- Преподавателю
- Начальные классы
- Твори добро
Твори добро
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лихачёва О.В. |
Дата | 29.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ СОШ № 9, г.Октябрьский
Тема: Твори добро
Урок нравственности
2 класс
(урок разработан по технологии А.З.Рахимова) Цели: воспитание гражданина, обладающего социально значимыми нравственными ориентирами, воспитание с опорой на положительных героев. 1. Постановка учебной задачи - Наш урок мы начнём с прослушивания музыки Эдварда Грига. Обратите внимание на особенность этой музыки? Звучит музыка Э.Грига - Ребята, вы обратили внимание на то, как изменилась музыка? - Вначале она была спокойная, затем всё больше и больше набирала силу. Такова и жизнь человека. Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется качествами, которые необходимы ему для жизни. Слово, это серьёзное слово, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нём забота и ласка, Тепло и любовь. В нём стремленье На помощь прийти Вновь и вновь. Это качество В сердце у многих живёт И о боли других Позабыть не даёт. И оно поважнее, Чем лица красота. Догадались, что это? Сердец… доброта Инсценирование рассказа
А сейчас, ребята, нашего класса, покажут нам сценку по Биссет «Сказка про слона, про костёр и про белую уточку».
Инсценирование с использованием масок
Автор. Жил-был на свете слон, очень большой, совсем некрасивый, но очень добрый. Звали его Лони. Однажды он пошёл гулять. Шёл, шёл и пришёл к пылающему костру. Возле костра грелась белая уточка, а рядом был пруд. Уточкин пруд.
Лони остановился, чтобы полюбоваться на костёр, и на его отражение в воде, и на белую уточку. Но тут набежала тучка, стал накрапывать дождь. Костёр испугался.
Костёр. Если дождь разойдётся я погиб!
Уточка. Ах, что ты, не плачь, не то сам себя зальёшь слезами.
Костёр. Постараюсь.
Лони. Не унывай, дружище, я на тебя подую.
Автор. Костёр чуть разгорелся и повеселел. Но дождь лил всё сильнее и сильнее.
Лони. Уточка, лети к тучке и скажи, чтобы она перестала поливать дождём.
Автор. Миранда полетела к тучке и всё ей рассказала. Тучка извинилась и улетела в другую сторону.
Не жалея сил Лони дул и дул на костёр, и костёр разгорелся ярче прежнего. Он был очень доволен, но теперь Миранда загрустила.
Лони. Что с тобой?
Миранда. Я…я…я…так люблю дождик. Все утки любят.
Лони. Но этому горю легко помочь.
Автор. Он опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и обдал уточку настоящим ливнем. Миранда захлопала крыльями и крякала от удовольствия.
Миранда. Настоящий дождь! Даже лучше, чем дождь!
Автор. Лони снова опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и опять полил на уточку дождём. А потом набрал побольше воздуха и подул на костёр.
Но вот пришло время возвращаться ему домой. Лони сказал «До свидания» и пошёл. Когда Лони исчез из глаз, Миранда подбросила в костёр веточек, спрятала голову под крыло и заснула.
-
Что показалось вам в рассказе самым главным?
-
Предложите свой заголовок к рассказу.
Обсуждение в группах
- Как вы думаете, можно ли одновременно делать несколько дел?
- А если бы все люди были подобны этому слонёнку, каким бы стал мир? Учитель. Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, милосердие, внимание друг к другу, толерантность в нашем обществе живут по сей день. Часто по радио и телевидению звучат имена людей, которые не имеют возможности перечислить средства на благотворительные цели, но готовы поделиться последним, таких людей становится всё больше. Кто-то купит пушистую сосенку и отнесет в подарок детям детского дома, кто-то от души принесет баночки варенья жителям дома престарелых. Знаменитые музыканты проводят благотворительные концерты. Делая добрые дела мы не должны забывать о братьях наших меньших. Самооценка 2. Проверка домашнего задания А) Дома вы нарисовали рисунки на тему добро. Эти рисунки мы поместили на выставку. Выставка детских рисунков
Обсуждение в группах
- Вспомните и приведите примеры из личной жизни о взаимопомощи, о добрых делах.
В этом году мы собирали школьные принадлежности для детей детского дома нашего города. Б) На прошлом уроке вашим творческим заданием было досочинить стихотворения по данному началу: О, мудрецы, вы бесконечно правы, Наш мир спасут добро и красота… ( чтение 1-2 стихотворений ) все ваши стихотворения вошли в нашу классную газету. Обязательно подойдите на перемене и прочитайте работы своих одноклассников. самооценка 3. Решение учебной задачи. 1 задание Обсудите в группах - как вы понимаете слово «доброта»? - что означают слова «Твори добро»?
