- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру Когда на Руси появилось государство 3 кл
Урок по окружающему миру Когда на Руси появилось государство 3 кл
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зюкова Н.А. |
Дата | 14.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО? Цель: расширять знания учащихся о славянах, их обычаях, религии, правителях; воспитывать любовь к истории, своему государству,
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. - Кто такие восточные славяне? Покажите их на карте. С какими племенами они граничили? Какие реки протекают через земли восточных славян? Как славяне обеспечивали себя пищей? Какие орудия труда у них были? Каково жилище восточных славян?
-
Во что верили славяне? В чем состояли религиозные обряды славян? О чем просили славяне своих богов?
-
Какие праздники славян вы знаете?
III. Формирование новых знаний. В IX веке в жизни восточных славян все большее значение стала играть торговля. Через заселенные ими земли по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил торговый путь «из варяг в греки», соединявший море Варяжское (Балтийское) с морем Русским (Черным). Конечным пунктом этого великого водного пути была богатая Византия - место прибыльной торговли. Среди славян стали появляться люди, которые приобретали меха пушных животных, мед и воск лесных пчел и другие дары леса у своих соплеменников, а затем вывозили их на рынки Византии, Хазарии и даже Багдада. Там они меняли эти товары на шелковые ткани, золото, вина, овощи, дорогое оружие. Таких людей, главным занятием которых стала торговля, называли купцами. Купцы вели в городах торг, заводили склады для товаров, формировали торговые караваны. В города перебирались ремесленники. Занятие торговлей было делом очень прибыльным, но сложным и опасным. Купеческие караваны грабили степные кочевники - печенеги, которые в начале IX века прорвались через Волгу, сквозь хазарские поселения, и обосновались на широких степных просторах Причерноморья. Под их контролем находилась вся нижняя часть Днепра. Для охраны своих судов и складов купцы стали нанимать и вооружать специальных людей, которые объединились в дружины. Во главе дружины стоял военачальник - князь. Для защиты от врагов города стали огораживать крепкими стенами, укреплять валом и частоколом. В городах собирались люди из разных мест. Здесь было неважно, являлся ли человек кривичем, вятичем или родимичем, он становился ремесленником, торговцем или дружинником. В городе нельзя было руководствоваться племенными традициями, требовались единые для всех правила поведения. Во многих городах право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к князьям. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории, на которых обитали различные восточнославянские племена. Возникали княжения, которые признавали власть единого князя. Общая военная угроза, которая исходила от степняков на юге и норманнов на северо-западе заставляла князей объединяться, создавать государство. Некоторые восточнославянские города стали приглашать к себе за небольшую плату вооруженные отряды во главе с военачальниками - князьями. Наемных скандинавских воинов восточные славяне называли варягами. Варяги были отличными мореплавателями, имели богатый военный опыт. Во время нападений на славянские территории они возглавляли народные ополчения, передавая славянам премудрости военного искусства. Впоследствии варяжские князья стали выполнять и иные обязанности. Так как в подчинении городов находились территории, населенные различными племенами, то князей все чаще стали приглашать в качестве судей в межплеменных спорах. Ведь они не были связаны ни с одним племенем, но в то же время имели общий со всем населением интерес, защищая славянскую землю от врагов. В 879 году в Новгороде умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег. В 882 году, собрав большое войско, он двинулся в поход на юг. По пути Олег подчинил себе землю кривичей, на которую претендовали южные князья. Подчинив себе Киев, он объявил его «матерью городов русских», столицей своих земель.
