- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа ВУД Доноведение 1 кл
Программа ВУД Доноведение 1 кл
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Орлова С.В. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САДОВСКАЯ ООШ
Ростовская область, Багаевский район, п. Садовый.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская основная общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МБОУ Садовская ООШ Приказ № от «31» августа 2015г.
_________ / ЩебуняеваТ.Д.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу «ДОНОВЕДЕНИЕ» (социальное направление внеурочной деятельности)
Уровень общего образования (класс) начальное общее образование , 1 класс
Количество часов 1 час в неделю, 33 часа в год
Учитель ОРЛОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
Программа разработана на основе
авторской программы курса «Доноведение» 1-4 классы (авторы: канд. пед. наук Е.Ю.Сухаревская,
М.Н. Бакрева, И.Ю.Величко, М.М. Вюнникова, Е.А. Добреля, Е.А.Зыбина, О.А. Каклюгина, Л.В.Козорезова,
Е.А. Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко).
2015-2016 учебный год
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Дончата» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на основе авторской программы Елены Юрьевны Сухаревской (Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2009.).
Рабочая программа по курсу «Доноведение» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
-
Закон РФ «Об образовании»;
-
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОИН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год
-
СанПин 2.4.2.2821-10 (постановление от 29.12.2010г. № 189;
- Авторской программы для общеобразовательных учреждений . 1-4 классы. Авторы: канд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская, М.Н. Бакрева, И.Ю.Величко, М.М. Вюнникова, Е.А. Добреля,
- Е.А.Зыбина, О.А. Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А. Никуличева,Т.Г. Степанова, А.Г.Ткаченко
-
Программа основного начального образования МБОУ Садовская ООШ
-
Учебный план МБОУ Садовская ООШ на 2015-2016 уч.год .
Цель: - воспитание любви к родному краю; - расширение и углубление у школьников экологических знаний; - развитие практических навыков и умений по изучению и охране природы своей местности.
Задачи курса. Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края; 2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края. Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном. 2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма. Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Раздел 2. Общая характеристика курса
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название курса «Доноведение». Курс реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. В системе государственных мер по охране окружающей среды, создание курса «Доноведение» приобретает особое значение. Главное назначение данной работы - ознакомление учащихся с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, её истории и культуре; формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми; совершенствование нравственных качеств; ориентация на общечеловеческие ценности; формирование эрудиции и общей культуры. На занятиях курса «Доноведение» учащиеся знакомятся с разнообразием природы родного края, его рельефом, природными явлениями, животным и растительным миром; приобретают исторические сведения о народах, населяющих территорию края, знакомятся с героическими событиями, происходившими на Донской земле. Дети приобретают дополнительные сведения по профессиональной ориентации. Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи. Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На занятиях эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на занятиях дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.
При отборе содержания учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
-
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
-
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
-
История Донского края - часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной продуктивной деятельности. Так, учащимся предлагается стать летописцами своей семьи, города (села, станицы), стать исследователями своего края (сбор данных о природных объектах, имеющих несомненную значимость, о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п.); побывать в роли журналиста и вести просветительскую работу и природоохранную деятельность для жителей родного края. Исследовательские и проектные работы могут стать экспонатами классных, школьных выставок, быть представленными на школьных ученических конференциях.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры, осознания их непреходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания использовался принцип спиралевидности. Следует отметить качественно разные уровни в раскрытии содержания регионального компонента для учащихся. В 1 классе детям предлагается познакомиться с сезонными изменениями родного края, увидеть, как они влияют на изменения в жизни человека. Во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Виды и формы учебной деятельности
Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений - взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
- групповая работа в малых группах
- командные игры, когда класс делится на две команды.
-при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности ( селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
Педагогические технологии:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
коммуникативное обучение;
проектная технология;
игровые технологии;
развития критического мышления;
диалог культур;
информационно-коммуникативные технологии;
групповые технологии;
КСО
компетентностный подход;
деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
личностно-ориентированный подход
Раздел 3. Место курса в учебном плане
На реализацию программы в 1 классе отводится 1 ч в неделю (25мин) , всего 33 ч в год.
