Рабочая программа по литературному чтению (2 класс, Школа 2100)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (Приказ № 373 от 06.10.2009) (с изменениями, внесенными приказом № 1241 от 26.11.2010г.) с использованием федерального перечня учебников (Приказ № 253 от 31.03.2014) ( с изменениями, внесенными приказами №1559 от 08.12.2014 и № 576 от 08.06.2015г.), в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МОБУ СОШ № 9 (Приказ № 384 от 31.08.2011) и учебным планом МОБУ СОШ № 9 (Приказ № 385 от 28.08.2015), примерной программой начального общего образования под редакцией Н.Д. Никандрова (в 2 ч.), М.: Просвещение, 2008 г. и авторской программы «Школа 2100». "Литературное чтение" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Москва, Баласс, 2012г. Для реализации цели и задач по литературному чтению по данной программе используется УМК: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.А., "Маленькая дверь в большой мир", учебник для 2-го класса , в 2-х частях, Москва, "Баласс", 2012г. Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса; 3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей; 4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями. Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка. Педагогические технологии, используемые при освоении курса: технология продуктивного чтения, игровые технологии, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология. Основной формой проведения занятий по программе является урок. Проводятся следующие виды уроков: уроки-путешествия, уроки - викторины, уроки внеклассного чтения, уроки - экскурсии, уроки - отчёты. Применяются следующие формы промежуточного, итогового контроля: викторины, творческие задания, открытые занятия, устные опросы, проверочные работы, выразительное чтение стихотворений наизусть. На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: ● приобретение и систематизация знаний о литературе, книгах, писателях; ● овладение способами правильного чтения, приемами понимания и анализа текстов; ● освоение компетенций - коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной и компетенции личностного саморазвития. Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет с геометрической прогрессией, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к инновациям, от самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми. Компетентностный подход определяет следующие особенности содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий способствует развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностная направленность Обязательного минимума требует усиления внимания к разным видам речевой деятельности. Все содержание обучения строится на основе использования читательской деятельности, а также других ее видов (слушания, говорения, письма). Результатом такого подхода может стать сформированность умений читать «про себя», что, безусловно, может быть достигнуто к концу обучения в начальной школе. Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы). Следуя принципу, заложенному в стандарте по литературному чтению, - ознакомление детей с текстами разных жанров, школьникам предлагается чтение нехудожественных текстов (писем, воспоминаний, автобиографий писателей и т. п.), а также научно-познавательных произведений. Все это будет расширять кругозор ученика, развивать его эрудицию и общую культуру. Использование как традиционных, так и инновационных методов обучения способствует достижению цели литературного образования - учить школьников, анализируя изложенные факты, понимать смысл текста, замысел автора. Применение такой формы организации обучения, как урок-диалог, когда идет живой непосредственный разговор между читателем и автором произведения, между читателем и его сверстниками-читателями, между читателем-учителем и читателем-учеником, привлекает внимание детей к тем признакам текста, на основании анализа которых будут сделаны правильные выводы самими детьми.


Общая характеристика учебного предмета.


Программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой (УМК «Школа 2100»). В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом русского языка: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса «Литературное чтение»: 4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; 5) приобщение к литературе как искусству слова; 6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях. Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста. Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва. Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей и уроки внеклассного чтения, основное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2-3 стихотворений по собственному выбору. На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом. I этап. Работа с текстом до чтения. 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). 2. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 3. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. II этап. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. III этап. Работа с текстом после чтения. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. задания (творческие), опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. Программа во 2 классе рассчитана на 140 часов (5 часов в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения: ● оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; ● эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; ● понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; ● высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития - эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: ● определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; ● проговаривать последовательность действий на уроке; ● учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; ● учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД: ● ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; ● находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; ● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития - формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: ● оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); ● слушать и понимать речь других; ● выразительно читать и пересказывать текст; ● договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; ● учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Содержание учебного предмета


