- Преподавателю
- Начальные классы
- «Методический материал для учителей коррекционных школ VIII вида»
«Методический материал для учителей коррекционных школ VIII вида»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Миргородская Г.С. |
Дата | 11.03.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
«Няганская Специальная (коррекционная) Общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Дополнительный методический материал для учителей начальных классов коррекционных школа VIII вида
Из серии «В помощь учителю»
Составила: учитель начальных классов
Миргородская Г.С.
г.Нягань, 2014г.
Пояснительная записка. Настоящий материал предлагается учителям начальных классов для проведения уроков математики в 4 классах коррекционных школ VIII вида. Коррекционно-развивающее обучение (КРО), как тип дифференцированного учебного процесса, определяет методические пути содержания обучения, которые нацелены на обеспечение системного усвоения знаний: - активизация сущностных признаков изучаемых явлений; - структурирование учебного материала с опорой на объективные внутренние связи между элементами; - соблюдение в определении объема изучаемого материала требования необходимости и достаточности. В связи с этим разрабатываются материалы, помогающие учителю формировать общеучебные интеллектуальные умения на уроках математики. Исходя из основной задачи коррекционных школ VIII вида, как воспитания, обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий детей с отклонением в развитии, следует отметить, что обучение должно быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой. В связи с этим кажется возможным предложить настоящий методический материал, который состоит из 2 разделов: 1. Сборник задач практической направленности. 2. Сборник контрольных работ. Целью 1 раздела является - представление материала, способствующего практическому усвоению полученных знаний, содержащихся в предлагаемых задачах, которые, в свою очередь, носят предметно-практическую направленность и в тоже время, в целом, представляют необходимый для данного курса объем арифметических задач, которые должны уметь решать учащиеся. 2 раздел представляет собой сборник контрольных работ, которые также предлагаются учителям , работающим в классах КРО, как дополнительный материал по теме «Сотня». Все контрольные работы составлены в соответствии с программным материалом соответствующего курса обучения для каждой четверти. Процесс обучения математике постоянно сопровождается контролем. Целью проверки знаний является выявление наличия и качества усвоенных учащимися знаний; установление пробелов в З.У.Н., с последующим их устранением. В данном сборнике предложены контрольные работы, позволяющие проверить знания учащихся в конце четверти (триместра), то есть предполагающие итоговый контроль. Предложенные контрольные работы разработаны в 3 вариантах, деление на которые происходит в зависимости от уровня познавательных возможностей учащихся. Форма проверки знаний - письменный фронтальный контроль. Структура урока проверки, оценки и коррекции знаний включает следующие этапы:
- Организация учащихся на урок.
- Сообщение цели урока.
- Ознакомление с содержанием контрольной работы и порядком ее выполнения.
- Самостоятельное выполнение контрольной работы учащимися.
Оценка письменной контрольной работы производится по пятибалльной системе, в соответствии с существующими требованиями: Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок; Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки; Оценка «3» ставится, если решена задача, хотя и с негрубыми ошибками и правильно выполнена большая часть других заданий; Оценка «2» ставится, если не решена задача, но сделана попытка ее решить и выполнено менее половины других заданий; Оценка «1» ставится, если ученик не приступал к решению контрольной работы. Итоговый контроль позволяет учителю сделать анализ объема знаний, полученных учащимися, который должен соответствовать основным требованиям к знаниям и умениям учащихся, предусмотренных программой, рекомендованной Министерством просвещения.
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Сборник задач практической направленности.
- Сборник контрольных работ.
Литература.
- Барменкова В.В. «Педагогические основы создания культурно-развивающихся условий для детей с трудностями в адаптации и школе»/ автореферат, Тюмень, 1998
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2008
- Перова М.Н. методика преподавания математики в специальных общеобразовательных учреждениях / учеб. для студ. дефектол.фак-тов пед.инс-тов, 3-е издан., перераб.- М.:Просвещение, 1989
Сборник задач практической направленности.
