«Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте

Сахарова Мария Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 им. Героя Советского Союза, лётчика-космонавта СССР В.М.Афанасьева г. Брянск Стандарты требуют от учителя вести занятие, используют проблемно-диалогический метод обучения, основой, которого является учебный диалог. Мы перед собой поставили задачу выяснить, что собой представляет учебный диалог и его особенности в начальной школе. В своем исследовании мы искали ответы на следующие вопросы: можно ли обучать учебному диалогу, начиная с периода обучения грамоте, учебный диалог предполагает только общение учителя с учащимися или возможно еще учебное общение учащихся между собой. Нас интересовало также, из чего же складывается умение вести учебный диалог, какие умения нужно сформировать у учащихся, чтобы он состоялся; возможно, ли обучение в 1 классе при соблюдении следующих условий: 1) при формировании специальных умений, составляющих учебный диалог (слушать собеседника, строить вопросы для начала и поддержания общения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, соблюдать этикетно-речевых нормы); 2) при использовании в обучении специально разработанных дидактических средств; 3) при соблюдении последовательности приемов обучения: показ образца учителем, использование заданий на предупреждение ошибок в общении, специальных тренировочных упражнений для закрепления диалогических умений. Поиск ответов на эти вопросы привел нас к работам ученых-лингвистов, психологов, педагогов, которые занимаются данной проблемой с точки зрения своих наук. Мы выяснили, что лингвисты под учебным диалогом понимают процесс взаимодействия двух субъектов: говорящий или пишущий (адресант, отправитель речи, коммуникатор) и слушающий или читающий (адресат речи, перципиент). В диалоге (речи двоих или нескольких участников) роли «говорящий» - «слушающий» все время меняются.1[1Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. - с. 47] Ученые-лингвисты указывают на то, что основой диалога служат вербальные (основной тон высказывания, логическое ударение и паузы, темп, громкость) и невербальные (взгляд, мимика, жесты, поза, манеры, взгляд, даже костюм и прическа) средства выразительности устной речи. Диалог предполагает слушание собеседника, высказывание своего мнения и аргументация своей точки зрения участниками диалога, постановку вопроса собеседнику с целью получения сведений от партнера по речевой деятельности. По мнению лингвистов, продуктивным диалог может быть только при соблюдении определенных этикетно-речевых средств общения. Проблему зарождения и развития диалогической речи мы нашли в работах психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др., которые констатируют, что важнейшим условием для формирования устной диалогической речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи - назначение речи быть средством общения. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Формирование речи происходит, прежде всего, в диалоге. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.2 [2Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. проблемы общей психологии. / Под ред. В.В. Давыдова, - М: Педагогика, 1982 - с. 356] Этапы формирования речевых умений у ребенка для большей краткости мы представим в форме таблицы.

