Планирование. Основы здорового образа жизни

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/Семенкова О.М./

Протокол № 1

от «_____» августа 2015г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

МОУ «СОШ с.Перекопное»

______________/Малянова Т.А./

«____» ________________2015г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ с.Перекопное»

_______________/Подгорнова Е.В./

Приказ № _______________

от «_____» _______________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Семенковой Ольги Михайловны

учителя начальных классов

1 категории

по ОЗОЖ, 3 класс,

образовательная система «Школа 2100».


Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №___________

от «____» ____________2015г.

2015-2016 учебный год

Программа «Основы здорового образа жизни»

I. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами: - Закон Российской Федерации «Об образовании»; - Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»); - Приказ Министерства образования РФ от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования»; - Положения о составлении рабочих программ учителями МОУ «СОШ с.Перекопное»; - Базисного учебного плана; - «Примерных программ начального общего образования»;

- Региональная образовательная программа, утверждённая Министерством образования Саратовской области, Министерством здравоохранения Саратовской области.

Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» - Саратов, издательство «Добродея», 2011. Авторский коллектив: Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В., Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования.

Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Задачи:

Программа предусматривает:

-получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- формирование навыков гигиены и профилактики заболеваний;

- формирование навыков ухода за больными;

- формирование навыков рационального питания и других способов самосовершенствования. Необходимость введения в курс образования основ здорового образа жизни продиктована многими причинами. Прежде всего-это ухудшение здоровья нации: как физического, так и психического. Растёт число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и токсических веществ. Одной из наиболее уязвимых категорий населения являются дети, подростки и молодёжь.С учётом теоретических подходов к проблеме, а также на основе исследований и практического опыта работы в области здорового образа жизни специалистами Саратовского областного центра планирования семьи и кафедры валеологии Саратовского института повышения квалификации работников просвещения была разработана программа «Основы здорового образа жизни». Цели и задачи:

  • Формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно.
  • Формирование личности творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции.
  • Формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми.
  • Получение знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными.
  • Формирование навыков рационального питания, закаливания, физической культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья.

Содержание программы предусматривает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии, гигиены, сексологии в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни. Формы занятий: лекции, беседы дискуссии практические занятия, игровое моделирование, видеоуроки и домашние задания. Предполагается широкое использование технических средств, наглядных пособий. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и проявлений сензитивности к усвоению определённых знаний на каждом уровне развития.

В программе соблюдается последовательное усложнение и расширение изучаемых понятий по мере взросления ребёнка.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 3-го класса предусматривает обучение в объеме 1 часа в неделю, всего в год -34 часа.

На основании примерной программы, содержащих требования к минимальному объему содержания по ОЗОЖ в 3-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся.

Раздел программы, изучаемый в 3 классе называется: «Во имя общего блага».

II.Содержание тем учебного курса

Основы здорового образа жизни 3 класс - 34 часа (1 час в неделю)

«Во имя общего блага»

Этический блок (4 ч). Человек на планете Земля. В дружбе с природой. Спор и ссора. Умение вести дискуссию. Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Проявление заботы в моем городе, в моей школе.

Психологический блок (12 ч). Этот странный взрослый мир. Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких. Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться. Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность. Кто «Я» такой.

Правовой блок (7 ч). Правила в жизни человека. Проявление милосердия, терпимости. Ответственность за жестокое поведение. Правила поведения в школе и на улице. Опасные ситуации. Стихийные бедствия. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Семьеведческий блок (4 ч). Что такое труд. Трудом славен человек! Труд в моей семье. Что я больше всего люблю делать.

Медико-гигиенический блок (7 ч). Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие. Полезные и вредные привычки. Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ.




III.Основные требования к уровню подготовки обучающихся третьего класса.

К концу третьего класса у обучающихся должны быть сформированы мотивационные сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.


Обучающиеся научатся рассказывать:

  • о роли кожи, костей, мышц, органов дыхательной системы, кровообращения и пищеварения для детей;
  • основные факторы, которые отрицательно воздействуют на состояние здоровья;
  • о важности соблюдения режима дня, утренней зарядки, закаливания;
  • о необходимости активного отдыха ( подвижные игры, занятия физкультурой и спортом) для сохранения здоровья;
  • о режиме питания;
  • о стрессовых ситуациях;
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • придерживаться режима питания;
  • отказываться от предложений попробовать спиртное, табак, наркотики;
  • проводить утреннюю гимнастику без помощи взрослых;
  • организовать рабочее место, проветривание помещений, работу за столом, сохранение зрения;
  • организовать несколько подвижных игр с ровесниками.



Календарно - тематическое планирование по ОЗОЖ

п/п

Тема урока

Тип урока

Планируемые

результаты

УУД


Дата

план

факт

Этический блок. 4ч.

1

Человек на планете Земля. В дружбе с природой.

Открытие новых знаний

Научиться:

«правильно» общаться с природой, друг с другом.

2

Спор и ссора. Умение вести дискуссию.

Открытие новых знаний

Научиться:

различать спор и ссору.

3

Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире.

Открытие новых знаний

Научиться:

различать понятия: забота и ответственность в окружающем мире.

4

Проявление заботы в моем городе, в моей школе.

Повторение изученного

Закрепить понятия: забота и ответственность в окружающем мире

Психологический блок. 12ч.

5

Этот странный взрослый мир.

Открытие новых знаний

Научиться:

противостоять трудностям взрослого мира;

воспитывать в себе самокритичность.

