Внеклассное мероприятие «Экологическая культура»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2», г. Сосенский

Козельского района Калужской области



Классный час

Внеклассное мероприятие «Экологическая культура»

«Экологическая

культура»

Учитель Хромова О.М.


2013 г

Цель: формирование экологической культуры учащихся.

Задачи

Образовательные:

- закрепление понятий «природа», «живая природа», «неживая природа»;

- знакомство с понятием «экология»;

- углубление теоретических знаний в области экологии;

Развивающие:

- формирование у детей элементарного умения предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с установленными нормами поведения;

- развитие внимания, памяти, активизация мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы)

Воспитательные:

- воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней;

- привлечение внимания к экологическим проблемам;

- воспитание экологической ответственности;

- воспитание умения видеть прекрасное в окружающей природе.

Оборудование: презентация, сигнальные кружочки, конверты со словами, иллюстрации.


I. Оргмомент.

II. Вступительная беседа (введение в тему).

Этот год в нашей стране объявлен Годом культуры.

Культура бывает разная: нравственная, эстетическая, физическая, православная, экологическая и т. д.

Каждый день мы сталкиваемся с нравственной культурой, когда общаемся друг с другом. На уроках физ-ры мы встречаемся с физической культурой, мы узнаём, как человеку лучше сохранить и укрепить своё здоровье. На занятиях по православной культуре дети знакомятся культурой и традициями православного народа, учатся верить в бога и жить по законам божьим.

Ребята, а что вы понимаете под эстетической культурой, и на каких уроках вы о ней говорите?

Наше занятие я хочу начать с демонстрации нескольких кадров.

Слайды 1 -4

Посмотрите их и поделитесь своими впечатлениями.

А что скажете по этим кадрам?

Слайд 5

Сегодня наш природный дом, наша планета оказалась в большой опасности. Слайд 6

Она обращается к нам за помощью и кричит «Помогите!»

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов природы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям, то есть вам, вашим детям, вашим внукам и т. д.

Что же такого плохого делает человек природе? На этот вопрос мы получим ответ, послушав стихотворение.

МОНТАЖ.

- Земля наша плачет, тревогу бьет.

Ее загрязняет и губит народ.

Реки, озера, леса и луга

не страдали так никогда.

- И воздух стал грязен и лес оскудел,

и океана таков же удел.

Лес от пожаров все чаще страдает

и живность в лесу от того погибает.

- Сегодня задача у мира одна,

она по всему видно, очень важна,

Чтоб воздух стал чище и лучше рос лес.

Здесь проявить мы должны интерес.

- Не надо зверье убивать понапрасну,

пусть птицы поют, станет мир наш прекрасней!

Сама ведь природа не может спастись,

так нужно чтоб люди за это взялись!

-Природу беречь - это дело святое.

Лишь вместе мы светлое завтра построим.

А если как прежде природе вредить,

то кто же тогда на Земле будет жить?!

-Исчезнут растенья, грибы и бактерии,

животные, птицы и прочее зверье

Исчезнем и мы, так опомнитесь, люди!

Цените природу, БЕРЕГИТЕ ЕЕ!

Все ли люди на нашей планете так поступают по отношению к природе?

В чём причина такого плохого поведения? ( Люди бывают добрые и злые, некоторые мало что знают о природе, о взаимосвязи всего живого и неживого, поэтому ведут себя неправильно).

Таких людей можно назвать некультурные и непросто некультурные, а экологически некультурные.

Чтобы вы посоветовали этим людям, чтобы исправиться, измениться и стать культурными в этом отношении?

Единственное спасение природы в том, чтобы каждый человек услышал голос природы, подчинился её законам, отказался от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение - в экологической культуре человека.

Сегодня каждый человек, и взрослый, и маленький, должен стать немного экологом. Поэтому и мы на сегодняшнем занятии будем говорить об экологии, об охране нашего общего дома, об охране природы, об экологической культуре. Ведь природу нельзя оставлять в беде, её надо спасти!

Тема нашего занятия «Экологическая культура». Слайд 7

Я предлагаю отправиться в путешествие и проверить ваши познания в области природы и экологии. А заодно мы выясним, можно ли вас назвать экологически культурными людьми.

Поспешим на первую станцию «Экологическую».

III Станция «Экологическая». Слайд 8

1.Беседа о значении слова экология.

По радио, телевидению, со страниц газет можно «многократно» слышать слово «экология».

Что же такое экология? Слайд 9

С греческого «экос» - это «дом», а «логос» наука.

Если их сложить, то получается «наука о доме».

А что мы можем назвать нашим общим домом?

Да, ребята, экология - это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом - нашу планета Земля. Слайд 10

Какие два закона экологии мы уже знаем?

Приведите пример. (Солнце, растения, животные, человек. Вода, почва, все живые существа).

2.Сказка.

Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».

Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее. Ясно Солнышко сказало:

- Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю.