Возраст ребенка

Тип речи

Формируемые умения Ранний дошкольный возраст. Ситуативная речь. Фразовая речь. Высказывание своего мнения. Слушание собеседника. Средний дошкольный возраст. Ситуативная речь. Контекстная речь. Построение вопросов. Высказывание своего мнения. Старший дошкольный возраст. Объяснительная речь. Социальная речь. Построение вопросов. Высказывание и аргументация своего мнения, Соблюдение простых этикетно-речевых формул. Слушание собеседника. Данная таблица помогла нам придти к выводу, что формирования диалога необходимо сформировать у ребенка такие умения как высказывание своего мнения, слушание собеседника, построения вопросов, аргументация своего мнения и соблюдение этикетно-речевых формул. В последних работах психологи указывают на необходимость развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, дать реплику, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Обучением, как известно, занимается наука педагогика, следовательно, мы обратились к работам ученых-педагогов. Мы выяснили, что именно педагоги дифференцировали понятия учебного и бытового диалога, охарактеризовали данные понятия. В работах педагогов мы нашли условия, необходимые для становления учебного диалога, при соблюдении которых у учащихся снимаются факторы, охлаждающие и тормозящие общение с учителем и со сверстниками; формы и типы учебного диалога, культуру ведения учебного диалога (т.е. правила общения). Особое внимание обращают на условия построения диалога: условия организации и завершения учебного диалога. Познакомившись с работой Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении» мы выявили два направления обучения ведению учебного диалога первоклассников 1) с учителем и 2) со сверстниками. Она указывает, что многие дети испытывают психологические трудности в общении, так лишь у четверти первоклассников в определенной мере сформировано умение общаться и взаимодействовать с учителем и со сверстниками. Обобщая результаты анализа научной литературы мы пришли к выводу, что 1) первоклассников не только можно, но и нужно учить умению общаться на уроке, как с учителем, так и со сверстниками; 2) овладеть учебным диалогом ребенок сможет при условии, если у него будут сформированы следующие умения: строить вопросы разного типа для начала и поддержания общения; активно слушать собеседника; высказывать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и соблюдать нормы речевого этикета. Наше исследование строилось согласно следующим этапам: 1. Поисковый. Цель: выявить опыт учителей-практиков по обучению учащихся начальной школы ведению учебного диалога. 2. Организационный. Цель: составить программу обучения учебному диалогу учащихся и дидактическое её оснащение. 3. Констатирующий. Цель: определить базу проведения эксперимента и провести диагностику сформированности диалогических умений у детей, поступивших в 1 класс. 4. Формирующий. Цель: опытным путем проверить эффективность разработанной программы обучения и дидактических материалов к ней. 5. Контрольный. Цель: выявить эффективность использования учебно-методического комплекса в учебном процессе. Дадим материал, раскрывающий проведение эксперимента в начальной школе при обучении учащихся ведению учебного диалога в 1 классе в период обучения грамоте. Нас заинтересовало, есть ли педагогический опыт формирования названных умений в современной начальной школе. Мы обратились к опыту учителей (Н.С. Пескова, О.С. Арямова, Л.Д. Мали, О.И. Богатырева, Т.Н. Агарков, Никулина Л.И., Л.М.Ильиных), которые делятся своими достижениями в журналах «Начальная школа», «Начальная школа + До и После», «В помощь логопеду» и т.д. Мы нашли интересные описание опыта формирования: этикетно-речевых умений (Н.С. Пескова, О.С. Арямова, Л.Д. Мали), умений строить и задавать вопросы разного типа для начала и поддержания общения (О.И. Богатырева, Т.Н. Агарков), умений излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения (Никулина Л.И., Л.М.Ильиных). Опыт учителей по обучению активному слушанию, к сожалению, нами не был найден. Для выявления представлений учителей начальной школы об обучении учебному диалогу первоклассников нами был изучен опыт педагогов начального звена г. Брянска. В анкетировании участвовало 18 учителей начальных классов. Стаж работы учителей от 5 до 28 лет. Были предложены следующая анкета.

Анкета.

1. Какое из определений учебного диалога наиболее полно отражает суть понятия? 1. Учебный диалог - это первичная естественная форма языкового общения, классическая форма речевого общения. 2. Учебный диалог - это чередование говорения одного собеседника (учителя, учащегося) с прослушиванием и последующим говорением другого (учащегося, учителя). 3. Учебный диалог - это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. 4. Учебный диалог - это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно.

2. Установите соответствие между формами учебного диалога и их особенностями:

1. Побуждающий диалог.

2. Подводящий диалог. 1. Состоит из системы вопросов и заданий. 2. Развивает логическое мышление учащихся. 3. Развивает творческие способности учащихся. 4. Состоит из стимулирующих реплик.

3. Какими из перечисленных умений должен овладеть первоклассник для ведения учебного диалога?

1. Умение пользоваться нормами речевого этикета в разных ситуациях общения.

2. Умение концентрироваться, умение анализировать содержание, умение критически слушать и отвечать.

3. Приемы активного слушания собеседника.

4. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умением строить вопросы для начала и поддержания общения.

4. При каком взаимодействии обучение ведению учебного диалога первоклассников будет наиболее продуктивным?

1. При общении первоклассников с учителем.

2. При общении первоклассников с родителями.

3. При общении первоклассников с учителем и со сверстниками.

4. При общении первоклассников друг с другом.

5. Знакомите ли Вы учащихся с этикетно-речевыми формулами на своих уроках? С какими?

1. Нет.

2. Да, знакомлю с_____.

6. Назовите приемы активного слушания, которые Вы используете на уроках.

7. Услышав верное высказывание учащегося, Вы предлагаете другим учащимся высказать свое мнение?

8. Какие формы учебного диалога Вы используете на своих уроках?

9. Возникают ли у Вас трудности при построении учебного диалога? Какие?

