- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гараева К.А. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Основанием для разработки рабочей программы по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления стала следующая нормативно-правовая база:
- Закон РФ «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32).
- Закон РБ « Об образовании»
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009).
-
Письмо Минобразования РБ от 13.07.2010 № 01-33/125 «О введении в действие ФГОС»
-
Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждения РБ в рамках введения ФГОС НОО» Исх.№ 04-05/479 от 19.09.2011.
- Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ).
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2. 2821-10), от 03.03.2011г., регистрационный номер 19993.
- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001).
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).
- Программа "Я - исследователь" - интеллектуальной направленности, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Назначение программы Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности. Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Программа «Я - исследователь» (проектная деятельность) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования иориентирована на проведение занятий с детьми 8-11 лет. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с.Арибашево на проектную деятельность в 3-ем классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю, в 4-ом классе - 2 часа Соответственно программа рассчитана на 34 часа - в 3 классе и на 68 часов в 4 классе внеаудиторной занятости.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в 3 классе 1 раз, в 4 классе 2 раза в неделю в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные принципы реализации программы научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Программа «Я - исследователь» - общеинтеллектуальной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектной деятельности.
Задачи программы:
-
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
-
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
-
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
-
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов. Творческими работами могут быть: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Особенности программы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия: Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект - буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданнойсистемы проектных задач.
Результат проектной деятельности - личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов. с «Окружающим миром» при выборе тем и работе над проектом; с «Математикой»: подсчеты и выводы.
Учебно-тематический
Личностные и метапредметныерезультаты
результаты
формируемые умения
средства формирования
личностные
-
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
-
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
-
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
-
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-
умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
задавать вопросы;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
-
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
-
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Учебно-тематическое планирование
3 класс (34 часа) №
Тема
Кол-во часов
дата 1 Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.
1
05.09 2, 3 Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.
2
12.09
19.09 4 Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)
1
26.09
5, 6 Какими могут быть проекты?
2
03.10
10.10 7, 8
Формулирование цели, задач исследования, гипотез.
2
17.10
24.10 9, 10
Планирование работы.
2
07.11
14.11 11, 13
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.
3
21.11
28.11
05.12 14, 15
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
2
12.12
19.12 16, 17
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
2
26.12
16.01 18
Анализ прочитанной литературы.
1
23.01 19
Исследование объектов.
1
30.01 20
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.
1
06.02 21
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Как сделать сообщение о результатах исследования
1
13.02 22
Оформление работы.
1
20.02 23
Мини конференция по итогам собственных исследований
1
27.02 24 25 26 Работа над проектом: «Весенние праздники моего народа» (Навруз, Масленица, Пасха).
3
06.03
13.03
20.03 27
Защита проекта. Праздник.
1
27.03 28 29 30
Работа над проектом: «Земля в опасности».
3
03.04
10.04
17.04 31
Защита проекта. Устный журнал.
1
24.04 32 33
Работа над проектом: «Вот и закончен 3 класс»
2
08.05
15.05 34
Публичная защита проекта. Праздник с родителями
1
22.05
Итого: 34 часа
Содержание занятий Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1 ч. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования - 2 ч. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) - 1 ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. Тема 5-6. Какими могут быть проекты? - 2 ч. Знакомство с видами проектов. Работа в группах. Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез - 2 ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. Тема 9-10. Планирование работы - 2 ч. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии - 3 ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию - 2ч. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Тема 16-17. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования - 2 ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Тема 18. Анализ прочитанной литературы - 1 ч. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. Тема 19. Исследование объектов - 1 ч.
Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Тема 20. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное - 1 ч. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. Тема 21. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Как сделать сообщение о результатах исследования. - 1ч. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. Составление плана работы. Требования к сообщению. Тема 22. Оформление работы - 1ч. Выполнение рисунков, поделок; работа над презентацией и т.д. Тема 23. Мини конференция по итогам собственных исследований - 1ч. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Тема 24-26. Работа над проектом: «Весенние праздники моего народа» (Навруз, Масленица, Пасха) - 3 ч.
