Проект Зелёный уголок в классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект Зелёный уголок в классеПроект Зелёный уголок в классеПроект Зелёный уголок в классеПроект Зелёный уголок в классеПроект Зелёный уголок в классеПроект

создания "Зеленого уголка"

в учебном кабинете начальных классов
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»

Г.Х. Андерсен



Проект Зелёный уголок в классе

Выполнили:

учащиеся 3 «б» класса

Руководитель:

Аверкина Евгения Владимировна,

учитель начальных классов

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»



с.Подлужное 2013-2015.



Содержание:

  1. Пояснительная записка. Об экологическом воспитании младших школьников

3

  1. Актуальность проекта

5

  1. Информационная карта проекта

9

  1. Схема взаимодействия

11

  1. Оценка результатов деятельности

12

  1. Заключение

16

  1. Список литературы

18

  1. Приложения


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Об экологическом воспитании младших школьников.
Школа - это наш второй дом. В здании школы мы проводим 9-11 лет своей жизни. Поэтому мы должны сделать все возможное для того, чтобы ученики и учителя чувствовали себя комфортно. Требование времени - непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. Цель проекта состоит в теоретическом обосновании необходимости зеленого уголка в кабинете начальных классов. В соответствии с поставленной целью были определены задачи проектирования: - создание эргономичной среды в кабинете начальных классов, способствующей повышению эффективности образовательного процесса; - изучить этапы проектирования озеленения классных помещений. Объект исследования - зеленый уголок. Предмет исследования - кабинет начальных классов. Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране окружающей среды, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды и собственного здоровья. Одной из задач современной начальной школы является воспитание у учащихся бережного отношения к природе и природным ресурсам, формирование активной экологической жизненной позиции. Свою задачу, как учителя начальных классов, я вижу в том, чтобы заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в убеждения. Эту задачу можно эффективно решать в процессе организации опытно-практической деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и технологии, а также во внеурочной деятельности по данному направлению. У детей младшего школьного возраста легко можно сформировать готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Младшие школьники эмоциональны, они могут воспринимать природу с чувством удивления, восторженности. Я стараюсь поддержать у детей эту готовность удивляться и восхищаться, желание участвовать в альтруистической деятельности. Дети, как правило, не отделяют себя от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Они открыты для восприятия красоты, могут осознать разнообразие связей между человеком и природой. Собственный педагогический опыт показывает, что наиболее эффективным методом формирования экологического сознания у младших школьников является метод проектов, который включает учащихся в реальный процесс познания, наблюдения и решения экологических проблем. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, учит формулировать проблему, осуществлять поиск, способствует развитию личности. Экологическое воспитание младших школьников является одним из главных направлений работы в моей программе воспитания и развития учащихся, а метод проектирования - одной из ведущих форм организации учебной деятельности на уроке и внеурочной деятельности. Примечательно то, что с первого дня пребывания детей в школе началась осуществляться программа по формированию экологических знаний и экологической культуры у учащихся. Дети участвовали в посадке аллеи цветов и кустарников на пришкольном участке, а затем в течение года дети наблюдали за своими « зелеными друзьями» и продолжают наблюдать. Эта акция стала первым этапом в целенаправленной программе по экологическому воспитанию младших школьников. Теперь мои воспитанники - активные участники различных творческих конкурсов и проектов по экологии в школе, районе. Проект по созданию «зеленого уголка» в классе также является частью моей программы по экологическому воспитанию младших школьников.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА На основе исследования комнатных растений создать модель зеленого уголка, расположенного в учебном кабинете. Познакомить с понятием «гипотеза», формировать исследовательские навыки, учить планировать свою деятельность, развивать логическое и критическое мышление. Создание здоровьесберегающих условий для формирования успешной личности является немаловажным фактором современного образования. Наличие здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения и классов - проблема многих учебных заведений. Большая учебная нагрузка, рост заболеваемости среди учащихся к моменту окончания школы - проблема номер один на сегодняшний день. Важно дать не только качественное образование, но и попытаться максимально сохранить здоровье учащихся. Создание здоровьесберегающих условий для учащихся определяется его рабочим местом, к которому есть установленные нормами СЭС требования. Одним из требований является наличие в учебном кабинете комнатных растений, способных улучшить качество образовательной среды. Данный проект по озеленению учебного кабинета обосновывает влияние определенных комнатных растений на здоровье учащихся, выполняет большую образовательную и воспитательную нагрузку. Организация проекта по созданию «зеленого уголка» в данном классе имеет ряд оснований, а именно: Во-первых, это создание здоровьесберегающего пространства для детей, поступивших в школу. Так, на основании медицинского обследования учащихся на начало учебного года 35% детей моего класса имеют различные заболевания. Кроме того, сезонные вирусные заболевания наблюдаются у 40% детей. Важно