Анкетирование учителей показало, что на сегодняшний день 89% учителей имеют полное представление об учебном диалоге и его формах, а 11% учителей имели затруднения. Однако, отвечая на 4 вопрос, большинство учителей отнесли к продуктивному обучению взаимодействие первоклассников с учителем. Обучение учебному общению детей между собой в период обучения грамоте учителями не уделяется должного внимания. Наши наблюдения за работой учителей во время педагогических практик не дали нам возможность обнаружить четко выстроенную систему по обучению первоклассников умению вести учебный диалог, как с учителем, так и со сверстниками. Нами была предпринята попытка создать и выстроить систему, включающую определенную работу педагога по формированию у первоклассников специальных умений, составляющих учебный диалог. В работе над этой системой мы поставили следующие задачи: с какого из названных умений надо начинать обучение и в какой последовательности формировать выявленные умения; с чего надо начинать обучение каждому из умений, составляющих учебный диалог; сколько и какие этапы должны быть в формировании каждого из умений; к каким результатам необходимо придти в процессе обучения. Для реализации данной цели нами была создана программа «Учим первоклассников общаться на уроке». Созданная программа дает ясное представление о последовательности формирования диалогических умений у первоклассника: 1) пользоваться речевым этикетом; 2) активно слушать собеседника; 3) строить вопросы разного типа для начала и поддержания общения; 4) высказывать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. При этом каждое из названных умений формируется поэтапно. Программа предлагает начинать формирование диалогических умений с диагностирования детей, поступивших в первый класс; затем актуализации диалогических умений на речевом материале, а затем приступить к формированию диалогических умений при взаимодействии ученика с учителем, а затем полученный опыт взаимодействия учащийся использует в общении со сверстниками. В программе заложено следующая последовательность приемов обучения: показ образца учителем; использование заданий на предупреждение ошибок в общении; использование специальных тренировочных упражнений для закрепления диалогических умений. При обучении каждому последующему умению, раннее усвоенные умения подлежат закреплению: На I этапе - диагностическом, который позволяет определить уровень сформированности диалогических умений, приобретенных ребенком до школы. На II этапе - актуализации диалогических умений, уточняются представления детей о комплексе диалогических умений, необходимых в учебном процессе, через систему специальных занятий «Здравствуй, школа!» на адаптационном периоде. На III этапе - становления у первоклассников умений вести диалог с учителем, ребенком приобретается опыт общения с учителем, который обучает использованию вербальных и невербальных средств общения при обучении фонетики и графики; первоклассники учатся задавать вопросы учителю с целью получения необходимой информации. Ребенок с помощью учителя осваивает приемы активного слушания учебного материала, и высказывать свое мнение и аргументировать его достаточно полно и точно. На IY этапе - становления у первоклассников умений вести диалог со сверстниками, учащиеся приобретают опыт учебного общения друг с другом, совместно решая учебные задачи, используя приобретенный опыт взаимодействия с учителем. Первоклассники учатся слушать сверстников, задавать друг другу вопросы по учебному материалу, высказывать свою точку зрения, учитывая мнение товарища и приходить к единой точки зрения. На Y этапе - заключительном, отрабатываются приобретенные диалогические умения в общении, как с учителем, так и со сверстниками на более сложном учебном материале. Первоклассники учатся находить и исправлять ошибки не только в изложении учебного материала, но и ошибки при ведении самого диалога. Представим более кратко содержание разработанной нами программы «Учим первоклассников общаться на уроке», структурированное по этапам:

Название, цели этапа

Виды работ

1. Диагностический этап. Цель: выяснить уровень сформированности диалогических умений у первоклассников, поступивших в школу. Тестирование уровня сформированности диалогических умений и анализ результатов.

2. Актуализация диалогических умений. Цель: актуализировать и выровнять умения, составляющие учебный диалог.
Проведение комплекса адаптационных занятий «Здравствуй, школа!». Знакомство первоклассников со словарем-справочником «Правила общения на уроке» и правилами пользования им. Выполнение специальных заданий из «Сборника заданий и упражнений».

3. Становление у первоклассников умений вести диалог с учителем. Цель: формировать у первоклассников активного слушания, анализировать учебный материал, запрашивать недостающую информацию и строить высказывания. Наблюдение за интонацией, мимикой, жестами, позой, упражнения в использовании средств общения. Работа со словарем-справочником «Правила общения на уроке». Построение и постановка вопросов учителю. Построение научных высказываний, связанных с фонетикой и графикой. Аргументация своего мнения и своей позиции. Выполнение специальных заданий из «Сборника заданий и упражнений».