1. В ателье было 83м шерсти. На пошив костюмов израсходовали 40м, а на пошив платьев - 23м. сколько метров шерсти осталось? 2. В мотке было 85см тесьмы. Сначала отрезали 25см тесьмы, потом еще 30 см. какова длина оставшейся части? 3. В одном куске 28м кружева, а в другом - 12м. на отделку платья пошло 9м кружева. Сколько метров кружева осталось? 4. На автостоянке было 37 машин «Волга», а «Жигули» - на 9 меньше. Сколько машин «Жигули» было на автостоянке?
- В кулинарном цехе работают 100 рабочих, из них 78 мужчин, остальные - женщины. Сколько женщин работает в кулинарном цехе?
- После того, как пассажир в автобусе проехал 7 остановок, ему осталось проехать еще 8 остановок. Сколько всего остановок нужно было проехать пассажиру?
- тракторист получил 93л горючего. После работы у него осталось 15л горючего. Сколько литров горючего он израсходовал?
- Строители за год построили 37 деревянных домов, а каменных на 27 меньше. Сколько всего домов построили строители за год?
- Какие гири нужно взять, чтобы взвесить 100г масла?
- В хлебопекарню привезли 3ц ржаной муки и 7ц пшеничной. Сколько центнеров муки привезли в хлебопекарню?
- Назовите здания, деревья, улицы, которые находятся на расстоянии 100м от школы?
- Начертите одну полоску длиной 75 мм, а другую на 5 см длиннее.
- Бригада рабочих за 1 день должна была отремонтировать 80м дороги, а отремонтировала на 10м больше. Сколько метров дороги отремонтировала бригада?
- Завод за первый месяц выпустил 30 верстаков, а за второй - на 7 верстаков больше. Сколько верстаков выпустил завод за два месяца?
- В первом полугодии на заводе отремонтировали 55 станков, во втором полугодии - на 5 станков меньше. Сколько станков отремонтировали во 2 полугодии?
- На елочный базар привезли в первый день 49 елей, во второй день - на 10 елей больше, чем в первый, а в третий - на 4 ели меньше, чем во второй. Сколько елей привезли на елочный базар в третий день?
- В куске 100м ткани. Покупательнице отрезали 3м ткани. Сколько метров ткани осталось в куске?
- На фабрике за 1 день сваляли 57 пар валенок, из них 22 пары детских. Сколько взрослых пар валенок сваляли за 1 день на фабрике?
- В первый день ученицы швейного цеха пришили 48 пуговиц, во второй - в 8 раз меньше, чем в первый, а в третий - на 16 пуговиц меньше, чем в первый. Сколько пуговиц пришили ученицы швейного цеха за три дня?
- Одна тракторная бригада израсходовала 23л горючего, другая - на 33л меньше, а третья столько, сколько первая. Сколько литров горючего израсходовали три бригады?
- В столовую завезли 24кг моркови, 32кг свеклы и бочку капусты, массой 20кг. Сколько килограммов овощей завезли в столовую?
- Соревнуются 2 бригады. Одна бригада перевозит в неделю 45ц нефти, а другая - на 16ц меньше. Поставьте вопрос и решите задачу.
- В городском саду высажено 24 розы, хризантем - на 14 меньше, чем роз, а саженцев гвоздики - на 20 больше, чем саженцев роз. За сколькими саженцами должны ухаживать садовники в городском саду?
- С пришкольного участка собрали 44кг картофеля, а лука - на 14кг меньше. Сколько всего кг овощей собрали с пришкольного участка?
- За один месяц произведен ремонт 36 квартир жилого дома, а за второй - на 10 квартир больше. Сколько квартир было отремонтировано за 2 месяца?
- В одном совхозе 32 трактора, а в соседнем на 16 тракторов больше. Сколько тракторов в двух совхозах?
- В столовую для праздника привезли 24кг яблок, апельсинов - на 14кг меньше, чем яблок, а бананов - на 12кг больше, чем яблок. Сколько всего фруктов привезли в столовую для праздника?
- В столовую завезли 32кг картофеля, свеклы - на 11кг меньше, чем картофеля, а капусты на 10кг больше, чем картофеля. Сколько кг овощей завезли в столовую?
- на заводе за 1 месяц выпущено 23 трактора, а за второй - на 16 тракторов больше. Сколько тракторов выпущено на заводе за 2 месяца?