Древнерусская летопись «Повесть временных лет» о захвате Олегом Киева В лето 6390 (882). Пошел в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нем мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским. И узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал Аскольду и Диру, говоря им: «Гость я, и идем мы в Греки от Олега и княжича Игоря, придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода». И вынесли Игоря: «А это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира... И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским»... Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира... Первый князь Древнерусского государства Олег постепенно присоединил к Киеву большую часть восточнославянских земель. В 907 году Олег совершил грандиозный поход на Царьград. В нем участвовало 2 тысячи судов. На которых размещалось 80 тысяч воинов. Византийцы, узнав о приближении русской рати, замкнули, гавань Константинополя огромной цепью и укрылись за стенами города. Тогда Олег повелел вытащить корабли на берег и поставить их на колеса. Попутный ветер погнал парусники русов к стенам византийской столицы. Испуганные греки запросили мира. Князь Олег в знак победы прибил к воротам Царьграда свой щит. Был подписан выгодный для русских купцов торговый договор Руси с Византией. Олег скончался в 912 году. Его деятельность оставила огромный след в исторической памяти народа. Ему покорились многочисленные славянские и финноугорские племена, перед ним отступили хазары. «И прозвали Олега - Вещий». Летопись так рассказывает о его смерти. Чародеи и колдуны предсказали князю, что он примет смерть от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, но кормить его и беречь. Через несколько лет Олег вспомнил о предсказании и решил узнать о судьбе своего любимца. Ему сообщили, что конь уже умер. Олег посмеялся над несбывшимися предсказаниями колдунов и решил посмотреть на кости коня. Приехав на то место, где лежали конские кости, Олег спешился и поставил ногу на череп коня. Из черепа выползла змея и ужалила Олега в ногу. Так сбылось предсказание колдунов, и вещий Олег принял смерть от коня своего. Это летописное предание легло в основу народных песен и легенд. Оно же вдохновило А. С. Пушкина на «Песнь о вещем Олеге». В результате объединения двух главных центров восточных славян - южного во главе с Киевом и северного во главе с Новгородом - образовалось государство, получившее название Русь. Поскольку это было первое, самое древнее государство восточных славян, то историки называют его Древнерусским государством или Киевской Русью. Главой Руси был киевский великий князь. Он опирался на свое войско - дружину. Дружинники нередко жили с князем под одной крышей, ели с одного стола, делили с ним дань и военную добычу. Князь советовался с дружиной во всех делах. Таким образом, в конце IX века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Древнерусское государство. Власть киевских князей передавалась по наследству, а поскольку род свой они вели от Рюрика, их стали называть по его имени. Так на Руси появилась династия Рюриковичей. Князь Олег укреплял свою власть при помощи военных походов, приносивших большие богатства. Как говорит предание: решил Олег идти с дружиною воевать с Византией и получить с нее большую дань. На кораблях приплыл к Царьграду и осадил его. Чтобы взять неприступную крепость, он придумал такую хитрость, которая даже в летописи для потомков описана: «Повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». Так покорил Олег город и в знак победы прибил щит на вратах Царьграда. Произошло это, как повествует летопись, в 911 году, в самом начале X века. Сильным и богатым городом стал Киев при князе Владимире, в конце X века. Много внимания уделил князь укреплению южных границ государства. Там были построены крепости, поставлены гарнизоны. Были сооружены сигнальные башни, на которых в случае опасности зажигали огни, заметные издалека. А специальные дозорные, сидящие на высоких деревьях, увидев эти сигналы, передавали их дальше. Не успевали враги приблизиться, как о них уже знали, им готовили отпор. Не удавалось им застать дружинников Владимира врасплох. Эти заставы богатырские охраняли русские рубежи от набегов соседних кочевых племен. За заботу о своей стране Владимира воспевали в былинах и называли Красным Солнышком. Далеко летели песни о Владимире Красное Солнышко. Владимир стал княжить в Киеве. Он женился на вдове Яро-полка. Тогда русские князья жили все равно как теперь турецкие султаны, женились на многих женах. У Владимира их было 800. Рогнеда очень горевала, так что даже ее прозвали Гориславой. И взяло ее большое зло на Владимира; вспомнила она и смерть отца, и братьев, и то, что он ее почти совсем бросил. Жила она уже не в Киеве, а близ этого города, в селе Предиславине. Раз Владимир заехал туда после охоты и заснул крепко. Рогнеда решилась за все отомстить разом, достала нож и занесла уже руку над грудью князя. Но он проснулся, выхватил у нее нож, велел ей одеться, как она была одета в день своей свадьбы, и дожидаться его. В страхе она научила маленького сына своего Изяслава, что делать. Только что Владимир вошел с мечом в руке, чтобы ее убить, как Изяслав подошел к нему и говорит: «Разве ты думаешь, что ты здесь один?» «А кто же знал, что и ты здесь!» - сказал ему на то Владимир, бросил меч, вышел из комнаты