4. Становление у первоклассников умений вести учебный диалог со сверстниками. Цель: формировать у первоклассников умение умения рефлексивно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы, высказывать свою точку зрения и вырабатывать общую точку зрения по учебному материалу. Освоение правил ведения, развития, взаимодействия со сверстниками. Работа со словарем-справочником «Правила общения на уроке». Моделирование ситуаций общения и их анализ. Выполнение специальных заданий из «Сборника заданий и упражнений». Оценивание практических и речевых действий партнера по диалогу и своих собственных.

5. Заключительный этап. Цель: формировать рефлексивные умения, связанные с учебным диалогом, закрепить и отработать основные умения ведения учебного диалога первоклассников с учителем и со сверстниками. Отработка навыков ведения учебного диалога, используя жесты, мимику. Самостоятельная работа со словарем-справочником «Правила общения на уроке». Моделирование ситуаций общения с целью обнаружения и исправления ошибок при ведении диалога. Выполнение специальных заданий из «Сборника заданий и упражнений». К программе «Учим первоклассников общаться на уроке» нами были разработаны специальные дидактические средства для учителя: «Сборник заданий и упражнений», интерактивный демонстрационный материал в форме комплекта презентаций; для учащихся «Словарь-справочник «Правила общения на уроке»». Дадим описание этих средств обучения. Сборник дидактических заданий и упражнений к программе «Учим первоклассников общаться на уроке» составлен в соответствии с этапами обучения первоклассников умению вести учебный диалог на уроках обучения грамоте. В сборник входят задания и упражнения, направленные на формирование четырех основных умений, составляющих учебный диалог, которые структурированы в 5 разделов по этапам обучения. В первый раздел Сборника заданий и упражнений входят задания для диагностирования уровня диалогических умений, приобретенных ребенком в дошкольном возрасте и бланк фиксации результатов наблюдения.

Протокол наблюдений



Умения

Фамилия, имя ученика, класс


Сформированы

Не сформированы 1. Соблюдение речевого этикета:

  • использование этикетно-речевых формул:
приветствие, обращение, просьба, согласие, отказ, благодарность, извинение, прощание,
  • соблюдение правил общения с взрослыми,
  • соблюдение правил общения со сверстниками.


2. Слушание собеседника

  • уточнение информации,

  • перефразирование,
  • обобщение сказанного,
  • выделение главного из услышанного.


3. Характер построения вопросов:
  • учителю: уточняющие,
восполняющие,
  • сверстникам: уточняющие,
восполняющие.

4. Изложение своего мнения, аргументация своей точки зрения
  • правильное формулирование высказывания,
  • логичность,
  • точность.