6

Кто я такой? Какой я? Каким я хочу быть?

Повторение изученного

Отыскивать в себе способности противостоять трудностям взрослого мира;

воспитывать в себе самокритичность.

7

Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких.

Открытие новых знаний

Научиться:

находить понимание с близкими людьми.

8

Как развить хорошую память.

Открытие новых знаний

Научиться:

тренировать свою память.

9

Внимание человека или как научиться быть внимательным?

Повторение изученного

Научиться:

воспитывать в себе внимательного человека.

10

Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться.

Открытие новых знаний

Научиться:

пользоваться языком жестов и движений.

11

Что такое мой характер?

Открытие новых знаний

Научиться:

сдерживать свой характер в различных ситуациях.

12

Мир моих способностей.

Открытие новых знаний

Научиться:

отыскивать в себе способности.

13

С чем могут быть связаны проблемы общения?

Открытие новых знаний

Научиться:

сглаживать проблемы в общении.

14

Леворукость и праворукость: что это такое?

Открытие новых знаний

Научиться:

отыскивать в себе способности.

15

Конфликтный человек: какой он?

Открытие новых знаний

Научиться:

урегулировать конфликтные ситуации.

16

Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность.

Открытие новых знаний

Научиться:

различать понятия застенчивость и агрессия, пассивность и гиперактивность.

Правовой блок.7ч.

17

Правила в жизни человека.

Открытие новых знаний

Научиться:

соблюдать правила поведения.

18

Проявление милосердия и терпимости

Открытие новых знаний

Научиться:

быть милосердным и терпеливым.

19

Ответственность за жестокое поведение.

Открытие новых знаний

Научиться:

противостоять жестокости.

20

Правила поведения в школе и на улице.

Открытие новых знаний

Научиться:

выполнять правила поведения в школе и на улице.

21

Опасные ситуации. Как не стать жертвой преступления.

Повторение изученного

Научиться:

противостоять жестокости;

выполнять правила поведения в школе и на улице;

противостоять опасным ситуациям в жизни.

22

Стихийные бедствия.

Открытие новых знаний

Научиться:

сохранять спокойствие при стихийных бедствиях и правильно себя вести;

вежливо общаться с окружающими.

23

Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Повторение изученного

Научиться:

сохранять спокойствие при стихийных бедствиях и правильно себя вести;

вежливо общаться с окружающими.

Семьеведческий блок. 4ч.

24

Что такое семья? Всем нужен дом!

Открытие новых знаний

Научиться:

понимать смысл слов семья и дом.

25

Что такое труд? Трудом славен человек!

Открытие новых знаний

Научиться:

правильно распоряжаться своим свободным временем.

26

Труд в моей семье. Кем я хочу стать?

Повторение изученного

Научиться:

понимать смысл слов семья и дом;

правильно распоряжаться своим свободным временем;

планировать свое будущее занятие;

выполнять обязанности в семье

27

Что я больше всего люблю делать. Мужские и женские обязанности.

Открытие новых знаний

Научиться:

выполнять обязанности в семье

Медико-гигиенический блок. 8ч.

28

Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие.

Открытие новых знаний

Научиться:

правильно сохранять свое здоровье

29

Полезные и вредные привычки.

Открытие новых знаний

Научиться:

правильно сохранять свое здоровье;

противостоять вредным привычкам.

30

Вред применения наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

Повторение изученного

Научиться:

правильно сохранять свое здоровье;

противостоять вредным привычкам.

31

Режим дня в жизни школьника.

Открытие новых знаний

Научиться:

правильно сохранять свое здоровье;

соблюдать режим дня.

32

Что мы едим, пьем, чем лакомимся?

Открытие новых знаний

Научиться:

правильно сохранять свое здоровье, правильно и рационально питаться.

33

Золотые правила питания.

Повторение изученного

Научиться:

правильно сохранять свое здоровье, правильно и рационально питаться.

34

«Витаминка и её друзья». Театрализованная игровая программа.

Систематизация и обобщение знаний

Научиться:

правильно сохранять свое здоровье;

противостоять вредным привычкам;

соблюдать режим дня, правильно и рационально питаться.


























IV. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова. - Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011. - 88 с.

2. Журнал «Начальная школа плюс До и После», ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. Министерство образования РФ, Российская Академия образования, Московский психолого - социальный институт, ООО «Баласс»

3. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, О.Е.Жиренко «Новые 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО»,2011г. 4. «Основы здорового образа жизни» региональная образовательная программа. Издание второе, доп. и перераб. - Саратов, издательство «Добродея»,2010. Авторский коллектив: Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В., Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.

5.Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М.А.,Гришанова О.С., Серякина А.В. - Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» - Саратов, 2009. 128 с.

6.Основы здорового образа жизни: Региональная образовательная программа - Саратов, Добродея, 2008.- 34 с.Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В., Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.

7.Желая изменить мир, начну с себя: рабочая тетрадь для учащихся 1 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009. - 48 с.Павлова М.А.,Серякина А.В., Гусева Е.В.

8.Красота спасет мир: рабочая тетрадь для учащихся 2 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009. - 48 с. Павлова М.А., Серякина А.В., Гусева Е.В.

9.Во имя общего блага: рабочая тетрадь для учащихся 3 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009. - 48 с. Павлова М.А., Серякина А.В., Гусева Е.В.

10.Святость жизни: рабочая тетрадь для учащихся 4 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009. - 48 с. Павлова М.А., Серякина А.В., Гусева Е.В.





© 2010-2022