Свежий Воздух возразил:

- Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.

Холодная Вода заклокотала:

- Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.

Ребята, а вы как думаете, кто из них прав?

Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)

Долго они спорили, никак не могли определиться кто прав. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:

- Зря вы спор завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и вода, и воздух, так как всё взаимосвязано.

С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.

А теперь нам пора отправляться на следующую станцию.

IV.Станция «Природная». Слайд 11

Вот мы прибыли на станцию «Природная».

А кто мне скажет, что такое природа?

Я предлагаю поиграть в игру и поучиться отличать предметы природы от предметов не природы.

1. Игра «Природа - не природа».

Детям даются конвертики со словами (колокольчик, книга, олень, малина, небо, дом, поезд, океан, берёза, камень, пальто, телефон, воздух, кит, лестница, художник).

Распределите эти слова на две группа, работая в парах.

А теперь проверьте, глядя на экран. Слайд 12

У кого есть ошибки?

Скажите, а природа бывает какая?

Чем отличается живая природа от неживой?

2. Игра «Живая и неживая природа».

Учитель показывает иллюстрации, а учащиеся с помощью сигнальных кружков зелёного и красного цвета определяют.

Молодцы, хорошо справились с заданием. Вас уже нельзя назвать экологически без культурными.

Вы, наверное, устали?

Давайте отдохнём.

V. Физминутка.

Учитель называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята встают, если нет - не встают.

- Посадка деревьев.

- Вырубка лесов.

- Охота на редких животных.

- Строительство очистных сооружений на заводах.

- Разведение костров в лесу.

- Уборка территории.

- Выброс дыма заводами.

- Сбор первоцветов.

- Создание заповедников.

- Выброс газов автомобилями.

- Сбор макулатуры.

Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.

Поспешим на следующую станцию.

VI.Станция «Родниковая». Слайд 13

Вот мы уже оказались на новой станции.

Отгадайте загадку.

Я и туча и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю, я бегу,

И стеклянной быть могу.

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я,

Кто такая? (Вода)

Вода - очень интересное вещество. Она одна-единственная бывает в трех состояниях.

Кто может назвать три состояния воды?

( Твердое, жидкое, газообразное).

Как по другому можно назвать твёрдое ( газообразное0 состояние воды?

- При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах.)

- При какой температуре вода начинает замерзать? (При ноле градусов.)

- При какой температуре лед начинает таять? (При плюс одном градусе.)

Вода, водица, водяной, водоём.

Как можно назвать эти слова?

Какие водоёмы есть на нашей планете?

Каким цветом на карте изображается вода? Слайд 14

Много ли у нас воды? (Много.)

Раз воды много, значит можно ее не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)

Почему?

- Да, воды-то много. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только пресная вода, а остальная вода, в океанах, морях соленая. Пресной же воды очень мало, всего 3 процента от общего водного пространства. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.

Самым главным источником пресной воды на Земле является озеро Байкал (20 % мировых запасов пресной воды и 90% российских запасов). Поэтому очень важно это озеро сберечь. Его воды хватит всем жителям мира на 40 лет. Будем беречь воду!

- Как человек губит воду? Слайд 15-16

Необходимый источник жизни - воду - загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озера и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаем о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей.

Что можем сделать мы, чтобы сберечь воду? (Не бросать мусор, экономно расходовать).

Что в наших силах?

VII. Станция «Воздушная». Слайд 17

Вас опять ожидает загадка.

Без рук, без ног по полю рыщет

Поет да свищет, деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер.)

Что такое ветер?

Из чего состоит воздух? (Воздух состоит из смеси газов.)

Какой из этих газов необходим для дыхания всем живым существам?

Отчего происходит загрязнение воздуха?

Что необходимо делать для защиты воздуха от загрязнения?

Что из вышеперечисленного способен сделать каждый человек ( и взрослый, и ребёнок) для того, чтобы воздух был чище?

VIII. Станция «Бережливая». Слайд 18

Наше путешествие подходит к концу.

Мы прибыли на заключительную станцию.

О чем она нам напоминает? (Мы должны беречь и охранять природу.)

Как называется наша планета, на которой мы живём?

Кто является её хозяином?

Экологи придумали прекрасный праздник - День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?»

Давайте и мы об этом подумаем и расскажем друг другу.

В заключении нашего занятия я хотела бы прочитать вам такие строчки.

Наша планета Земля Слайд 19

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля -

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей,

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами.

Да, ребята, охрана природы - дело всего народа. Вы - маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы.

Помните!

Ведь охранять природу - значит охранять Родину. Слайд 20

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Конечно, у вас пока ещё небольшой запас знаний о природе, об экологии. Но если каждый человек будет стремиться, их станет гораздо больше и тогда можно сказать, что наша природа в хороших, надёжных руках.

Спасибо всем вам за участие в беседе, а гостям спасибо за внимание!



© 2010-2022