- За 1 день на ферме надоили 34л молока, за второй на 10л больше, чем за первый, а за третий на 24л меньше, чем за второй. Сколько литров молока надоили на ферме за три дня?
- Одна корова в неделю дает 42л молока. Сколько литров молока получат в неделю от двух таких коров?
- Для работы слесарь приготовил 28 заготовок и 16 шайб. На сколько заготовок слесарь приготовил больше. Чем шайб?
- Строителям выдали 57 штук красного кирпича, а им потребовалось для укладки 52 кирпича. Сколько кирпичей сэкономили строители после укладки стены?
- Для школьной столовой привезли лук. В мешке 36кг лука, а в трех одинаковых ведрах 27кг лука. Во сколько раз больше лука в мешке, чем в одном ведре?
- В автобусе Москва- Санкт-Петербург едут 28 человек, а в трех машинах 12 человек. Во сколько раз меньше человек едут в одной машине, чем в автобусе?
- В магазин привезли 24 электроутюга, а гладильных досок в 7 раз меньше. Сколько гладильных досок привезли в магазин?
- Столовая отпустила учащимся 28 завтраков, а обедов - на 16 больше. Сколько завтраков и обедов отпустила столовая?
- Один закройщик за неделю выполнил 16 выкроек платьев, а другой - на 5 выкроек больше. Сколько выкроек изготовили за неделю оба закройщика?
- Учащиеся сделали на уроках труда лопатки. 27 лопаток они подарили детскому саду. Осталось 19 лопаток. Сколько лопаток сделали учащиеся?
- Осенью садовники обработали 26 деревьев яблонь. А груш - на 12 больше. Сколько всего деревьев обработали садовники?
- за один час токарь обточил 27 детали, а его ученик за 1 час обточил 9 деталей. На сколько деталей меньше обточил ученик токаря?
- В одном поселке отремонтировали 98 квартир. А во втором на 19 квартир меньше. Сколько квартир отремонтировали во втором поселке?
- Чтобы доставить заказное письмо из города в деревню почтальон проехал 50км на машине и 5км прошел пешком. На сколько км расстояние, которое почтальон прошел пешком меньше расстояния, которое он проехал на машине?
- В августе наловили 40кг речной рыбы, а в сентябре на 12кг больше. Сколько ку речной рыбы наловили в августе и в сентябре?
- За три дня рабочий на рыбном заводе закатывает 93 банки консервов. В первый день он закатал 22 банки, во второй день - на 18 банок больше. Сколько банок консервов закатано в третий день?
- Бригада рыбаков за три дня выловила 82кг рыбы. В первый день рыбаки выловили 23кг рыбы, во второй день - на 6кг больше, чем в первый. Сколько кг рыбы выловили рыбаки за третий день?
- Одной бригаде сантехников для работы выдано 45м проволоки и 9 плоскогубцев, а второй бригаде 39м проволоки и 6 плоскогубцев. На сколько метров выдано проволоки больше 1 бригаде и на сколько штук меньше плоскогубцев 2 бригаде?
- В магазине «Мебель» в первый день продали 38 стульев, во второй день - на 9 стульев меньше, чем в первый, а в третий - на 5 стульев больше, чем в первый и во второй дни вместе. Сколько стульев продано в третий день?
- Школьники вырастили на своем участке для столовой 36кг капусты, моркови - на 27кг меньше и 52кг свеклы. Сколько килограммов овощей вырастили школьники?
- Сшили 4 обеденных салфетки, на каждую израсходовали по 1м ткани, после чего в куске осталось 7м ткани. Сколько метров ткани было?
- (Задача на смекалку): сколько рейсов нужно сделать, чтобы перевести 9ц пшеницы с ржаного поля, если за один рейс перевозят по 3ц?
- Для ремонта квартиры купили 5 банок лака и 1 банку мастики. Во сколько раз купили больше лака, чем мастики?
- Ребята собрали 10кг малины, черники- в 2 раза больше, чем малины, а земляники - в 5 раз меньше, чем черники. Сколько земляники собрали ребята?
- За день почтальон доставил по адресам 30 журналов и 10 конвертов с заказными письмами. Во сколько раз больше почтальон доставил журналов, чем заказных писем?
- При раскрое блузке на отделку отмерили 10дм тесьмы. Сколько это метров?
