Исследовательская работа Этнография детства чуваш села Лащ-Таяба

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ имени В.В.Андреева

Яльчикского района Чувашской республики»










Исследовательская работа на тему:


Этнография детства чуваш села Лащ-Таяба.


























2013 год.



Цель работы:

-этнографическая характеристика детства чуваш, проживающих в селе Лащ-Таяба.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

-рассмотреть систему ухода за детьми и их воспитанием в деревне , показать участие семьи и сельской общины в этих процессах;

-охарактеризовать традиционные обряды , связанные с рождением и первыми годами жизни ребенка, способы охраны его здоровья и лечения детских болезней.

Актуальность: -в результате различного рода преобразований, многие обычаи и обряды, потерпели значительные изменения и их необходимо зафиксировать.


Введение. Эта работа посвящена этнографии детства, характерной для жителей села Лащ-Таяба Яльчикского района Чувашской Республики. Актуальность этой темы состоит в том, что в результате различного рода преобразований, многие обычаи и обряды, потерпели значительные изменения и их необходимо зафиксировать. Изучение этой темы помимо историко-этнографического интереса, имеет важное практическое значение. Потребность людей в празднично-обрядовом оформлении важнейших событий жизни весьма велика, по этому необходимо выявить все ценное и положительное, прекрасное в старинных, выработанных народом на протяжении веков обрядов, чтобы использовать их по мере возможности в современной жизни. Основным источником работы явились материалы, собранные с октября по ноябрь 2012 года в селе Лащ-Таяба. Исследования проводились по специально разработанным анкетам, которые мы привели в приложении в конце работы. В качестве информаторов были люди пожилого возраста, среди которых преобладали женщины ( сведения о них можно также найти в приложении). Научная новизна определяется тем, что она является первой обобщающей этнографической работой по изучению обрядов и обычаев чуваш, проживающих в селе Лащ-Таяба, на основе полевых этнографических данных.