попытаться максимальными возможностями сохранить и укрепить здоровье учащихся. Разведение правильно подобранных комнатных растений - одна из таких возможностей по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Согласно санитарным нормам в помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %. В закрытых помещениях не так легко установить идеальный для работы микроклимат, особенно в зимнее время, когда работа отопительной системы понижает уровень влажности воздуха, что может привести к ощущению сухости во рту, заложенности носа, кожным и слизистым раздражениям. Острые респираторные заболевания и грипп - вот две основные болезни, которые могут привести к временной потере трудоспособности. Необходимо знать, что более 97 % воды, абсорбируемой растениями при поливе, выделяется в воздух через листья. Таким образом, виды растений, которые нуждаются в обильном поливе, могут повысить уровень влажности воздуха в закрытом помещении на 10-15 %. Во-вторых, многообразие цветочно-декоративных культур дает прекрасную возможность создать неповторимый облик «зеленого» кабинета, благоприятно влияющий на эмоциональное состояние и чувство комфорта. Известно, что растения выполняют различные функции, оказывают эстетико-психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания. А еще они способны снимать стрессы и улучшать настроение. Это также немаловажный фактор, поскольку в школу приходят дети с различными типами нервной деятельности, которые необходимо регулировать в процессе обучения. По данным исследования школьного психолога в классе преобладают дети сангвинического темперамента и холерического. Зеленый цвет растений способен действовать успокаивающе на нервную систему, улучшает общее самочувствие, а это благотворно влияет на работоспособность учащихся, регулирует их поведение. Такие растения, как герань и пеларгония способны успокаивать возбужденную нервную систему, а запах мяты помогает снять раздражение, усталость, агрессивность. Кроме того, коллекция разнообразных комнатных растений будет служить у школьников иллюстрацией биологических, экологических понятий - идея не новая, но актуальная в современных условиях дефицита учебных пособий. Важен и тот фактор, что комнатные растения улучшают экологическую обстановку в помещении. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья химические вещества и элементы: лаки и краски, которыми покрыта мебель, а также имеющиеся в кабинете технические средства обучения: компьютер, проектор. Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения. Если раньше существовала только естественная радиоактивность, то с появлением огромного количества различных приборов появилась радиоактивность искусственная. Учеными установлено, что такие растения, как - сансевиерия, хлорофитум и сциндапсус способны уменьшить процент воздействия вредных частиц электромагнитного излучения, поэтому их необходимо иметь в кабинете вблизи технических средств. Немаловажно учитывать и такую важную особенность растений, как способность к очищению загрязненного воздуха. Правильно подобранные комнатные растения - настоящие помощники в борьбе с загрязненным комнатным воздухом. Растения выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы. Кабинет начальных классов расположен на втором этаже здания, окна кабинета выходят на проезжую часть, которая находится в 50 метрах от здания школы. При проветривании помещения и через отверстия оконных проемов поступают в воздух частицы пыли, которые могут находиться в нем в течение длительного периода во взвешенном состоянии. Воздействие пыли на организм человека очень вредно и опасно. Пыль засоряет и раздражает слизистые оболочки глаз, кожу, верхние дыхательные пути и вызывает различные легочные заболевания. Эффективным средством оздоровления воздушной среды помещения наряду с наличием вентиляции являются комнатные растения, поглощающие вредоносные частицы. Например, для поглощения углекислого газа и выделения кислорода особенно хороша сансивиера, она же - известный нам щучий хвост и неприхотливый, выносливый хлорофитум. Прекрасно озонирует воздух и кофейное дерево, плющ, различные виды фикусов, драцена. Этими же свойствами обладают и широкие листья филодендрона, и даже обычное алоэ, и удивительный комнатный цветок спатифиллум, который отлично обеззараживает воздух в помещении, обладая высокой фитонцидной активностью и обладает великолепным, лечебным свойством в наши дни - улучшает умственную и физическую работоспособность. Результаты опроса родителей учащихся моего класса показали, что всего 50% родителей знают о необходимости формирования экологической культуры младших школьников, 60% родителей разводят комнатные растения дома, не придавая особого значения их видам по степени полезности,80% занимаются выращиванием растений на даче. Поэтому есть необходимость просвещения родителей в вопросах экологического образования. Родители готовы сотрудничать с учителем и активно участвовать в совместных коллективно-творческих делах. Сама проектная деятельность имеет большое значение для развития и воспитания учащихся. В ходе работы над проектом дети получат много новых знаний, расширят кругозор, будут развиваться навыки практической деятельности, воспитываться такие ценные качества, как трудолюбие, бережливость, забота о своем «зеленом друге»,будут развиваться творческие способности учащихся, в целом формироваться основы духовно-нравственной и экологической культуры. Разведение полезных комнатных растений в школьном кабинете - это наиболее результативная, не только теоретическая, но и практическая форма организации работы по формированию основ экологического воспитания младших школьников, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но актуальна и значима. Масштабы проекта, хотя не велики, но позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения своего школьного уголка перейти к озеленению других кабинетов начальных классов и школы в целом.


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Руководитель проекта: Аверкина Евгения Владимировна, учитель начальных классов, классный руководитель 3 «б» класса.

КОНСУЛЬТАНТ ПРОЕКТА: Носенко Елена Михайловна, учитель биологии, краеведения.

Участники проекта: Учащиеся 3 «б» класса; Аверкина Евгения Владимировна, педагог начальных классов, Родители 3 «б» класса.

География проекта: Муниципальное казённое образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 9" г. Городец.

Сроки проекта: ДОЛГОСРОЧНЫЙ, поэтапный 1 этап-создание «зеленого уголка» в кабинете 1.09.2013г-31.05.2014г. 2 этап-развитие и изучение «зеленого уголка» 1.09.2014г.-31.05.2015 г.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  • формирование у детей эколого-биологических знаний;
  • создание зеленого уголка в кабинете начальных классов школы с целью организации здоровьесберегающего пространства для учащихся;
  • создание условий для формирования социальной компетенции учащихся, путём совместной работы ученик - педагог - родитель;

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Образовательные:

  • расширить знания детей о комнатных растениях;

  • показать влияние комнатных растений на здоровье учащихся;

  • развить практические навыки ухода за комнатными растениями;

Воспитательные:

  • воспитание любви к природе;

  • воспитание бережного отношения к растениям;

  • воспитание экологической культуры;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие наблюдательности, внимания;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование навыков поисково-исследовательской деятельности;

Методы:

  • словесные;
  • наглядно-демонстрационные;
  • практические.

Виды деятельности:

  • учебно-игровая
  • исследовательская
  • коммуникативно-диалоговая
  • практико-ориентированная





СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

Методическая поддержка-Носенко Е М. учитель биологии

Учащиеся

Руководитель проекта, управление деятельностью-

Аверкина Е В



Родители учащихся1


Привлеченные специалисты - детский врач, школьный психолог, консультант цветочного магазина




ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Настоящей работой затронута такая проблема, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения. Практическая деятельность по созданию зелёного уголка в кабинете позволила детям и родителям под руководством педагогов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям, научиться правильно использовать растения в своей жизни. За учебный год была собрана и изучена коллекция полезных комнатных растений из 15 видов. Часть растений дети посадили самостоятельно, часть растений приобретена родителями. На каждое растение составлено портфолио, в котором дано его описание, и паспорт, где отображена основная информация о растении: название, родина растения, месторасположение, правила ухода. Собранная информация о растениях используется на уроках окружающего мира и классных часах по экологии. (Приложение «Образец портфолио растения») При отборе видов комнатных растений определяющим фактором был здоровьесберегающий компонент. Однако, в пределах возможного ассортимента, были собраны растения, наиболее разнообразные по форме, окраске, размерам листьев и соцветий. Такая коллекция, кроме того, что оказывает положительное эмоциональное воздействие на детей, становится для них богатым источником информации о разнообразии растительного мира. Также учитывалось содержание программ по окружающему миру, чтобы наглядно иллюстрировать занятия по отдельным ее темам, давать понятия о растениях, о разных формах роста и размножения растений, о соцветиях, плодах и семенах. Для размещения декоративных растений в кабинете использовалось вертикальное расположение растений на освещенных участках стены, также в напольных контейнерах, размещая декоративные растения на свободном от других наглядных пособий и материалов пространстве. Всю работу по уходу за растениями и составлению коллекций проводили сами учащиеся под руководством учителя и родителей. Теперь объекты зеленого уголка являются хорошим наглядно- демонстрационным материалом к урокам окружающего мира и технологии в условиях дефицита материально-технической базы школы. В процессе деятельности учащиеся получили массу новых знаний по окружающему миру, экологии, расширили свой кругозор, углубили имеющиеся знания, Дети узнали о растениях-лекарствах, о растениях-талисманах, о ядовитых комнатных растениях, узнали некоторые интересные факты о растениях, например, легенды. Дети познакомились с такими понятиями, как фитодизайн, фитотерапия. Дети с помощью родителей выполняли творческие работы, а затем участвовали в презентации своих работ. Детские проекты «Здоровье без лекарств», «Мое маленькое зеленое чудо», «Легенды о растениях» были познавательны и интересны. Дети вместе с родителями участвовали в конкурсе дизайнерских проектов «Наш зеленый уголок», в результате которого был выбран лучший проект по оформлению « зеленого уголка». (Приложение «Презентация детских работ»). Проект внутриклассного озеленения позволил улучшить качество образовательной среды, а именно: способствовал охране и укреплению здоровья учащихся. Проведенное исследование «Влияние фитомодуля на здоровье учащихся» показало, что правильно подобранные комнатные растения способны существенно влиять на здоровье учащихся и снижение заболеваемости. (Приложение № 2) Замечено, что к концу учебного года значительно снизилось количество детей, болеющих различными вирусными инфекциями. Кроме того, зеленый цвет комнатных растений действовал успокаивающе на нервную систему, стабилизировал эмоциональное состояние, а это благотворно влияло на настроение и работоспособность учащихся. В перемены дети с удовольствием участвовали в «минутках фитотерапии»- запах мяты и мелиссы помогал улучшить самочувствие, и способствовал снятию напряжения после учебного занятия. Проведенное исследование «Влияние фитомодулей на формирование эмоционального состояния учащихся и социальной сферы» (Приложение №3) показало, что правильно подобранные растения способствуют нормализации процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий, что особенно важно в период бурного развития человека; также зеленые растения в условиях замкнутого пространства создают профилактический эффект, развивают чувство прекрасного, способствуют гармонизации личности, снятию напряжения. Теперь, находясь в уютном озелененном кабинете, участники процесса обучения и воспитания чувствуют психологический комфорт. Ухоженные красивые растения радуют присутствующих, доставляют глубокое эстетическое наслаждение, способствуют снятию отрицательных эмоций. Проект имеет огромную воспитательную роль в становлении личности. Практическая деятельность по уход за комнатными растениями воспитывает у ребенка трудолюбие, бережное отношение к окружающему миру. Дети проявляют постоянную заботу о своем «зеленом питомце», относятся к растению, как к другу - заботятся и берегут. (Приложение «Практические занятия по уходу за растениями») На летние каникулы дети не захотели расставаться с растениями, и каждый ученик взял себе растение домой и ухаживал за ним в течение каникул. Таким образом, идет непрерывный процесс экологического воспитания учащихся. Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации. Дети, участвуя в различных конкурсах, развивают фантазию, творческие способности, познавательную активность. Кроме того, идет непрерывный процесс роста и становления личности каждого: «Растет мой зеленый росток и расту я!» Дети видят плоды своего труда и результаты - это победы в творческих конкурсах и проектах. Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, учеников и родителей. Во-первых, период адаптации первоклассников прошел менее болезненно, так как вовлечение детей и родителей в совместные творческие и практические дела способствовало развитию теплых дружеских взаимоотношений и формированию благоприятного психологического микроклимата в коллективе. Во-вторых, у родителей появилась возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления его как личности в обществе. Совместные коллективно-творческие дела в течение года сблизили родителей, учителя и учащихся, сделали их отношения доверительными и теплыми. Некоторые родители, обладающие теперь необходимыми знаниями об особенностях комнатных растений, организовали и в домашних условиях свой «зеленый уголок», положительно влияющий на здоровье ребенка и оказывающий большое воспитательное значение. Проект постоянно в работе, социально значим и востребован, так многие учителя начальных классов имеют теперь рекомендации по озеленению кабинетов. А учащиеся нашего класса с удовольствием делятся имеющимися знаниями о комнатных растениях со своими сверстниками. А это значит, что вопросы экологического воспитания и образования привлекут еще большее количество педагогов, учащихся и родителей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ В 2014-2015 учебном году мною продолжается работа по экологическому воспитанию учащихся в рамках данного проекта и в других формах деятельности. Мы продолжаем вести наблюдения за насаждениями на пришкольном участке, расширяем коллекцию комнатных растений, продолжаем вести наблюдения за ростом имеющихся растений. Дети будут учиться вести дневник наблюдений за своим растением. Намечен перспективный план дальнейшего развития проекта, основные этапы которого в 2014-2015 уч. г.:

