Зима - покой природы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДА СЫКТЫВКАРА»

Открытый урок окружающего мира по теме: "Зима - покой природы".

Программа "Школа-2100", 1-й класс .

Потолицына Ольга Васильевна, учитель начальных классов

Тема урока: «Зима- покой природы».

Цель урока: Знакомство с изменениями в природе зимой.

Задачи:

1.образовательные : познакомить обучающихся с зимними явлениями, учить отличать признаки зимы

2. развивающие: учить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных

3. воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена

Оборудование: учебник«Окружающий мир» 1 класс, рабочая тетрадь, карточки с названием зимних месяцев, иллюстрации с изображением домашних и диких животных, иллюстрации с изображением зимней природы, жизни растений и животных, иллюстрации картин великих русских художников. карточки для игры «Крестики-нолики» , запись песни "Всем нужны друзья".

Ход урока. I. Организационный момент. Настроимся на урок. Улыбнитесь друг другу. Пожелайте друг другу удачи. Эти рифмованные загадки подскажут вам тему нашего урока. Отвечайте быстро и дружно.

Щиплет щеки, щиплет нос,

Но не страшен нам …(мороз).

Стали звёздочки кружиться,

Стали на зиму ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а … (снежинки).

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит девица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.

Поспешила к нам сама

Белоснежная … (зима).

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

1. - О каком времени года мы будем сегодня говорить?

- Какова будет тема нашего урока?

- Тема нашего урока "Зима - покой природы" 2. - Что такое покой? - А почему зиму называют "покой природы"? - Каков главный вопрос нашего урока? - А для чего нам это надо знать?

- Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

3. -Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно.

Признаки зимней погоды:

-становится холоднее

-небо чаще покрыто облаками

-осадки выпадают в виде снега

-дни становятся короче, а ночи длиннее

4. Беседа о трех месяцах.

Игра «Расставь по порядку». ( на доске записаны зимние месяцы не по порядку, есть лишние)

- Какие месяцы зимы вам известны? Расположите их в правильном порядке.

- Что знаете о декабре? Как по коми звучит название месяца?

-Что вы знаете о снеге?

Минутка для любознательных.

Ученик:

Снежинка - одно из самых прекрасных созданий природы. Когда холодно и нет ветра, падают и кружатся легкие и красивые снежинки. Все они разные, у каждой свой узор. Если в это время выглянет солнышко, то заблестят снежинки маленькими звездочками. Размеры снежинок зависят от температуры.

Ученик:

Если на улице не очень холодно, а снег пошел сильнее, гуще, то становится еще теплее. Снежинки слипаются вместе в мягкие хлопья снега. Сильный снег называется снегопадом. А когда дует ветер, из туч сыплется крупа - маленькие плотные комочки снега. Они очень похожи по форме и размеру на пшено или гречку, поэтому такой снег и прозвали - крупа

А иногда снег не идет из тучи, а намерзает прямо на веточках деревьев. Это иней. Реки, ручейки, озера и пруды в декабре покрываются льдом. Вначале он тоненький, слабый и по нему нельзя ходить. Но к середине декабря он обычно становится крепче. Можно доставать коньки.

-Показ картины И.Э. Грабарь "Иней"

-Расскажите о втором месяце зимы. Как на коми языке звучит слово январь?

- " Месяц январь - зимы государь" - так народ говорит. Как понимаете слово "государь"? В народе январь называют "лютень", или "лютовей".- Как вы думаете, почему? Январь - самый холодный месяц. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днем на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щипает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. Январь -году начало ,зиме-середина.

- Какой зимний месяц у нас остался? Назовите его по коми.

Это последний месяц зимы. В народе называют его "снеговеем". Почему? В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Погода становится мягче, теплее, чем в январе. От того снег становится липким. А также хорошо в такую погоду играть в снежки.

Показ картины В. Сурикова "Взятие снежного городка".

А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Кажется кто-то белый бежит по земле, петляет. Это поземка. А поднимется ветер посильнее, закрутит снег выше головы. Это начинается Вьюга У нее много имен . Как вы думаете, какие? Вьюга, Метель, Пурга, Снежная Буря. Такой уж месяц февраль. Про него говорят: "Вьюги и метели на февраль налетели". В конце февраля солнышко становится теплым. Скоро весна! Погода в феврале не приносит холода. Люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные, румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.

