- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Ребята и утята
Конспект урока по литературному чтению Ребята и утята
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лукоянова Л.А. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
-
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Планируемые результаты обучения: Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план. Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру. Метапредметные: Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
-
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового
материала.
-
Оборудование : компьютер, интерактивная доска, магнитно-маркерная доска, маркеры,
презентация, пульты
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
2.Повторение изученного материала
3.Подготовка к изучению нового материала
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе
Тесты
1.Какое главное правило предложил при общении с природой Н. Сладков?
-
Не навреди!
-
Не обижай!
-
Не нагруби!
2.Кто автор этих строк
«Все на свете, на свете нужны,
И это все дети запомнить должны! »?
-
Б.Заходер
-
А.Шибаев
-
И.Пивоварова
3.Жанр произведения В.Берестова «Кошкин дом»?
-
Басня
-
Сказка
-
Стихотворение
4.Перечислены герои произведения В.Берестова , но кто-то лишний. Кто?
-
Кошка
-
Котёнок
-
Щенок
5.Закончи фразу из стихотворения Б.Заходера
«Злые люди бедной киске
не дают украсть…
-
Колбасу
-
Сосиски
-
Сардельки
6.Как вы понимаете словосочетание большая вода?
-
землетрясение
-
половодье
-
извержение
7.Подбери синоним к слову зашвыряли
-
Заметили
-
Закидали
-
Завлекли
8.Глупыш - это…
-
Умный
-
Пустоголовый
-
Удалой
9.К какому произведению можно отнести пословицу «Чужих детей не бывает»
-
«Кошкин щенок»
-
«Они и мы»
-
«Все на свете нужны»
-
учащиеся(пульты)
Самооценка
Оценка учителя
Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Назовите имя этого писателя (М.М. Пришвин»
( презентация)
-Составьте о нём рассказ по опорным словам
1873-1954
Елецкий уезд
Орловская губерния
Бедная семья
Так в 12 лет, начитавшись книг Майн Рида, Пришвин, друзья ,путешествие-побег в Азию. беглецов быстро вернули назад, но страсть к путешествием осталось.
Путешествовал, много писал-
«Золотой луг».
«Деревья в лесу».
Журка».
« Лисичкин хлеб».
( презентация)
Учащиеся работают в группах ( в презентации 3 слайда: портрет М.М.Пришвина, его рабочий кабинет, книги для дополнительного чтения)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков
3.Постановка учебной задачи.
Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.
- Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята».
-О ком этот рассказ? Назовите тему
( прогнозирование)
Трогательный рассказ о том
как мама-утка провожала утят
во взрослую жизнь...
-Ставим задачи урока.
( автор,название,жанр,главные герои, объяснение поступков главных героев, делить на части, озаглавливать, определять тему, главную мысль, чему учит)
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока
Учащиеся сами формулируют цель урока: - познакомимся с новым произведением
-Открывают учебник.
-« Ребята и утята».
-Предполагают.
Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
4.Построение проекта выхода из затруднения.
1. Работа с текстом во время чтения.
-Когда ребята начали ловить утят, подумали ли они о том, что утка-мать будет переживать?
- К какому жанру относится это произведение?
-Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?
3) Перечитывание текста.
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
-Читает хорошо
читающий ученик.
-Слушают.
-Участвуют в диалоге.
Высказывают свою точку зрения.
Сравнивают свои предположения по обложке. Делают вывод.
- Поучительный.
- Читают медленно, вдумчиво.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
5.Первичное закрепление.
- В тексте вам встретились незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
4) Словарная работа.
Чирок-свистунок- птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоёмах. Оказывается, существует очень много различных пород уток. Одна из них- чирок-свистунок. Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. Самец весной имеет коричнево- рыжую голову с черно-зеленой полоской и белой полоской по бокам. Зоб бледно охристый с черными пятнышками. Бока серые с темным струйчатым рисунком. Самка темно- бурая с рыжими пестринками. Чирок-свистунок -одна из самых обычных уток, широко распространенных на Алтае и по его предгорьям. Утка гнездится по заросшим озерам, берегам рек, прудам и болотам.
- Узнаете эту уточку, если встретите?
-Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе.