Далее по одному ученику с каждой группы дают ответ на вопрос
Давайте обратимся к нашей настольной книге - словарю Ожегова, чтобы дать более точное объяснение этому слову.
Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
-Кто может повторить значение слова «доброта»? Проговорите значение этого слова каждый сам.
Самооценка ( Оцените свою работу следующим образом: кто может полностью самостоятельно повторить все значения слова дружба так же, как и в словаре поставьте себе «5», кто повторит с небольшой опорой на словарь - «4», и кто повторит только с помощью учителя - «3». )
- Итак, определите тему сегодняшнего урока?
Сегодня наш урок посвящён …. (Открывается доска, там плакат со словами «Твори добро»
Итак, тема нашего урока: «Доброта». 2 задание
Составление пословиц о доброте. Учащиеся пяти групп получают конверт с пословицами о доброте. Надо собрать пословицу из отдельных слов (на листочках), далее объяснить её значение. Учитель по ходу прикрепляет пословицы на доске.
1-я группа. «Доброта без разума пуста».
2-я группа. «Делай другим добро- будешь и сам без беды».
3-я группа. «Добрые умирают, да дела их живут».
4-я группа «Худо тому, кто добра не творит никому»
5-я группа « Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»
6-я группа « Доброе дело два века живёт»
Учитель. Молодцы, пословицы у вас получились.
Самооценка
Учитель: Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее - Доброту. Мы в классе тоже должны относиться с добром друг к другу. А от кого это зависит? + от нас самих - Я попрошу всех встать. Каждой группе я дам воздушный шар. Вы должны под музыку его передавать и при этом говорить друг другу добрые слова. ( звучит песня « Дорогою добра») Добрые люди, ничто нас не остудит, И не захлопнуть распахнутых дверей! Добрыми будем, и мир добрее будет, Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
Р. Казакова
3 задание Ситуации:
- Ученик, возвращаясь из школы, увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
- Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна его чем-то отблагодарить.
-
Почему мальчик из первого рассказа так поступил?
- Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного? Почему?
- Какая пословица подходит к данному рассказу? (От добра добра не ищут. Скромность украшает героя.)
Учитель. В заключение анализа этих рассказов хочется вспомнить народную мудрость: «Самое подлое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается». самооценка
4 задание - Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Как называют человека, который живёт и всё делает только ради своей выгоды? Обсуждение в группах +Напротив себялюбец, самолюб, эгоист.
- И.С.Тургенев писал «Себялюбие- самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево.»
Обсуждение в группах -Каким делает человека доброта? +обаятельным красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, и милая улыбка на губах. Отзывчивым, неравнодушным, милым, добродушным. самооценка
4. Рефлексия и итог урока - А теперь, ребята, я попрошу всех посмотреть ещё раз на наш цветок. Кто знает из какого рассказа он пришёл к нам в гости? +Валентин Катаев «Цветик-семицветик». - Давайте вспомним, кому и как, в этом рассказе помогла девочка Женя? Обсуждение в группах -У вас у всех на столах цветики-семицветики. На лепестках вы должны написать: какими же качествами по вашему мнению должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый? / дети под музыку заполняют лепестки и вывешивают их на доску. / - Вот какая получилась у нас душа- цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, трудолюбие, добродушие, ум… - Ребята. Давайте вернёмся в начало нашей беседы, вспомним про слонёнка. Каким же станет мир, если все будут похожи на слонёнка? - Можно ли одновременно делать несколько добрых дел? - Если бы вам пришлось составлять памятку о добре, какие бы вы советы там написали? -Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас. - Позвольте мне на память о нашем уроке подарить вам памятки о добре.
Домашнее задание
- Обсудите дома с родителями памятку, которую получили на уроке.
- Полутворческое задание. Вспомните героев из книг, которые вы читаете. Составьте рассказ о герое, у которого доброе сердце.
- Творческое задание. Напишите рассказ о добрых делах, который можно было бы использовать как воспитательный рассказ для малышей.
Литература:
- Рахимов А.З. Нравология: Учеб. Пособие.- Казань, Изд-во «Творчество», 2006.
- Виль Казыханов Как проводить уроки нравственности? , Набережные челны, 2001.