Раздел 4. Содержание программы
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
-
Я и окружающий мир,
-
Природа Донского края,
-
Человек и природа,
-
Жизнь на Дону,
-
Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учится ориентироваться в окружающем мире, знакомится с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения - это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС (33ч)
Введение (1ч)
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.
Я и окружающий мир (2ч)
Родной край.
Природа Донского края (26ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.
Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.
Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.
Человек и природа (4ч)
Занятия людей Донского края в разные времена года.
Экскурсии
В школьный двор, сад; к водоёму, по родному селу.
Раздел 5. Тематическое планирование
-
Тема
Количество часов
Формируемые УУД
Введение
1
Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями. Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения. Оценивать своё и чужое поведение в природе
Я и окружающий мир
2
Демонстрировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества. Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. Знать народные промыслы России, особенности труда людей родного края.
Природа Донского края
26
Самостоятельно или с помощью учителя планировать учебное сотрудничество со сверстниками. Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы.
Человек и природа
4
Демонстрировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества. Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. Знать народные промыслы Донского края, особенности труда людей родного края.
Тематическое планирование курса «Доноведение» 1 класс | |||
№ урока | Тема урока | № задания в тетради | Виды деятельности на уроке |
1 | Вводный урок. Мы теперь не просто дети | 1 | Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение». Раскрашивание картинки (с.3) |
2 | Родной край. | 2 | Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке. |
3 | Времена года. | 3 | Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок (стр.6). Ответы на задания: 1.весна. 2. осень. 3. зима. 4 лето |
4 | Осень. Осенние месяцы. | 4 | Разгадывание кроссворда (с.7). Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (7) Ответы на задания: 1. сентябрь. 2. октябрь.3. ноябрь. |
5 | Экскурсия. |
| Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений об осени. Сбор природного материала. |
6 | Осенние изменения в природе. | 5,6 | Раскрашивание картинки (с.9). Беседа об осенних изменениях в природе. |
7 | Растения осенью. | 7,8,10 | Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев) |
8 | Листья жёлтые летят.. | 10, 9,11 | Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев. |
9 | Занятия людей осенью | 12 | Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке. |
10 | Что растёт на огороде и в саду? | 13,14,15. | Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам. Ответы на задания: 13 - 1.огурец, 2.помидор, 3. морковь. 4. щавель, 5. редиска. 14 - 1. вишня, 2. слива, 3. абрикос, 4. яблоко, 5. орех, 6. лимон. 15 - 1.вороний глаз, 2.земляника, 3.малина, 4.ландыш, 5.чёрная смородина, 6. волчье лыко, 7. виноград. |
11 | Что растёт в поле? | 16, 17 | Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу. Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей - картошки, огурца, баклажана и т.п.) |
12 | Жизнь животных осенью. | 18, 19 | Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких) Ответы на задания: 18 - 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5. цапля. 19 - 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ёж, 6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса, 11.кот, 12. бобры. |
13 | Осень в моём краю. | 20 | Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламированье стихотворений. Составление рассказа по картинке. |
14 | Экскурсия. |
| Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о зиме. |
15 | Зимняя сказка. | 21, 22 | Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок. Ответы на задания: 21 - 1.декабрь, 2. январь, 3. февраль. |
16 | Зимние изменения в природе. | 23, 24 | Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок. |
17 | Жизнь животных зимой. | 25, 26, 27 | Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа. Ответы на задания: 26- ворона, сорока и синица - всеядны; воробей, голубь любят крошки, семена, крупу; свиристель - ягоды рябины. 27 - 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6. олень, 7. сова. |
18 | Живой уголок. | 28 | Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда. Ответы на задания: 28 - по горизонтали: аквариум, попугай, ящерица; по вертикали: террариум, фикус, рыбки, хомяк. |
19 | Занятия людей зимой. | 29 | Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке. |
20 | Весна. Весенние месяцы. | 30 | Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. |
21 | Экскурсия. | | Беседа об изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о весне. |
22 | Весенние изменения в природе. | 31, 32, 33 | Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение. |
23 | Растения весной. | 34 | Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок. |
24 | Жизнь животных весной. | 35, 36 | Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных. |
25 | Занятия людей весной. | 37 | Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение. |
26 | Экскурсия. | | Беседа о летних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о лете. |
27 | Летние изменения в природе. | 38,39,40,41 | Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. |
28 | Что растёт на лугу? | 42 | Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок. |
29 | Экскурсия на водоём |
| Беседа водоёмах края. Рисование. |
30 | Что растёт у водоёма? | 43 | Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок. |
31 | Жизнь животных летом | 44 | Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных. |
32 | Занятия людей летом | 45 | Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение. |
33 | Обобщающий урок. | 46-47 | Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок. |
|
|
|
|
Раздел 6. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ДОНОВЕДЕНИЕ»
1 класс
№ п/п
Тема урока
Дата
Кол-во уроков
Тип урока
Форма урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля. Измерители
Информаци
онное сопровожде
ние
по пла
ну
факт
1.