и спросил бояр, что делать с Гориславой. Бояре сказали: «Помилуй ее ради ребенка». Владимир дал ей с Изяславом город Полоцк. Там они и умерли. Род Изяслава стал княжить в Полоцке. У славян был тогда обычай иногда и людей приносить в жертву, то есть закалывать перед идолами. Жребий пал на молодого варяга по имени Иоанн. Иоанн и отец его Феодор были христиане. Народ послал к Феодору, чтобы он выдал сына на жертву. Но Феодор сказал им: «У вас не боги, а дерево; ныне есть, а завтра сгниют; не едят, не пьют, не говорят, их сделали люди. Бог один. Он сотворил и небо, и солнце, и звезды, и месяц. А эти боги, что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына в жертву бесам». Народ рассердился, бросился к дому варяга, сломал забор; Феодор встал в сенях с сыном. Народ закричал: «Дай сына богам». А Феодор сказал им: «Если они боги, то пусть сами возьмут его». Народ еще пуще рассвирепел и убил обоих. Оба они святые. Многие русские призадумались о словах Феодора. А как подумали, то и не могли не сознаться, что варяг говорил правду. Стал раздумывать и сам Владимир и увидел, что вера в Перуна неправая. Тут, кстати, соседние народы стали уговаривать Владимира перейти в их веру. Пришли послы от камских болгар, от немецких католиков, от евреев и от греков. Болгары были магометанской веры. Стали они рассказывать о ней Владимиру, сказали, будто на том свете у каждого магометанина будет в раю по несколько жен, которые никогда не состарятся. Это понравилось Владимиру, но не понравилось, что магометанам нельзя пить вина и есть свинины. Начали ему немецкие католики говорить о своей вере. Но он сказал, что не примет веры от папы. Евреи тоже хвалили свою веру. Но Владимир спросил их: «Где ваше отечество?». Они сказали: «В Иерусалиме, но Господь во гневе расточил нас по чужим странам». Владимир ответил: «А если Бог вас отверг и расточил, как же вы смеете проповедовать свою веру?». Греческий посланный рассказал Владимиру, как Господь Иисус Христос сошел на землю для нашего спасения, как он вторично придет судить живых и мертвых. Посланник показал князю и картину Страшного суда. Владимир задумался и сказал: «Хорошо добрым и горе злым!». А грек отвечал ему: «Крестись и будешь в раю с добрыми». Однако он не хотел спешить, боялся ошибиться в таком важном деле. Посоветовался с боярами. Они ему сказали: «Всякий свою веру хвалит, а лучше послать в разные земли узнать, где вера лучше». Владимир послал десять самых умных бояр к болгарам, немцам и грекам. У болгар они нашли бедные храмы, унылые молитвы печальные лица; у немцев много обрядов, да без красоты и величия. Наконец они приехали в Царьград. Император узнал об этом и сказал: «Пусть они увидят славу Всевышнего». В Царьграде была церковь святой Софии, там велел император показать русским служение патриарха. С патриархом служило множество духовенства, иконостас сиял в золоте и серебре, фимиам наполнял церковь, пение так и лилось в душу. Когда же вышли с великим выходом, народ упал ниц, говоря: «Господи, помилуй!». Русским показалось, что явились ангелы и вместе с людьми славословили Бога. Когда послы воротились в Киев, то сказали: «После сладкого человек не захочет горького; так и мы: увидя греческую веру, не хотим иной». Владимир еще раз созвал бояр посоветоваться. Они сказали: «Если бы вера греческая не была лучше всех, не приняла бы ее мудрая Ольга». Узнал также Владимир слова Божий: «Блаженны милостивые - они будут помилованы; продайте имения ваши и дайте нищим; кто дает нищим, дает взаем Богу», и стал он раздавать щедрое подаяние. Всякий мог приходить на княжеский двор, брать деньги, питье и пищу. Да еще мало того. Владимир сказал: «Дряхлые и больные прийти на двор ко мне не могут», и посылал по всем концам города телеги с хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом в кадках и квасом. Все это раздавали больным и дряхлым нищим, которые не могли ходить. За свою веру и добрые дела благоверный князь Владимир признан православною церковью святым и равноапостольным. Чтобы научить народ вере Христовой и всему хорошему, великий князь завел школы в Киеве и других городах, велел у лучших людей отбирать детей и отдавать туда учиться. И вот как иногда люди не понимают добра, которое им делают: матери плакали, когда у них детей для ученья брали. Великий князь послал оповестить по всему Киеву, чтобы назавтра все некрещеные шли к реке, а кто не пойдет, будет противником князю. Киевляне и стали говорить: «Если бы новая вера не была хороша, князь и бояре не приняли бы ее», и пошли все на другой день к Днепру. Владимир вышел туда же с архиереями и священниками. Народу было великое множество: кто вошел в воду по шею, кто по грудь, младенцы были на руках, дети подле берега; те киевляне, которые уже были крещены, стали теперь крестными отцами, а священники не берегу читали молитвы. Так и крестились киевляне.
IV. Закрепление изученного материала. - Рассмотрите карту Древней Руси в XI веке. На территории Венгрии и Болгарии располагались южные славяне. Территорию Польши и Литвы занимали Западные славяне. Какие два города были главными и восточных славян? Почему Киев выделен по особенному? Почему он выбрал именно этот город?
Коллективное выполнение задания 14 в тетради на с. 8.
V. Итог урока.
-
Как называли правителей Древнерусского государства?
-
Почему возникла необходимость создания государства в Древней Руси?
6