• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Методическая разработка урока русского языка Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. 1 класс. (Школа России)

Методическая разработка урока русского языка Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. 1 класс. (Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка 1 класс(«Школа России»)

Тема урока : Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.

Целевые установки урока: развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орфографическим словарём» при проверке написании словарных слов; вводить в активный словарный запас учащихся слово с непроверяемым написанием; оценивать правильность выполненной работы.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, диск "Русский язык",карточки с буквами, лепестки цветов из бумаги,магниты,плакат "Буквы гласных звуков",орфографические словари.

Ход урока

1 Организационный момент

У нас необычный сегодня денёк.

Выяснить нужно, кто в классе знаток.

Мыслить, трудиться, активными быть,

Соседу помочь, о себе не забыть.

Готовы отправиться в путь?

Так вперёд!

Новый урок вас к знаниям зовёт.

2.Актуализация знаний

а) Пальчиковая гимнастика(музыкальная презентация)

б) Минутка чистописания

На слайде буквы: А,Я,И,Й,Ю,Ё,Е.

-Назовите лишнюю букву(Й- буква согласного звука, все остальные буквы гласных звуков)

- Среди букв гласных звуков найди лишнюю ( А-указывает на твёрдость предыдущего согласного, все остальные на мягкость предыдущего согласного)

-Давайте пропишем заглавную и строчную букву А

-Назовите ещё буквы гласных звуков, которые указывают на твёрдость предыдущего согласного( О,У,Ы,Э)

-Сколько всего букв гласных звуков в русском языке?(10) Перечислите их.

- А сколько гласных звуков?(6) Перечислите их.

Работа со словами(картинки на экране)

- Что изображено на картинках?

-В каких словах спрятался звук а? (астры, гора, маски)

Запишите эти слова: астры,маски,гора.(на слайде)

-Поставьте ударение в словах.

-А теперь давайте посчитаем сколько букв а в этих словах ?(3)

-Сколько звуков а прячется в словах?(4)

- А почему так

Давайте сравним произношение и написание слов

-Что вы заметили?

- В каком слове произношение не совпадает с написанием?(гора)

- А почему в слове пишется буква о?

Буквы гласных звуков в ударном слоге всегда произносятся чётко,поэтому мы их пишем так как слышим.

Буквы, которые стоят в безударных слогах не всегда пишутся так как произносятся.

-Какое проверочное слово надо подобрать, чтобы проверить написание?

-надо подобрать такое проверочное слово, чтобы на этот гласный падало ударение.

Антон подготовил нам стихотворение. Послушайте внимательно и скажите чем же мы сегодня будем заниматься на уроке.

Ученик рассказывает стихотворение :

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

- Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

3.Работа по теме урока

1.Упражнение «Сорви яблоко»

А сейчас мы с вами будем собирать урожай яблок, яблоки непростые, а с буквами.

Яблоки с буквами будем переносить в слова, будьте внимательны!

(работа с диском «Русский язык» - электронное приложение к учебнику)

У вас на столах конверты с буквами, приготовьте их.

Вывод: Какие буквы вы вставляли, перечислите их( А,О,И,Е,Я.)

Эти буквы требуют проверки если стоят в безударных слогах.

спишите любые 6 слов,но такие чтобы пропущенные буквы были разные.

2.Работа в парах «Кто быстрее соберёт пирамиду(тетр. с.37 упр.28)

А сейчас вы будете работать в парах

Ученики выполняют, потом проверка.

3.Физминутка(музыкальная презентация)

4.Работа с учебником( с.69 упр.14)

- Прочитайте выразительно загадку.

-Кто стоит среди травы?

-По каким особым приметам можно узнать этого зверька?(зверь лесной, встал как столбик, уши больше головы)

- Почему надо проверять написание выделенных букв в словах?(чтобы правильно писать, потому что эти буквы обозначают безударные гласные)

- Давайте объясним написание этих букв.

лесной( лес), под сосной(сосны),стоит(стой), травы( травы).

-Как быть с последним словом?

-Что вы заметили ?(пропущены 2 буквы)

Как будем проверять?(надо подобрать 2 проверочных слова)

Головы-головы, головушка

-А теперь посмотрите на слово-отгадку к этой загадке

-Как мы произносим это слово?

- А как пишем?

- Назовите опасное место в слове

- Попробуйте к нему подобрать проверочное слово

- Написание таких слов надо запоминать.

-А если мы забудем как пишется это слово(посмотреть в словарь)

-Как называется словарь, в котором мы будем искать написание слова?

(орфографический)

- Откройте орфографический словарь в учебнике и найдите как пишется слово заяц.

В словаре учебника мало слов и написание не всех слов можно узнать .Тогда вам на помощь придёт вот такой словарь, откройте его и найдите написание слова заяц

- А сейчас мы это слово запишем и запомним как оно пишется

Словарь:заяц

Послушайте четверостишье :

Едет зайка на трамвае.

Едет зайка, рассуждает:

Если купил билет,

Кто заяц или нет?

В каком ещё значении употребляется слово заяц?

(Пассажир, не имеющий билета)

Давайте мы с вами составим предложение о зайце.

Запишите предложение: Заяц зимой белый,а летом серый.

(повторяют правила записи предложении)

4.Рефлексия Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с тем домом, где живёт Петя, и передала записку. - Ну как? - спросил Дима вернувшуюся сестру. - Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт. В шестом часу Дима собрал ребят своей улицы. - Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол. - А мяч есть? - Есть! Сейчас Петька принесёт, я ему написал записку, он обещал. Ровно в шесть часов пришёл Петя. Вместо мяча в руках у Пети было оружие фехтования - длинный деревянный меч. Почему так получилось? -Ребята, а вы как думаете, почему так получилось?(Дима допустил ошибку в слове мяч. Вместо слова мячом написал -мечом) -Наверное, Дима не выучил правило о том, как проверять буквы безударных гласных в словах. Давайте ему поможем. Расскажите это правило. (чтобы проверить букву безударного гласного в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным) -Давайте хором прочитаем стишок, который читал Антон. -Запишите слова мячом и мечом и к каждому слову подберите проверочные слова.(Мячом-мяч, мечом-меч) 5.Подведение итогов урока На доске записаны начало предложений, продолжите их Я знаю... Я запомнил... Я смог... У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит лепестки. выберите лепесток . .соответствующий вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш урок. Я благодарю вас за работу. Урок окончен!





© 2010-2022