Теоретические основы курса православной культуры в ОШ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Теоретические основы преподавания курса основы православной культуры в общеобразовательной школе. Преподавание курса «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе явление довольно новое и очень неоднозначное, поэтому вызывает так много толков в обществе. Тем не менее, оно имеет не только юридическую силу, ссылаясь на основной Федеральный Закон, но и является своеобразной необходимостью для качественного влияния на воспитание подрастающего поколения. Опишем сначала правовую составляющую данного курса, а так же обратим внимание на цели и задачи курса, содержание данного предмета, и методы его преподавания. Основы православной культуры (ОПК) - учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-й класс средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» сначала экспериментально, а с 1 сентября 2012 года - во всех регионах России. Принцип светского характера образования в государственной школе долгое время считался серьезным препятствием для преподавания религиозной культуры учащимся государственных и муниципальных школ. Для реализации курса «Основы православной культуры» существуют следующие нормативно- правовые акты:

  1. Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи) от 20 ноября 1989 года;
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом Российской Федерации. 21.01.2010 г.;
  3. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
  4. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009;
  6. Примерное содержание образования по предмету «Православная культура. М., 2002;
  7. Разъяснения Минобразования РФ к письму, сопровождающему примерную программу курса «Основы Православной культуры» от 18.12.2002 г. № 09/41;
  8. Письмо Минобразования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» и письмо Минобразования РФ от 13.02.2003
  9. № 01-51-013ин «О дополнительных разъяснениях…»;
  10. Государственные образовательные стандарты общего образования (стандарты I поколения)- /db/portal/obschee/index.htm;
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарты II поколения) начального общего образования.
Для исполнения поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 в 2009-2011 годах в ряде субъектов Российской Федерации была осуществлена апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Он включал в себя основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Теперь же практика преподавания ОРКСЭ закреплена уже на уровне федерального закона. Ст. 87 Закона «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ содержит нормы, касающиеся преподавания в рамках основных образовательных программ государственных образовательных организаций (в том числе на основе Федерального государственного образовательного стандарта) учебных курсов, направленных на получение учащимися знаний о нравственных принципах и традициях православия, а также иных мировых религий. Часть 1 статьи 87 закона предусматривает принципиальную возможность реализации вышеназванного курса в рамках основных образовательных программ. Формулировка ч.1 ст.87 закона позволяет реализовывать комплексный курс основ духовно-нравственной культуры народов России (в рамках основной образовательной программы) различным образом: 1) может реализовываться школой как обязательный предмет в рамках ФГОС; 2) при отсутствии данной образовательной области в стандарте может реализовываться за счет части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса; 3) может реализовываться и в рамках ФГОС, и одновременно углубляться за счет части, формируемой участниками образовательного процесса (профильное образование). Целью данного предмета является ознакомление школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Предмет представлен Министерством образования и науки как светский; преподавание ведется светскими педагогами. Родители (законные представители) учащихся имеют право по своему желанию выбрать предмет «Основы православной культуры» в качестве одного из модулей обязательного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Содержание учебного предмета «Основы православной культуры» не имеет катехизической направленности, т.