Вводный урок. Мы теперь не просто дети.
03.09
1
Изуче
ние нового материала.
Беседа.
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу. Раскрашивание картинки на с. 3.
Знать: какие изменения произошли в их жизни с приходом в школу.
Уметь: объяснить как изменилась их жизнь с поступлением в 1 класс.
Раскрашивание картинки на с. 3.
Презентация «Первоклассник»
2.
Родимый край.
10.09
1
Изуче
ние нового материала.
Беседа.
Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (С. 5) Раскрашивание картинкина с 4.Составление рассказа по картинке.
Знать: где они живут. Чем прекрасен наш край, чем знаменит.
Уметь: объяснять почему наш край так называется.
Раскрашивание картинки.
Просмотр презентации.
3.
Времена года.
17.09
1
Освое
ние новой темы.
Беседа.
Времена года. Разгадывание кроссворда на с 6. Раскрашивание картинки на с. 6.
Знать: времена года.
Уметь: вместе с учителем разгадывать кроссворд.
Кроссворд.
Картинки с временами года.
4.
Осень. Осенние месяцы.
24.09
1
Изуче
ние нового материала.
Беседа.
Разгадывание кроссворда (с. 7). Чтение учителем (с. 8) ( страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (с. 7).
Знать: осенние месяцы; признаки осени. Уметь: вместе с учителем разгадывать кроссворд.
Кроссворд. Картинки.
Картинки с осенним пейзажем.
5.
Экскурсия «Краски осени».
01.10
1
Закреп
ление материала.
Экскурсия.
Беседа об осенних изменениях в природе родного хутора. Декламированиестихотворений об осени. Сбор природного материала.
Знать: как изменилась местность вокруг с приходом осени.
Экскурсия.
6.
Осенние изменения в природе.
08.10
1
Закреп
ление материала.
Беседа.
Раскрашивание картинки (с. 9). Беседа об осенних изменениях в природе. Осенние месяцы.
Знать: осенние месяцы; признаки осени. Уметь: вместе с учителем правильно называть осенние изменения в природе.
Картинки.
Картинки с осенним пейзажем.
7.
Растения осенью.
15.10
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок.
Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал еще одно дерево»? Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделок из природного материала (плодов деревьев).
Знать: какие изменения происходят в природе в начале осени; какие существуют дикорастущие и культурные растения.
Уметь: объяснить, с чем это связано; отличать дикорастущие растения от культурных.
Раскрашивание картинок. Изготовление поделок.
Картинки, поделки. Презентация «Растения осенью».
8.
Листья желтые летят…
22.10
1
Закреп
ление материала.
Беседа.
Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев.
Знать: в какой цветовой гамме бывают листья осенью.
Уметь: раскрашивать листья красками.
Раскрашивание листьев.
Природный материал.
9.
Занятия людей осенью.
29.10
1
Закреп
ление материала.
Беседа.
Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа покартинке.
Знать: чем могут заниматься люди осенью.
Уметь: составлять рассказ по картинке.
Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке.
Презентация «Занятия людей осенью».
10.
Что растет в огороде и в саду?
12.11
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок.
Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам.
Знать: что растет в наших полях.
Уметь: сочинять рассказ по картинкам.
