- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Юных инсекторов дорожного движения
Программа внеурочной деятельности Юных инсекторов дорожного движения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гейман Г.Н. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Рассмотрено согласовано Утверждено
ШМО учителей заместитель директора по УВР Приказом № 9
начальных классов _______ Каменева Л.Е. от «01.09» 2012 г.
протокол №5от «30.08» 2012 г. от «31.08» 2012 г. Директор школы
_______ФЕДОТОВА Н.А.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юные инспектора дорожного движения»
Руководитель отряда ЮИД «Перекресток»:
учитель начальных классов Гейман Галина Николаевна
р.п. СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСКИЙ,
2012 -2013 учебный год
Актуальность программы
Анализ аварийности
по Красноярскому краю
За 9 месяцев 2012 года на территории Красноярского края с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет зарегистрировано 450 дорожно-транспортных происшествий. В них погибло 20 и получили травмы различной степени тяжести 460 несовершеннолетних участников дорожного движения. С участием данной категории участников дорожного движения происходило практически каждое девятое происшествие (удельный вес таких ДТП составил 11,3% от всех ДТП, в них погибли 4,4% и получили ранения 9,1% от всех пострадавших на дорогах края. Из числа раненых (460) детей и подростков, 103 травмировано в возрасте до 7 лет (24,6%), 108 - в возрасте с 7 до 10 лет (25,8%), 113 - с 10 до 14 лет (27,0%), 94- с 14 до 16 лет (22,5%). Наиболее опасным возрастом продолжает оставаться возрастной период от 7 до 10 лет (учащиеся 1-3 классов). Основными нарушениями детей являлось: переход проезжей части детьми в неустановленном месте или вне пешеходного перехода - 28 (1 погиб, 27 травмировано), неожиданный выход на проезжую часть дороги из - за стоящего ТС - 29, игра на проезжей части - 7 (2 погибло, 5 получили травмы) неподчинение сигналам регулирования - 6. Необходимо отметить, что в сентябре т.г. в сравнении с августом т.г., наблюдается тенденция к снижению ДТП по вине самих детей (август - 38,5%, сентябрь - 37,8%). Основным видом дорожных происшествий с участием детей-пешеходов остаются наезды. В городах и населенных пунктах водителями транспортных средств совершено 200 наездов на детей, в результате которых 202 юных участников движения получили ранения, еще 4 погибли. В 28 случаях дети-пешеходы вышли на проезжую часть в неустановленном для перехода месте, где и оказались под колесами транспортных средств, в результате 1 ребенок погиб еще 27 травмированы. В результате неподчинения сигналам регулирования пострадало 6 несовершеннолетних. 20 ДТП зарегистрировано по причине игры детей на проезжей части, в которых 3 подростка погибло, 17 получили травмы. При переходе проезжей части на перекрестке по линии тротуара или обочины пострадало 7 детей-пешеходов.
Пояснительная записка
Программу курса «Юные инспектора дорожного движения» я разработала для учащихся 7-11 лет на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора движения» под редакцией В.А.Горского, Москва, «Просвещение», 2011год. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. Уже с первого класса у детей я воспитываю сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (33 часа в год). В течение периода обучения учащиеся знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ
Цель программы: создать условия для саморазвития и самореализации личности через обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.
Задачи программы: привлечь школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения; заинтересовать их в деятельности по профилактике детского дорожного травматизма.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Конституция РФ - Конвенция «О правах ребенка» - Правила дорожного движения - Устав образовательного учреждения - Положение об отряде юных инспекторов движения
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Государственный образовательный стандарт - Учебный план и учебные программы школы - Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД - Учебники по ОБЖ, ПДД - Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения. Основными направлениями работы юных инспекторов движения следует считать воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям, углублённое изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения. Пропаганда Правил дорожного движения в школе, детском саду с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве.
Кроме того, каждый должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь, часто именно, отсутствие этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.
На занятиях по программе «Юные инспектора дорожного движения» я использую нетрадиционные формы:
- Социальные акции;
- Дистанционные интернет-олимпиады;
- КВН;
- Викторины;
- Конкурсы знатоков ПДД;
- Игры-путешествия;
- Агитбригады;
- Видео-уроки по соблюдению правил дорожного движения;
- Конкурсы рисунков, плакатов «Мы по городу идем», «Ты и дорога».
Одним из важных направлений работы я считаю формирование у родителей обучающихся, общественности поселка устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей, как участников дорожного движения.
Структура курса Отличительными особенностями данной программы я считаю непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Программа рассчитана на 4 года. С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения разделён на 3 блока Улица полна неожиданностей. Наши верные друзья. Это должны знать все
В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге.
Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дородного движения.
В третьем учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
Ожидаемый результат
За период обучения школьники должны освоить: - правила поведения пешеходов на дороге; - назначение дорожных знаков, их использование в дорожных ситуациях; - пропагандировать знания ПДД среди учащихся;
знать: - историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД; - историю развития Правил дорожного движения; - о первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте,
велосипедах; - серии дорожных знаков и их представителей; - новые формы агитации и пропаганды ПДД;
уметь: - работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию; - читать информацию по дорожным знакам; - оценить дорожную ситуацию, - участвовать в конкурсах;
иметь навыки: - дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха; - взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных
мероприятий.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
Отряд ЮИД «Перекрёсток» МКОУ ССОШ №1
Учебно-тематическое планирование:
3 класс
№
Тема
Кол-во часов
Форма и содержание работы
Дата
-
1
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ
Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения?
1
Просмотр видеофильма
сентябрь
-
2
Безопасность на улице
1
сентябрь
-
3
«Откуда появились ПДД».
1
презентация
сентябрь
-
4
«Кто ввел первые ПДД в нашей стране».
1
презентация
сентябрь
-
5
«Первые правила дорожного движения».
1
Тест
октябрь
-
6
Акция «Поздравь водителя!
1
фоторепортаж
октябрь
-
7
Наш город, посёлок, где мы живём.
1
Виртуальная экскурсия
октябрь
-
8
Опасности на наших улицах
2
экскурсия
октябрь
-
5
Современный транспорт.
3
рисунки
ноябрь
-
6
Мы идём в школу
2
Выставка рисунков
декабрь
-
7
Школа безопасности
2
декабрь
-
8
Встреча с инспектором ГИБДД
«Подвиг милиционера».
Памяти Шевцова
1
фотовыставка
январь
-
9
Движение пешеходов и машин
Акция «Рождественские каникулы»
1
акция
январь
-
10
Правила перехода через дорогу
2
февраль
-
11
Школа безопасности
Практическое занятие о переходе через дорогу
1
Виртуальная экскурсия на дорогу
февраль
-
12
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
Наши друзья - дорожные знаки
1
Конкурс рисунков
март
-
13
Знакомство со знаками
3
Кабинет ОБЖ
март
-
14
Художественное занятие
Акция «Поздравление автоледи
с 8 марта»
2
акция
апрель
-
15
Дорожные знаки - пешеходам
2
Проект «Мы пешеходы» «Дорожные знаки»
апрель
-
16
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ
Мы пассажиры общественного транспорта
1
Агитбригада для дошкольников
апрель
-
17
«Тротуар, что это такое?»
«Что значит слово «тротуар».
Практическое занятие.
3
май
-
2
«Мой друг - велосипед».
1
автоплощадка
май
-
23
Учимся соблюдать ПДД.
Фестиваль отрядов ЮИД
1
агитбригада
май
итог
33 ч
Показатели результативности:
-
Создан управляемый классный отряд ЮИД под руководством классного руководителя - Гейман Г.Н.
-
Сшита родителями единая форма для юных инспекторов движения;
-
100% учащихся классного коллектива ЮИД читают российскую газету «Добрая Дорога Детства»;
-
100% включенность учащихся в активную внеурочную практическую деятельность учащихся класса через работу отряда ЮИД;
-
Сокращение нарушений безопасного поведения на автобусных остановках, на дорогах младшими школьниками на 100%;
-
Проведена пропагандистская работа среди детей детского сада №5, №1 и первоклассников;
-
Приняли активное участие ЮИД в новогодней акции «Рождественские каникулы»;
-
Экскурсия в полицию «Памяти Петра Шевцова;
-
Учебно-исследовательский проект «История моей улицы»;
-
Распространен опыт организации отряда ЮИД среди учителей начальных классов (РМО) по теме «Роль общественных организаций ГИБДД и РДК «Металлург» в деятельности школы»;
-
Проведена выставка творческих работ в отделе ГИБДД по изготовлению дорожных знаков;
-
Подведены итоги каллиграфического письма на уроке русского языка по теме «Наш поселок»;
-
Выявили победителей компьютерного тестирования по ПДД;
-
Репортаж СЕМИС и «Вестника Севера» о проведении акций отрядом ЮИД «Перекресток» по теме «Крепче за баранку держись, шофер!»
-
Участие в дистанционной Интернет-олимпиаде по ПДД;
-
Выступление агитбригады на ежегодном фестивале отрядов ЮИД;
-
Издан перекидной календарь с фотографиями деятельности ЮИД (СЕМИС) п.Северо-Енисейский.