Урок по окружающему миру Когда на Руси появилось государство 3 кл

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО? Цель: расширять знания учащихся о славянах, их обычаях, религии, правителях; воспитывать любовь к истории, своему государству,

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. - Кто такие восточные славяне? Покажите их на карте. С ка­кими племенами они граничили? Какие реки протекают через земли восточных славян? Как славяне обеспечивали себя пи­щей? Какие орудия труда у них были? Каково жилище восточ­ных славян?

  • Во что верили славяне? В чем состояли религиозные обря­ды славян? О чем просили славяне своих богов?

  • Какие праздники славян вы знаете?

III. Формирование новых знаний. В IX веке в жизни восточных славян все большее значение стала играть торговля. Через заселенные ими земли по Неве, Ла­дожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил торговый путь «из варяг в греки», соединявший море Варяжское (Балтий­ское) с морем Русским (Черным). Конечным пунктом этого ве­ликого водного пути была богатая Византия - место прибыль­ной торговли. Среди славян стали появляться люди, которые приобретали меха пушных животных, мед и воск лесных пчел и другие дары леса у своих соплеменников, а затем вывозили их на рынки Византии, Хазарии и даже Багдада. Там они меняли эти товары на шелковые ткани, золото, вина, овощи, дорогое оружие. Таких людей, главным занятием которых стала торгов­ля, называли купцами. Купцы вели в городах торг, заводили склады для товаров, формировали торговые караваны. В города перебирались ремес­ленники. Занятие торговлей было делом очень прибыльным, но слож­ным и опасным. Купеческие караваны грабили степные кочевники - печенеги, которые в начале IX века прорвались через Волгу, сквозь хазарские поселения, и обосновались на широких степных просторах Причерноморья. Под их контролем находи­лась вся нижняя часть Днепра. Для охраны своих судов и складов купцы стали нанимать и вооружать специальных людей, которые объединились в дру­жины. Во главе дружины стоял военачальник - князь. Для за­щиты от врагов города стали огораживать крепкими стенами, укреплять валом и частоколом. В городах собирались люди из разных мест. Здесь было не­важно, являлся ли человек кривичем, вятичем или родимичем, он становился ремесленником, торговцем или дружинником. В городе нельзя было руководствоваться племенными традиция­ми, требовались единые для всех правила поведения. Во многих городах право устанавливать и поддерживать порядок, осущест­влять власть переходило к князьям. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории, на которых обитали различные восточнославянские племена. Возникали княжения, которые признавали власть единого князя. Общая военная угроза, которая исходила от степняков на юге и норманнов на северо-западе заставляла князей объеди­няться, создавать государство. Некоторые восточнославянские города стали приглашать к себе за небольшую плату вооруженные отряды во главе с воена­чальниками - князьями. Наемных скандинавских воинов вос­точные славяне называли варягами. Варяги были отличными мореплавателями, имели богатый военный опыт. Во время на­падений на славянские территории они возглавляли народные ополчения, передавая славянам премудрости военного искусст­ва. Впоследствии варяжские князья стали выполнять и иные обязанности. Так как в подчинении городов находились терри­тории, населенные различными племенами, то князей все чаще стали приглашать в качестве судей в межплеменных спорах. Ведь они не были связаны ни с одним племенем, но в то же время имели общий со всем населением интерес, защищая славян­скую землю от врагов. В 879 году в Новгороде умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег. В 882 году, собрав большое войско, он двинулся в поход на юг. По пути Олег подчинил себе землю кривичей, на которую претендовали южные князья. Подчинив себе Киев, он объявил его «матерью городов рус­ских», столицей своих земель.