- Столяру до начала отпуска осталось 6 недель. Сколько это дней?
- С птицефабрики для школьного буфета привезли 5 коробок яиц по 10 штук в каждой. Израсходовали 45 яиц. Сколько яиц осталось?
- В магазин привезли 100кг фруктов. Яблок привезли 65кг, апельсинов - 23кг, остальные лимоны. Сколько килограммов лимонов привезли в магазин?
- Корове в день нужно 8кг зеленой массы. Сколько килограммов зеленой массы потребуется для 5 коров? 7 коров?
- Для оборудования в слесарных мастерских в трех школах прислали 30 станков. Сколько станков получила каждая школа, если их распределили между школами поровну?
- Из 60м ситца сшили 6 комплектов постельного белья. Сколько метров ситца пошло на 1 комплект?
- В трех одинаковых банках 15л молока, а в двух одинаковых бидонах 40л молока. Во сколько раз больше молока в бидоне, чем в банке?
- В столярную мастерскую с завода отправили 64 коробки с молотками по 8 штук в каждой и 81 ящик с ножовками - по 9 штук в каждом. На сколько штук молотков в одной коробке меньше, чем ножовок?
- В мастерскую привезли 30 ножниц, а запасных втулок в 5 раз меньше. Сколько всего швейного оборудования привезли в мастерскую?
- в 7 одинаковых мешках 70кг риса. Сколько килограммов риса в одном таком мешке? Сколько килограммов риса в 9 таких мешках?
- На корм птицам израсходовали кукурузы 12кг, овса в 3 раза меньше, чем кукурузы, а проса в 4 раза меньше, чем овса. Сколько всего килограммов кукурузы, овса и проса израсходовали на корм птицам?
- На садовом участке выращено 100 гвоздик, а роз в 10 раз меньше. Сколько роз выращено на садовом участке?
- За 1 час сварено 3м металлических труб. Сколько метров металла будет сварено в результате четырех часов работы?
- Для кабинета столярного дела привезли 48 электровыжигателей. По сколько электровыжигателей достанется каждой группе, если всего в столярной мастерской занимаются 6 групп учащихся?
- На пошив костюмов для утренника швейный цех получил 7 рулонов ткани по 10м в каждом. Сколько метров ткани получил швейный цех?
Сборник
контрольных работ.
1 четверть.
1 вариант. 1). Решите задачу: Юннаты вырастили в питомнике 24 саженца дуба, саженцев яблони на 14 меньше, чем дуба, а саженцев белой акации на 20 больше, чем саженцев дуба. Сколько всего саженцев вырастили юннаты? 2). Выполните действия: 34 + 47 - 26 54 + 14 - 35 84м - 63м 37м + 15м 3). Сравните: 38 . . . 27 - 15 43 . . . 25 + 13 77 . . . 34 - 20 4). Постройте треугольник со сторонами 5см, 3см, 3см.
2 вариант. 1). Решите задачу: За первый час мотоциклист проехал 45км, а за второй час - на 12км меньше. Сколько километров проехал мотоциклист за 2 часа? 2). Выполните действия: 19 + 22 82 - 80 15м + 31м 13р - 12р 3). Сравните: 14 … 10 25 …52 30 …30 4). Постройте треугольник, обозначьте его вершины.
3 вариант. 1). Решите задачу: В одном доме 23 жильца, а в соседнем на 18 жильцов больше. Сколько жильцов в соседнем доме? 2). Выполните действия: 37 - 32 34 + 27 54 + 20 3). Сравните: 12 … 20 32 …42 50 …49 4). Начертите отрезок и найдите его длину.
2 четверть.
1 вариант. 1). Решите задачу: Для школы приобрели 80 тетрадей. Из них 72 тетради в линейку, а остальные в клетку. Во сколько раз больше было тетрадей в линейку, чем в клетку? 2). Выполните действия: 74 + 16 - 52 80 - (34 + 40) 3). Выразите в более мелких мерах: 5м = …дм 10см = …мм 4). Сравните: 10дм … 1м 1р …100к 5 см…70мм 5). Постройте прямоугольник с основанием 7см5мм и боковой стороной на 3см короче.
