• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья «Формирование навыка беглого чтения у детей младшего школьного возраста. Рекомендации родителям». Презентация к выступлению

Статья «Формирование навыка беглого чтения у детей младшего школьного возраста. Рекомендации родителям». Презентация к выступлению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование навыка беглого чтения у детей младшего школьного возраста. Рекомендации родителям.


Одна из задач начального образования - научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. И как следствие, задача педагогов и родителей -сформировать интерес у ребёнка к чтению.

- Зачем? - спросят многие? Ведь мы живём в век информационных технологий, тотального наступления Интернет и экран становится главным воспитателем ребенка. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Дети смотрят со взрослыми все подряд; рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы, поскольку хороших, специально созданных телепередач крайне мало. Часами сидят за компьютерами, погружаясь в виртуальный мир . Последствия этого становятся все более очевидными. Вот некоторые из них:

1. Отставание в развитии речи - дети позже начинают говорить, их речь бедна и примитивна, отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Специальные исследования показали, что в наше время 25% ребят страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние 30 лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.

2.Многим детям трудно воспринимать информацию на слух - они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

3. Резкое снижение фантазии и творческой активности . Ребята теряют способность и желание чем-то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

Наблюдения за устной речью младших школьников показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями, да и просто не умеют общаться друг с другом.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, мы делаем более важное дело:

- защищаем его душу;

- побуждаем к самосознанию;

- содействуем творческой самореализации личности и ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.

- способствуем развитию устной речи, которая является основой умственной деятельности и средством общения.

Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития.

Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.

И главными помощниками учителя должны стать вы - родители учащихся. Вы должны понять, что только от совместных усилий взрослых, от того , какое внимание уделяется развитию речи, её красоте, образности, эмоциональности, не только в школе, но и в каждой семье, зависит бедная или ярко окрашенная речь детей.

Сегодня я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр и упражнений по обогащению речи детей, которые можно провести в кругу семьи. Вот некоторые из них:

1. Чистоговорки, скороговорки, загадки .

Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат, речевой аппарат работает вяло, у многих детей наблюдается нарушение дикции. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика. Замечено, что дети с нарушением произносительного стороны речи менее охотно вступают в общение, очень скованы в процессе речи, говорят как бы стесняясь. Всё это в итоге тормозит их речевое развитие в целом. А ведь всем известно, что именно скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и , конечно, развить артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи.

Н-р: для отработки произношения звуков б - п. можно использовать следующие скороговорки:

- Пилил Филипп полено из лип.

Притупил пилу Филипп.

- Бобры храбры - идут в боры.

- Белые бараны били в барабаны.

- Бабкин боб расцвёл в дождь,

Будет бабке боб в борщ.

- Кота Потап по лапе хлопал,

И от Потапа кот утопал.

Не менее интересными являются для ребят и чистоговорки. Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений или придуманы детьми, например: крур - крир - саморир-рики-брики-кальтаир.

Очень нравится ребятам разгадывать загадки. Загадка, по словам К.Д.Ушинского, "доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике"

2. Ряд следующих упражнений способствует расширению словарного запаса . развивают воображение, наблюдательность, внимание к слову. Что мы можем предложить детям?

  • Узнавание предмета по его признакам. (Кудрявая, белоствольная, стройная?) Что это?

  • Усложняем задание, изменяя вопрос.

Что бывает широким, узким, зелёным, хмурым, деревянным? Например, свежий - (хлеб, капуста, газета, ветер, трава, овощи, листья).

  • Подбор к предмету слов, обозначающих действия. Ветер - что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет.)

  • Подбор антонимов. Пух лёгкий, а камень - …; река широкая, а ручей… .

  • Подбор синонимов. Сторож (сторожиха) - страж, стражник, караульщик, караульный, часовой, блюститель, дозорный, смотритель, хранитель, оберегатель, конвойный, цербер.

  • Составление парных созвучных слов. Мишка - шишка и т.д.

3 . Ряд следующих упражнений развивают логическое мышление учащихся и формируют умения строить связное высказывание, выражая законченную мысль, логически развертывая её.


  • Подумай и закончи предложения:

- Лена пришла в школу пораньше, чтобы……

- У ворот зарычала собака, потому что….

- Дети вышли на улицу, когда……


  • Составление небольших рассказов: На этом этапе воспитывается умение правильно подбирать слова, выражения, умение обыгрывать ситуацию.

- Попросите продолжить такие предложения:

- Если бы я был цветком, я бы::

- Если бы я был кошкой, я бы:.

- Если бы я был книгой, я бы:.

4. Составление описания животных.

Например, описывая ежа, можно использовать алгоритм:

  1. Внешний вид ежа (форма, глазки, лапки, чем покрыто тело, есть ли хвостик и т.д.).

  2. Какую форму напоминает тело ежа? (Форму овала.)

  3. Какие глазки? (Глазки блестящие, маленькие, как пуговицы.)

  4. Какие лапки? (Лапки маленькие, быстрые.)

  5. Чем покрыто тело ежа? (Тело ежа покрыто иголочками, мордочка забавная.)

  6. Вывод. (Зверёк маленький, быстрый, симпатичный.)

Данный вид упражнений не только развивает внимание , наблюдательность, но и учит самостоятельно строить высказывания, составлять тексты-описания. У ребят формируется умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.

5. Совместное чтение и обсуждение прочитанных книг

Спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Обсуждая прочитанное, обучайте детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты. Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Сегодня я хотела бы затронуть ещё один важный вопрос , вопрос о культуре общения. Почему так остро стоит этот вопрос сегодня? Потому, что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из-за недостатков воспитания в детские годы! Всем ясно: культуру общения одними разговорами не привьёшь. Если ребёнок слышит, как родители при нём говорят раздражённым тоном, как закричала на своего сына соседка, видит, как пнул сапогом подвернувшегося щенка и выругался обозлённый чем-то отец, то позже, и он начнёт грубить людям, срывать зло на слабом.

Умеют ли вести беседу наши дети? Культуре общения помогают простые правила:

  • Не говорите о человеке плохо в его отсутствии.

  • Не прерывайте бестактно разговор; если срочно нужно что-то спросить, то, прежде всего, необходимо извиниться.

  • В разговоре неприлично выпячивать своё "я".

  • Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону или на часы, не теребить пуговицы собеседнику, не жестикулировать.

  • Не следует разговаривать с дальнего расстояния: через стол, коридор или улицу.

  • Находясь в компании, не следует шептаться.

  • Помни: всякое замечание воспринимается мягче, если оно следует за похвалой.

И в заключении, хочу сделать вывод: "Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется безразличием к прошлому и настоящему Отечества. Будем помнить: наша речь как в зеркале отражается в речи наших детей. Исключим из речи детей повторы, бранные слова, неточности в произношении слов. Богатство языка познаётся через поэзию. Будем помнить, что привитие культуры общения, умение вести разговор, спасать словом, нести добро людям - одна из основных задач воспитания наших детей".


© 2010-2022