Большая буква в фамилиях людей. Алфавит

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2 класс

Программа: Школа России

Тема урока: Большая буква в фамилиях людей. Алфавит.

Цель урока: познакомить учащихся с написанием большой буквы в фамилиях людей.

Оборудование:

- Винни-Пух, пчелы, бочонки, булавки, записка;

- схема предложения;

- вырезка из толкового словаря;

- словарные слова.

Ход урока:

Запись числа и слов «Классная работа» до урока.

1. Орг. момент: Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг друга понимать! В гостях у нас сегодня на уроке Винни-Пух. Но что это с ним случилось? Нашего любимца так пчелы закусали, что он и звука не может произнести. А здесь еще и записка: «Кто выполнит задания по русскому языку, тот и освободит медвежонка от пчел». Ну что, ребята, выручим мишку? Тогда за работу. За каждый верный ответ, медвежонок будет вас благодарить бочонком с медом.

2. Минутка чистописания.

На доске записаны слова:

фонарь, кофта, конфета, фантик,

- Найдите общее в этих словах (в каждом слове имеется буква ф). - Охарактеризуйте звук, который обозначает буква ф в этих словах (согласный, глухой, парный; в словах фонарь, кофта, фантик - твердый, в в слове конфета - мягкий) - Итак, в написании какой буквы мы сегодня будем упражняться? (сегодня будем упражняться в написании заглавной и строчной буквы ф) - Определите порядок следования букв в данном ряду:

Ффа Ффе Ффё Фф… (Заглавная буква Ф, строчная буква ф чередуются с гласными буквами алфавита) - Напишите данные буквы до конца строки в предложенной последовательности, ориентируясь на алфавит. - Прочитайте ряд соединений, получившийся в вашей тетради (… Ффи, Ффо, Ффу, Ффы, Ффэ, Ффю, Ффя).

- Смотрите, одна пчела улетела.

3. Актуализация знаний и постановка проблемы.

На доске вычерчена схема:

Большая буква в фамилиях людей. Алфавит

Большая буква в фамилиях людей. АлфавитБольшая буква в фамилиях людей. АлфавитБольшая буква в фамилиях людей. АлфавитБольшая буква в фамилиях людей. Алфавит.

- Что это? (Схема предложения)

- Почему вы так решили? (Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения стоит точка. Это предложение состоит из 4 слов).

На доске записаны слова:

Носище, нос, Носов, носик, носатик.

- Прочитайте эти слова про себя. Какие это слова? (Однокоренные).

- Выделяем корень. - Какое слово лишнее и почему? (Носов, потому что написано с большой буквы) - Но вы только что сказали, что с большой буквы пишется слово в начале предложения. А в данном случае слово «Носов» стоит посередине строчки, и это не предложение. Так что же это за слово? Почему оно написано с большой буквы?

4. Совместное открытие нового знания

- Кто-то из вас может это объяснить? (Носов - это фамилия человека)