Содержание начального общего образования по литературному чтению ориентирует на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, основным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности - от громкого чтения вслух до чтения «про себя» - осуществляется как умственное действие внутреннего плана и связано с мотивационной стороной учебных действий, направленных на чтение и перечитывание текста. На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную, у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом. Формирование тех или иных речевых умений ребенка достигается использованием конкретных методических приемов: обсуждение смысла событий, описанных в произведении, их последовательности и логической связи; деление текста на части в процессе работы над композицией произведения (выделение описаний, диалогов); составление картинного плана (словесное иллюстрирование) произведения; выбор вида пересказа в зависимости от постановки тех или иных учебных задач (выборочный пересказ, перечитывание фрагмента текста) и др. Усилена развивающая и воспитательная направленность литературного чтения. Это проявилось в определении тематики чтения, в выделении специального раздела «Виды речевой деятельности», содержание которого направлено на коммуникативное, литературоведческое, общее интеллектуальное и художественное развитие. Особое внимание обращено на целесообразный отбор учебного материала с точки зрения художественной ценности произведений, жанрового разнообразия, влияния темы и содержания на развитие чувств детей, их нравственное и эстетическое воспитание.

2-й класс -140 ч (4 часа в неделю)
«Там, на неведомых дорожках…» (22ч). Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки. Сказочные человечки (27ч). Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои. Сказочные богатыри (15 ч). Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов. «Сказка мудростью богата…» (20 ч). Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева. «Сказка - ложь, да в ней намёк…» (20 ч). Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки. «Самое обыкновенное чудо» (36 ч). Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненко.


Тематическое планирование уроков литературного чтения

во 2-м классе


п/п

Тема урока

Кол-во часов

УУД

Раздел 1. «Там на неведомых дорожках…»

22

1

Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. (Знакомство с новым учебником. Б.Заходер. «Моя Вообразилия»)

1

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр - рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.

Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

2

Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом.

1

3

Введение в раздел. Мир сказок нашего детства. Б. Заходер «Сказочка»

1

4

Русские народные сказки. Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»

1

5

Народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». «Законы» волшебной сказки


6

Как сказки сказываются

1

7

«Народная» Сказка П. Ершова «Конёк Горбунок»

1

8

Сказочный мир Петра Ершова (сказка «Конёк Горбунок»)

1

9

Приметы волшебной сказки в сказке П.Ершова «Конёк Горбунок»

1

10

«Добрым молодцам урок» (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

1

11

Герои «Сказки о рыбаке и рыбке»

1

12

Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

13

Авторская сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович»

1

14

«Какова работа, такова награда» (В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»)


15

От сказки народной к сказке авторской (сказка В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»)


16

Как и чему учат сказы и сказки. Как сказки сказываются (Павел Бажов «Серебряное копытце»)

1

17

Чему учат сказы и сказки (П.Бажов «Серебряное копытце»)

1

18

Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»

1

19

Добро побеждает зло (сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса)

1

20

«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»-это сказка

1

21

Всех скороговорок не перескороговоришь Т

Обобщение по разделу. Проверочная работа №1

1

22

Внеклассное чтение. Мир волшебных сказок

1

Раздел 2 «Сказочные человечки»

27

23

Введение в раздел. В стране Вообразилии (голландская народная песенка «Морская прогулка»)

1

Объяснять выбор

автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.

Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.

Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.

Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.

24

Знакомство с Муми-Семейством (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». Вступление. 1-я часть)

1

25

Тайны шляпы Волшебника (Т.Янссон «Шляпа Волшебника». 2-я часть)

1

26

Сказочная повесть Т.Янссон «Шляпа Волшебника» (3-4-я части)

1

27

Герои сказки Т.Янссон «Шляпа Волшебника»

1

28

Опасное путешествие Бильбо (Дж. Р.Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» ч.1и2)

1

29

Путешествие продолжается (Глава «Пауки и мухи»,ч.3и4)Т

1

30

Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (5-6-я части главы «Пауки и мухи»)

1

31

Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (7-8-я части главы «Пауки и мухи»)

1

32

Авторская сказочная повесть Дж. Р.Р. Толкина «Хоббит»

1

33

Смешная история (А.Милн «Винни Пух», глава 3)

1

34

Характеры героев сказки А.Милна «Винни Пух (глава 3)

1

35

Главный герой повести А.Милна «Винни Пух»

1

36

Песенки сказочных человечков

1

37

Уроки Мальвины (А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами...»)

