• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Мастер-класс Использование технологии сотрудничества в начальной школе на примере конспекта урока русского языка для 3 классе

Мастер-класс Использование технологии сотрудничества в начальной школе на примере конспекта урока русского языка для 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Использование технологии сотрудничества

в начальной школе на примере конспекта урока русского языка для 3 классе

по теме «Глагол как часть речи . Неопределенная форма глагола.»



ФГОС диктует преподавание в начальной школе прежде всего посредствам применения личностно- деятельностного подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Обучение, основанное на технологии сотрудничества при организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, доброкачественное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. Работа в сотрудничестве, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности, субъект- субъектные отношения участников совместной деятельности, создание ученику ситуации успеха, активность, интерес, учебная мотивация, учитель - организатор сотрудничества. Она является непременной составляющей таких инновационных педагогических систем и технологий как проектное обучение (В.Х.Кильпатрик), блочно - модульное обучение (М.А.Чошанов, П.А.Юцявичене), адаптивная система обучения (А.С. Границкая), коллективный способ обучения (В.К.Дьяченко) и других. В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения начиная самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте), под руководством учителя формируется учебное сотрудничество. Таким образом, актуальность использования в начальной школе технологии сотрудничества определяется тем, что проблема совместной деятельности учащихся на уроках в практике начального обучения пока недооценивается. Вместе с тем, современными исследованиями педагогов и психологов доказано, что сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников. Исследования последних лет (М. В. Крулехт, Г. И. Вергелес, О. В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае на уроках чтения) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Важнейшим средством достижения этой цели обучения на уроках чтения в начальной школе, по нашему мнению, является организация групповых форм учебного сотрудничества на уроке. Технология сотрудничества учащихся на уроке складывается из следующих элементов: 1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя. 2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей. 3. Работа по выполнению учебного задания. 4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся. 5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе. 6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов. 7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом. Пример использования элементов данной технологии я представляю в конспекте урока русского языка для 3 класса по теме «Глагол. Неопределенная форма глагола.» ( приложение ). Анализ практики работы показал, что при условии адекватного использования технологии сотрудничества при организации учебного процесса на уроках в начальной школе, у младших школьников существенно повысились эффективность формирования компонентов учебной деятельности, успешность решения учебных задач, уровень развития межличностных взаимоотношений.



Приложение

Тема: Глагол как часть речи . Неопределенная форма глагола. Цель: - познакомить детей с особенностями глаголов неопределённой формы.

Задачи: обучающие- : развивать речь детей, их мышление, орфографическую зоркость.

развивающие - уметь слушать, оценивать себя и одноклассников.

Воспитательные- умение работать в группах,

воспитывать наблюдательность, внимание, чувства товарищества и взаимопонимания. Урок был также призван способствовать развитию у учащихся любви к родине, русскому языку. Личностные: содействовать

  • развитию умений ориентироваться на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  • пониманию причин успеха в учебе
  • способствовать формированию умений оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Предметные задачи: содействовать развитию умений учащихся:
  • различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»,
  • находить глаголы в неопределённой форме,
  • определять грамматические признаки глаголов - форму времени; число, род (в прошедшем времени).
Метапредметные:
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (познавательные);
  • создать условия для учебного взаимодействия учащихся; развития умений формулировать собственные мнение и позицию (коммуникативные);
  • развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами; принимать роль в учебном сотрудничестве (регулятивные).
Оборудование:
  • учебник, тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь;
  • карточки с заданиями для работы в группах и парах;
  • технологические карты урока;
  • АРМ.

Этап урока

Образовательная технология

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент.

  2. Мотивация к учебной деятельности.

Гуманная педагогика создать положительный настрой на урок Здравствуйте ребята! Ребята, говорить (здравствуйте) -это желать здоровья! Давайте еще раз поздороваемся, улыбнемся, посмотрим в глаза друг другу и пожелаем здоровья. Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, проверьте, всё ли на ваших партах готово к уроку русского языка? Здороваются, проверяют готовность к уроку

II. Актуализация знаний.


Технология критического мышления Проверить уровень ранее полученных знаний о глаголе

У. У вас на столах карта урока, обозначьте на ней свою фамилию и имя.

На доске записаны слова, подскажите, что их объединяет, докажите своё мнение?

(Пишет, думал, нести, анализирует, подскажет, будет оценивать, любить, беречь, рисовал).

Д.перед нами глаголы, т.к. все они обозначают действие предмета.

У.Предположите, какое задание вам предстоит выполнить?

Д.нам предстоит распределить глаголы в 3 группы. На какие?

У.Распределите глаголы по временам.