5) Анализ и выборочное чтение.
- Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера?
- Докажите строчками из
произведения.
- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
- Что значит для утят свобода?
-Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
Докажите строчками из произведения.
-Сколько надо было идти до озера?
-Сколько это километров?
-Это много или мало для человека?
-А для маленьких утят?
-Прочитайте, как шла мать -уточка с утятами.
-Почему уточка-мать шла позади утят?
Какие враги были у уток?
-Кто страшнее? Почему?
-Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
Докажите строчками из произведения.
-Зачем ребята это делали?
-Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
Докажите строчками из произведения.
-Могла ли утка кричать?
-Её немота, беззащитность, отчаяние- всё в этих движениях.
-А какое чувство пережили утята?
-Как вы думаете , если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
- А какое вы слово кричите, когда боитесь?
-А ваша мама переживает за вас?
-Как она ведёт себя при этом?
-Как в рассказе чаще всего называет автор уточку?
-А какая она мама?
-Вам жалко её?
- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
-Какие пословицы о маме вы знаете?
-Утята пойманы, что собираются делать ребята?
Докажите строчками из произведения.
-Кто помешал мальчишкам?
- Смогли ли они объяснить свой поступок?
-Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите.
-Назовите слова, которые показывают строгость автора.
С какой интонацией будем читать эти слова?
- Что делали бы вы, оказавшись рядом?
-Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
- Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?
Докажите строчками из произведения.
-Как шла уточка-мать в начале рассказа?
- А почему сейчас она побежала впереди?
-Как М. Пришвин попрощался с утятами?
- Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.
- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
- Перед кем этот знак уважения?
Почему?
-Как мальчишки на это прореагировали? Почему?
-Что пожелали люди уточке?
-Почему? Докажите строчками из произведения.
Нужно ли было пожелание уточке?
6) Беседа по содержанию в целом.
Работа над иллюстрацией. Работа в парах.
-Посмотрите на иллюстрацию стр.118.
-Кто изображён на переднем плане?
- Что они делают?
-Кто изображён на заднем плане?
- Что они делают?
-Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
-Для чего М. Пришвин написал свой рассказ?
- Что его волновало?
-Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?
-Кто именно?
-А кто нет?
-Почему?
7)Выявление совпадений первичных с окончательными.
8)Назовите героев произведения, жанр. Определение главной мысли рассказа.
-Как автор назвал свой рассказ?
-Почему?
-Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
-Что же вы можете сказать о М.Пришвине?
-Докажите, что М. Пришвин- человек
а) добрый
б) строгий
в) неравнодушный
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух
-Учащиеся читают, обращая внимание на ударение, объясняют смысловое значение.
-
Словарная работа.
Работа с толковыми словарями
-
.
Высказывают
своё мнение.
-
Переживает. Дискуссия. Высказывают своё мнение.
-Мать.
-Заботливая.
Жалко.
-
-Каждый высказывает своё мнение как бы он поступил.
-
-Сравнивают свои, делают вывод.
Доказывают
Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчёркивая, что мы живём все вместе, рядом, то совместном существовании.
Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
2) Творческая работа. Работа в группе
Работа с заглавием.
-Придумайте своё заглавие к рассказу.
3) Чтение по смысловым частям и их озаглавливание, наблюдение за состоянием чувств, вызванных произведением..
- Какие испытывали чувства при чтении и слушании?
План. Чувства
-
Путешествие к озеру. Спокойствие
-
Не выпускать из виду. Тревожность
-
В величайшем волнении. Страх, волнение
-
Живо возвратите утят! Негодование
-
До свидания, утята! Радость
4) Пересказ
1 группа пересказ от лица уточки
2 группа пересказ от лица уточки
Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
7.Рефлексия деятельности (итог урока)
-- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 18)
Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину".
« Любить и охранять природу- значит любить и охранять Родину» . М Пришвин
-Как вы понимаете эти слова?
-
Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Рефлексия
- Задачи, поставленные на уроке, выполнили?
- На уроке я работал(а) ( пульты)
Зеленый - работал активно, все получалось Желтый - работал хорошо, иногда обращался за помощью Красный - было трудно, не все получилось
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Осуществляется самооценка
( работа с пультами)
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.
21