ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Введение Современный педагог начальной школы ищет новые пути для развития у учеников творческих способностей, умения ориентироваться в мире информации. Одним из возможных способов решения этой проблемы может быть организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Проектно-исследовательская деятельность является разновидностью творческой деятельностью, которая позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность младших школьников в процессе обучения и во внеурочное время, предоставляя им реализовать свои способности и удовлетворить познавательные интересы.

  1. Теоретические аспекты организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников - это творческая познавательная деятельность, направленная на открытие новых знаний. Она является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу. Актуальность проблемы развития проектно-исследовательской деятельности обусловлена следующими положениями: - направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем; - формирование проектно-исследовательских умений в начальной школе, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем. Проектно-исследовательская деятельность является видом научно-исследовательской деятельности. Многие авторы подчеркивают, что умственная деятельность ученого, делающего открытие, и умственная деятельность ребенка, открывающего новые знания для себя, идентичны по своей сущности. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, чем получать «готовые» знания . В своей проектно-исследовательской деятельности под руководством учителя дети реализуют следующие этапы, которые непосредственно имеют место в научном исследовании: выявление проблемы, изучение данных, информации и др. Используя методы сходными с научными: наблюдения, сравнения, измерения и др. Реализация этапов и применение методов должны быть соразмерны возрасту исследователя. Важно учитывать, что проектно-исследовательская деятельность ребенка не направлена на добывание какого-то научно значимого результата, а на развитие его способностей, умений и мышления. Процесс проектно-исследовательской деятельности реализуется согласно следующим этапам:
  1. Выбор темы;
  2. Постановка цели и задач исследования;
  3. Планирование исследования;
  4. Выбор методов;
  5. Поиск информации;
  6. Проведение анкетирования, наблюдения, опросов;
  7. Формирование выводов;
  8. Представление результатов;
  9. Анализ своей деятельности и самооценка.
Наличие подобных этапов и нового продукта как результата деятельности характерно для творчества, поэтому неоспорим тот факт, что проектно-исследовательская деятельность является деятельностью творческой. В педагогическом словаре творческая деятельность трактуется как форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существующего; стимулом к которой служит проблемная ситуация. Умения проектно-исследовательской деятельности младших школьников. Проектно-исследовательские умения мы рассматриваем, как способность выполнять умственные и практические действия, подразумевающие самостоятельный выбор и применение приемов и методов исследования на доступном детям уровне. Проект предполагает осуществление всех этапов исследовательской деятельности, от постановки проблемы до презентации результатов своей работы. Для формирования успешной реализации проектно-исследовательской деятельности школьников выделим следующие умения:
  1. Умения, поисковые, т.е. выбор темы, постановка цели и задач исследования, применение доступных методов исследования;
  2. Умения работать с информацией, т.е. находить источник информации, умения работать с текстом, выделять главное, формулировать вывод.
  3. Умения организовать свою работу, т.е. организовать свое рабочее место, планирование работы;
  4. Умения представить результат своей работы, т.е. использовать различные формы представления, уметь задавать и отвечать на вопросы, красиво и правильно говорить;
  5. Умения оценочные, т.е. оценить свою работу, определить её достоинства и недостатки.
Для формирования проектно-исследовательских умений необходимы педагогические условия: - Любые занятия в начальной школе должны отвечать определенным требованиям, сформированным ещё Я.А.Коменским: доступность, посильность, соответствие детской природе. Знания об проектно-исследовательской деятельности, должны быть адаптированы для детского понимания, методы, используемые в обучении, связаны с активной деятельностью. Таким образом, обучение, направленное на формирование проектно-исследовательских умений, должно соответствовать возрастным особенностям учащихся начальной школы. - Общеизвестно, что любая деятельность должна быть мотивирована. Мотив - это движущая сила любого действия. Мотивационные основы: потребность в новых знаниях; достижение значимого результата; приобретение опыта (4). Можно учить ребенка, но нельзя научить без его желания. Соответственно, необходимо сделать проектно-исследовательскую деятельность для учеников яркой, привлекательной, интересной, используя все возможные средства. - Для организации проектно-исследовательской деятельности учитель должен обладать определенными качествами: владеть знаниями об проектно-исследовательской деятельности; стремится реализовать личностный подход к учащимся; включится в сотрудничество и сотворчество; обладать творческим потенциалом. - Необходима четкая организация и направленность проектно-исследовательской деятельности. Важно постоянно, систематически включать учащихся в разнообразные формы проектно-исследовательской деятельности. Таким образом, необходимо наличие четкой системы, относительно которой будет реализовываться процесс формирования проектно-исследовательских умений младших школьников.



  1. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Как показывает практика, в последние годы увеличилось число младших школьников, не желающих идти в школу. Это свидетельствует о том, что у детей резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования младших школьников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Использование технологии проектирования и исследования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей младшего школьника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом. Для формирования выделенных показателей на уроках в 1-2 классах в качестве подготовки к последующей работе по совместной проектно-исследовательской деятельности проводились занятия, в ходе которых дети, объединяясь в группы, обсуждали вопросы, интересующие их тем: «Профессия родителей глазами детей», спорили, доказывали, принимали решения, защищали свои суждения, делали выводы. Среди проектов, которые вызвали у учащихся сильный положительный эмоционально-познавательный отклик, можно назвать такие: индивидуальный проект-исследование «Автопортрет класса», индивидуальный проект «Чтобы было все как в сказке, надо очень много краски» - иллюстрированный проект, посвящённый созданию красок, групповой проект «Календарь классных дел». В творческих заданиях по курсу «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков) заложены темы, которые могут быть также разработаны как ученические проекты. Дети совместно работали над групповыми проектами «Реклама овощей» (1кл), после изучения темы «Дикие и домашние животные» (2кл.) дети выполняли индивидуальные проекты. Такие как: «Ох, уж эти кошки!», «Кто самый быстрый?». В процессе работы определили круг исследуемых вопросов, были представлены интересные факты. Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома. Сам проект до этапа презентации стараются держать в секрете.

4. Заключение. Интерес к данной теме, кроме общественной пользы, связан, прежде всего, ещё и с личным интересом, мы поняли, что получить положительные результаты возможно только совместными усилиями педагога и родителей и детей. Список литературы:

  1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
  2. А.А.Плешаков Атлас-определитель «От земли до неба».



© 2010-2022