  1. Постановка учебной задачи

Технология сотрудничества Развивать способность формулировать тему урока, ставить учебные цели и задачи

Какие слова не вошли ни в одну из групп? Как вы думаете, почему они остались лишними? Д.У этих глаголов нельзя определить время. А можно ли определить число? Именно глаголы в такой форме станут объектом нашего внимания на уроке. Такая форма глагола называется НАЧАЛЬНАЯ или НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ? Мы подошли к теме сегодняшнего урока. Вы догадались, как она звучит? У.Назовите тему нашего урока. Д.Неопределенная форма глагола. У.Запишите тему .

Действительно, сегодня мы получаем знания по этой теме, что же мы должны достичь или усвоить к концу урока?

Д. 1.Определять глаголы в речи;

2.Находить глаголы в неопределённой форме;

Учитель записывает на доске фразы детей. Мы вернемся к ним в конце урока и посмотрим удалось ли нам их достичь..

-Для того, чтобы достичь этих целей, нам предстоит анализировать, рассуждать и Работать с понятием, с этого и начнем: У.Как вы думаете, почему неопределенная форма (начальная). Какие есть предположения?

Д.Неопределенная, потому что нельзя определить число, время. Высказывают своё мнение по теме урока. Рассуждают, делают вывод, ставят перед собой учебные задачи.

  1. Закрепление новых знаний и способов действий.

Технология развивающего обучения в комплексе с технологией сотрудничества создать условия для учебного взаимодействия учащихся; развития умений формулировать собственные мнение и позицию; оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу У.На какой вопрос отвечают данные глаголы? (Любить, сберечь, нести) Приступим, запишите в карты данные глаголы, соедините их стрелочками с вопросами, которые к ним можно поставить. Что делать? Любить. Что сделать? Сберечь. Что делать? Нести. Откройте учебник на стр. 106 и прочитайте правило, что нового вы узнали? Обратите внимание, на что оканчиваются эти глаголы. Д.На ти, чь, ти. У.Я не случайно сказала, что оканчиваются, т.к. это не окончания. Выделим вместе (суффикс ти, ть, а чь является частью корня) Ребята прочитайте упражнение 183. О чем это стихотворение? Почему книги помогают людям жить? Запишите упражнение на карты, подчеркните глаголы неопределенной формы. Чем они являются в предложении? (Сказуемым). Ребята, обратите внимание на слово ОТЧИЗНА- это словарное слово, что оно обозначает? (место где родился) Придумайте синоним к нему - Родина. Придумайте словосочетание с этим словом и прилагательным (запишите). и с глаголом. Запишите Самостоятельная работа, рассуждать, анализировать, доказывать своё мнение.

Ф\М

ФИЗМИНУТКА (релаксация, музыка) Дети встают.

V. Корректировка полученных знаний Игровая технология содействовать развитию умений учащихся различать глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени, инфинитивы. Способствовать формированию умений оценки одноклассников, корректировки их ответов. Поиграем. «Лови ошибку». Я буду читать вам утверждения, одни из них верны, другие нет. Ваша задача объяснить права я или нет. Начинать фразу будем словами: Я думаю вы правы, потому что Я думаю вы не правы, потому что 1.В предложении дети играют в хоккей. Глагол стоит в форме настоящем времени -ДА 2.В предложении .Наступила весна. Глагол стоит в форме буд.б- НЕТ 3.Любить родину-обязанность граждан России. Глагол стоит в неопределенной форме. Да. Учащиеся учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ее.








VI.Включение в систему знаний Технология саморазвития содействовать развитию умений работать с информацией, устанавливать причинно-следственные связи, извлекать необходимую информацию I.Давайте попробуем в парах создать алгоритм нахождения глаголов в н.ф. Задания у на столах. 1.Задать вопрос. 2.Посмотреть на что оканчивается. 3.Если вопрос (что делать? что сделать? Оканчивается на ть, ти,чи -это инфинитив) Дети зачитывают алгоритм. II.Предлагаю выполнить самостоятельную работу. Тест 2 уровня «Хочу 5» Работа на 3 минуты. 1-вопросы повышенной сложности. их 3 2 уровень - менее сложные их 5. У вас на партах лежат листы, где вы будете выполнять тестовое задание. Сами оцените, ответы проверьте на экране .(2 мин.)

Д\З 2 уровней:

  1. у кого в тестах нет ошибок- вам творческое задание « Работа с деформированным текстом»

  2. 2 уровень, у кого были ошибки в тестах задание по учебнику: правило стр.106 и выполнить упр 184.

Самостоятельная работа, рассуждать, анализировать, доказывать своё мнение.


получают информацию о Д\З

VII.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Аналитическая технология содействовать пониманию причин успеха в учебе

Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.

Кто достиг? Чему научились?

Сформулируйте свои ощущения

-что получилось,

-что не очень,

что было наиболее интересным. анализируют свою деятельность на уроке, делают выводы, оценивают себя, отмечают свою заинтересованность деятельностью на уроке.



© 2010-2022