- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова
Конспект урока «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Струнина А.А. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Поделитесь с коллегами:
Обучение грамоте. Чтение Тема: «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова. Цель:
- формировать умения учащихся в построении логической цепи рассуждения при нахождении «опасного места» для парных по глухости-звонкости согласных;
- учить детей видеть «опасные места» для парных по глухости-звонкости согласных;
- учить анализировать и сопоставлять звуковые модели, учить наблюдать, доказывать и делать умозаключения и выводы.
Ход урока
- Организация урока.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Тихо сели, ноги вместе.
Книга, ручка - всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех!
- Речевая разминка.
Скороговорки Краб крабу сделал грабли.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок. Вез на горку Саня за собою сани, Ехал с горки Саня, а на Сане - сани.
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
- Сообщение темы урока.
- Работа над новым материалом.
- Работа по доске
- Учитель сообщает ребятам, что сегодня предстоит сделать новое важное открытие, и сразу приступает к наблюдениям. Сначала вспоминает объяснение того, почему при письме нельзя доверять безударным гласным. Работает на основе материалов букваря, но не открывайте его.
- Учитель предлагает понаблюдать: произнести слова ананас, арбуз, выделить, назвать и охарактеризовать последние звуки в словах.
- К какой группе согласных относится звук [с]? (Ответить помогает «лента букв», в которой над соответствующей группой согласных есть значок парности.)
- Тогда могу я оба наших одинаковых звука обозначить одним вот таким значком? (Ниже появляется значок парности.)
- Какими же буквами может обозначаться при письме парный согласный [с], у которого есть звонкая пара? (Буквами с или з.)
- Когда так бывает? (Когда этот звук находится на конце слова.)
- Как считаете: можно доверять при письме такому звуку и писать, как слышишь? (Нет.) Почему? (Можно не ту букву написать ...)
- Какой же вывод сделаем: на месте согласных звуков бывают «опасности письма»? (Да.) Как это показать в схеме? ...
- Чтобы не забывать наш новый очень важный вывод, внесём составленную схему в таблицу «Опасные при письме места».
- Прежде всего поищем, куда поместить наше открытие о согласных. Где была часть, посвящённая гласным? (Слева.) Из чего видно, что слева показываются «опасные места» для гласных? (Сверху их значок.)
- Может быть, кто-то догадается, где в таблице лучше всего сообщить об «опасных местах» для согласных? (Справа.) А как показать, что речь пойдёт о согласных? (Поместить туда их значок.)
- Физкультминутка.
- Работа по букварю, упражнение в чтении.
- Посмотрим, так ли выглядит обозначение «опасных мест» у авторов букваря, и, читая слова, ещё раз проверим наш вывод.
- Прочитайте задание авторов, данное над столбиками слов. Как будете его выполнять? (Читать так, как написано, а потом так, как говорим, и слушать согласные звуки на конце слова. Посмотреть на буквы и узнать: они такие же, как звуки, или нет.)
- Педагог предлагает узнать: только ли звуку [с], который может обозначаться буквами з и с, нельзя доверять? Есть ли «опасности письма» на месте других парных согласных?
- Подведение итогов урока.
- Дети, что мы сегодня делали на уроке? Какие звуки сравнивали?
- Какими буквами обозначаются? Что они образуют? Как их называют?