Статья на тему «Совместная деятельность на уроках литературного чтения»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Совместная деятельность на уроках литературного чтения.
Цель исследования - выяснить, как организуется совместная деятельность и каким может быть ее содержание (какие задания могут быть предложены для группой работы) на уроках литературного чтения. Проблемой исследования является выявление трудностей, которые испытывает учитель при организации совместной деятельности. В ходе исследования и общения с учителями можно сделать вывод о том, что у учителей возникают следующие трудности: - Трудность в подборе материала для групповой работы; - Небольшой педагогический опыт; - Не достаточны сформированы ЗУНы ( в частности в первом классе). Чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к теории.

В теории совместная деятельность понимается как взаимодействие учителя и учеников, суть которого состоит в организации учителем деятельности для выработки детьми собственных мнений, точек зрения, умения доказывать, вырабатывать способы действий, получения новых знаний. Совместная деятельность имеет собственное содержание - это тот ряд вопросов и заданий, выполняя которые дети получают новые знания.
Целью организации совместной деятельности учащихся является: 1) возможность утвердиться в себе; 2) попробовать свои силы в микроспорах; 3) предоставление учащимся возможности самостоятельно, творчески получить новые знания, закрепить уже имеющиеся и т. д.
Формами совместной деятельности является: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая. Заострим своё внимание на определении групповой формы совместной деятельности как наиболее эффективной, так как: - осуществляется передача полученных знаний друг другу; - происходит сотрудничество и взаимопомощь учеников; - обучение ведется с учетом способностей учеников; - развивается мышление и взаимное обогащение учащихся в группе; - активизируются учебно - познавательные процессы; - осуществляется самоконтроль, самооценка, самокоррекция; - происходит самоорганизация и саморазвитие учеников; - дети самостоятельно ставят цель и выбирают способ её достижения; - возрастает глубина понимания учебного материала; - дети учаться строить своё поведение с учетом позиций других;
Три варианта организации групповой работы на уроках литературного чтения:

  1. Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает свою часть работы не зависимо от других.
  2. Общие задания выполняютя последовательно каждым членом группы.
  3. Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными её членами.

Основные правила работы в группе:
  1. Понять задания и подумать о решении самостоятельно.
  2. Выслушать мнение каждого.
  3. Найти общее решение.
  4. Выбрать выступающего.


Рекомендации начинающему учителю: Для организации групповой работы на уроках литературного чтения можно использовать разработанную нами систему заданий:
  1. Программа « Школа России» ( учебник « Литературное чтение» Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.), 1 класс
Тема: « Когда мои друзья со мной!» а) « Собери пословицу» Цель: Развитие умения понимать смысл пословиц Задание: Берется легко узнаваемая пословица, все слова с ней меняются местами. Задачи детей восстановить исходный текст и объяснить смысл полученной пословицы. Например: Счастье да помогло не было несчастье бы ( Не было бы счастья, да несчастье помоголо)
б). « Найдите лишнюю пословицу» Цель: Понимание смысла пословиц Задание: В счастье не унывай, а печали одолевай Счастье и труд рядом живут Терпение и труд всё перетрут Счастье не в воздухе вьется, а руками дается
  1. 2 класс, программа любая
« Составление плана текста по группам» Задание: Прочитайте текст, озаглавьте его, определите самое главное, составьте план. После выполнения задания по группам, обсуждаются варианты составленных планов, выбирается наиболее удачный план для подготовки домашнего задания: пересказ текста по данному плану.
  1. Программа « Школа России» ( учебник « Литературное чтение» Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.), 3 класс
Тема: « Анализ стихотворений Есенина С.А. «Поет зима аукает», « Пороша»». Класс делится на группы, в зависимости от численности,и им раздаются карточки двух типов Задание: 1карточка: а) Композитор или художник больше поможет прочувствовать зиму? б) Определите авторскую идею стихотворения «Поет зима, аукает». в) Выразительное чтение стихотворения «Поет эима, аукает». г) Можно ли определить после чтения стихотворения, что: - Есенин любит зиму. Почему? - Есенин не любит зиму. Почему?
2 карточка: а) Композитор или художник больше поможет прочувствовать зиму? б) Определите авторскую идею стихотворения «Пороша». в) Выразительное чтение стихотворения «Пороша». г) Можно ли определить после чтения стихотворения, что: - Есенин любит зиму. Почему? - Есенин не любит зиму. Почему? 4. Программа «Гармония» («Литературное чтение» Кубасова О.В.), 4 класс Тема: Чтение произведения Носова Н. «Витя Маляев в школе и дома»
Задание: Детям предлагается решить кроссворд по содержанию рассказа.
  1. Фамилия мальчика, который не хотел ходить в школу.(Шишкин)
  2. Кем мечтал стать Шишкин в будущем?(Акробат)
  3. Болезнь, которой якобы болел главный герой.(Апендикокс)
  4. Чем он лечился?(Микстура)
  5. Кем была Ольга Николаевна?(Учительница)
  6. Что нарочно пропустил Шишкин?(Диктант)



Библиография

  1. Романова Е.В. Групповое взаимодействие - эффективная форма организации учебного процесса//Начальная школа.-2007.-№5.-С.57.
  2. Гиниятуллина А.А. Опыт организации групповой работы на уроках//Начальная школа.-2004.-№1.-С.15.
  3. Захарова Н.А. Учим составлять план текста//Начальная школа.-2008.-№2.-С.25.
  4. Зверева Е.А. Работа с текстом в малых группах на уроке
чтения//Начальная школа плюс до и после.-2001.-№3.- С.35.
  1. Фролова Л.А. Организация групповой работы на уроке чтения в 3 классе//Начальная школа плюс до и после.-2006.-№3.
  2. Кочергина А.В. Кроссворды на уроках чтения в начальной школе//Начальная школа плюс до и после.-2008.-№3.-С.40.
  3. Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония».- Смоленск,2003.
  4. Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Школа России».-Москва,2009.

© 2010-2022