«В мире птиц»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПТИЦАХ. Цели: 1.Уточнение знаний учащихся о значении природных условий для жизни птиц. Развивать умение находить взаимосвязи в природе. 2. Уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы. 3. Совершенствовать умение учащихся узнавать птиц по их устному описанию. 4. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому. 5. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся. /Слайд 1/

Ход урока:

1. Организационный момент. Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.

Тут весёлые пичужки.

Игры, песни, все для вас!

Пожелаем всем удачи -

За работу! В добрый час!

2. Введение в тему.

Ребята, сегодня наш урок я хотела бы начать с загадок. 1) Кто в лесу без топора Строит избу без угла? (птицы) /Слайд 2/ 2) Как сажа черна, как сметана бела Люблю всем в лесу рассказать, где была. (сорока) /Слайд 3/ 3) На шесте дворец, во дворце - певец, А зовут его … (скворец) /Слайд 4/ 4) Днём спит, ночью летает И прохожих пугает. (сова) /Слайд 5/ 5) Кто без нот и без свирели Лучше всех заводит трели? (соловей) /Слайд 6/ 6) Чёрный жилет, красный берет, Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел) /Слайд 7/ 7) Маленький мальчишка, в сером армячишке, По дворам шныряет, крохи собирает. (воробей) /Слайд 8/ О ком были наши загадки? ( О птицах) Так кто сможет сказать, какой будет тема нашего урока? Я немного уточню. /Слайд 9/ Тема нашего урока «Что мы знаем о птицах». 3. Зимующие и перелётные птицы. У. Зима на улице. Все белым-бело! Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Что мы относим к живой природе? Давайте на минуту представим себе, что мы понимаем язык птиц. Прослушайте выступление ваших одноклассников и подумайте, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? Сценка «Скворец и Цапля». К доске выходят дети, на голове которых шапочки, имитирующие птиц. Цапля. Здравствуй, скворушка!

Скворец. Что ты такая печальная, цапля? Цапля. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда? Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето. У. Ребята, так почему же скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? Д. Потому что это перелетные птицы. На зиму они улетают. У. А каких ещё перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей) Давайте обратимся к учебнику и на с. 72, рассмотрим рисунки и ответим на вопрос. Почему же птицы улетают от нас? Разве им у нас было плохо? (Ответы детей: холодно, нечего есть) У. Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Это в основном те птицы, которые питаются насекомыми. Насекомых не стало, птицам нечего есть и улетают птицы в поисках пищи. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Какие же птицы остаются с нами зимовать? (Ответы детей) Ребята, а сейчас я расскажу вам о птице, которая необычна, а вот чем, вы попытаетесь догадаться сами. /Слайд 10/ Это небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и крестообразным клювом - клёст. Клестов называют "северными попугайчиками" за то, что они подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку и придерживая шишку цепкими коготками, достают из неё семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Сценка. Дятел. Чего ты, клест, визжишь? Обидели тебя, что ли? Клест. Да нет, дятел, это я радуюсь! Дятел. Нашел время радоваться... Клест. Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши! Дятел. В такой мороз птенцы? Да они замерзнут! Клест. Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки еще и весело. Чем же необычны эти птицы? (Ответы детей) Клесты единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза. У. Ребята, почему у клеста птенцы зимой выводятся? Д. Потому что им есть что кушать. /Слайд 11/ Физкультминутка-игра «Прилетели птицы». Правила игры: Учитель называет птиц и насекомых. Если называет птицу, надо помахать руками, изображая её; если насекомых, то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, пчёлы, снегири… Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, муравьи… Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, снегири, кузнечики… Прилетели птицы: голуби, синицы, бабочки, галкиворобьи, вороны, снегири, дятлы… Учитель читает стихотворение:

Морозы жестокие в этом году…

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку:

В её конуре такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь, очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким? (ответы детей о вопрос как можно помочь птицам в зимнее время) Учитель продолжает читать стихотворение:

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода. Большинство птиц, из леса перелетает поближе к жилью человека. Сценка «Глухарь и Сорока».

К доске выходят дети, на голове которых шапочки, имитирующие птиц.

Глухарь. Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?

Сорока. Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке.

Глухарь. А теперь куда?

Сорока. В деревню, милок, в деревню.

Глухарь. Чем же плохо тебе в лесу?

Сорока. Да как же, милок, да как же? Птичьи гнёзда давно пустые, яичка не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить и того некого.

Глухарь. Чем же в деревне-то хорошо?

Сорока. Да как же, милок, да как же! У дворовой собачки косточку стяну, на помойке объедков найду. Я птица не гордая! Учитель: Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. Так чем же человек может помочь зимующим птицам? (Ответы детей: сделать кормушки и подкармливать птиц)/Слайд 12/ Кормушки можно сделать самые разнообразные. Сценка.

К доске выходят шесть человек в шапочках птиц: сорока, снегирь, воробей, синица, клест, щегол и разыгрывают следующую сценку. Сорока. Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.

Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли. Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят. Клест. Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове! Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки? У. Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Я вам раздам таблички, чтобы вы знали, какие птицы что любят. А вы вместе с родителями их прочитаете и будете грамотно кормить птиц. А птицы скажут спасибо! Как и во всём, так и здесь, существуют определённые правила кормления птиц. / Слайд 13 - с правилами./ Игра «Узнай птицу» (по словесному описанию). Стр. 76, учебник (внизу) Что за птица? /Слайд 14/ Чтение текста и ответ на вопрос Кто обедал в птичьей столовой? /Слайд15 и 16/ Физкультминутка для глаз /Слайд 17/ /Слайд 18/ Ребята, а какую маленькую птичку можно чаще всего встретить рядом с жильём человека в любое время года? (Воробья) /Слайд 19 и 20/ Работа по учебнику с. 74-75. Чтение текста, ответы на вопросы. Общительная - легко вступающая в общение с другими. Обобщение учителя. Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу. Характерной чертой воробья является то, что он всегда живёт в самом тесном соседстве с человеком. Он населяет и шумные, многолюдные города, и уединённые деревни. Воробей почти не улетает за черту того города, где он родился. В городах воробью даже устанавливаю т памятники. Вот один из них в Белоруссии в городе Барановичи. /Слайд 21/

Итог урока Тест Что же нам надо сделать, чтобы птички пережили зиму? (Ответы детей) Не забудьте о памятках, приготовьте на завтра еду для птичек, и мы ежедневно во время прогулок будем кормить птиц. «Покормите птиц зимой», а учитель читает стихотворение. /Слайд 22/

Прокормите птиц зимой, чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть одна нужна.

Горсть одна - и не страшна будет им зима.

Приручите птиц в мороз к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.











© 2010-2022