- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок сказка по литературному чтению
Урок сказка по литературному чтению
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ануфриева Е.В. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Литературное чтение 3 класс
Учитель Ануфриева Елена Витальевна
Тема урока : « Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»
Цели урока: 1. продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками; дать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;
2. развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;
наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;
развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;
3.воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.
Оборудование: презентация с иллюстрациями к произведению, репродукция картины В.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».учебники по литературному чтению для 3 класса (часть 1).
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня в классе много гостей. А гости - это всегда радость и хорошее настроение!
Ты улыбкой, как солнышком брызни!
Разве милы нам хмурые лица,
Или чья -то сердитая речь.
Ты улыбкой сумей поделиться,
И обратную искру зажечь!.
Я дарю свою улыбку всем вам, а вы поделитесь своими улыбками друг с другом и с нашими гостями. Давайте с таким настроением и начнём наш урок.
II. Актуализация опорных знаний
(Звучит музыка, слайды 1 - 4)
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица.
По комнате ходит …
- Сказки... Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Сказки просты и понятны всем. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.
- Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?
- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках всегда зло наказывается, а добро побеждает.
Сказки учат добру, любви, смелости, честности.
- А давайте вспомним, на какие виды делятся сказки?
СКАЗКИ
о животных бытовые волшебные
Чем отличаются от других сказок волшебные сказки? - В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою: 1." Красная Шапочка" -Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый). 2."Три поросёнка"... ( С Михалков, волк злой, хитрый). 3."Волк и семеро козлят" (Русская народная сказка, волк злой, хитрый) - Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек: 1. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный) 2."Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый) 3."Сивка- Бурка" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый) - Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)
Физкультминутка
Мы в сказку с серым волком
собрались в дальний путь.
Летели, плыли, ехали -
Пора и отдохнуть!
III. Изучение нового материала. - На уроке мы познакомимся с замечательной сказкой "Иван-царевич и Серый волк". Знакома ли вам эта картина? (показ иллюстрации на слайде) -Её написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Во время работы над картиной, Васнецов просил, чтобы ему в мастерскую приводили настоящего волка -Кто изображён на картине? - Где находятся герои?
Мы видим темный, страшный, густой лес. Вековые деревья. Это непроходимая чаща. Видно, как наклонилась старая ель. Деревья так высоки, что упираются в небо, даже не видно их вершин. Стволы деревьев все покрыты мхом , а ветки , как руки старухи БАБЫ-ЯГИ
Кажется, вот сейчас дотронутся эти ветки-руки до всадника и его бедной напуганной спутницы, схватят их, не отпустят. Цвета на картине художник подобрал холодные, темные, мрачные. Только вдалеке виден просвет и голубое небо. Герои мчатся на Сером Волке. Волк так стремителен, пасть у него открыта, видно, как ему тяжело. Он очень устал.
Иван-царевич крепко держит в своих объятиях Елену Прекрасную. Взгляд его глаз строгий и очень непокорный. А Елена Прекрасная сидит смирно, тихо. Она очень напугана.Пальчики ее рук сложены вместе, красавица ждет волшебства ,чуда И даже одежда Елены Прекрасной это голубой кафтан, говорит о том, что и вдали тоже виднеется голубое небо .Значит, Серый Волк обязательно их спасет.
Цветущая ветка вишни на переднем плане рассказывает нам ,что жизнь продолжается, даже в этом страшном лесу. Только надо верить и надеется.
-А я предлагаю вам отправиться в путь-дорожку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.
Дорожка нам предстоит дальняя. Чтобы ее скоротать, послушайте отрывок из сказки. Чтение сказки (стр. 63- 70)
Лексическая работа
Караульщик, укараулить - сторож, сторожить
Изловить - поймать
Опечалился - расстроился
Разгневался - разозлился
Закручинился - расстроился
Изловчился - ухитрился
Запечалился - расстроился
Дюжий - сильный
Гуж - петля у хомута
Поклялся - пообещал
Беседа по содержанию текста. - Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему? 1.волшебный помощник (Серый волк, жар-птица) 2.предмет из золота (яблоки, клетка, уздечка) 3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына) - Почему старшие сыновья не смогли поймать вора? - Зачем царь Берендей отправил сыновей за Жар- птицей? - Почему Серый Волк стал помогать Ивану - царевичу?IV. Закрепление изученного материала
Краткий пересказ в картинках ( 3 - 4мин.)
( На доске «Картинки рассыпались» нужно разместить картинки в таком порядке , чтобы получилась сказка)
V. Подведение итогов урока
Упражнение «Микрофон»
1. Назовите имя царя
2. По какой причине старший и средний сыновья не заметили того, кто воровал яблоки?
3. Что делал младший сын, чтобы не уснуть?
4. Что осталось в руке у Ивана от Жар-птицы в первый раз?
5. Что случилось с конём Ивана-Царевича?
VI. Домашнее задание: -Дочитать сказку до конца, нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.