- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения
Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ермакова Ю.Ю. |
Дата | 09.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
(72 часа) Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения разработана на основе учебника для школ с родным (не русским) и русским (неродным) языком обучения «Русский язык. Устный курс. 1 класс» Л.Д. Митюшиной, на основе методического руководства к учебнику «Русский язык. Устный курс. 1 класс», с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника. Каждый год состав учащихся нашей школы пополняется детьми, для которых русский язык не является родным. У этих учащихся выражено общее недоразвитие речи, наблюдается несформированность лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении правильно построить предложение, грамматически правильно оформлять его, последовательно пересказывать содержание исходного текста, в затруднении анализа и синтеза слов. Общей целью занятий является формирование у младших школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества. Практическую направленность обучения определяет компетентностный подход, реализация которого призвана сформировать у учащихся 1 класса коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции. В основе программы лежат принципы: - принцип коммуникативности, который предполагает обучение видам речевой деятельности в целях общения; - принцип сознательности, который предполагает осознанное, сознательное усвоение языковых фактов русского языка, что является условием успешного овладения русским языком как неродным; Дети овладевают языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Целью занятий, проводимых по данной программе, является: объединение детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в изучении русского языка, формирование уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания. В курсе реализуются следующие задачи:
- обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
- воспитание познавательного интереса к русскому языку;
- решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
- содействие развитию речи детей.
СОДЕРЖАНИЕ
программы (с учётом проблемных зон) занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения (72 часа) Восполнение пробелов в фонематических процессах и языковом анализе и синтезе: Звуковой состав слова. Различение гласных и согласных звуков. Гласные звуки первого ряда. Их выделение и дифференциация в различных речевых единицах. Слогообразующая роль гласных. Ударение. Согласные звуки. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Способы обозначения мягкости согласных на письме (мягкий знак). Гласные звуки второго ряда. Обозначение мягкости согласных на письме гласными второго ряда. Дифференциация гласных первого и второго ряда. Восполнение пробелов лексико-грамматического строя речи: Имя существительное (слова-предметы). Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Глагол (слова-действия). Дифференциация существительных и глаголов. Имя прилагательное (слова-признаки). Дифференциация частей речи. Согласование существительных, прилагательных, глаголов. Распространение простого двусоставного предложения. Изменение существительных по падежам. Употребление предлогов. Развитие устной и письменной речи: Понятие «слово», его лексическое и грамматическое значение. Построение предложения, его грамматическое и интонационное оформление. Графические схемы слова и предложения. В процессе изучения курса учащиеся должны знать: Что такое речь. Что такое слово. Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Что такое предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. учащиеся должны уметь: -различать устную и письменную речь; -выделять слова-предметы, слова-действия, слова, обозначающие признаки предметов среди других слов; - определять лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту; -редактировать простое предложение; -интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным восклицательным знаками); - правильно согласовывать различные части речи; -понимать значение предлогов и правильно их употреблять в своей речи ; - слышать и выделять звуки из слов; -делить слова на слоги; -выделять в слове ударные слоги и находить ударную гласную; - слышать звучание слов и правильно обозначать мягкость согласных звуков.
Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения
(72 часа)
№п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Элементы содержания
Формирование УУД
Дата проведения
план
факт
1-2
Слова - предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы, Дифференциация гласных и согласных звуков.
2
Речь и ее значение в жизни человека. Речь устная и письменная. Особенности устной речи.
Слово как часть предложения.
Слушание русских народных сказок.
Усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы.
Слушание русских народных сказок.
Игра в слова.
Слушание русских народных сказок.
Игра «Да-нет», отгадывание загадок.
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи - к;
выделять предложения из речевого потока - п;
выделять в предложении слова - п;
различать слово и предложение - п;
наблюдать над значением слова - п;
обозначать слова графически - п;
включаться в групповую работу - к;
различать слова-предметы от других слов -п;
3-4
Слова - предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы Дифференциация гласных и согласных звуков.