Изучение традиций и культуры башкирского, русского и удмуртского народа. Разучивание стихов, песен, ролей, изготовление костюмов и атрибутов (символов) праздников: Навруз, Масленица, Пасха. Работа в группах.
Тема 27. Защита проекта. Праздник - 1 ч
Представление по сценариям праздников. Тема 28-30. Работа над проектом: «Земля в опасности!» - 3ч. Изучение литературы, подбор материалов. Изготовление плакатов «Берегите природу!», памятки «Юному экологу на заметку», выпуск газеты «26 апреля - День Земли»; разработка сценария. Тема -31. Защита проекта. Устный журнал - 1 ч. Демонстрация своей работы над проектом. Тема 32-33. Работа над проектом: «Вот и закончен 3 класс» - 2 ч. Выпуск газеты «Наш веселый 3 класс», презентаций, сценария, изготовления сувениров. Тема 34.Публичная защита проекта. Праздник с родителями - 1ч.
Подведение итогов учебного года. Конкурсная программа.
Учебно-тематическое планирование
4 класс (68 часов)
№ п/п
Тема занятий
Кол-тво часов
Дата
По плану
фактическая 1. Науки, которые нас окружают. 1 06.09 . 2 3 Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности 2 08.09 13.09
4 5 План работы над учебным исследованием. 2 15.09 20.09
6 7 Основные источники получения информации. 2 22.09 27.09
8 Оформление списка литературы 1 29.09
9 Методы исследования. 1 06.10
10 Обработка результатов исследования. 1 13.10
11 Оформление работы. Подготовка доклада. 1 18.10
12 Знакомство с MicrosoftPowerPoint. 1 20.10
13 Знакомство с MicrosoftPowerPoint. Защита презентации «Моя семья» 1 25.10
14 Тематические учебные исследования, исследование числа. 1 27.10
15 Исследование суммы, произведения. 1 08.11
16 Исследование «Лексическое значение слов» 1 10.11
17 Исследование «Орфограммы в корне слов» 1 15.11
18 Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» 1 17.11
19 Исследование «Мифы и легенды». Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции». 1 22.11
20 Мифы и легенды. Презентация результатов исследования 1 14.11
21 Исследование «Вода - источник жизни». 1 29.11
22 Исследование «Вода - источник жизни». Конференция. 1 01.12
23 Исследование название географических объектов 1 06.12
24 Исследование «Родная улица моя» 1 08.12
25 Исследование «Нашесело - в тылу» 1 13.12
26 Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» 1 15.12
27 Исследование «Труд в моей семье» 1 20.12
28 Вредные и полезные привычки 1 22.12
29 Театрализованное представление «Вредные и полезные привычки» 1 27.12
30 Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний» 1 29.12
31
Символы Республики Башкортостан: герб, флаг, гимн.
1 17.01
32
Геология родного края.
1
19.01
33
Развитие Земли. Понятие о палеозойской эре.
1
24.01
34
Развитие Земли. Понятие о мезозойской эре.
1
26.01
35
В мире фантастических гигантов.
1
31.01
36
Развитие Земли. Понятие о кайнозойской эре.
1
02.02
37
Защита проектов по теме «Развитие земли»
1
07.02
38
Выдающиеся люди моего края
1
09.02
39
Горы и равнины Башкортостана
1
14.02
40
Горы и равнины Башкортостана. Защита проектов.
1
16.02
41
Полезные ископаемые Башкирии
1
21.02
42
Полезные ископаемые Башкирии: нефть, угли, руды черных и цветных металлов.
1
28.02
43
Полезные ископаемые Башкирии: руды цветных и легких металлов
1
02.03
44
Полезные ископаемые Башкирии: нерудное минеральное сырье.
1
07.03
45
Времена года и народные приметы.
1
09.03
46
Времена года и народные приметы. Защита исследовательских работ.