Обряды рождения. Имя. Одним из самых больших несчастий для наших предков было отсутствие в семье детей. Считалось, что человек жениться и выходит замуж, прежде всего для того, чтобы родить и воспитать детей. Человек, который после себя не оставит другого здорового и воспитанного человека, прожил свою жизнь зря. Если рассмотреть обычаи и обряды. Связанные с родинами, нужно отметить, что роды происходили дома, так как больниц в то время не было. Во время родов к родильнице клали богородскую траву (чапар кураке). Считалось, что её запах отгоняет от родильницы зло. В старину уже после родов на другой день ходили на работу. Маленького ребенка клали на коляску (зыбка в виде корзины). После родов новорожденного завертывали в какую- нибудь часть одежды отца или матери. Если родился сын, то завертывали в одежду отца - сын будет таким же сильным, здоровым как отец; а если девочка- то в одежду матери: трудолюбивая ,скромная как мать. О благополучном окончании родов семье или родственникам оповещал тот, кто принимал роды. Обычно это была повитуха (эпи карчак). Она была жительницей того же села. Ей за помощь при родах давали продукты: молоко, масло, яйца и т.д. На другой день или через некоторое время проводили обряд очищения родильницы, так как до определенного времени она считалась нечистой. Ей запрещали посещать людные места, совершать моления, принимать участие в обрядах. Обряд очищения происходил в бане. Роженицу три раза мыли приговаривая: «Вся нечисть уходи» («Таса марсем тухса кайччер). При рождении девочки роженица должна была очищаться дольше. Если в семье рождался мальчик, особенно первенец, радовались больше, чем девочек. Мальчик является продолжателем рода, он получает землю, а девочкам землю не давали. Иногда в семье рождались двойни. Это считалось за особое благословение. После рождения ребенка старухи предсказывали будущее новорожденного, его будущие свойства. Например: если ребенок родится с длинными волосами или с длинными волосами на ногах - будет счастливым; если родится лицом вниз - скоро умрет; если родится в «рубашке»- будет счастливым. Через некоторое время после рождения ребенка купали. При купании ребенка для здоровья в воду добавляли зверобой, а ромашку - для красоты. Воду, в которой купали первый раз новорожденного, выливали в то место, куда не ступала нога человека. Купали ребенка один раз или два раза в неделю. При различных заболеваниях для лечения ребенка использовали разные травы: тысячелистник - от поноса, подорожник - от кашля, листья смородины - от поноса, отвар из коры дуба для лечения от поноса и от кашля. Также иногда использовали молоко матери: при насморке капали в нос ребенка немного материнского молока. По представлению наших предков, только что рожденный человек-это просто живое существо, и для того чтобы приобщить это существо ко всему человечеству, к его семье и к его народу, устраивали пиршество (ача чук). В честь маленького человечка собиралась вся родня, как со стороны мужа, так и со стороны жены. Родители готовили угощение, в числе которого обязательно был хлеб, сыр (чакат), мед. Поэтому иногда этот обряд называют «ача чакаче». Самый старый человек брал младенца на руки, мазал ему язычок маслом и медом, чтобы жить ему благополучно и, чтобы речь его была « мягкой» и «вкусной». Затем молились. В молитве ребенку желали быть здоровым, работать на своей земле, жить до старости, быть вежливым в обращении с людьми , стать опорой отцу- матери, быть продолжателем рода и иметь много сыновей и дочерей, чтобы не кончился род и продлился из века в век. Некоторые эпизоды этого обряда сохранились в нашем селе до сих пор. Срок от родов до крещения ребенка считался для роженицы и ребенка опасным, так как именно в это время в ребенка мог вселиться нечистая сила. Именно поэтому ребенка старались быстрее крестить. В день крещения крестный отец и крестная мать первый раз одевали ребенка. В рубашку, которая надевалась на новорожденного, закалывали булавку от сглаза. От сглаза также на лбу ребенка золой рисовали точку. Считалось, что если ребенка долгое время не крестить, то он будет часто болеть. Новорожденного клали в люльку (сапка). Под подушку клали металлический предмет (обычно ножницы), который предохранял от злых людей. Зыбку изготовляли обычно из коры дерева. Когда ребенку исполняется год, ему стригут первый раз волосы. Перед началом стрижки, стригут волосы крестообразно, тогда же в первый раз стригут ногти. Если ребенок долгое время не мог научиться ходить или говорить, то родители, видя похоронную процессию, просили у покойного оставить своё умение ходить или говорить их ребенку. («Хаван челхуне парса хавар. Сан пек хыта уттар»). В древности имя человека имело особый смысл. Считалось, что какое у него было имя, такой и будет жизнь. В древности чуваши не употребляли отчеств, к именам могли добавлять прозвища, которые позднее часто становились фамилиями. Эти прозвища - фамилии не были обидными или оскорбительными , а указывали , из какого рода человек или чем этот человек отличается от других. До сих пор в чувашских деревнях у многих людей кроме официальной фамилии есть «деревенское имя», которое знают только односельчане. Например: Михаля Толик-означает то, что Толик сын Михаила. Имя ребенку выбирали родители. Обычно если в семье кто-то умирал, то давали его имя. Иногда при крещении ребенку давали второе имя. Например: первого имени в божьей книге нет: нет Светланы, писали Фатинея. Маленького ребенка все любили. Его все называли ласкательным именем: «пепкем», «пепкесем», и т.д. Ребенку никогда не говорили что он красивый,

так как боялись его сглазить. Ему не говорили что он злой (усал), боялись, что зло приживется к нему.