е. не ставит миссионерских целей и не предусматривает обучению конкретной религии. Прежде всего, это - культурологический предмет. Культура - понятие многогранное, включающее фундаментальные духовно-нравственные ценности, которые составляют основу культурно-исторической и национальной самоидентичности народа. Основной задачей, которую поставили перед курсом и президент Российской Федерации, и патриарх Московский и всея Руси Кирилл, является воспитание подрастающего поколения в духе любви к своему народу, Отечеству, к тем духовным достижениям, которые в течение многих веков создавал народ. В наше сложное время этого очень не хватает. В связи с этим курс «Основы православной культуры» предполагает знакомство учащихся со славными страницами истории России: просветительской миссией создателей славянской азбуки св. Кирилла и Мефодия, принесших мировое наследие христианской культуры на русскую почву, деяниями святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского, вера которых вдохновляла на подвиги народ во имя сохранения независимости и самоопределения Руси. Восприятие истории через великие образцы служения Отечеству и народу направлено, в первую очередь, на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Воспитание патриотизма - это неотъемлемая часть для формирования здоровой нации, гражданственности и национальной идентификации. Именно христианские идеалы, православное вероучение и его символические обряды были приняты и усвоены нашими предками, они и составили культурное наследие нашей страны, с этим невозможно спорить, так как это исторически сложившаяся особенность. Главными нравственно-духовными ценностями Православия являются почитание старших («Почитай отца и мать»), ценность жизни и личности человека, («Не убей», «Не укради»), ценности семьи и брака, любовь, сострадание, милосердие к другим людям, уважительное отношение к языку, традициям своего народа. Именно об этих понятиях будет идти речь на уроках православной культуры. Так как эффективность нравственного воспитания напрямую зависит от возраста ребёнка, то наиболее благоприятным для восприятия базовых нравственных ценностей является младший школьный возраст. Не требует доказательств тот факт, что культура нашей страны выросла на православной почве. И не зная основ Православия, невозможно адекватно понимать ни российскую историю, ни российскую культуру, ни психологию русского народа. Это нужно знать всем гражданами России, независимо от их национальности и вероисповедания. Поэтому в содержание курса «Основы православной культуры» включены следующие основные темы: Православие и культура; Как христианство пришло на Русь; Заповеди Божии как основа нравственной жизни; Милосердие, сострадание любовь - христианские добродетели; Христианский храм, его устройство и символика; Святые земли Российской, их героический и нравственный подвиг; Христианское отношение к природе; Христианские ценности и традиции семьи. Считаю, что необходимой и важной задачей нашего государства - это взращивание поколения граждан, должно основываться на лучших культурных традициях страны. А в этом плане нельзя отрывать нашу культуру от религии. Государство, а вместе с ним и родители, должны быть заинтересованы в воспитании нравственно здорового поколения, должны стремиться к приумножению лучших, ценностных ориентаций у наших детей. В этом можно видеть крепкую жизнеспособную нацию, способную отстаивать свою особенную историю и культуру. Конечно, у такого специфического предмета есть свои особенности. Как уже было отмечено выше, он носит светский культурологический характер. Данный предмет помогает нам в формировании ценностных ориентиров, традиций своего и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер вне зависимости от формы организации преподавания (урок, факультатив, кружок, классный час). Так же нужно учитывать возможности интеграции ОПК и других предметов, особенно, гуманитарно-эстетического и обществоведческого циклов. Сотрудничество учителей разных учебных дисциплин - это не только яркие, информационно наполненные занятия, но и возможность развивать в детях интерес к интеллектуальным и литературно-творческим конкурсам. Нельзя забывать о большом воспитательном потенциале системы внеучебной работы, учитывать единство учебной и внеучебной деятельности, независимо от формы преподавания курса ОПК, привлекая к совместному творчеству всех учащихся ОУ, тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Какими же методами должен руководствоваться учитель при подготовке к данному курсу и занятиям по этому курсу? Несомненно, основной формой проведения данных занятий является урок, и здесь конечно необходимо опираться на все современные требования по системе ФГОС. Здесь необходимо и пользовать инновационные формы проведения занятий (диспуты, конференции, проекты). Никак не обойтись и без средств наглядности на занятиях: иллюстрации (икона, картина, гравюра, архитектурные сооружения, фотографии, иллюстрации к художественных произведениям), а так же наблюдение реальных предметов в ходе экскурсий. Учитель должен в совершенстве владеть приемы концентрации внимания, активизации мышления, памяти, поддержание интереса учащихся к теме занятия и способам учебной работы. Особую трудность представляет то, что на предмете такой направленности подчас трудно выбирать методы организации проверки и контроля знаний, да и сам курс имеет особенности выставления