1
14.03
47
Реки и озера Башкортостана
1
16.03
48
Реки и озера Башкортостана. Татышлинский район
1
21.03
49
Почвы и природные зоны Башкортостана
1
04.04
50
Почвы нашей местности
1
06.04
51
Растительный мир родного края.
1
11.04
52
Мир деревьев, лесов и степей
1
13.04
53
Болотное растение-хищник
1
18.04
54
Деревья и кустарники лесостепей, степей
1
20.04
55
Самые древние травы наших лесов. Мир грибов.
1
25.04
56
Мир цветов, ягод и лекарственных растений.
1
27.04
57
Животный мир родного края.
1
02.05
58 Млекопитающие лесов, лесостепи и степей.
1
04.05
59
Птицы Башкирии.
1
11.05
60
Земноводные, живущие на территории республики.
1
16.05
61
Насекомые.
1
18.05
62
Мир рыб
1
23.05
63
Экология Башкортостана
1
25.05
64
Почитаем и поиграем.
1
30.05
65
Экскурсия в лес
1
Содержание занятий (65 ч) Тема 1.Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (1 ч) Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся. Практика: анкетирование учащихся, опрос. Тема 2.Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч) Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания. Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники». Тема 3.План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч) Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез. Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез. Тема 4.Основные источники получения информации. (2 ч) Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия. Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. Тема 5.Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(1 ч) Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников. Тема 6.Методы исследования. Мыслительные операции.(1 ч) Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.. Тема 7.Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. (1 ч) Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды». Тема 8.Оформление работы. Подготовка доклада. (1 ч) Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад. Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ. Тема 9.Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint. (2 ч) Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация. Практика: работа в программе MicrosoftPowerPoint. Презентация «Моя мама». Тема 10.Тематические учебные исследования. (18 ч = 4 ч +14 ч)
- Исследование числа.- 1ч
- Исследование суммы, произведения. - 1ч
- Исследование «Лексическое значение слов» .- 1ч
- Исследование «Орфограммы в корне слов» .- 1ч
- Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» .- 1ч
- Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» .- 2ч
- Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .- 2 ч
- Исследование названий географических объектов. Исследование «Родная улица моя»- 2ч
- Исследование «Нашесело в тылу»1 ч-
- Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» -1 ч
- Исследование «Труд в моей семье» - 1ч
- Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление «Вредные привычки». - 2 ч
- Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний».
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом. В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Юный исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в 4 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: 1) натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; 2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; 3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; 4) географические и исторические карты; 5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах. Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. В ходе изучения курса «Юный исследователь» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям. Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии. На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми. Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления. Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков. Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
Программа предусматривает достижение 3уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс)
Второй уровень результатов (2-3 классы)
Третий уровень результатов
(4 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
Предполагаемые результаты реализации программы:
-
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;
-
овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе;
-
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
-
получат возможность осознать своё место в мире;
-
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
-
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения, готовить и проводить небольшие презентации;
-
получат возможность участвовать в конкурсах различного уровня, в том числе вне школы;
Должны научиться
Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
-
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
-
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
-
Планировать (составлять план своей деятельности);
-
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
-
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
-
альбом
-
газета
-
гербарий
-
журнал
-
книжка-раскладушка
-
коллаж
-
коллекция
-
костюм,
-
концертный номер
-
макет
-
модель
-
музыкальная подборка
-
наглядные пособия
-
паспарту
-
плакат
-
план
-
презентация
-
серия иллюстраций
-
сказка
-
справочник
-
стенгазета
-
сувенир-поделка,
-
сценарий праздника
-
учебное пособие
-
фотоальбом,
-
экскурсии
Информационно-методическое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности:
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по проектной технологии.
Учебно-методическая литература для учителя
- Бойчук В.А. Человек, животные, растения и окружающая среда: Методическое пособие. Уфа: ИРО РБ, 2010. - 49 с.
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
- Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
Учебно-методическая для обучающихся:
- Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы.
- А.В.Горячев, Н.И. Иглина"Всё узнаю, всё смогу".Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
17