Показ картины И.Э.Грабарь "Февральская лазурь"

Показ картин Б. Кустодиева и К. Е. Маковского.

- Какие зимние месяцы мы с вами вспомнили? (декабрь, январь, февраль)

- Как вы думаете изменилась жизнь растений и животных зимой?

- С чем это связано?

(Стало очень холодно)

- А с чем связано общее похолодание зимой?

II.Открытие новых знаний.

1.Самостоятельная работа. Выполнение задания в тетради."Что встречаем - не встречаем зимой" на стр. 36 тетрадь

(обучающиеся должны обвести кружками разных цветов предметы, которые они встречают только зимой)

Проверка: Отгадайте загадки и скажите, каким цветом вы обвели этот предмет.

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко,
Вставили морковку.
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?(Снежная баба.Ее встречаем только зимой, обвели синим кружком)

Вниз вершиной растет, вверх корнем растет.

(Сосулька, обвели синим кружком)

2.Упражнение на развитие наблюдательности " Найди настоящую снежинку" ( стр .88 . учебник) Почему вы так решили? (6 лучиков)

3. Каковы особенности жизни деревьев зимой? Вспомните, что вы наблюдали во время экскурсии? Показ гербария( ёлка ,сосна, берёза, осина)

-Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Но не все деревья сбрасывают листья.

- Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок)- Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.

4.Игра-задание . А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина:
Зверушек и пичужек -
Всех спрятала зима.

А).Рассмотрите иллюстрации зимнего леса и найдите , где спрятались звери и птицы?(Стр.86 учебник.)

Что они делают зимой? Как можно их обнаружить? (синицу- по звуку, дятла -по стуку, зайца, лесную мышь, белку -по следам)

Б) Теперь выполните задание в тетради на стр.35 соедините линиями зимние жилища и корма с их потребителями и обитателями.

- Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу? - От кого прячутся птицы?

- Какие трудности они испытывают зимой? Вспомните, какие из них улетели? Почему птицы улетают?

- Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом - голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм.

- Как вы думаете, какие птицы улетают последними и почему?(водоплавающие, реки замерзают позже)

И все- таки некоторые остаются зимовать.

-Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму?(кормушки)

- Звучит песня "Воробьиная песня" (Всем нужны друзья )

Сл. П. Синявский Муз. З. Компанеец.

В). Игра «Угадай, где я зимую». Физминутка.( если перелётная птица, показывают полёт, а если зимующая - приседают).

Ласточка, утка, ворона, скворец, сорока, гусь, воробей, грач, сова, аист.

Г). Работа в группах Расскажи как зимует животные по плану.

1.Название животного.

2.Как готовится к зиме?

3.Чем питается?

4.Как прячется от стужи?.

IV. Самостоятельное применение знаний.

1.Игра "Крестики-нолики".

(Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный)

1.Прячутся ли насекомые к зиме? (+)

2.Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

3.Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

4.Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

5.Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

6Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

7.Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

8.Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

(+ ,0,+ , 0 , + ,+ , +,0 )

2. Взаимопроверка выполненного задания.

Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.

Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

- Как вы поняли, ребята, почему говорят, что "Зима - покой природы", что "зимой природа спит"? (Ответы учеников)

Чтение вывода по теме на красной планшетке на стр. 87 .

V. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, что нового вы узнали для себя на уроке?

-Ответили ли на главный вопрос урока?

- Что показалось вам наиболее интересным?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

Домашнее задание:

-Раскрасьте морозный узор ( рабочая тетрадь, задание №1) или нарисуйте свой.

- Молодцы! Спасибо за урок.


Литература.

1 .Ю.А.Барышева, А.А .Вахрушев,А.С.Раутиан. Методические рекомендации для учителя «Я и мир вокруг». Москва «БАЛАСС»

2.А.А.Вахрушев,О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Учебник по окружающему миру «Окружающий мир »1 класс. Москва «Баласс»,2011 г.


© 2010-2022