивать воображение и формировать предст. О существовании самых разных типов построек, познакомить с Мастером Постройки, овладеть новой техникой изображения.
Фото архит. построек, изображение совр. дизайна
Акварель, гуашь, кисти
21
Работа с гуашью; рисование домиков для сказочных героев. -формировать представления о сущ. различных типов построек, развивать творч. воображение при рисовании домиков для сказочных героев.
Детские книги с изображением жилищ сказ. героев
Акварель, гуашь, кисти.
22
Работа с пластилином; изготовление сказочного домика в форме овощей или фруктов. -учить наблюдать природные явления с точки зрения Мастера Постройки, развивать воображение и наблюдательность, умение видеть домик в любом предмете.
Фото природных домиков
Пластилин, стеки, доска
23
Работа с акварелью; рисование дома в виде буквы алфавита. -дать представление о соотношении внешнего вида и внутренней конструкции дома, уточнить понятия «внутри, снаружи», развивать тв. воображение.
Иллюстрации с видом домов снаружи и внутри из детских книг
Описание домиков из лит. произведений
Акварель, фломастер, мелки, цв. карандаши
24
Работа с пластилином; лепка города из пластилина. -помочь приобрести навыки конструктивной работы с бумагой, развивать констр. фантазию и наблюдательность
Описание сказ. города из лит. пр. Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе»
Пластилин или цв. бумага, ножницы, клей
25
Работа с бумагой; выполнение аппликации животного из различных геометрических фигур. -формировать первичные умения видеть конструкцию предмета, объяснить, что любое изображение сводится к взаимодействию нескольких простых геом. фигур
Иллюстрации с изобр. животных
Загадки
Цв. бумага, ножницы, клей, заготовки вырезанных цв. прямоугольников, кругов, овалов…картон
26
Работа с бумагой; изготовление сумочки. -развивать конструктивное изображение и навыки постройки из бумаги, ознакомить с работой дизайнера.
Образцы упаковок, пакеты…
Цв. бумага, ножницы, клей
27
Работа с гуашью; рисование города. -формировать умения совмещать в одной работе использование разных материалов (цв. бумага, гуашь), рассматривать улицу с позиции Мастера Постройки, развивать наблюдательность и тв. воображение.
Фото города
Стихи о городе
Гуашь, кисти, цв. бумага, клей, ножницы
28
Рассматривание работ художников и детских работ. -объяснить учащимся, что изображение, украшение и постройка составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всем, что он создает, поэтому предполагают наличие 3-х видов из.-худ. деят-ти.
Выставка детских работ, произведения разных видов искусства.
29
Работа с бумагой; изготовление птиц. -формировать умение конструировать из бумаги объекты природы и украшать их, развивать наблюдательность при изучении природных форм, помочь овладевать навыками бумагопластики.
Фото птиц
Стихи, загадки
Цв. бумага, ножницы, клей, нитки
30
Работа с гуашью; изображение божьей коровки. -формировать умение рисовать объекты природы и их украшения, развивать наблюдательность и творч. воображение при рассматривании природных форм.
Ил-ции с изобр. насекомых,
таблички с названием насекомых
Загадки
Гуашь, кисти
31
Работа с гуашью; рисование сказочной страны. -формировать творч. воображение при изображении сказочного мира, продолжить формирование изобр. навыков.
Ил-ции к сказкам
Гуашь, кисти, цв. бумага, фольга, ножницы
32
Экскурсия. -учить наблюдать живую природу с точки зрения 3-х мастеров, повторить тему «Мастера Изображения, Украшения, Постройки учатся и природы»
Выставка детских работ, произв. разных видов искусства.
33
Знакомство с творчеством художников; рисование летнего пейзажа. -ознакомить с творчеством отечественных художников, изобразивших лето, развивать худ.-эст. вкус.
Произведения художников и поэтов о лете.
Акварель, кисти
-
Требования к результатам освоения программы по изобразительному искусству
Искусство - знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве 1. Накопление первоначальных впечатлений о разных видах искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др. 1. Уметь выражать словесно свое впечатление от контакта с различными доступными видами искусств (музыка, художественная литература, театр, скульптура, архитектура и др.). 2. Владеть навыками выполнения графических изображений. 3. Уметь организовывать свое культурное пространство (читать, петь, играть на музыкальных инструментах).
2. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. 1. Иметь опыт эмоциональной отзывчивости при соприкосновении с различными видами искусств. 2. Уметь понимать эстетические ценности (красиво - некрасиво). 3. Владеть опытом личностного самовыражения.
3. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства (в пении, в танце, в рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на музыкальных инструментах и т. д.), освоение элементарных форм художественного ремесла. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в скульптуре и художественном конструировании. Развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению. 1. Владеть элементарным опытом самовыражения в различных видах искусства (в пении, в танце, в рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на музыкальных инструментах и т. д.). 2. Владеть представления о некоторых видах художественных ремесел. 3. Владеть элементарными практическими навыками графического изображения.