Урок русского языка Правила переноса слов (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Максимова Е.Д. - учитель начальных классов МБОУ Писеевская СОШ Алнашского района

Урок русского языка «Правила переноса слов» («Школа России» 2 класс)

Ход урока:

1 этап. Мотивационно-целевой этап (10мин)

  1. Организационный момент. Настрой на урок.

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение и этот урок принесет вам радость познания.

Прозвенел звонок и смолк,
Нам пора начать урок.

Постарайтесь все понять,

Чтобы грамотно писать.

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке: книги, ручки и тетрадки?

Девиз нашего урока (хором) : хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать, творить!


  1. Актуализация знаний (4 мин)

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Массаж пальцев и кисти руки.

Раз, два, три, четыре, пять (смыкание пальцев обеих рук и выгибание «от себя»)

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый первый, (растирают большой палец)

Самый длинный и большой.

Этот пальчик для того,

чтоб показывать его. (растирают указательный палец)

Этот пальчик самый длинный

и стоит он в середине. (растирают средний палец)

Этот пальчик безымянный,

Избалованный он самый. (растирают средний палец)

А мизинчик хоть и мал,

Зато ловок и удал. (растирают мизинец)

Минутка чистописания.

-. Открываем тетради, запишите число классная работа. Какую букву сегодня предлагаю на минутку чистописания? Проговорите эту букву.

- Охарактеризуйте этот звук (согласный, глухой, парный, может быть твердым и мягким)

- Запишем строчную букву т.

- В каких буквах встречаются элементы этой буквы? (п, г, р)

Орфографическая минутка.

Посмотрите на эти слова. Что вы заметили? (Пропущены буквы).

П_суда, т_традь, яг_да, р_бята, г_ра.

Запишите в тетради , поставьте ударение, разделите на слоги, подчеркните орфограмму. Найдите лишнее слово. (гора - проверяемая безударная гласная, остальные непроверяемые)

- Проверьте себя, оцените свою работу. Поставьте соответствующий знак. (! + - )

Постановка темы и целей урока (5 мин)

- Прочитайте выражение.

Всё тайное становится явным.
- Как вы понимаете его смысл? ( Что бы мы ни скрывали, всё равно это становится известно)

- Какая тайна ждет на уроке, мы сегодня узнаем.

- Назовите односложное слово, почему? Двусложное, трехсложное.

- Что вы знаете про слоги? (Сколько гласных, столько и слогов)

- Для чего надо уметь делить слова на слоги? (Чтобы переносить слова)

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен? (знак переноса - )

Отгадайте, о ком идет речь:

- Я уроки посещаю

И всегда веду дневник.

Сам себя я называю

Школьник или... (ученик)

Введение темы урока.

-Помогите мне перенести слово «ученик». Результаты записывайте на листе.

-Посмотрим, что вы предлагаете ( у-ченик, уч-еник, уче-ник, учени-к)

Проблемная ситуация!

-Задание было одно? (да).

-А выполнили его как? (по-разному).
Актуализация знаний.
- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочешь?

Да, переносить слова надо по правилам.
Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Чему будем учиться?
( Мы научимся переносить слова.)

IIΙ. Применение знаний.
- Назовите тему нашего урока. Слайд
- «Перенос слова». Будем учиться переносить слова с одной строки на другую.

- А для чего это нужно?

( Бывает так, что при записи слова на строке не хватает места, и тогда слово надо переносить. Делать это надо по правилу.)

- По какому плану будем работать?

( Узнаем правило переноса, поупражняемся в переносе слов, будем учиться применять новое знание при письме предложений.)

Физкультминутка.

2 этап Ориентировочный (2 мин.)
В русском языке много «тайн», в том числе и о случаях переноса. Поэтому выражение «Всё тайное становится явным» подходит к нашему уроку. Слайд

- Сегодня на уроке перед нами стоит задача - раскрыть «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую. Каждая тайна обозначена знаком вопроса.
(На доске таблички с 5 вопросительными знаками)

- Одну из «тайн» вы уже знаете, я лишь напомню её. Поиграем.

- Я сейчас у вас спрошу: как слова переношу? Зима? (зи-ма),мороз (мо-роз) Коза? (ко- за) Комар? (ко-мар)

-Как же мы переносили слова? (по слогам)
(Учитель открывает 1 правило под первым вопросительным знаком - «Слова переносятся по слогам»)

-Как вы думаете, достаточно ли этих знаний, чтобы переносить слова?

- Для решения этой проблемы выполним задания.

3 этап Поисково-исследовательский (10-12 мин)
Сейчас вы будете работать в группах
У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.
А план работы такой.
(слайд )
1. Прочитать слова
2. Обратить внимание на выделенные буквы
3. Поставить знак переноса
4. Сформулировать правило переноса слов.

Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы?
Правило переноса слов.
Сколько правил у нас получится?
Сколько групп, столько и правил

(Работа в группах. Проверка заданий)


- К каким выводам вы пришли? Какие «тайны» вы открыли?
Слушаем результаты работы групп.

Слушаем первую группу. Слайд
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
(Учитель открывает 2 правило под вторым вопросительным знаком - «Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву»)

Вы согласны с выводом группы?

Оцените свою работу в группе.

Слушаем вторую группу. Слайд
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
(Учитель открывает 3 правило под третьим вопросительным знаком - «Буквы ъ, ь, не переносятся на следующую строку

Вы согласны с выводом группы?

Слушаем третью группу. Слайд
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
( 4 правило под четвёртым вопросительным знаком - «Буква й не переносится на следующую строку»)
Вы согласны с выводом группы?

Слушаем четвёртую группу. Слайд
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод
(5 правило под 5 вопросительным знаком - «Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом»
Вы согласны с выводом группы?

- Сколько правил мы открыли?
- Проговорим их ещё раз.
Этих правил только пять,
Кто их знает - тому «пять».
Физкультминутка - игра.

- Я называю слова. Если слово можно перенести - наклон вперед, если нельзя перенести - наклоны головы в сторону. Не торопитесь. (Лось, бусы, яма, котик, сани, рак, малина, Оля, сок, кукла) Молодцы!

4 этап. Практический (13-15 мин.)

Послушайте стихотворение. За что же второклассник получил « два»?
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва я перенёс: е-два,
И получил за это «два».
Укол я перенёс: у-кол,
И получил за это «кол».
Опять я перенёс: о-пять.
Теперь, наверно, будет «пять»?

- Как вы думаете, получит ли этот ученик пять? Почему? Исправьте его. Какое слово можно перенести, а какие нет.? Надеюсь, вы не будете повторять его ошибок.

Чтобы мы таких ошибок не допускали выполним задание из учебника.

- Откройте учебники на странице 71. Работа по учебнику упр. 108. Выписываем слова в два столбика. 1 столбик слова, которые можно переносить, 2 столбик - слова, которые нельзя переносить.

Поменяйтесь тетрадями, взаимопроверка. Оцените работу светофорчиками. Молодцы.

- У вас на партах у каждого есть слова. Внимательно прочитайте слова, вспомните правила переноса и прикрепите вашу карточку к нужному правилу.

Каждый читает, проговаривает правило, прикрепляет.

5 этап Рефлексивно-оценочный (2- 3 мин)

- Какие тайны сегодня узнали на уроке?

Продолжите высказывания:

Я сегодня узнал…

Мне было интересно…

Я понял…

Оцените себя, своё настроение, прикрепите смайлы.

Домашнее задание стр. 72 упр 111, 112

Стр. 73, упр.112


© 2010-2022