2 вариант. 1). Решите задачу: В буфете было 5 коробок яиц по 10 штук в каждой. Израсходовали 35 яиц. Сколько яиц осталось? 2). Выполните действия: 41 - 38 23 + 17 3) Выразите в более мелких мерах: 2дм1см = … см 3м = … дм 4). Сравните: 5дм …30см 1р …50к 5). Постройте прямоугольник с основанием 45мм и боковой стороной 3см.
3 вариант. 1). Решите задачу: 30г семян разложили в 10 одинаковых пакетиков. Сколько семян укропа в одном пакетике? 2). Выполните действия: 41 + 19 34 - 17 3). Сравните: 56 …23 12 …21 100 …10 4). Постройте квадрат со стороной 45мм.
3 четверть.
1 вариант. 1). Решите задачу: В магазин «Детский мир» привезли 36 ранцев, а портфелей, в 6 раз меньше. На сколько больше привезли ранцев, чем портфелей? 2). Решите примеры с проверкой: 9 х 3 2 х 7 8 : 4 48 : 6 3). Выполните действия: 6 х 0 + 71 1 х 4 + 27 100 - 3 х 10 4). Решите примеры: 5см1мм + 2дм 11р70к - 50к 5). Незамкнутая ломаная линия длиной 16см состоит из 4 равных отрезков. Постройте такую ломаную линию.
2 вариант. 1). Решите задачу: С одного участка собрали 12ц картофеля, а с другого в 4 раза меньше. Сколько центнеров картофеля собрали с двух участков? 2). Выполните действия с проверкой: 12 :3 7 х 9 3). Выполните действия: 21 : 3 + 34 6 х 7 - 22 4). Решите примеры: 23м 1дм + 8дм 8дм 7см - 26см 5). Постройте незамкнутую ломаную линию АВСО с длиной отрезков: АВ = 5см, ВС = 2см, СО = 4см.
3 вариант. 1). Матери 36 лет, дочь в 6 раз моложе матери. Сколько лет дочери? 2). Выполните действия: 8 : 2 + 45 3 х 9 - 11 2 х 3 + 67 81 : 9 + 14 3). Решите примеры: 5ц + 3ц 27р + 53р 75см +16см 4). Начертите незамкнутую ломаную линию из трех отрезков. Обозначьте ее буквами.
4 четверть. 1 вариант. 1). Решите задачу: Школьники вырастили на своем участке для столовой 36кг капусты, моркови - на 27кг меньше и 52кг свеклы. Сколько килограммов овощей вырастили школьники? 2). Выполните действия: 72 : 9 + 15 : 3 27 : 3 - 24 : 6 100 - 3 х 1 8 х 4 - 3 х 6 3). Решите примеры: 7ц 76кг + 14кг 4ц + 11ц 59ц - 46ц 4). Сравните, не вычисляя. Проверьте вычислением: 1 х 3 …10 х 3 14 : 2 … 14 : 7 5). Начертите прямоугольник, длина которого 5см, ширина на 3 см короче. Обозначьте одну пару противоположных сторон синим цветом, другую пару противоположных сторон красным цветом. 2 вариант. 1). Решите задачу: На детскую простыню идет 2м полотна, а на пододеяльник в 2 раза больше, чем на простыню. Сколько пододеяльников можно сшить из 32м полотна? 2). Выполните действия: 61 - 2 х 3 17 + 4 х 10 81 : 9 + 27 99 - 4 х 5 3). Замените крупные меры более мелкими: 3дм 5 см = … 3м 1дм = … 4). Числа 7, 9, 10 увеличьте в 10 раз. 5). Начертите квадрат со стороной 35мм и прямую так, чтобы она пересекала две боковые стороны квадрата. 3 вариант. 1). Решите задачу: Хозяйка купила 2 сервиза по 6 чашек в каждом и еще 2 большие чашки. Сколько всего чашек купила хозяйка? 2). Выполните действия: 63 : 7 42 : 6 5 х 6 2 х 8 3). Решите примеры: 22 + 45 70 - 34 80 - 39 17 + 44 4). Сравните числа: 85м …87м 13р …6р 5). Начертите квадрат со стороной 4см и отрезок, длиной 5см вне квадрата.