Разгадывание кроссворда.
Презентация «Что растет в огороде и в саду».
11.
Что растет в поле?
19.11
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок. Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу.
Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей - картошки, огурца, баклажана и т.п.)
Знать: что растет в поле.
Уметь: изготавливать подделки из природного материала.
Изготовление поделок.
Презентация Что растет в поле
12.
Жизнь животных осенью.
26.11
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок.
Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелетных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких).
Знать: какие изменения происходят в жизни животных осенью.
Уметь: отгадывать загадки.
Разгадывание загадок.
Презентация
13.
Осень в моем краю.
03.12
1
Закреп
ление материала.
Беседа.
Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламирование стихотворений. Составление рассказа по картинке.
Знать: какие изменения произошли в нашем краю.
Составление рассказа.
14.
Экскурсия «Зимний узор».
10.12
1
Освое
ние новой темы.
Экскурсия.
Экскурсия по хутору. Что происходит в нашем крае с приходом зимы.
Знать: какие изменения происходят зимой с природой нашего хутора.
Экскурсия.
15.
Зимняя сказка.
17.12
1
ИНМ
Комбинированный урок. Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок.
Знать: какие есть зимние месяцы.
Уметь: сочинять рассказ.
Фронтальный опрос.
Сказка «12 месяцев».
16.
Зимние изменения в природе.
24.12
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок.
Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок.
Знать: признаки зимы.
Уметь: сочинять рассказы.
Фронтальный опрос.
Презентация «Зимушка, Зима».
17.
Жизнь животных зимой.
14.01
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок. Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа.
Знать: как меняется жизнь животных с приходом зимы.
Уметь: сочинять рассказы.
Составление рассказа.
Презентация.
18
Живой уголок.
21.01
1
Изуче
ние нового материала
Комбинированный урок. Составление рассказа о своих любимых домашних животных. Разгадывание кроссворда.
Уметь: сочинять рассказ.
Составление рассказа.
19.
Занятия людей зимой.
28.01
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок. Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?»
Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.
Знать: чем могут заниматься люди зимой.
Уметь: составлять рассказ по картинке.
Составление рассказа
Презентация.
20.
Весна. Весенние месяцы.
04.02
1
Освое
ние новой темы.
Комбинированный урок.
Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.
Знать: что это за время года - весна.
Уметь: раскрашивать картинки, выразительно читать.
Раскрашивание картинок.
Презентация
21.
Экскурсия «Весна красна».
11.02
1
Закреп
ление материала.
Экскурсия.
Беседа об изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о весне.
Знать: какие изменения происходят в природе весной.
Уметь: объяснитьпочему это происходит.
Фронтальный опорос.
22.
Весенние изменения в природе.
25.02
1
Закреп
ление материала.
Беседа. Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение.
Знать: какие изменения происходят в природе весной.
Уметь: составлять рассказ.
Составление рассказов.
Презентация.
23.
Растения весной.
03.03
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок.
Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок.
Знать: что происходит с растениями весной.
Раскрашивание картинок.
Презентация.
24.
Жизнь животных весной.
10.03
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок
Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц. Раскрашивание картинок.
Знать: как меняется жизнь животных с приходом весны.
Уметь: рисовать птиц.
Конкурс рисунков.
Презентация.
25.
Занятия людей весной.
17.03
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок
Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.
Знать: чем занимаются люди весной.
Уметь: составлять рассказ.
Составление рассказа.
Презентация.
26
Экскурсия «Летние забавы»
31.03
1
Закреп
ление материала.
Экскурсия.
Беседа о летних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о лете. Сбор природного материала.
Знать: какие изменения происходят в природе с приходом лета.
Уметь: рассказывать стихи о лете.
Конкурс чтецов.
27.
Летние изменения в природе.
07.04
1
Освое
ние новой темы.
Экскурсия.
Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.
Знать: как меняется природа с наступлением лета; знать летние месяцы.
Уметь: раскрашивать картинки.
Разгадывание кроссворда и раскрашивание картинки.
Презентация.
28.
Что растет на лугу?
14.04
1
Закреп
ление материала.