1

38

Друзья и враги Братино (глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно»)

1

39

Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино»

1

40

Повесть-сказка А.Толстого «Приключения Буратино»

1

41

Сказочный герой Чиполлино и его семья. (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»)

1

42

Чиполлино приходит на помощь (Дж.Родари «Приключения Чиполлино»)

1

43

Чиполлино-настоящий герой (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»)

1

44

Фантазии Астрид Линдгрен ( «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Части 1-2)

1

45

Кто же такой Карлсон? ( А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 3-я)

1

46

Карлсон-воплощение детской мечты (А.Линдгрен «Малыш и Карлсон…» (Часть 4-я)

1

47

Обобщение по разделу «Сказочные человечки». Проверочная работа №2

1

48

Сочинение-рассказ о сказочном человечке

1

49

Внеклассное чтение. Любимые герои-сказочные человечки

1

Раздел 3. «Сказочные богатыри»

15

50

Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

51

Былина как фольклорный жанр.

1

52

Проверка техники чтения

1

53

Богатырская «Сказка про Илью Муромца»

1

54

Илья Муромец-богатырь земли Русской

1

55

Илья Муромец-любимый народный богатырь. (Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»)

1

56

Сравнение богатырской сказки и былины

1

57

Чем силён человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»

1

58

Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв»

1

59

Кому счастье помогает? (Дагестанская сказка «Богатырь Назнай»)

1

60

«Богатырь Назнай».

1

61

Повторение по теме: «Былины и богатырские сказки»

1

62

Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты».

1

63

Проверочная работа №3

1

64

Внеклассное чтение. Преданья Старины глубокой

1

Раздел 4. «Сказка мудростью богата»

20

65

Введение в раздел. Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?»

1

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр - рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.

Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.

66

Как мудрость в жизни помогает (Татарская сказка «Мудрый старик»)

1

67

Чему учит бытовая сказка (Татарская сказка «Мудрый старик»)

1

68

Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка»)

1

69

Герои киргизской сказки «Мудрая девушка»

1

70

Русская сказка о мудрых людях («Мудрая дева»)

1

71

Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева»

1

72

К чему приводит жадность (Долганская сказка «Как появились разные народы»)

1

73

Где правда, там и счастье (Корейская сказка «Честный мальчик»)

1

74

Что высмеивают сказки? Японская сказка «Добрый крестьянин» (1-я)

1

75

Что высмеивают сказки? Сатирическая японская сказка «Ивовый росток» (2-я)

1

76

Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка»

1

77

«Сказка о глупости» И. Франко

1

78

«Сказка-ложь, да в ней намёк…» (И. Франко «Сказка о глупости»)

1

79

Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки

1

80

Мудростью богаты. Русские народные загадки

1

81

Как придумать загадку? Литературные загадки

1

82

Обобщающий урок по разделу 4.

Проверочная работа № 4

1

83

Зачем поют колыбельные песни

1

84

Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки?

1

Раздел 5. «Сказка-ложь, да в ней намёк…»

20

85

Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон…»

1

Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации.

Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку.

Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.

Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.

86

Мудрые сказки о животных. (Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц»)

1

87

Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»)

1

88

Как ум и хитрость силу побеждают. 9Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»)

1

89

Чего стоит ум? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы»)

1

90

Чем силён Симба? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы»)

1

91

Какие бывают развлечения? (Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»)

1

92

Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца медведя ловить луну»)

1

93

Братец Кролик-главный герой сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»

1

94

Любимые герои сказок

1

95

Какие вопросы задают сказки? (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул»)

1

96

Современные сказки о животных.(Александр Курляндский «Ну, погоди!»

1

97

Как создаются мультфильмы. (Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!»)