Воспитание детей. Главной целью семьи было воспитание детей. Главой в семье, как и в старину, так и сейчас, считается отец. Отец занимался воспитанием сына. У мальчиков старались выработать силу, волю, умение работать с различными инструментами. Мальчик должен быть храбрым, сильным. Воспитанием девочек больше занималась мать. Она учила их готовить, шить, вышивать. У девочек старались воспитывать скромность, трудолюбие. Самым важным воспитанием чуваши считали трудовое воспитание. Только на его основе можно было дать все остальные виды воспитания. Наши предки считали, что человеку нужно не просто любить труд, а иметь привычку, потребность трудиться, не проводить время впустую. Свою трудовую школу маленький ребенок начинал рядом с отцом -матерью, бабушкой-дедушкой. Сначала он просто подавал инструменты и наблюдал за работой, потом ему доверяли закончить работу, например, отрезать нитку на шитье, до конца забить гвоздь и т.д. Подрастая, ребенок тянулся к более сложной работе и так постепенно учился всем ремеслам, которые знали его родители. Кроме родителей в воспитании детей могли принимать участие бабушка с дедушкой, а иногда крестные отец и мать. Девочка спала с матерью, а мальчик с отцом. У старших братьев и сестер младшие учились всему, а те в свою очередь нянчили их. Дети с семи лет постились, садясь за стол, дети вместе с родителями молились. Молились также ночью перед сном. Во время поста употребляли пищу без молока, масла, мяса. За столом дети не шумели, не разговаривали, ели обычно из одной посуды. В гостях детям не разрешалось сидеть вместе с родителями за столом. До революции школа была доступна лишь для детей богатых , а детей бедных там не учили. Первая школа была открыта в нашем селе в 1840 году. Дети бедных, уже с 5-6 лет работали на поле вместе с родителями. Из этого следует, что воспитание они получали в ходе работы. Игрушки и игры. Во все времена и у всех народов дети играют в игрушки. Прежде чем научиться жить в большом мире, каждый ребёнок, играя, создает свой маленький мир, как бы проводит репетицию своей будущей жизни. Игрушки изготовлялись из различных материалов. Основным материалом являлись глина, солома, ткани. Игрушки были разнообразны - это куклы (пукане), обычно из соломы или из ткани, фигурки животных и птиц (келетке)-лошадей, баранов, петухов и т.д. Уже с 3-4 лет дети сами себе придумывали игры и мастерили игрушки. Все, что попадало под руку, могло пригодиться для игры. Играя, дети приучались делать полезные вещи, например, плести корзину, обрабатывать древесину, шить, вязать. Из глины лепили всевозможные фигурки человечков, животных, разную посуду, изготавливали любимый детский музыкальный инструмент- свистульку (там шахлич).

Игры детей подражали труду взрослых. С 12 лет девочки и мальчики посещали посиделки, хороводы. На посиделках играли, вышивали, пели. В большинстве игр девочки и мальчики играли вместе. Все детские игры были полезны для здоровья детей, так как большинство из них проходили на свежем воздухе, во дворе или на улице. Только в очень холодное время или во время сильных дождей дети играли дома. Зимой дети катались на лыжах, санках. Расчищали пруд от снега и катались на самодельных деревянных коньках. Итак, из всего этого материала можно сделать вывод: некоторые обычаи и обряды, связанные с детьми, сохранились до сих пор, и они передаются от поколения к поколению.





















Список источников и литературы: 1.Элхеров Г.О. О чувашах села Таяба. Полевые записи автора , октябрь 1913 год. 2.Иванов В.П. Этническая история чуваш.-Ч:- Чувашский институт повышения квалификации работников народного образования.-1992 г. 3.Дмитриев Г.Т. Тёван ялём-савнё ялём?-Ч:-Союз писателей Чувашской ССР.-1991 г.



Список информаторов: 1.Николаева А.А.-1935 г.р. 2.Сметанина Н.А.-1942 г.р. 3.Сисьмекова Е.Д.-1942 г.р. 4.Михайлов Г.П.-1917 г.р. 5.Теньков А.Ф.-1929 г.р.




















Приложение.

Анкеты. Как давали имя ребёнку.

1 .Какими соображениями определялся выбор имени ребёнку?

2.Не сопровождали ли какие- либо обряды выбор имени ребёнку?

З.Не давали ли имя по умершему раньше в семье ребёнку? На каком

основании?

