Конспект урока по литературному чтению Ребята и утята

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»



  • Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Планируемые результаты обучения: Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план. Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру. Метапредметные: Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

  • Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового

материала.



  • Оборудование : компьютер, интерактивная доска, магнитно-маркерная доска, маркеры,

презентация, пульты









Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

2.Повторение изученного материала

3.Подготовка к изучению нового материала

- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе

Тесты

1.Какое главное правило предложил при общении с природой Н. Сладков?

  • Не навреди!

  • Не обижай!

  • Не нагруби!

2.Кто автор этих строк

«Все на свете, на свете нужны,

И это все дети запомнить должны! »?

  • Б.Заходер

  • А.Шибаев

  • И.Пивоварова

3.Жанр произведения В.Берестова «Кошкин дом»?

  • Басня

  • Сказка

  • Стихотворение

4.Перечислены герои произведения В.Берестова , но кто-то лишний. Кто?

  • Кошка

  • Котёнок

  • Щенок

5.Закончи фразу из стихотворения Б.Заходера

«Злые люди бедной киске

не дают украсть…

  • Колбасу

  • Сосиски

  • Сардельки

6.Как вы понимаете словосочетание большая вода?

  • землетрясение

  • половодье

  • извержение

7.Подбери синоним к слову зашвыряли

  • Заметили

  • Закидали

  • Завлекли

8.Глупыш - это…

  • Умный

  • Пустоголовый

  • Удалой

9.К какому произведению можно отнести пословицу «Чужих детей не бывает»

  • «Кошкин щенок»

  • «Они и мы»

  • «Все на свете нужны»

-

учащиеся(пульты)

Самооценка

Оценка учителя









Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


- Назовите имя этого писателя (М.М. Пришвин»

( презентация)

-Составьте о нём рассказ по опорным словам

1873-1954

Елецкий уезд

Орловская губерния

Бедная семья

Так в 12 лет, начитавшись книг Майн Рида, Пришвин, друзья ,путешествие-побег в Азию. беглецов быстро вернули назад, но страсть к путешествием осталось.

Путешествовал, много писал-

«Золотой луг».

«Деревья в лесу».

Журка».

« Лисичкин хлеб».

( презентация)



Учащиеся работают в группах ( в презентации 3 слайда: портрет М.М.Пришвина, его рабочий кабинет, книги для дополнительного чтения)





Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи.


Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

- Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята».

-О ком этот рассказ? Назовите тему

( прогнозирование)

Трогательный рассказ о том

как мама-утка провожала утят

во взрослую жизнь...

-Ставим задачи урока.





( автор,название,жанр,главные герои, объяснение поступков главных героев, делить на части, озаглавливать, определять тему, главную мысль, чему учит)

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Учащиеся сами формулируют цель урока: - познакомимся с новым произведением

-Открывают учебник.

-« Ребята и утята».

-Предполагают.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения.


1. Работа с текстом во время чтения.

-Когда ребята начали ловить утят, подумали ли они о том, что утка-мать будет переживать?

- К какому жанру относится это произведение?

-Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

3) Перечитывание текста.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

-Читает хорошо

читающий ученик.

-Слушают.

-Участвуют в диалоге.

Высказывают свою точку зрения.

Сравнивают свои предположения по обложке. Делают вывод.

- Поучительный.

- Читают медленно, вдумчиво.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5.Первичное закрепление.


- В тексте вам встретились незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

4) Словарная работа.

Чирок-свистунок- птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоёмах. Оказывается, существует очень много различных пород уток. Одна из них- чирок-свистунок. Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. Самец весной имеет коричнево- рыжую голову с черно-зеленой полоской и белой полоской по бокам. Зоб бледно охристый с черными пятнышками. Бока серые с темным струйчатым рисунком. Самка темно- бурая с рыжими пестринками. Чирок-свистунок -одна из самых обычных уток, широко распространенных на Алтае и по его предгорьям. Утка гнездится по заросшим озерам, берегам рек, прудам и болотам.

- Узнаете эту уточку, если встретите?

-Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе.

5) Анализ и выборочное чтение.

- Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера?

- Докажите строчками из

произведения.

- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

- Что значит для утят свобода?

-Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

Докажите строчками из произведения.

-Сколько надо было идти до озера?

-Сколько это километров?

-Это много или мало для человека?

-А для маленьких утят?

-Прочитайте, как шла мать -уточка с утятами.

-Почему уточка-мать шла позади утят?

Какие враги были у уток?

-Кто страшнее? Почему?

-Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Докажите строчками из произведения.

-Зачем ребята это делали?

-Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

Докажите строчками из произведения.

-Могла ли утка кричать?

-Её немота, беззащитность, отчаяние- всё в этих движениях.

-А какое чувство пережили утята?

-Как вы думаете , если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

- А какое вы слово кричите, когда боитесь?

-А ваша мама переживает за вас?

-Как она ведёт себя при этом?

-Как в рассказе чаще всего называет автор уточку?

-А какая она мама?

-Вам жалко её?

- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

-Какие пословицы о маме вы знаете?

-Утята пойманы, что собираются делать ребята?

Докажите строчками из произведения.

-Кто помешал мальчишкам?

- Смогли ли они объяснить свой поступок?

-Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите.

-Назовите слова, которые показывают строгость автора.

С какой интонацией будем читать эти слова?

- Что делали бы вы, оказавшись рядом?

-Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

- Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

Докажите строчками из произведения.

-Как шла уточка-мать в начале рассказа?

- А почему сейчас она побежала впереди?

-Как М. Пришвин попрощался с утятами?

- Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.

- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

- Перед кем этот знак уважения?

Почему?

-Как мальчишки на это прореагировали? Почему?

-Что пожелали люди уточке?

-Почему? Докажите строчками из произведения.

Нужно ли было пожелание уточке?

6) Беседа по содержанию в целом.

Работа над иллюстрацией. Работа в парах.

-Посмотрите на иллюстрацию стр.118.

-Кто изображён на переднем плане?

- Что они делают?

-Кто изображён на заднем плане?

- Что они делают?

-Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

-Для чего М. Пришвин написал свой рассказ?

- Что его волновало?

-Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?

-Кто именно?

-А кто нет?

-Почему?

7)Выявление совпадений первичных с окончательными.

8)Назовите героев произведения, жанр. Определение главной мысли рассказа.

-Как автор назвал свой рассказ?

-Почему?

-Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

-Что же вы можете сказать о М.Пришвине?

-Докажите, что М. Пришвин- человек

а) добрый

б) строгий

в) неравнодушный

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

-Учащиеся читают, обращая внимание на ударение, объясняют смысловое значение.





-



Словарная работа.

Работа с толковыми словарями

-

.

Высказывают

своё мнение.

-

Переживает. Дискуссия. Высказывают своё мнение.

-Мать.

-Заботливая.

Жалко.

-



-Каждый высказывает своё мнение как бы он поступил.

-

-Сравнивают свои, делают вывод.







Доказывают









Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчёркивая, что мы живём все вместе, рядом, то совместном существовании.

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.



.


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


2) Творческая работа. Работа в группе

Работа с заглавием.

-Придумайте своё заглавие к рассказу.

3) Чтение по смысловым частям и их озаглавливание, наблюдение за состоянием чувств, вызванных произведением..

- Какие испытывали чувства при чтении и слушании?

План. Чувства

  1. Путешествие к озеру. Спокойствие

  2. Не выпускать из виду. Тревожность

  3. В величайшем волнении. Страх, волнение

  4. Живо возвратите утят! Негодование

  5. До свидания, утята! Радость

4) Пересказ

1 группа пересказ от лица уточки

2 группа пересказ от лица уточки

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.


7.Рефлексия деятельности (итог урока)


-- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 18)

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину".

« Любить и охранять природу- значит любить и охранять Родину» . М Пришвин

-Как вы понимаете эти слова?

-

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.



Рефлексия

  • Задачи, поставленные на уроке, выполнили?
( голосование с по мощью пультов) «да», «нет

  • На уроке я работал(а) ( пульты)


Зеленый - работал активно, все получалось Желтый - работал хорошо, иногда обращался за помощью Красный - было трудно, не все получилось

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия







































Осуществляется самооценка

( работа с пультами)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.


21


© 2010-2022