1

98

Разные стихи о животных. (Генрих Сапгир «Песня», Л. Квитко «Смелые воробьи»)

1

99

Разные стихи о животных. (Л. Квитко «Весёлый жук»,

Ю. Мориц «Резиновый ёжик»)

1

100

Авторские считалки

1

101

О чём говорят считалки? Борис Заходер «Считалия»

1

102

Сочиняем считалку

1

103

Обобщение по разделу 5. Колыбельные русских поэтов

Проверочная работа №5

1

104

Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки

1

Раздел 6. «Самое обыкновенное чудо»

36

105

Введение в раздел. Г. Горбовский «Розовый слон»

1

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

106

Чего не могут взрослые? А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-я часть)

1

107

Знакомство с маленьким принцем. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (2-я часть)

1

108

Лекарство от одиночества. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (3-4-я части)

1

109

Секрет Лиса. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (5-6-я части)

1

110

Секрет счастья. Джанни Родари «Солнце и туча»

1

111

Мечты о чудесах. Дж. Родари «Как Алиса в море побывала». В. Орлов «Я рисую море»

1

112

Чудеса вокруг нас. Валентин Берестов «Честное гусеничное»

1

113

Необычное в обычном мире. Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка»

1

114

«Другие» сказки. В. Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка»

1

115

Музыкальные сказки Г. Цыферова «Град», «Про чудака лягушонка»

1

116

Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова. Сказки «Куда лето прячется»

1

117

Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова. «Одуванчик»

1

118

Б.Сергуненков «Кот белый-кот черный»

1

119

Внеклассное чтение. Сказки-миниатюры

1

120

Сказки-игры Дж. Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»

1

121

Урок творчества Дж. Роджари

1

122

Веселые стихи М. Бородицкая «Колдунье не колдуется Ю. Владимирова «Ниночкины поступки»

1

123

Веселые стихи Ю. Мориц, Г. Остера, О. Григорьева

1

124

Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»)

1

125

Обобщение по разделу «Самое обыкновенное чудо».

1

126

Проверочная работа №6

1

127128

Урок-отчёт «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир»

2

129

Проверка техники чтения

1

130131

Урок-отчёт по итогам домашнего чтения «По дорогам сказки»

2

132

Литературная викторина

1

133

Экскурсия в библиотеку

1

134

Урок повторения и обобщения «Сказка мудростью богата»

1

135

Урок повторения и обобщения «Сказка-ложь, да в ней намек...»

1

136

Урок повторения и обобщения «Самое обыкновенное чудо»

1

137

Внеклассное чтение « »

1

138

Викторина «Мы любим сказки»

1

139

Что мы будем читать летом?

1

140

Экскурсия на природу

1

Учебно-методическое обеспечение

Для реализации цели и задач по литературному чтению по данной программе используется УМК по литературному чтению издательства "Баласс" 1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.А., "Маленькая дверь в большой мир", учебник для 2-го класса , в 2-х частях, Москва, "Баласс", 2012г. 2.Бунеев Р.Н.. Бунеева Е.А., Тетрадь по литературному чтению для 2-го класса, Москва, "Баласс", 2014г. 3. Бунеева Е.А., Яковлева М.А., Чиндилова О.В, Методические рекомендации для учителя, Москва, "Баласс", 2013г.

Материально-техническое обеспечение 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: school-collection.edu.ru 2. Справочно-информационный Интернет-портал: gramota.ru 3. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: school2100.ru 5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): nsc.1september.ru/urok 6. Презентации уроков «Начальная школа»: nachalka.info/about/ Наглядные пособия: 1. Таблицы «Портреты писателей». 2. Рисунки персонажей сказок. Технические средства обучения: 1.Магнитофон. 2.Проектор. 3.Ноутбук.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Второклассник научится:

  • Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и грамотности речи
  • Воспринимать на слух тексты с использованием учителя, учащихся
  • Понимать смысл заглавия произведения, выбирать наиболее подходящие заглавия из данных, самостоятельно озаглавливать текст
  • Делить текст на части, озаглавливать части
  • Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных
  • Подробно и выборочно пересказывать текст
  • Составлять устный рассказ о героях прочитанного произведения по плану
  • Размышлять о характере и поступках героя
  • Относить произведения к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка
  • Различать народную и литературную (авторскую) сказку
  • Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы
  • Относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи)
  • Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Второклассник получит возможность:
  • Осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью, понимать скрытый смысл заголовка, придумывать варианты заглавий, выбирать наиболее подходящее заглавие
  • Прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов
  • Находить ключевые слова в тексте
  • Самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения
  • Формулировать основную мысль текста


13


© 2010-2022