- А кто-нибудь из вас знает, что обозначает это слово «фамилия»? - Давайте узнаем, что обозначает слово «фамилия». Обратимся к Толковому словарю. ( Ученик вслух читает статью из словаря): «Слово «фамилия» попало в наш язык из латинского. В переводе оно означает «семья». Фамилия - это особое имя, которое к человеку переходит от родителей и обозначает его принадлежность к определенной семье». - Да, фамилия значит семья. Фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки, например, Москвины жили в г. Москва, Рязановы жили в г. Рязани. Некоторые фамилии говорят о профессии. Чтение стиха.
Кем был твой прадед на Руси, Свою фамилию спроси. Есть в каждой школе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов - Отец отца отцова. У Гончарова прадед знал Гончарный круг и глину. С пилою Пильщиков дружил, Мял Кожемякин кожи. В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже. Звучат как музыка, как стих Фамилии простые. Вглядись - и ты увидишь в них Историю России.
- Так какова же тема сегодняшнего урока? (написание большой буквы в фамилиях людей) - А основная наша цель в чем заключается, как вы думаете? (Научится писать фамилии людей с большой буквы). - Верно. Смотрите - вторая пчела улетела.
5. Развитие умений. - А сейчас напишите каждый свою фамилию в тетради с красной строки вот так (на доске): Моя фамилия … - О чем надо помнить при написании фамилии? (О том, что фамилии людей пишутся с большой буквы) - А с какой фамилией мы встретились в начале урока? Кому она принадлежит? Запишите в тетради рядом на строке вот так (на доске): Показ книги Н. Носова «Приключения незнайки» Фамилия писателя … - Как напишем «Носов»? Почему? Запишем предложение на доске. На выставке мы увидели картину художника Васнецова. Подчеркните орфограммы.
Физ. минутка. - Встаньте, пожалуйста. Зарядку выполним следующим образом. Если вы услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы, то сядьте, вытяните вперед руки. Услышав слово, которое пишется с большой буквы, прогибаетесь назад и за спиной соединяете кончики ладошки правой и левой рук. Постарайтесь запомнить фамилии людей. Президент - Медведев космонавт - Гагарин, писатель - Заходер, поэт - Пушкин, композитор - Чайковский, - Садимся за парты. Спинки выпрямите. - Назовите фамилии, которые вы запомнили. - Как вы думаете, почему эти имена известны всем в нашей стране? (Это известные люди, много добившиеся в разных областях знаний и родившиеся в России. Мы гордимся ими.)
6. Работа в группах (4 группы по 4 чел.) - Рассерженные пчелы разбросали словарные слова по классу (карточки): мороз, собака, капуста, стакан, воробей береза, заяц, ягода, медведь, ветер сорока, яблоко, петух, коньки, сахар арбуз, баран, горох, дятел, лисица Запасные варианты: ласточка, сапоги, сковорода, кастрюля, ворона, тарелка - Проверим, как вы поработали. Какие фамилии у вас получились? - Еще одна пчела улетает.
7. Повторение изученного материала. - На странице букваря 33 богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Алфавит) Групповое чтение стихотворения
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё - Постираем мы белье! Ж, З, И, Й, К, Л, М - Апельсинку быстро съем. Н, О, П, Р, С, Т, У - Погуляем на мосту. Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ - Ах, какая чаща! Ъ, Ы, Ь - Не запомнятся никак. Э, Ю, Я - Вот и всё, мои друзья!
Работа по учебнику. С. 93, упр. 147. Вспомни, как пишутся фамилии людей. * Прочитай фамилии детей, которые занимаются в кружке бальных танцев. * Запиши фамилии в алфавитном порядке. * Подчеркни большую букву одной чертой. Мишин, Демина, Кашина, Ягодин, Антонов, Ершов, Шишкина, Щукин, Жигалова, Гришина, Борисов, Совков, Воронина, Паршина.

  • Подчеркни буквосочетания жи, ши, щу.
  • На какие буквы фамилий не оказалось? Запиши эти заглавные буквы.
- Улетает еще одна пчела.
8. Рефлексия. - Послушайте басню С. Михалкова «Смешная фамилия» и посчитайте, сколько в ней фамилий.

Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин, Дармоед,

Пупков и Перепупов!

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин!

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов -

Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной

Синичкина боится,

А Чистунов слывет свиньей,

А Простачков - лисицей!

А Раков, если не дурак,

Невежда и тупица,

Назад не пятится как рак,

А все вперед стремится!

Плевков фамилию сменил,

Жемчужиным назвался,

Но в основном - ослом он был,

Ослом он и остался!

А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

И вывод, стало быть, таков:

Все дело не в фамилии, а в человеке!

- Сколько фамилий вы насчитали? (30).

- Какие они? (смешные)

- Какой вывод сделал автор?

- А вы согласны с ним? Почему?

- Да, главное быть хорошим человеком!

Последняя пчела улетела. Мишка свободен!

9. - Чем это так вкусно пахнет? Наверное, медом. Давайте угостим медвежонка вкусным медом. Поднимите руки те ученики, у кого накопилось по 5-6 бочонков - «5»; 3-4 - «4»; 1-2 - нужно еще поработать.

- Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке? Какой вывод можно сделать?

10. Домашнее задание: дид. материал с. 58, упр. 126, 5 слов. Разукрасьте кружочек в дневнике в соответствующий цвет.

Дополнительно:

Сколько много бочонков с медом получилось у медвежонка. Наверное медвежонку стоит пригласить к себе в гости своих друзей на угощение. Давайте выясним кто же придет к медвежонку в гости.

ТАЛЬ ПОЧ ОН КИН ПЕЧ

ТОК РОС МАТ КИН

Кто же придумал этих героев?

ТЕЛЬ СА ПИ СКИЙ ПЕН УС

Показ книги Успенского «Каникулы в Простаквашино»


© 2010-2022