- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья на тему «Совместная деятельность на уроках литературного чтения»
Статья на тему «Совместная деятельность на уроках литературного чтения»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дзюбенко С.А. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Совместная деятельность на уроках литературного чтения.
Цель исследования - выяснить, как организуется совместная деятельность и каким может быть ее содержание (какие задания могут быть предложены для группой работы) на уроках литературного чтения. Проблемой исследования является выявление трудностей, которые испытывает учитель при организации совместной деятельности. В ходе исследования и общения с учителями можно сделать вывод о том, что у учителей возникают следующие трудности: - Трудность в подборе материала для групповой работы; - Небольшой педагогический опыт; - Не достаточны сформированы ЗУНы ( в частности в первом классе). Чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к теории.
В теории совместная деятельность понимается как взаимодействие учителя и учеников, суть которого состоит в организации учителем деятельности для выработки детьми собственных мнений, точек зрения, умения доказывать, вырабатывать способы действий, получения новых знаний. Совместная деятельность имеет собственное содержание - это тот ряд вопросов и заданий, выполняя которые дети получают новые знания.
Целью организации совместной деятельности учащихся является: 1) возможность утвердиться в себе; 2) попробовать свои силы в микроспорах; 3) предоставление учащимся возможности самостоятельно, творчески получить новые знания, закрепить уже имеющиеся и т. д.
Формами совместной деятельности является: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая. Заострим своё внимание на определении групповой формы совместной деятельности как наиболее эффективной, так как: - осуществляется передача полученных знаний друг другу; - происходит сотрудничество и взаимопомощь учеников; - обучение ведется с учетом способностей учеников; - развивается мышление и взаимное обогащение учащихся в группе; - активизируются учебно - познавательные процессы; - осуществляется самоконтроль, самооценка, самокоррекция; - происходит самоорганизация и саморазвитие учеников; - дети самостоятельно ставят цель и выбирают способ её достижения; - возрастает глубина понимания учебного материала; - дети учаться строить своё поведение с учетом позиций других;
Три варианта организации групповой работы на уроках литературного чтения:
- Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает свою часть работы не зависимо от других.
- Общие задания выполняютя последовательно каждым членом группы.
- Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными её членами.
Основные правила работы в группе:
- Понять задания и подумать о решении самостоятельно.
- Выслушать мнение каждого.
- Найти общее решение.
- Выбрать выступающего.
Рекомендации начинающему учителю: Для организации групповой работы на уроках литературного чтения можно использовать разработанную нами систему заданий:
- Программа « Школа России» ( учебник « Литературное чтение» Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.), 1 класс
б). « Найдите лишнюю пословицу» Цель: Понимание смысла пословиц Задание: В счастье не унывай, а печали одолевай Счастье и труд рядом живут Терпение и труд всё перетрут Счастье не в воздухе вьется, а руками дается
- 2 класс, программа любая
- Программа « Школа России» ( учебник « Литературное чтение» Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.), 3 класс
2 карточка: а) Композитор или художник больше поможет прочувствовать зиму? б) Определите авторскую идею стихотворения «Пороша». в) Выразительное чтение стихотворения «Пороша». г) Можно ли определить после чтения стихотворения, что: - Есенин любит зиму. Почему? - Есенин не любит зиму. Почему? 4. Программа «Гармония» («Литературное чтение» Кубасова О.В.), 4 класс Тема: Чтение произведения Носова Н. «Витя Маляев в школе и дома»
Задание: Детям предлагается решить кроссворд по содержанию рассказа.
- Фамилия мальчика, который не хотел ходить в школу.(Шишкин)
- Кем мечтал стать Шишкин в будущем?(Акробат)
- Болезнь, которой якобы болел главный герой.(Апендикокс)
- Чем он лечился?(Микстура)
- Кем была Ольга Николаевна?(Учительница)
- Что нарочно пропустил Шишкин?(Диктант)
Библиография
- Романова Е.В. Групповое взаимодействие - эффективная форма организации учебного процесса//Начальная школа.-2007.-№5.-С.57.
- Гиниятуллина А.А. Опыт организации групповой работы на уроках//Начальная школа.-2004.-№1.-С.15.
- Захарова Н.А. Учим составлять план текста//Начальная школа.-2008.-№2.-С.25.
- Зверева Е.А. Работа с текстом в малых группах на уроке
- Фролова Л.А. Организация групповой работы на уроке чтения в 3 классе//Начальная школа плюс до и после.-2006.-№3.
- Кочергина А.В. Кроссворды на уроках чтения в начальной школе//Начальная школа плюс до и после.-2008.-№3.-С.40.
- Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония».- Смоленск,2003.
- Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Школа России».-Москва,2009.