Комбинированный урок.
Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок.
Знать: что растет в наших полях, огородах и садах летом.
Уметь: разгадывать кроссворд.
Разгадывание кроссворда и раскрашивание картинки.
Презентация.
29.
Экскурсия на водоем.
21.04
1
Закреп
ление материала.
Экскурсия.
Беседа водоёмах края. Рисование.
Знать: какая река протекает в районе где мы живем. Что примечательного в нашей реке Сал.
Конкурс рисунков.
30.
Что растет у водоема?
28.04
1
Закреп
ление материала.
Беседа.
Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок.
Знать: какие растения растут у водоема; как вести себя у водоема.
Уметь: применять полученные знания на практике.
Конкурс рисунков.
Презентация.
31.
Жизнь животных летом.
05.05
1
Закреп
ление материала.
Экскурсия.
Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.
Знать: как меняется жизнь животных летом.
Уметь: рисовать животных и птиц; сочинять рассказ.
Конкурс рисунков и сочинений.
32.
Занятия людей летом.
12.05
1
ИНМ
Комбинированный урок
Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.
Знать: чем могут заниматься люди летом. Какие сельскохозяйственные работы проводят летом.
Уметь: составлять рассказ, раскрашивать картинку.
Составление рассказа, раскрашивание картинок.
Презентация.
33.
Обобщающий урок.
19.05
1
Закреп
ление материала.
Беседа.
Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок.
Знать: сезонные изменения природы.
Уметь: выделять главное из изученного.
Раскрашивание картинок.
Всего часов:
33
Раздел 7. Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение учебной программы
- Сухаревская Е.Ю., БакреваМ.Н.,ЗыбинаЕ.А.,Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2013
- Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2009.
-
Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А.,СтепановаТ.Г.ТкаченкоА.Г.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 1 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2008.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
-
Примерные программы по внеурочной деятельности федерального базисного учебного плана;
-
Примерные программы по внеурочной деятельности. Начальная школа (Новый стандарт), Москва 2012год
Печатные пособия.
Учебно - практическое оборудование кабинета
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Магнитная доска.
- Компьютер.
- Стол учительский.
- Стол ученический (7)
Экранно - звуковые пособия.
-
СD
DVD 1. Презентация к курсу Доноведение 2. Детский энциклопедический словарь»
3. «Вокруг света»
«Русские народные сказки». «Времена года». Гимн России
Сайты
№ п\п
Название
Педсовет_su - сайт
Детские презентации viki.rdf.ru/item/395/download/
Фестиваль «Открытый урок» [email protected]
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru
Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : festival.1september.ru
Сайт «Планета знаний». - Режим доступа : planetaznaniy.astrel.ru
Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа : uroki.ru
Раздел 8. Результаты освоения учебного курса
Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класса.
Знать:
-
название области, в которой они живут;
-
символы Ростовской области;
-
какие бывают времена года;
-
как называются все месяца в году;
-
какие сезонные изменения происходят в природе нашего края;
-
чем могут заниматься люди в разные времена года в нашей области;
-
как меняется жизнь животных и птиц в течение года;
-
что растет в саду, огороде, лугах и полях летом и осенью;
-
что растет вдоль водоемов;
-
историю Донского края;
-
обряды и праздники, чтимые на Дону;
-
знать правила поведения в школе.
Уметь:
-
раскрашивать картинки;
-
декламировать стихи;
-
разгадывать кроссворд;
-
рисовать животных и птиц;
-
составлять рассказ по теме и картинке;
-
отгадывать загадки;
-
делать поделки из природного материала;
-
выбирать наиболее безопасный путь в школу;
-
ориентироваться по географической карте
могут научиться: 1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире: - анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных с
- ообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Контроль и оценка результатов обучения по курсу «Доноведение»
Контроль и оценка результатов обучения в 1 классе осуществляется на основе методического письма, разработанного с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.
(Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г №1561/14-15)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался).
Ожидаемый результат: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО МБОУ Садовской ООШ от 28.08. 2015 года № 1
Подпись :
СОГЛАСОВАНО
28.08. 2015 год
Заместитель директора по УВР
Подпись: