- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Почитай-ка»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Почитай-ка»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Воробьёва И.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Почитай-ка»
(нравственное направление)
для учащихся 1 класса
на 2015-2016 учебный год
Разработчик рабочей программы курса внеурочной деятельности
Воробьёва И. В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель: формирование учащихся как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора второклассников. Задачи: а) обучающая - формирование теоретических знаний в процессе изучения программы; открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни; б) развивающая - развивать эмоционально - чувственную сферу; обучать чтению - рассматриванию; формировать навык чтения; учить демонстрировать свои умения и знания перед зрителями; в) воспитывающая - используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра. Нормативные правовые документы Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
- федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 г., № 271;
- федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 (с изменениями и дополнениями);
- приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»».
- Информационный поиск - задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, Интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.
- Дифференцированные задания - предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.
- Интеллектуальный марафон - задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.
- Творческие задания - направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность.
- Работа в паре - задания ориентированы на использование групповых форм обучения.
- Проекты - представлены возможные варианты творческих, информационных проектов, при этом обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащегося.
- проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);
- развивающее обучение (развитие личности и её способностей);
- дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
- игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность).
- Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
- Фронтальная работа - работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
- Индивидуальная работа - большое значение имеет для обработки практических навыков и умений.
- репродуктивный (беседа, вопросы, тесты);
- проблемный;
- частично - поисковый;
- объяснительно - иллюстративный.
- понимание устного народного творчества как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов произведений УНТ, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Предполагаемые результаты реализации программы Личностными результатами являются следующие умения:
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- определять и формировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
- Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, об основах нравственного образа жизни, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования.
- Второй уровень результатов - развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному внутреннему миру.
- Третий уровень результатов - школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 класса
(33 часа, 1 час в неделю) 1. Жанры произведений (1ч.) Познакомить учащихся с целями и задачами курса. 2.Мои помощники (1 ч.) Научить учащихся работать со справочниками и энциклопедиями. 3. Автор - художественный текст - читатель (1 ч.) Познакомить с авторскими произведениями. 4. Устное народное творчество (8 ч.) Дать детям представление о считалках, потешках, загадках и учить находить их отличительные признаки. 5. Сказки разных народов о животных (22 ч.) Познакомить учащихся со сказками разных народов о животных; обобщить знания детей о сказках; формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки; расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 класса
Таблица 1 -Учебно-тематический план (33 ч)
№ п\п
Название раздела
Количество часов
1 Жанры произведений
1
2 Мои помощники
1
3 Автор - художественный текст - читатель
1
4 Устное народное творчество
8
5 Сказки разных народов о животных
21
Резерв
1
Итого
33
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения курса ученик должен понимать
- названия, основное содержание литературных произведений;
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, потешки, сказки);
- различать сказки народные и литературные;
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).
- самостоятельное чтение книг;
- высказывание суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам;
- работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Приложение к рабочей программе
курса «Почитай-ка»
Таблица 3 - Календарно-тематический план
№
Тема занятия
Кол-во часов
Цели занятия
Формы занятия
Дата проведения
1
Жанры произведений
1
Знакомство с жанрами произведений
Беседа, обсуждение
03.09
2
Мои помощники
1
Работа со справочниками, энциклопедиями
Беседа-обзор
10.09
3
Автор - художественный текст - читатель
1
Знакомство с авторскими произведениями
Обзор, громкое чтение
17.09
4
Точка зрения автора, рассказчика и читателя. Настроение и его оттенки
1
Отмечаем позицию автора в прочитанных произведениях
Беседа, обсуждение, громкое чтение
24.09
5
Устное народное творчество. История происхождения жанров
1
Из истории УНТ
Литературная экскурсия, обзор книжной выставки
01.10
6
Структура жанра «считалка»
1
Находим отличительные признаки считалки
Познавательный час.
Громкое чтение, обсуждение
15.10
7
Сочини свою считалку
1
Выполнение творческого проекта
Обсуждение
22.10
8
Структура жанра «потешка»
1
Находим отличительные признаки потешки
Познавательный час.
Громкое чтение
29.10
9
Сочини свои потешки
1
Выполнение творческого проекта
Обсуждение
05.11
10
Структура жанра «загадка»
1
Находим отличительные признаки загадки
Познавательный час.
Громкое чтение
12.11
11
Сочинение загадок
1
Выполнение творческого проекта
Обсуждение
26.11
12
КВН
1
Конкурсная программа с использованием загадок, скороговорок потешек
Литературная игра, обзор
03.12
13
Русская народная сказка «Заячья избушка» и Латвийская народная сказка «Заячий домик»
1
Прослушивание и сравнение сказок. Анализ содержания
Громкое чтение, обсуждение
10.12
14
Рисуем и показываем сказку
1
Инсценировка сказки «Заячья избушка»
Инсценирование
17.12
15
Украинская народная сказка «Колосок»
1
Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания
Громкое чтение, беседа
24.12
16
Смотрим мультфильм
1
Сравнение сюжета сказки со сценарием мультфильма
Беседа, видеопросмотр
31.12
17
Русская народная сказка «Заяц-хваста». Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
1
Чтение сказок детьми
Громкое чтение, беседа
14.01
18
Сравнение сказки «Заяц-хваста» и Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
1
Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки
Обсуждение
21.01
19
Адыгейская сказка «Кто сильнее». Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши»
1
Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица
Громкое чтение, беседа
28.01
20
Сказки про зайцев
1
Викторина
Литературная игра
04.02
21
Сочини и нарисуй сказку про зайцев
1
Выполнение творческого проекта
Познавательный час
11.02
22
Чукотская сказка «Хвост»
1
Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование
Громкое чтение, беседа
25.02
23
Русская народная сказка «Три медведя»
1
Чтение сказок. Составление вопросов по содержанию сказок
Громкое чтение, беседа
03.03
24
Ненецкие народные сказки «Белый медведь и бурый медведь», «Как медведь хвост потерял». Обобщение знаний детей о сказочном герое - медведе
1
Чтение сказок. Иллюстрирование. Викторина
Громкое чтение, беседа
10.03
25
Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко»
1
Чтение сказки. Работа над пересказом
Громкое чтение, беседа
17.03
26
Русская народная сказка «У страха глаза велики»
1
Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки
Литературный час
24.03
27
Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка»
1
Чтение сказки. Иллюстрирование
Громкое чтение, беседа
07.04
28
Игра: «Угадай сказку»
1
Игра -тест
Игра-путешествие, обзор
14.04
29
Русская народная сказка «Хаврошечка»
1
Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту
Громкое чтение, беседа
21.04
30
Сказки про лису. Русская сказка «Думы»
1
Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки
Громкое чтение, беседа
05.05
31
Сказки про зайца, лису и медведя
1
Выставка книг. Чтение сказок. Викторина.
Литературная игра, обзор
12.05
32
Подготовка и проведение праздника «В гостях у сказки»
1
Литературный праздник
Литературный час
19.05
Резерв
1 ч
Итого: 33 недели
33 ч