Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

(72 часа) Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения разработана на основе учебника для школ с родным (не русским) и русским (неродным) языком обучения «Русский язык. Устный курс. 1 класс» Л.Д. Митюшиной, на основе методического руководства к учебнику «Русский язык. Устный курс. 1 класс», с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника. Каждый год состав учащихся нашей школы пополняется детьми, для которых русский язык не является родным. У этих учащихся выражено общее недоразвитие речи, наблюдается несформированность лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении правильно построить предложение, грамматически правильно оформлять его, последовательно пересказывать содержание исходного текста, в затруднении анализа и синтеза слов. Общей целью занятий является формирование у младших школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества. Практическую направленность обучения определяет компетентностный подход, реализация которого призвана сформировать у учащихся 1 класса коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции. В основе программы лежат принципы: - принцип коммуникативности, который предполагает обучение видам речевой деятельности в целях общения; - принцип сознательности, который предполагает осознанное, сознательное усвоение языковых фактов русского языка, что является условием успешного овладения русским языком как неродным; Дети овладевают языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Целью занятий, проводимых по данной программе, является: объединение детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в изучении русского языка, формирование уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания. В курсе реализуются следующие задачи:

  • обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
  • воспитание познавательного интереса к русскому языку;
  • решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
  • содействие развитию речи детей.
Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности. Возраст детей: Данный курс предназначен для детей 6 -7 лет, посещающих занятия по подготовке к школе и учащихся 1-х классов, которые уже приступили к изучению русского языка. Срок реализации программы - 3 месяца (март-май 2012-2013 учебный год), 72 часа (по 6 часов в неделю) Формы, методы и приёмы работы: групповая, индивидуальная; урок, урок-экскурсия; игровые методы, которые дают возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся; диалоги, элементы дискуссий, проблемные ситуации, беседы. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: В коммуникативной сфере: Речевая компетенция - говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения; Языковая компетенция - фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; расширение запаса активного словаря младшего школьника. Социокультурная осведомлённость - элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен. В познавательной сфере: - умение сравнивать языковые явления русского языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений; - умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств; - умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных для младших школьников пределах. В ценностно-ориентационной сфере: - представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций; - приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения; - развитие чувства прекрасного; - умение следовать плану в своём учебном труде.

СОДЕРЖАНИЕ

программы (с учётом проблемных зон) занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения (72 часа) Восполнение пробелов в фонематических процессах и языковом анализе и синтезе: Звуковой состав слова. Различение гласных и согласных звуков. Гласные звуки первого ряда. Их выделение и дифференциация в различных речевых единицах. Слогообразующая роль гласных. Ударение. Согласные звуки. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Способы обозначения мягкости согласных на письме (мягкий знак). Гласные звуки второго ряда. Обозначение мягкости согласных на письме гласными второго ряда. Дифференциация гласных первого и второго ряда. Восполнение пробелов лексико-грамматического строя речи: Имя существительное (слова-предметы). Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Глагол (слова-действия). Дифференциация существительных и глаголов. Имя прилагательное (слова-признаки). Дифференциация частей речи. Согласование существительных, прилагательных, глаголов. Распространение простого двусоставного предложения. Изменение существительных по падежам. Употребление предлогов. Развитие устной и письменной речи: Понятие «слово», его лексическое и грамматическое значение. Построение предложения, его грамматическое и интонационное оформление. Графические схемы слова и предложения. В процессе изучения курса учащиеся должны знать: Что такое речь. Что такое слово. Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Что такое предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. учащиеся должны уметь: -различать устную и письменную речь; -выделять слова-предметы, слова-действия, слова, обозначающие признаки предметов среди других слов; - определять лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту; -редактировать простое предложение; -интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным восклицательным знаками); - правильно согласовывать различные части речи; -понимать значение предлогов и правильно их употреблять в своей речи ; - слышать и выделять звуки из слов; -делить слова на слоги; -выделять в слове ударные слоги и находить ударную гласную; - слышать звучание слов и правильно обозначать мягкость согласных звуков.




















Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения

(72 часа)

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания

Формирование УУД

Дата проведения

план


факт

1-2

Слова - предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы, Дифференциация гласных и согласных звуков.

2

Речь и ее значение в жизни человека. Речь устная и письменная. Особенности устной речи.

Слово как часть предложения.

Слушание русских народных сказок.

Усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы.

Слушание русских народных сказок.

Игра в слова.

Слушание русских народных сказок.

Игра «Да-нет», отгадывание загадок.

участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи - к;

выделять предложения из речевого потока - п;

выделять в предложении слова - п;

различать слово и предложение - п;

наблюдать над значением слова - п;

обозначать слова графически - п;

включаться в групповую работу - к;

различать слова-предметы от других слов -п;

3-4

Слова - предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы Дифференциация гласных и согласных звуков.

2

Отгадывание загадок.

5-6

Число имён существительных. Гласные первого ряда.

2

Игры со словами, отгадывание загадок

7-8

Род имён существительных. Гласные первого ряда.

2

Игра «Наоборот». Работа по серии сюжетных картинок.

Игры со словами.

обозначать слова графически - п;

включаться в групповую работу - к;

различать слова-предметы от других слов -п;

9-10

Слова, обозначающие действие предмета. Слогообразующая роль гласных.

2

Игра «Найди слово»

различать слова-действия от других слов -п;

11-12

Слова-действия. Слогообразующая роль гласных.

2

Игры «Кто больше?»

13-14

Дифференциация слов - предметов, слов-действий. Ударение.

2

Графический диктант.

15-16

Дифференциация имён существительных и глаголов. Ударение.

2

Составление и графическое изображение предложений.

17-18

Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.

2

Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.

различать слова- признаки от других слов -п;

19-20

Слова, обозначающие признак предмета. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в конце слова.

2

Игра »Кто так говорит?»

21-22

Дифференциация частей речи. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в середине слова.

2

Графический диктант.

23-24

Дифференциация частей речи. Мягкий знак в различных позициях.

2

25-26

Родственные слова. Мягкий знак в различных позициях.

2

27-28

Родственные слова. Образование гласных второго ряда.

2

29-30

Согласование имён существительных и глаголов. Гласные второго ряда.

2

Деление слов на слоги.

31-32

Согласование имён существительных и прилагательных. Обозначение мягкости согласных на письме буквой и.

2

Деление слов на слоги.

33-34

Согласование глаголов и существительных в роде. Обозначение мягкости согласных на письме буквой е.

2

35-36

Согласование имён существительных и прилагательных в роде. Обозначение мягкости согласных на письме буквой я.

2

37-38

Распространение простого двусоставного предложения определением. Дифференциация написания а-я.

2

39-40

Распространение предложения дополнением в винительном падеже. Дифференциация написания о-ё.

2

Исправление ошибок.

41-42

Распространение предложения дополнением в дательном падеже. Обозначение мягкости согласного на письме буквой ё.

2

43-44

Распространение простого предложения дополнением в родительном падеже. Дифференциация написания у - ю.

2

составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений - п;

корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки - р;

45-46

Главные члены предложения.

Согласование имён существительных и глаголов.

2

Работа по сюжетным картинкам.

Игра «Найди друзей», разминка с мячом

выделять предложения из речевого потока и обозначать их графически - п;

выделять в предложении слова - п;

составлять предложения с заданным словом - п;

определять количество слов в предложении - п;

47-48

Употребление слов в родительном падеже. Дифференциация написания у - ю.

2

49-50

Употребление слов в творительном падеже. Дифференциация ю- ё.

2

51-52

Употребление слов в творительном падеже. Обозначение мягкости согласных на письме. Дифференциация гласных первого и второго ряда.

2

53-54

Закрепление падежных форм. Обозначение мягкости согласных. Дифференциация гласных первого и второго ряда.

2

контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания - р;

находить и исправлять ошибки - р;

корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки - р;

осознавать смысл прочитанного - р;

55-56

Предлоги.

2

57-58

Предлоги «на», «в»

2

Игра «На чём можно ездить»

59-60

Предлоги « с (со)», «из»

2

61-62

Предлоги «по», «к»

2

63-64

Предлоги « над», «под».

2

65-66

Закрепление предлогов.

2

67-68

Как рассказать о своих игрушках

2

69-70

Как рассказать о своей семье

2

71-72

Как рассказать о своей Родине

2


Примечание: п - познавательные УУД, р - регул.

Используемая литература:

  1. Л.Д. Митюшина «Азбука» Учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, Москва «Дрофа», 2008.
  2. Л.Д. Митюшина «Русский язык. Устный курс» Учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, Москва «Дрофа», 2009.







© 2010-2022