Второй раздел включает комплекс адаптационных занятий «Здравствуй, школа!» (по материалам работы Цукерман Г.А., Поливановой Н.К. «Введение в школьную жизнь»)3. [3Г.А.Цукерман, Н.К. Поливанова. Введение в школьную жизнь. - Первое сентября. - Начальная школа. - 2005. - №15. - с. 10] В него также входят задания и упражнения, активизирующие умения первоклассников, необходимых для развития диалогической речи. В третьем разделе включены задания, формирующие у первоклассника основные умения ведения учебного диалога с учителем: соблюдать этикетно-речевые нормы, слушать собеседника, задавать вопросы разного типа для начала и поддержания общения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Четвертый раздел включает задания, которые формируют основные умения ведения учебного диалога первоклассника со сверстниками. В пятый раздел входят упражнения и задания, которые закрепляют основные умения ведения учебного диалога первоклассников с учителем и со сверстниками. В каждом из разделов (со II по IY) упражнения структурированы по умениям в следующей ей последовательности. Вначале предлагаются упражнения, направленные на формирование каждого из умений начинаются с материалов, показывающих образец выполнения. Далее даются упражнения на предупреждение возможных ошибок при выполнении, как учебного материала, так и процесса ведения учебного диалога. После следуют задания и упражнения тренирующего характера. Например, на этапе становления у первоклассников умений вести диалог с учителем работа по обучению первоклассников задавать вопросы проводилась следующим образом: Показ образца учителем Коммуникативные цели: научить запрашивать необходимую информацию у учителя, вступать в речевое взаимодействие, слушать и понимать речь других (одноклассников, учителя). 1. Задание. Проводится фронтально, одновременно со всем классом. (Учит задать вопросы учителю, воспитывает критичность мышления.) Учитель предлагает выполнить задание: - Я загадала число, оно начинается на букву «эль». Назовите первый звук этого слова. Докажите свое мнение. Дети не могут ответить на вопрос, так как не хватает нужной информации. Учитель приводит детей к выводу, что нужно задать вопрос учителю, который подскажет, как читать «эль» - мягко или твердо. Дети приходят к выводу, что нужно задать такой вопрос: Какая гласная буква стоит после «эль»? Учитель вновь дает задание: Следующее мое слово начинается на букву «тэ». Хором назовите первый звук. Часть детей немедленно попадается в эту «ловушку». Но большинство, знают, что учителю в данной ситуации необходимо задать вопрос. 2. Упражнение. Проводится фронтально, одновременно со всем классом. (Учит правильно строить и задавать вопросы учителю, слушать и понимать речь учителя.) Учитель загадывает одну из букв русского алфавита. Учащиеся должны отгадать, какую букву загадал учитель. - Я загадала одну из букв русского алфавита. Чтобы узнать мою букву, постарайтесь задать как можно меньше вопросов. Учащиеся задают вопросы. (Это буква гласных или буква согласных? В каком ряду на буквенной ленте она стоит? (или На что указывает буква гласного?) и т.п.) Задания на предупреждение ошибок в построении вопросов Коммуникативные цели: учить дифференцировать вопросы учителя на «правильные» и «неправильные», обдумывать и обмениваться мнениями, конструктивно координируя свои действия 1. Задание «Почему так?». Проводится фронтально со всем классом одновременно. (Учит в случае затруднений запрашивать необходимую информацию у учителя.) Даны слова: ивы, ели, лес. Соотнесите данные слова со схемами: «Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте», «Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте» , «Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте» . Учащиеся, выполняя задание, обращают внимание на то, что не ко всем словам можно подобрать схему. Схема исправляется. 2. Задание. Может проводится на любом этапе урока. (Учит сопоставлять свою и другую точку зрения, воспитывает у ученика привычку доверять себе не менее, чем учителю, ни с кем не соглашаться просто так, не подумав.) Учитель задает вопрос или говорит утверждение, предлагая неверный ответ или присоединяясь к неверному ответу ученика. Например: В слове Москва 7 звуков. Тренировочные задания и упражнения Коммуникативные цели научить извлекать информацию на основе сопоставительного анализа мнений одноклассников, а также с помощью вопросов, задаваемых партнерам с целью получения необходимых для решения коммуникативной задачи сведений. 1.Задание «Я задумала слово». Проводится фронтально, со всем классом одновременно. (Учит задавать вопросы учителю, высказывать и доносить свою позицию до всех участников диалога.) Учитель ведет диалог с учащимися: Я задумала слово. 1. В слове четыре звука. Сколько в нем слогов? Докажите свое мнение. Приведите примеры. 2. В слове всего два звука. Сколько в слове слогов? 3. В слове три звука. Сколько в нем гласных? Сколько согласных? 4. В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько в слове слогов? Назовите такие слова. 5.Если в слове два слога, сколько букв в слове? Отчего зависит? (см. фрагмент №3 к уроку №47. Тема: «Наши просторы. Лес - наше богатство».) 2. Задание. (Учит запрашивать информацию для выполнения задания.) Выпишите слова, которые обозначают мягкость согласных на конце слов: речь, мяч, конь, вещь, плащ, встать, любишь, соль, прочь, день. Ученики еще не изучили все правила, для выполнения задания задают вопросы относительно незнакомых слов. (см. фрагмент №3 к уроку №48. Тема: «Мы взрослеем. Старшие и младшие».) 3. Упражнение. (Учит правильно строить и задавать вопросы учителю.) Даны слова ели и лес, схемы к словам. С помощью одного вопроса найди слово, подходящее к схеме. Учащийся задает вопрос по схеме учителю. Например:


ели

лес

«Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте»

«Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте»

