Рабочая программа факультативного курса «Ступеньки добра. »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 городского округа город Урюпинск Волгоградской области

«Согласовано» «Утверждено»

Протокол заседания Приказ директора

методического объединения МБОУ СОШ №6

№_______от_____________ №________от______________




Рабочая программа

факультативного курса

«Ступеньки добра»






Класс: 4 «Б»

Ф.И.О. педагога - разработчика программы: Королева Галина Ивановна

Педагогический стаж:22 года

Квалификация: высшая категория

Эксперт программы:


2012 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Ступеньки добра» для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста( научные руководители - член корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина) и в соответствии с основными положениями закона « Об образовании» и строится на началах гуманно-личностного подхода к образовательному процессу. Актуальность данной программы обусловлена тем, что современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря телевидению, интернету, компьютерным играм. Современный ребенок живет иллюзией свободы. Подмена реальных форм социализации виртуальным приводит к примитизации сознания детей, росту агрессии, жестокости, цинизма. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что иди добра и справедливости, проблемы общения - наиболее интересны для детей данного возраста.

Цель данного курса - формирование у детей нравственных ориентиров, основ мировоззрения, развития личностных качеств. Достижение данной цели будет осуществляться при решении следующих задач:

  • формирование знаний об окружающем мире , роли и месте человека в нем;
  • формирование основ морали, способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • воспитание в ребенке умения любить, сострадать, сопереживать и творить добрые дела.

Для выполнения поставленных учебно - воспитательных задач предусмотрены два вида занятий:

  • лекционные;

  • практические.

Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны , дополняют друг друга и проводятся в виде игр, практических, творческих упражнений.

Занятия курса должны побуждать учащихся к активной мыслительной деятельности, учить наблюдать, понимать, осмысливать причинно- следственные связи , тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Предполагаемый результат

Воспитание чувства патриотизма, приобщение к опыту культуры казачества, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Усвоение добродетели, направленность и открытость к добру, состояние близости души, внутреннего мира. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками. Потребность и готовность проявлять сострадание, милосердие, правдолюбие, в стремление к добру и неприятию зла. Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки.

Программа предназначена для реализации в 1-4 классах. В процессе прохождения курса обучающиеся должны уметь:

  • свободно обсуждать различные темы ,высказывать собственное мнение;
  • прислушиваться к своему сердцу и мнению других.
Должны овладеть:
  • способностями делать правильный выбор в различных жизненных ситуациях.

Для технического обеспечения программы необходимо:

1. Оснащение кабинета

• Персональный компьютер

• Видеоаппаратура

• Плакаты

• Аптечка первой помощи

Форма подведения итогов работы:

1) Выставки работ учащихся;

2) Соревнования;

3) Концертные программы;

4) Ролевые игры;

5) Создание проектов;

6) Участие в конкурсах.

Формы контроля:

1) Тестирование уровня обученности;

2) Тестирование уровня воспитанности.