Древнерусская летопись «Повесть временных лет» о захвате Олегом Киева В лето 6390 (882). Пошел в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нем мужа сво­его. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским. И узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а дру­гих оставил позади, а сам подошел к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал Аскольду и Диру, говоря им: «Гость я, и идем мы в Греки от Олега и княжича Игоря, придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода». И вынесли Игоря: «А это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира... И сел Олег княжить в Киеве, и ска­зал Олег: «Это будет мать городам русским»... Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира... Первый князь Древнерусского государства Олег постепенно присоединил к Киеву большую часть восточнославянских зе­мель. В 907 году Олег совершил грандиозный поход на Царьград. В нем участвовало 2 тысячи судов. На которых размеща­лось 80 тысяч воинов. Византийцы, узнав о приближении русской рати, замкнули, гавань Константинополя огромной цепью и укрылись за стенами города. Тогда Олег повелел вытащить корабли на берег и поставить их на колеса. Попутный ветер погнал парусники русов к стенам византийской столицы. Испуганные греки запросили мира. Князь Олег в знак победы прибил к воротам Царьграда свой щит. Был подписан выгодный для русских купцов торговый до­говор Руси с Византией. Олег скончался в 912 году. Его деятельность оставила ог­ромный след в исторической памяти народа. Ему покорились многочисленные славянские и финноугорские племена, перед ним отступили хазары. «И прозвали Олега - Вещий». Летопись так рассказывает о его смерти. Чародеи и колдуны предсказали князю, что он примет смерть от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, но кормить его и беречь. Через несколько лет Олег вспомнил о предсказании и решил узнать о судьбе своего любимца. Ему со­общили, что конь уже умер. Олег посмеялся над несбывшимися предсказаниями колдунов и решил посмотреть на кости коня. Приехав на то место, где лежали конские кости, Олег спе­шился и поставил ногу на череп коня. Из черепа выползла змея и ужалила Олега в ногу. Так сбылось предсказание колдунов, и вещий Олег принял смерть от коня своего. Это летописное предание легло в основу народных песен и легенд. Оно же вдохновило А. С. Пушкина на «Песнь о вещем Олеге». В результате объединения двух главных центров восточных славян - южного во главе с Киевом и северного во главе с Нов­городом - образовалось государство, получившее название Русь. Поскольку это было первое, самое древнее государство восточ­ных славян, то историки называют его Древнерусским государ­ством или Киевской Русью. Главой Руси был киевский великий князь. Он опирался на свое войско - дружину. Дружинники нередко жили с князем под одной крышей, ели с одного стола, делили с ним дань и военную добычу. Князь советовался с дружиной во всех делах. Таким образом, в конце IX века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Древнерусское государство. Власть киевских князей передавалась по наследству, а по­скольку род свой они вели от Рюрика, их стали называть по его имени. Так на Руси появилась династия Рюриковичей. Князь Олег укреплял свою власть при помощи военных похо­дов, приносивших большие богатства. Как говорит предание: ре­шил Олег идти с дружиною воевать с Византией и получить с нее большую дань. На кораблях приплыл к Царьграду и осадил его. Чтобы взять неприступную крепость, он придумал такую хит­рость, которая даже в летописи для потомков описана: «Повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали: «Не губи го­рода, дадим тебе дань, какую захочешь». Так покорил Олег город и в знак победы прибил щит на вратах Царьграда. Произошло это, как повествует летопись, в 911 году, в самом начале X века. Сильным и богатым городом стал Киев при князе Владими­ре, в конце X века. Много внимания уделил князь укреплению южных границ государства. Там были построены крепости, по­ставлены гарнизоны. Были сооружены сигнальные башни, на которых в случае опасности зажигали огни, заметные издалека. А специальные дозорные, сидящие на высоких деревьях, увидев эти сигналы, передавали их дальше. Не успевали враги прибли­зиться, как о них уже знали, им готовили отпор. Не удавалось им застать дружинников Владимира врасплох. Эти заставы бо­гатырские охраняли русские рубежи от набегов соседних коче­вых племен. За заботу о своей стране Владимира воспевали в былинах и называли Красным Солнышком. Далеко летели песни о Влади­мире Красное Солнышко. Владимир стал княжить в Киеве. Он женился на вдове Яро-полка. Тогда русские князья жили все равно как теперь турецкие султаны, женились на многих женах. У Владимира их было 800. Рогнеда очень горевала, так что даже ее прозвали Гориславой. И взяло ее большое зло на Владимира; вспомнила она и смерть отца, и братьев, и то, что он ее почти совсем бросил. Жила она уже не в Киеве, а близ этого города, в селе Предиславине. Раз Владимир заехал туда после охоты и заснул крепко. Рогнеда решилась за все отомстить разом, достала нож и занесла уже ру­ку над грудью князя. Но он проснулся, выхватил у нее нож, ве­лел ей одеться, как она была одета в день своей свадьбы, и до­жидаться его. В страхе она научила маленького сына своего Изяслава, что делать. Только что Владимир вошел с мечом в ру­ке, чтобы ее убить, как Изяслав подошел к нему и говорит: «Разве ты думаешь, что ты здесь один?» «А кто же