Урок по русскому языку Время глагола

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Изменение глагола по временам».

Тип урока: введение новых знаний

Цель для учителя:

  1. ввести понятие «изменение глаголов по временам» через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности обучающихся;

  2. развивать у обучающихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально;

  3. воспитывать у обучающихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.

Цель для обучающихся:

  1. «открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения в процессе работы в группах;

  2. учиться наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и выражать свои мысли словами, делая выводы по работе на уроке;

  3. применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).

Предметные:

- сформулировать понятие «время глагола»;

- развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой
- развивать грамотность обучающихся.

Метапредметные:

- формировать универсальные учебные действия;

- интерес к новому учебному материалу, основы гражданской эдентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, воспитание интереса к предмету через познавательный материал, умение ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи, умение формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера, развивать мышление через умение сравнивать, анализировать и обобщать полученные результаты.

Оборудование: проектор, учебник русского языка 3 класс Канакина, мультимедийная презентация урока, Наглядный материал для актуализации знаний (Приложение №1), карточки для групповой работы (Приложение №2), карточки для игры «Аккуратный почтальон» (карточки №3).





Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой. (Слайд 2)

-Сегодня у нас необычный урок, а открытый. На уроке присутствуют гости. Посмотрите на них, улыбнитесь. Гости тоже улыбаются вам в ответ. И природа тоже улыбается. Посмотрите, как ярко светит солнышко за окном. У нас в классе тоже есть солнышко. И к концу урока мы прикрепим к нашему солнышку лучики. А каким будет цвет лучиков, зависит от вашей работы на уроке.

Я хочу, чтобы вы были внимательными, пытливыми, стремились всё понять и усвоить.

Прочитаем хором девиз урока: «Учись, смекай, активней будь!

И к знаниям откроешь путь!» (Слайд 3)

Итак, начнём. Откройте тетради и запишите дату и слова - классная работа.

  1. Актуализация знаний.

«Интервью»
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги.
- Что бы вы пожелали ребятам?
- Чтобы русский все ребята.
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.

-Какая часть речи давала интервью? (Глагол) А вот и он. (Рисунок)

- Какие грамматические признаки глагола помогли вам узнать эту часть речи?

- Вспомним все, что мы заем о глаголе?

Вставьте пропущенные слова?

Глагол это часть речи. Обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают? В предложении является сказуемым. Изменяется по числам и ?.

  1. Постановка проблемы

- Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол?
(- Нет, наверно, он еще как-то изменяется).
- Сформулируйте вопрос к уроку.
(- Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?)

Учитель на доске под второй стрелкой от слова "изменяется" в схеме

ставит большой знак вопроса с записанным на нем вопросом к уроку.

- Предположите, как еще может изменяться глагол.
(- По родам, по падежам, по временам …)

  1. Работа по теме урока

Проведем исследование и выясним, как еще могут изменяться глаголы.

- Ребята, скажите какое сейчас время года? (Весна)

- Вы любите это время года? Почему?
(Слайд 4)
1. - Прочитайте стихотворение о весне, и назовите глаголы, которые встречаются.

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

А с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

- Запишите глаголы: смеётся, светит, льётся в первый столбик. (1 чел. У доски)

2. -Прочитайте ещё одно стихотворение. (Слайд 5)

Снег теперь уже не тот -

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лед,

Будто раскололи.

- Запишите глаголы: потемнел, треснул, раскололи во второй столбик.

3. - Прочитайте ещё одно стихотворение. (Слайд 6)

Наступят дни весенние.

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

- Запишите глаголы: наступят, растопит в третий столбик.

- На какой вопрос отвечают глаголы в 1 столбике? (Что делает?)
- На какой вопрос отвечают глаголы 2 столбика? (Что сделал?)
- На какой вопрос отвечают глаголы 3 столбика? (Что сделают? Что сделает?)

- Подумайте, по какому признаку мы распределили глаголы в три столбика? (по времени совершения действия)

Сделаем вывод: Если глаголы отвечают на вопросы Что делает? Что делают? И действие происходит сейчас, в момент речи, то эти глаголы имеют форму НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. Подпишем над гл. 1 столбика - Н.в.

Если глаголы отвечают на вопросы что сделал? Что делал? И действие уже произошло, совершено до момента речи, то эти глаголы стоят в форме ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ. Отличительной особенностью глаголов п. в. является суффикс - Л. Подпишем над 2 ст. - П.в.

Если же глаголы отвечают на вопросы Что будет делать? Что сделает? И обозначает действие которое будет происходить после момента речи, то эти глаголы БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ. Иногда добавляется глагол-связка - будет. Подпишем - Б.в.


^ Прошедшее время - то, что прошло:

«Вчера мы писали», «Солнце ушло».

Настоящее время приходит теперь:

«Мы пишем имя», «Бегает зверь».

Будущее время ещё не пришло:

«После уроков пойдём мы в кино».

4)- Как узнать, к какому времени относится глагол? (По вопросу и значению)

-Какие вспомогательные слова вам помогут? (сегодня, вчера, завтра)

- Сравните наши выводы с учебником. Прочитайте сведения от совы на с. 112

-Сколько времен у глагола? Назовите.