Тематическое планирование курса

№ n/n Тема Кол-во часов Виды деятельности I Раздел «Мир вокруг меня», 1 класс 1. Как прекрасен этот мир 1ч. Лекция учителя + экскурсия в парк 2. Доброе дело - Ясный день 1 ч.
Беседа 3.
За добро плати добром 1 ч. Внеклассные мероприятия
4. Взаимопомощь - как ее организовать 1 ч. Беседа 5. Тело, душа, дух - Человек 1 ч. Беседа +встреча со священником 6. Таинственный мир моей души 1 ч. Беседа + практическое занятие 7. Здоровый дух - здоровое тело. 1 ч. Лекция
8. Забота человека о душе 1 ч. Беседа 9. Чуткое сердце 1 ч. Беседа +практическое занятие 10. Радости и горе 1 ч. Беседа 11.
Послушание и непослушание 1 ч. Беседа 12. Добрые слова и добрые дела 1 ч. Беседа +практическое занятие 13. Разговор с совестью 1 ч. Беседа 14. Мир нашего дома 1 ч. Беседа +практическое занятие 15. Портрет моей семьи 1 ч. Беседа +практическое занятие 16. Дружелюбие 1 ч. Беседа 17. Праздник. Ты и я - мы друзья. 1 ч. Внеклассное мероприятие. Итого 17 ч.
II Раздел «Мир во мне». 2 класс 1. Гармония в мире 1 ч. Беседа 2. Какой ты человек 1 ч Беседа 3. Человеколюбие 1 ч Беседа + встреча со священником 4. Порадовать близких - как это просто 1 ч Практическое занятие 5. Протяни руку помощи 1 ч Беседа 6. Человек для человека 1 ч Лекция + практическое занятие 7. Зачем нужно делать добрые дела 1 ч Беседа 8. Как очистить наше сердце 1 ч Беседа 9. Что такое добродетель 1 ч Беседа 10. Человек с каменным сердцем 1 ч. Беседа + практическое занятие 11. Жизнь замечательных людей 2 ч. Беседа + встреча с ветеранами 12. Мать и дитя 1 ч. Беседа + практическое занятие 13. Древнерусский образ матери 1 ч. Беседа 14. Русь богатырская - Русь православная 2 ч. Беседа + встреча со священником 15. Могучее творение человека 1 ч. Внеклассное мероприятие
Итого: 17 ч.
III Раздел «Мир моих чувств». 3 класс 1. Человек - личность 2 ч. Беседа + встреча с интересными людьми 2. Мир наших чувств 2 ч. Беседа 3. Вера, надежда, любовь 1 ч. Беседа 4. Познаю мир 2 ч. Беседа + экскурсии 5. Воспитай волю 2 ч. Беседа 6.
Что такое справедливость 2 ч. Беседа + практическое занятие 7.
О грубости и черствости 2 ч. Беседа 8. Надо ли любить всех? 2 ч. Беседа + встреча со священником 9. Что такое благочестие? 2 ч. Беседа 10. Добродетели и пороки 2 ч. Беседа + практическое занятие 11. Милосердие и жестокость 2 ч. Беседа + практическое занятие 12. Что бы вы хотели узнать о предательстве 2 ч. Лекция + дискуссия 13. Жизнь замечательных людей 3 ч. Беседа + встреча с интересными людьми 14. Православная Россия в лицах 5 ч. Беседа + встреча со священником + экскурсии 15. Миролюбие 2 ч. Беседа 16. Мир желаний - мир возможностей 1 ч. Внеклассное мероприятие
Итого: 34 ч.
IV Раздел «Законы жизни». 4 класс 1. Мир - это человечество 2 ч. Беседа + практическое занятие 2. Мое место в жизни 2 ч. Беседа + творческая работа 3. В дружбе - сила 1 ч. Беседа 4. Простые истории человеческой жизни 3 ч. Беседа + встреча с интересными людьми 5. Щедрость и жадность 1 ч. Беседа 6. Имеем ли мы право осуждать? 1 ч. Беседа 7. Как можно приучить себя не завидовать другим? 1 ч. Беседа 8. Зачем необходимо просить прощение? 1 ч. Беседа 9. Прощенное воскресение в православии 1 ч. Беседа + встреча со священником 10. Добро и зло 1 ч. Беседа 11. Милосердие и сострадание 2 ч. Беседа + практическое занятие 12. Золотое правило нравственности - любовь к ближнему 2 ч. Беседа + практическое занятие 13. Мир детей и взрослых 2 ч. Беседа + творческие работы 14. Жизненный путь поколений моей семьи 3 ч. Беседа + практические и творческие работы 15. Мои детские мечты 1 ч Беседа + творческая работа 16. Моя вера 1 ч Беседа 17. Храни духовные сокровища 2 ч. Беседа + практическое занятие 18. Их почитают на Руси 3 ч. Беседа + встреча со священником 19. Жизнь замечательных людей 2 ч. Беседа + встреча с интересными людьми 20. След человека на земле 1 ч Беседа 21. Праздник нравственности 1 ч Внеклассное мероприятие
Итого: 34 ч.



Структура и содержание программы. Программа «Ступеньки добра» состоит из 4 разделов в соответствии с четырьмя ступенями младшего школьного возраста. Может осуществляться на факультативных занятиях вариативной части учебного плана, введена во внеурочные занятия или на классных часах. I раздел «Мир вокруг меня» включает работу с детьми 1 класса. В этом разделе ребенку раскрываются представления о семье и мире, взаимоотношениях. Итогом работы по этому разделу является обретение ребенком духовного единения в семье, в кругу друзей. II раздел «Мир во мне» для детей 2 класса. В разделе раскрываются гармоничные взаимоотношения с миром; у ребенка формируются позиции духовно- нравственного человека. III раздел «Мир моих чувств» предназначен для работы с детьми 3 класса. В этом разделе раскрывается богатство и разнообразие мира чувств человека; дети знакомятся с традициями воспитания на Руси. IV раздел «Законы жизни» для работы с детьми 4 класса. В этом разделе раскрывается смысл и значение законов нравственности в жизни человека. Ребенок учится умению анализировать, делать выводы, свободно высказывать свои мысли и быть независимым в суждениях.










Список литературы

1.Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 432 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. - 3-е изд. - М.:МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с. 3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 672, [6] с. 4.Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. - С. 95-97. 5. Выготский Л.С. Развитие психики и мировоззрение ребенка //Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6-и т. Т.3. - М.: Педагогика, 1983. - 314-329.

6.Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Социально-психологическое пространство самоопределяющегося субъекта: понимание, характеристики, виды // Вестник практической психологии образования. - 2007. - №2 (11). - с. 7-13. 7. Засимовский А. В. Нравственное воспитание школьника в современных условиях // Педагогика. 1998. № 7. 8. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Университетская книга, Логос, 2008. - 384 с. 9. Кон И. С. Психология школьника. - М.: Просвещение, 1982. - 214 с. 10. Кондратьева О. В., Кондратьев С. В. Социальная психология. - Волгоград: Учитель, 2004.- 80 с. 10. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с. 11. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3-е. - СПб.: Речь, 2007. 12. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. / В.А. Сухомлинский - М., Просвещение, 1989.



© 2010-2022