2
Отгадывание загадок.
5-6
Число имён существительных. Гласные первого ряда.
2
Игры со словами, отгадывание загадок
7-8
Род имён существительных. Гласные первого ряда.
2
Игра «Наоборот». Работа по серии сюжетных картинок.
Игры со словами.
обозначать слова графически - п;
включаться в групповую работу - к;
различать слова-предметы от других слов -п;
9-10
Слова, обозначающие действие предмета. Слогообразующая роль гласных.
2
Игра «Найди слово»
различать слова-действия от других слов -п;
11-12
Слова-действия. Слогообразующая роль гласных.
2
Игры «Кто больше?»
13-14
Дифференциация слов - предметов, слов-действий. Ударение.
2
Графический диктант.
15-16
Дифференциация имён существительных и глаголов. Ударение.
2
Составление и графическое изображение предложений.
17-18
Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.
2
Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.
различать слова- признаки от других слов -п;
19-20
Слова, обозначающие признак предмета. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в конце слова.
2
Игра »Кто так говорит?»
21-22
Дифференциация частей речи. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в середине слова.
2
Графический диктант.
23-24
Дифференциация частей речи. Мягкий знак в различных позициях.
2
25-26
Родственные слова. Мягкий знак в различных позициях.
2
27-28
Родственные слова. Образование гласных второго ряда.
2
29-30
Согласование имён существительных и глаголов. Гласные второго ряда.
2
Деление слов на слоги.
31-32
Согласование имён существительных и прилагательных. Обозначение мягкости согласных на письме буквой и.
2
Деление слов на слоги.
33-34
Согласование глаголов и существительных в роде. Обозначение мягкости согласных на письме буквой е.
2
35-36
Согласование имён существительных и прилагательных в роде. Обозначение мягкости согласных на письме буквой я.
2
37-38
Распространение простого двусоставного предложения определением. Дифференциация написания а-я.
2
39-40
Распространение предложения дополнением в винительном падеже. Дифференциация написания о-ё.
2
Исправление ошибок.
41-42
Распространение предложения дополнением в дательном падеже. Обозначение мягкости согласного на письме буквой ё.
2
43-44
Распространение простого предложения дополнением в родительном падеже. Дифференциация написания у - ю.
2
составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений - п;
корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки - р;
45-46
Главные члены предложения.
Согласование имён существительных и глаголов.
2
Работа по сюжетным картинкам.
Игра «Найди друзей», разминка с мячом
выделять предложения из речевого потока и обозначать их графически - п;
выделять в предложении слова - п;
составлять предложения с заданным словом - п;
определять количество слов в предложении - п;
47-48
Употребление слов в родительном падеже. Дифференциация написания у - ю.
2
49-50
Употребление слов в творительном падеже. Дифференциация ю- ё.
2
51-52
Употребление слов в творительном падеже. Обозначение мягкости согласных на письме. Дифференциация гласных первого и второго ряда.
2
53-54
Закрепление падежных форм. Обозначение мягкости согласных. Дифференциация гласных первого и второго ряда.
2
контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания - р;
находить и исправлять ошибки - р;
корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки - р;
осознавать смысл прочитанного - р;
55-56
Предлоги.
2
57-58
Предлоги «на», «в»
2
Игра «На чём можно ездить»
59-60
Предлоги « с (со)», «из»
2
61-62
Предлоги «по», «к»
2
63-64
Предлоги « над», «под».
2
65-66
Закрепление предлогов.
2
67-68
Как рассказать о своих игрушках
2
69-70
Как рассказать о своей семье
2
71-72
Как рассказать о своей Родине
2
Примечание: п - познавательные УУД, р - регул.
Используемая литература:
- Л.Д. Митюшина «Азбука» Учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, Москва «Дрофа», 2008.
- Л.Д. Митюшина «Русский язык. Устный курс» Учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, Москва «Дрофа», 2009.