знал, что и ты здесь!» - сказал ему на то Владимир, бросил меч, вышел из комнаты и спросил бояр, что делать с Гориславой. Бояре сказа­ли: «Помилуй ее ради ребенка». Владимир дал ей с Изяславом город Полоцк. Там они и умерли. Род Изяслава стал княжить в Полоцке. У славян был тогда обычай иногда и людей приносить в жертву, то есть закалывать перед идолами. Жребий пал на мо­лодого варяга по имени Иоанн. Иоанн и отец его Феодор были христиане. Народ послал к Феодору, чтобы он выдал сына на жертву. Но Феодор сказал им: «У вас не боги, а дерево; ныне есть, а завтра сгниют; не едят, не пьют, не говорят, их сделали люди. Бог один. Он сотворил и небо, и солнце, и звезды, и ме­сяц. А эти боги, что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына в жертву бесам». Народ рассердился, бросился к дому варяга, сломал забор; Феодор встал в сенях с сыном. Народ закричал: «Дай сына богам». А Феодор сказал им: «Если они боги, то пусть сами возьмут его». Народ еще пуще рассвирепел и убил обоих. Оба они святые. Многие русские призадумались о словах Феодора. А как по­думали, то и не могли не сознаться, что варяг говорил правду. Стал раздумывать и сам Владимир и увидел, что вера в Перуна неправая. Тут, кстати, соседние народы стали уговаривать Вла­димира перейти в их веру. Пришли послы от камских болгар, от немецких католиков, от евреев и от греков. Болгары были магометанской веры. Стали они рассказывать о ней Владимиру, сказали, будто на том свете у каждого маго­метанина будет в раю по несколько жен, которые никогда не состарятся. Это понравилось Владимиру, но не понравилось, что магометанам нельзя пить вина и есть свинины. Начали ему немецкие католики говорить о своей вере. Но он сказал, что не примет веры от папы. Евреи тоже хвалили свою веру. Но Владимир спросил их: «Где ваше отечество?». Они сказали: «В Иерусалиме, но Гос­подь во гневе расточил нас по чужим странам». Владимир отве­тил: «А если Бог вас отверг и расточил, как же вы смеете пропо­ведовать свою веру?». Греческий посланный рассказал Владимиру, как Господь Иисус Христос сошел на землю для нашего спасения, как он вторично придет судить живых и мертвых. Посланник показал князю и картину Страшного суда. Владимир задумался и сказал: «Хорошо добрым и горе злым!». А грек отвечал ему: «Крестись и будешь в раю с добрыми». Однако он не хотел спешить, боял­ся ошибиться в таком важном деле. Посоветовался с боярами. Они ему сказали: «Всякий свою веру хвалит, а лучше послать в разные земли узнать, где вера лучше». Владимир послал десять самых умных бояр к болгарам, немцам и грекам. У болгар они нашли бедные храмы, унылые молитвы печальные лица; у нем­цев много обрядов, да без красоты и величия. Наконец они приехали в Царьград. Император узнал об этом и сказал: «Пусть они увидят славу Всевышнего». В Царьграде была церковь свя­той Софии, там велел император показать русским служение патриарха. С патриархом служило множество духовенства, ико­ностас сиял в золоте и серебре, фимиам наполнял церковь, пе­ние так и лилось в душу. Когда же вышли с великим выходом, народ упал ниц, говоря: «Господи, помилуй!». Русским показалось, что явились ангелы и вместе с людьми славословили Бога. Когда послы воротились в Киев, то сказали: «После сладкого человек не захочет горького; так и мы: увидя греческую веру, не хотим иной». Владимир еще раз созвал бояр посоветоваться. Они сказали: «Если бы вера греческая не была лучше всех, не приняла бы ее мудрая Ольга». Узнал также Владимир слова Божий: «Блаженны милостивые - они будут помилованы; продайте имения ваши и дайте нищим; кто дает нищим, дает взаем Богу», и стал он раздавать щедрое подаяние. Всякий мог приходить на княжеский двор, брать день­ги, питье и пищу. Да еще мало того. Владимир сказал: «Дряхлые и больные прийти на двор ко мне не могут», и посылал по всем концам города телеги с хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом в кадках и квасом. Все это раздавали больным и дряхлым нищим, которые не могли ходить. За свою веру и добрые дела благовер­ный князь Владимир признан православною церковью святым и равноапостольным. Чтобы научить народ вере Христовой и всему хорошему, великий князь завел школы в Киеве и других городах, велел у лучших людей отбирать детей и отдавать туда учиться. И вот как иногда люди не понимают добра, которое им делают: ма­тери плакали, когда у них детей для ученья брали. Великий князь послал оповестить по всему Киеву, чтобы на­завтра все некрещеные шли к реке, а кто не пойдет, будет про­тивником князю. Киевляне и стали говорить: «Если бы новая вера не была хороша, князь и бояре не приняли бы ее», и пошли все на другой день к Днепру. Владимир вышел туда же с архие­реями и священниками. Народу было великое множество: кто вошел в воду по шею, кто по грудь, младенцы были на руках, дети подле берега; те киевляне, которые уже были крещены, стали теперь крестными отцами, а священники не берегу читали молитвы. Так и крестились киевляне.

IV. Закрепление изученного материала. - Рассмотрите карту Древней Руси в XI веке. На территории Венгрии и Болгарии располагались южные славяне. Территорию Польши и Литвы занимали Западные славяне. Какие два города были главными и восточных славян? Почему Киев выделен по особенному? Почему он выбрал именно этот город?

Коллективное выполнение задания 14 в тетради на с. 8.

V. Итог урока.

  • Как называли правителей Древнерусского государства?

  • Почему возникла необходимость создания государства в Древней Руси?

6

© 2010-2022