Интерактивный демонстрационный материал к урокам обучения грамоте в форме комплекта презентаций состоит из 43 слайдов, которые структурированы соответственно этапам программы: На II этапе - актуализации диалогических умений, содержит 15 слайдов, включающие задания и упражнения, активизирующие основные диалогические умения первоклассников. Например: «Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте»«Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте» На III этапе - становления у первоклассников умений вести диалог с учителем, содержит 10 слайдов с заданиями, которые формируют основные умения ведения учебного диалога первоклассника со сверстниками. Например: «Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте» На IY этапе - становления у первоклассников умений вести диалог со сверстниками, содержит 10 слайдов с заданиями, формирующими у первоклассника основные умения ведения учебного диалога с учителем. Например: «Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте»«Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте» На Y этапе - заключительном, содержит 10 слайдов с упражнениями и заданиями, которые закрепляют основные умения ведения учебного диалога первоклассников с учителем и со сверстниками. Например: «Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте» «Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте»

С целью помочь первокласснику освоить этикетно-речевые нормы общения в учебном процессе умение вести учебный диалог нами был разработан Словарь-справочник «Правила общения на уроке». Он состоит из четырех частей: 1) основные правила общения; 2) правила общения с учителем; 3) правила общения с одноклассниками; 4) толкование слов; 5) твой словарь вежливых слов. Знакомство первоклассников со словарем-справочником и правилами пользования им осуществлялось на этапе актуализации знаний, на котором уточнялись основные правила общения, правила общения с учителем и правилами общения со сверстниками учащимися.

«Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте» В словарь-справочник мы включили следующие памятки: «Как научиться внимательно слушать собеседника?», «Как научиться понимать собеседника без слов?», «Как работать в паре?», «Как общаться в группе?», «Правила выполнения задания», «При выполнении задания используй обороты речи», «Спор - ссора - драка», «Правила ведения спора» «Как вести дискуссию?». Например: «Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте»«Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте» Опытно-экспериментальной базой исследования выступала МБОУ СОШ №2 г. Брянска. В педагогическом эксперименте участвовали два первых класса (1 «а» - контрольный, 1 «б» - экспериментальный). Для диагностирования первоклассников нами была разработана срезовая работа №1 с целью выявить у первоклассников уровень сформированности диалогических умений, приобретенных ребенком до школы. В исследовании принимали участии 15 учащихся в каждом из двух классов. Проанализировав полученные данные, мы сделали следующие выводы о тех умениях, которые полностью сформированы у учащихся и о тех, на которые следует обратить внимание: 1) мы увидели, что у многих учащихся экспериментального класса не полностью сформированы умения: у 10 первоклассников слушать собеседника; 2) 8 первоклассников не смогли задать восполняющие вопросы учителю; 3) у 9 первоклассников не четко построена связная речь, 4) всего 8 первоклассников соблюдают правила общения с учителем и со сверстниками. Сходные проблемы у первоклассников и в контрольном классе по сформированности диалогических умений. Для большей наглядности представим результаты сравнения анализов двух классов в виде диаграммы. «Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте» Данные четыре умения составляют учебный диалог, поэтому можно представить уровень сформированности учебного диалога.

Из представленных диаграмм видно, что уровень сформированности умения вести диалог у детей экспериментального класса и детей контрольного класса одинаков (43%). В связи с выявлением низкого уровня сформированности у первоклассников умений, необходимых для ведения учебного диалога, разработанные нами учебная программа «Учим первоклассников общаться на уроке» и к ней дидактические материалы были апробированы на уроках обучения грамоты (как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка). Вследствие чего нами был накоплен опыт его использования. В результате данного опыта мы пришли к выводу, что при формировании четырех умений, переход на следующий этап осуществляется не одновременно сразу по всем четырем диалогическим умениям, а индивидуально: каждое из умений в своем темпе в соответствии с овладением им первоклассниками. Последовательность формирования диалогических умений была организована таким образом: умение соблюдать нормы речевого этикета, умение слушать собеседника, умение строить и задавать вопросы разного типа для начала и поддержания общения, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Знакомство со словарем-справочником осуществлялось в процессе занятий «Здравствуй, школа!» адаптационного периода постранично. На этапе становления у первоклассников умений вести учебный диалог с учителем, учащимся предлагалось вести работу с памятками «Как научиться внимательно слушать собеседника?», «Как научиться понимать собеседника без слов?», «Как работать в паре?», «Как общаться в группе?». «Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте»«Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте» На этапе становления у первоклассников умений вести учебный диалог со сверстниками учащиеся взаимодействовали друг с другом, при возникновении ошибок в общении обращались за помощью к словарю-справочнику. «Правила выполнения задания», «При выполнении задания используй обороты речи», «Спор - ссора - драка», «Правила ведения спора» «Как вести дискуссию?», по словарю-справочнику «Правила общения на уроке» (с. 10-13). «Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте»«Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте» На заключительном этапе учащиеся по личной инициативе организовывали работу по словарю-справочнику: работа над толкованием слов и включение в собственный словарь вежливых слов.