4.Не существовал ли обычай давать имя по названию животных и птиц?

З.Не было ли обычая давать одно имя при рождении, а другое впоследствии?

Когда давалось второе имя?

6.Кто в семье, в родне имел преимущественное право выбирать имя

новорождённому? Не признавалось ли это право только за матерью?

7.Какими ласкательными именами называли детей?

8.Не было ли обычая обращаться к детям нарочно с именами или

прозвищами унизительными? Почему? Не объяснялось ли это как средство,

предохраняющее от сглаза, от влияния нечистот, злой силы

Обряд крещения детей.

1.Когда назначали крестины? Спешили ли с крестинами, и на каком

основании?

2.Кто нёс ребёнка в церковь?

З.Кто мог стать кумом? Не существовало ли поверье, что в крёстные не

следует выбирать бездетных женщин?

4.Какие существовали особые угощения и кушанья на крестинах? Не носило

ли крестинное пиршество особое название?

5.Какие подарки были обязательны для крёстного и крёстной?

б.Не существовало ли верованье, что связь между восприемником и

крёстными продолжалось и на том свете?

7.Какие поверья связаны с детьми, умершими до крещения?

8.Не существует ли поверье, что души их, обращаются в птиц и летают

повсюду?

Положение детей в семье.

1.Кто считался главой семьи? Кто считается главой семьи в современных

семьях?

2.Кто больше занимался воспитанием девочек, а кто мальчиков?

3.Какие специальные качества старались выработать у мальчиков, а какие у

девочек?

4.Какую цель ставили в воспитании мальчиков, а каких девочек?

З.Кто ещё кроме родителей принимал участие в воспитании детей? Кто

осуществлял уход за маленькими?

6.С кем девочка и с кем мальчик спят ночью? До какого возраста?

7.Как влияли старшие братья и сестры на младших?

8.Какие традиции семейного воспитания вам известны? В чём заключается

передача их?

9.Какие религиозные обряды соблюдали дети в семье?

10.Какие формы наказания и поощрения вам известны? В каких случаях их применяли?

Питание детей.

1.Режим питания (регулярное или нерегулярное). Причины такого питания.

2.Из какой посуды питались? Как и из чего изготовлено?

3 .Чем кормили детей первого года жизни и как их готовили?

4.С какого возраста ребёнка отнимали от груди?

5.Чем могли заменить грудное молоко?

6.Когда дети начинали переходить к взрослой пище?

7.С какого возраста они начинали готовить еду самостоятельно?

8.Соблюдали ли дети посты? С какого возраста? Какую пищу употребляли во

время поста?

9.Как должны были вести себя дети за столом?

10.Разрешалось ли детям сидеть за столом вместе с родителями в гостях?

Почему?

11 .Какова роль отца и матери за столом?

12.Не заставляли ли молиться детей перед едой?

Детские игры и игрушки.

1 .Из чего делались игрушки, и кто их изготовлял?

2.Принимали ли дети участие в изготовлении игрушек?

3.Какие виды игрушек вам известны?

4.Какими игрушками играли мальчики, а какими девочки?

5.В какие игры играли в разные времена года? Как они возникли?

6.в каком возрасте мальчики и девочки начинали участвовать на посиделках,

в хороводах и т. д.?

7.Чем занималась молодёжь на посиделках?

8.Каким способом передавались игры?

Детская одежда.

1 .Чем пеленали детей, её способы и особенности?

2.Какой материал использовали для изготовления одежды? Что .носили дети?

3.Какую одежду больше предпочитали: купленную или изготовленную дома?

4.Как и чем украшали одежду?

'5.Для чего украшали одежду?

6.Когда (возраст) появляются отличия в одеждах мальчиков и девочек?

7.Были ли социальные отличия в одеждах детей?

8.Известны ли вам какие- либо обряды, связанные с одеванием одежды

(мункун кепи) другие?

9.Как часто меняли одежду детей? Чем её стирали?




© 2010-2022