Устно, приведите пример глаголов в Н.в, П.в., Б. в..
- Что мы выяснили на данном этапе? (у глаголов есть время)

5). -Мы выяснили, что разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? (Наверное, да) - Кто сможет доказать?

- Что мы сейчас делаем?

(- Работаем)

- В каком времени стоит этот глагол?

(- В настоящем, так как действие происходит в момент речи).

- Запишите глагол в тетрадь в I столбик. Выделите окончание.

(- Окончание -ем).

- Что мы делали вчера?

(- Работали).

- В каком времени стоит этот глагол?

(- В прошедшем, так как действие происходило до момента речи).

- Запишите глагол во II столбик. Выделите окончание.

(- Окончание - и).

- Что мы будем делать завтра?

(- Будем работать).

- В каком времени стоит этот глагол?

(- В будущем).

- Запишите оба глагола в III столбик. Выделите окончание в глаголе "Будем".

(- Окончание -ем. Добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное).

- Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод.

(- Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам).

- На какой вопрос мы ответили?

(- Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?)

Учитель убирает из схемы знак вопроса и дописывает под второй стрелкой "изменяется" "по временам".

- Вы еще предполагали, что глаголы могут изменяться по родам. Так ли это, мы исследуем на другом уроке.

6). - Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Изменение глаголов по… временам) (Слайд 7 + щелч.)

V. Физкультминутка

-Если вы услышите глагол прош.вр.- поворачиваете голову назад.

Наст. Вр.-хлопок перед собой.

Буд.вр.-делаете шаг вперед.

Глаголы: поет, посинел, читает, стряхнул, расцветет, посмотрит, узнает, улыбнулся, сел, хлопает.

VI. Закрепление

1) - В жизни нашей страны, как любого другого государства были прошлые времена…И прошлое наше наследие.

Внимание на экран. Сейчас появятся иллюстрации. Подберите к каждой подходящий по смыслу глагол прошедшего времени, называя его с вопросом.

Картинки: (Слайд 8)

  1. Пушкин(портрет)…(Что делал?) сочинял, писал, творил.

  2. Петр I (портрет)…управлял, цартвовал.

  3. Гагарин (портрет)… летал. (12 апреля 1961г., лет назад, космический корабль «Восток» впервые в мире вынес в космос первого космонавта планеты, русского человека Ю.А. Гагарина. 1)

  4. Солдаты Вов….воевали, стреляли, защищали.

(Годы Вов ушли в прошлое… Но память о страшных событиях той грозной войны жива в сердцах ветеранов и тружеников тыла. Приближается день великой Победы русского народа над фашистскими захватчиками. И вы- дети настоящего времени, должны пронести через поколения память о великом подвиге нашего народа, чтобы в будущем помнили какой ценой досталось мирное время.)

Внимание на экран. Подбери к картинкам глаголы будущего времени, задай вопрос.

Картинки: (Слайд 9)

  1. Салют, фейерверк (что будет делать?) будет сверкать, будет искриться.

  2. Лето (что сделает?) придет, наступит.

  3. Церковь в с. Петропавловке (что сделают?)…построят.

И каким будет наше будущее, зависит от настоящего времени. (Выключить проектор)

2.Работа в группах.(Приложение №2)

  • Задание для 1 гр.

  1. Прочитайте. Определите время глаголов.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу

Все равно его не брошу -

Потому что он хороший.

2)Попробуйте изменить глаголы по временам и сочините свое стихотворение.

  • Задание для 2 гр.

1) Прочитайте.

Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть он знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских попугать.

  1. Почему вам было смешно?

  2. Поставьте глаголы в нужное время. Определите время глаголов.

- Решите, кто в группе будет отвечать.

-Оцените работу каждого члена группы.

- Чему учились, выполняя это задание? (определять время глаголов, изменять глаголы по временам)

3) Игра «Аккуратный почтальон». (Приложение №3)

А сейчас я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру, которая называется «Аккуратный почтальон».

Игроки-почтальоны должны правильно разнести письма - глаголы по адресам с соответствующим временем. Игроки от каждой группы поочередно подбегаете к 1 парте, берете карточку и прикрепляете ее к доске, затем бежит следующий. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.

иду

пишет

читаем

берешь

говоришь

возьмешь

нарисовал

едут

гуляете

возьму

ловила

съел

напишем

закроют

споем

строим

привезли

подросло

узнаю

поехал

сошьете

принес

сошьешь

играю

бегали

надену

говорили

7. Рефлексия

Подарим нашему солнышку лучики.

Если вы хорошо поняли тему урока, все было понятно, выполняли задания без затруднений, то прикрепите жёлтый лучик.

Если вы не уверены в том, что все поняли и надо еще потрудиться, то оранжевый лучик.

Если ничего не поняли, было очень трудно выполнять задания, то красный лучик

/дети прикрепляют/.

8. Итог урока «Продолжи предложения» (Начало фраз на доске)

Д/з Дома расскажите родителям о том, как изменяется глагол и сколько времён у глагола.

© 2010-2022