оценок, организации и контроль самостоятельной работы учащихся. Тематическое и поурочное планирование в преподавании курса ОПК. Для меня как, учителя, которому только предстоит преподавание данного курса, трудностью является составление тематического и поурочного планирования, ввиду небольшой распространенности этого предмета. Существует ряд проблем, для реализации данного курса в общеобразовательной школе. Главной проблемой является выбор родителями данного модуля. Иногда родители вообще не знают о возможности такого выбора, пугаются данного курса, и тогда останавливаются именно на «Основах светской этики». Еще одной проблемой не в пользу данного курса может сказаться слабая подготовка специалистов (особенно на селе), по данным модулям, либо подготовка и квалификация, лишь по какому - то одному курсу. Первые годы введения данного курса случались проблемы и при оплате этого часа учителю, да и час в неделю, отведенный по программе, предполагалось ввести за счет другого предмета, что согласитесь, тоже нередко настраивает против не только родителей, но и самих педагогов. Опять же, при маленьком количестве учащихся, пожелавших изучать данный предмет, встает трудность разделения таких групп, детей одного класса проще записать на «Основы светской этики». Опять, особенно в сельских школах, часто бывает и отсутствие свободных кабинетов, трудность в составлении расписания, трудность в подготовке сразу по двум курсам учителя для проведения разных занятий. По новому курсу нужны и современные пособия и для учащихся и учителя, а школе проще закупить учебники какого-то одного модуля, чем оснащать библиотечный фонд литературой на два предмета. Еще одной проблемой становится то, что в сельских школах очень часто небольшое количество учащихся, иногда их всего 5 человек, поэтому на администрацию школы, а чаще на самого учителя предметника падает большая ответственность. Необходимо подобрать правильные аргументы и аспекты, говорящие в пользу этого предмета. Я недаром так подробно останавливалась на проблемах нашего времени, на социальном запросе общества и государства. К сожалению, в наших семьях тоже растет напряженность и конфликтность. Многие люди, считая себя православными, на самом деле далеко от нашей религии даже от ее культурологической ценности. Думается, что данный предмет был бы полезен и для самих родителей, возможно, после изучения курса детьми, они станут где-то и в чем-то просвещать своих близких. Отстаивая пользу курса, не следует забывать, что все наше обучение основано на этических принципах. Ими мы руководствуем особенно часто на уроках литературного чтения, затрагиваем их при изучении правил поведения. А вот как раз духовную часть нашей культуры практически не затрагивали в рамках школьной программы. Возможно, что это еще было связано и с нашим советским периодом, когда роль религии не то, чтобы недооценивалась, а отвергалась вовсе. Курс этот в действительности не направлен на рекламу веры, это и так повсеместно мы видим с экранов телевизоров и на страницах СМИ. К сожалению, часто люди, особенно публичные часто ходят в церковь, но так ли духовны они в действительности. Основы православной культуры учат нас в большей степени милосердию, доброте, чистоте, а не пропагандируют слепое подражание. Можно внешне быть добропорядочным верующим, соблюдающим посты и другие церковные правила, а что у таких людей внутри, не всегда соответствует этой оболочке. Еще одной трудностью при выборе данного модуля может стать разная национальность обучающихся, а как следствие разное вероисповедание. Здесь не лишним будет напомнить родителям, что мы живем в многонациональном государстве и всегда стремимся чтить и уважать веру и традиции других культур, но думается, что и другим народам, проживающим на нашей территории, не мешало бы знать нашу культуру и религию, чтобы так же, проникаться уважением к ним. Мы всеми силами должны стараться развивать в наших детях самое лучшее, доброе и хорошее, воспитывать добродетельные качества. Мир наш полон жестокости, равнодушия и кишит мнимыми ценностями. Чтобы не допустить конфликтов, войн, ссор между народами каждому члену нашего огромного общества, размером с земной шар, просто необходимо как больше доброты, любви, милосердия и сострадания. А эти качества предлагает нам развивать в наших детях курс основы православной культуры. Мы действительно издревле считались миролюбивым, справедливым народом, с красивыми моральными и духовными ценностями. Наверное, ни одна страна не может похвастаться такими примерами самопожертвования, героизма, уважительности, как наша. Нужно действительно любить и уважать свою идентичность и самобытность, но с тем не забывать про уважение к другой культуре, вере, народу, к другому человеку, который является нашим соседом по этому миру.



























© 2010-2022