Покажем применение разработанных дидактических средств обучения на этапе становления у первоклассников умений вести учебный диалог со сверстниками, на фрагменте урока по теме «Мы взрослеем. Старшие и младшие» по учебнику «Азбука» О.В. Джежелей. Коммуникативные цели: научить решать совместно с соседом по парте поставленную задачу, обдумывая, обмениваясь мнениями и конструктивно координируя свои действия. - А сейчас нам предстоит выполнить интересное творческое задание в паре. Ребята, а как мы должны общаться, работать в паре? -Какими памятками мы должны руководствоваться при взаимодействии друг с другом при выполнении задании? («Как работать в паре?», «Правила выполнения задания», «При выполнении задания используй обороты речи…», «Правила ведения спора»). Обратимся за помощью к словарю-справочнику на с.10-12. - Как мы должны работать в паре? - Когда мы выполняем в паре задание, на какие правила следует обратить внимание? - При выполнении задания, какие обороты речи мы используем? - Если вы не согласны с мнением одноклассника и начинает возникать спор, что мы делаем? - Итак, у каждой пары будет только один лист бумаги. (Учитель раздает каждой паре по листу бумаги.) Рисовать надо вдвоем, вместе держась за один карандаш. (Учитель приглашает одного из детей и показывает, как можно рисовать, держась вдвоем за один карандаш.) - Нарисуйте вдвоем картину на любую тему, но на этой картине обязательно должны быть нарисованы дом и дерево. Какими они будут, и что вы еще нарисуете на своей картинке, решайте сами. Во время выполнения задания помните о правилах, как работать дружно, без ссор и обид. Всем понятно задание? Можете начинать работать. (Время выполнения задания около 5 минут. По окончании выполнения задания учитель спрашивает, кто хотел бы показать классу то, что получилось, и рассказать, что на рисунке. По очереди к доске вызываются несколько пар, которые коротко рассказывают о своем рисунке и показывают его классу. Каждый раз учитель называет детей по имени и благодарит за работу. Учитель просит всех ребят, работавших в парах, поблагодарить друг друга за работу.)

Практическая деятельность в школе показала, что действительно, наиболее эффективной будет работа по формированию каждого из умений, составляющего учебный диалог, будет при соблюдении последовательности, как приемов обучения, так и умения вести учебный диалог первоклассников друг с другом. В конце исследования была проведена срезовая работа в двух первых классах (1 «а» - к., 1 «б» - эк.) с целью выявить уровень сформированности четырех умений, составляющих учебный диалог. Сравнительный анализ данных результатов исследования показал, что уровень сформированности умения вести учебный диалог у первоклассников экспериментального класса выше на 12%, чем у первоклассников контрольного класса.

Если анализировать уровень диалогических умений, составляющих учебный диалог, то умение слушать собеседника у первоклассников экспериментального класса выше на 7%, чем у первоклассников контрольного класса; умение логично и точно излагать свое мнение у первоклассников экспериментального класса выше на 14%, чем у первоклассников контрольного класса; умение задавать вопросы учителю, сверстникам и соблюдение этикетно-речевых норм у первоклассников экспериментального класса выше на 13%, чем у первоклассников контрольного класса, что отражено в диаграмме: «Обучение первоклассников ведению учебного диалога в период обучения грамоте» Из представленных диаграмм видно, что умение вести учебный диалог у детей экспериментального класса по сравнению с контрольным классом существенно выше. Таким образом, мы пришли к выводу, что обучать первоклассников ведению учебного диалога возможно; выбранная нами последовательность умений, формирующих учебный диалог, выбрана правильно; приемы обучения эффективны и разработанный учебно-методический комплекс можно использовать в учебном процессе в период обучения грамоте в любой системе.




© 2010-2022