  1. Пополнение коллекции комнатных растений: разведение цитрусовых видов.
  2. Проектирование «тропинки здоровья» в зеленой зоне кабинета.
  3. Проведение опытов с различными растениями с целью наблюдения их особенностей (опыты с бальзамином, размножение растений, заготовка семян ).
  4. Исследование «Влияние фитомодуля на формирование эмоционального состояния учащихся в деятельной сфере и социального эффекта». (1 четв. 2014г).
  5. Участие в школьных и районных экологических конкурсах и проектах.
В сентябре этого учебного года дети уже участвовали в 9 районном экологическом слёте , где представляли свои стихи о природе. Родители учащихся активно сотрудничают с учителем, помогают в реализации задуманных планов. Дети и родители осознают необходимость приобщения к природе и ее значимость для человека. Дети относятся к своим зеленым питомцам, как к живым существам, любят их и берегут. И чувство это взаимно: человек интуитивно ощущает, что комнатные растения благотворно воздействуют на его психику, приносят радость, создают здоровый климат. "Человек здоров лишь в том случае, когда он в своей повседневной жизни делает только то, что соответствует законам природы, в этом случае жизнь его наполнена радостью и счастьем», говорят люди. Работа по формированию экологической культуры младших школьников ведется мною целенаправленно и непрерывно.
Проект Зелёный уголок в классе












Список литературы: 1. Каретова Г.М. Комнатные растения для девочек. М.: Премьера, 2000 2. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. М.: Просвещение, 1993 г. 3. Цветков А.С. Цветы в доме. Ниж.Новгород: Времена, 1998 г. 4. Бухарина Е.М. Комнатные растения. Энциклопедия. М.:Астрель, 2007 5. Алексеева А.Как правильно озеленить кабинет. Методические рекомендации. М: 2010 6. Волжина И.А.Формирование экологического мышления школьников в процессе предметно-практической деятельности. «Начальная школа» №1,2009 7. Клепинина З.А. Развитие экологической грамотности учащихся «Начальная школа» №1, 2011 8. Никитина В.В. Календарь цветовода-любителя. К: РИО, 2011 9. Интернет-ресурсы. Ботаничка.ru.



2


© 2010-2022