Рабочая программа объединения дополнительного образования Компьютер и я для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

города Набережные Челны «Прогимназия №64»


«Утверждено»

педагогическим советом

протокол от 28.08.2012г. №1

Введено приказом

от 31.08.2012г. №170

Директор

МАОУ «Прогимназия №64»

___________Ф.Ф.Аглиуллина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КОМПЬЮТЕР И Я» ДЛЯ 1А,Б КЛАССОВ

(1 час в неделю, 36 часов в год)

Составитель: Аглиуллина Фаниса Фуатовна,

учитель начальных классов высшей кв. категории



г. Набережные Челны

2012 год

Пояснительная записка Рабочая программа объединения дополнительного образования «Компьютер и я» для обучающихся 1А, 1Б, 1В классов МАОУ «Прогимназия №64» на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ» (Образовательная система «Школа 2100». ФГОС. Примерная основная образовательная образовательная программа. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы./ Под науч.ред. Д.И. Фельдштейна - М.:Баласс, 2011) В программу А. В. Горячева внесены изменения и дополнения, связанные с материальным обеспечением прогимназии.
Цели и задачи курса Главная цель курса - дать ученикам представления об областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества. Основная задача курса - научить проведению анализа действительности для построения информационно-логических моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Цели изучения логико-алгоритмических основ основ информатики в начальной школе 1. Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием информационно-логических моделей:

  • применение формальной логики - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций - «если..., то...», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то...»;
  • алгоритмический подход - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (что можно с ним делать)».
  1. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.
  2. Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, авторы считают, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только поможет эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
Место в учебном плане В соответствии с учебным планом платных образовательных услуг на 2012-2013 учебный год на курс «Компьютер и я» отводится 1 час в неделю, 36 учебных недель. Всего на изучение курса в 1 классе отведено 36 часов.
Структура курса В материале курса выделяются следующие разделы: - описание объектов - атрибуты, структуры, классы; -описание поведения объектов - процессы и алгоритмы; - описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода; - применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач язык как объект моделирования - логика рассуждений; информационная модель объекта - приемы моделирования и решения задач. Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу. Планируемые результаты Личностными результатами изучения курса «Компьютер и я» в 1 классе являются следующие: - критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия; - уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; - осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; -начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями. Метапредметными результатами изучения курса «Компьютер и я» в 1 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1.Технологический компонент Регулятивные УУД: - освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; - формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; - оценивание получающегося творческого продукта и соответствие его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные УУД: - поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде прогимназии, в федеральных хранилищах информационных ресурсов; - использование средств информационных информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач. Коммуникативные УУД: - создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения; - подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой. 2.Логико-алгоритмический компонент Регулятивные УУД: - планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; - поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Познавательные УУД: - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов; -выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие; - установление причинно-следственных связей; -построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные УУД: - аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; - выслушивание собеседника и ведение диалога; - признавание возможности существования различных точек зрения и права иметь свою. Предметными результатами изучения курса «Компьютер и я» в 1 классе являются формирование следующих знаний и умений:
  • находить лишний предмет в группе однородных;
  • давать название группе однородных предметов;
  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т. д.);
  • находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
  • называть последовательность простых знакомых действий;
  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
  • распознавать заведомо ложные фразы;
  • называть противоположные по смыслу слова.
Содержание курса План действий и его описание (4 ч) Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Отличительные признаки и составные части предметов (8 ч) Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух и более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Множества (9 ч) Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Информация, кодирование информации. Симметрия фигур. Логические рассуждения (10 ч) Истинность и ложность высказывания. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний. Практика работы на компьютере (5 ч). Правила поведения и техника безопасности при работе на компьютере и в компьютерном кабинете. Назначение основных устройств компьютера. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Календарно-тематический план
Календарно-тематический план составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ» (образовательная система «Школа 2100». ФГОС. Примерная основная образовательная образовательная программа. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы./ Под науч.ред. Д.И. Фельдштейна - М.:Баласс, 2011)
Предмет Класс Всего кол-во часов Кол-во часов в неделю
Автор учебника, год издания Информатика и ИКТ 1А 36 1 Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О., 2011 1Б 36 1 Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О., 2011

Методическая тема на 2012-2013 учебный год Городская Школьная Учителя Организация деятельности методической службы образовательных учреждений в контексте ФГОС общего образования в целях повышения компетентности, профессионального роста педагогических кадров Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника как фактор повышения качества образования Развитие логического мышления учащихся, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.


«РАССМОТРЕНО» На заседании ШМО УНК Протокол №1 от 26.08.2012 года Руководитель МО __________Л.В. Зюлина

«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора

__________Н.Е. Репина

____________2012 года







Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Компьютер и я»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Примерная основная образовательная образовательная программа. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы./ Под науч.ред. Д.И. Фельдштейна - М.:Баласс, 2011)
Программа А.В. Горячева «Информатика и ИКТ» (информационные и коммуникационные технологии)

А.В. Горячев и др. «Информатика» (Информатика в играх и задачах). Учебники для 1 класса. А.В. Горячев и др. Методические рекомендации для учителя по курсу информатики. Для 1 класса. Компьютерный класс на 7 рабочих мест Локальная сеть. Лицензионное программное обеспечение, позволяющее отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимации, интерактивные анимации (игры). Доступ к сети Интернет. Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер, медиапроектор, маркерная доска. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

ТЕМА УРОКА

КОЛ-ВО

ЧАС

ДАТА

ФАКТ. ДАТА

СОДЕРЖАНИЕ

УУД

СПЕЦИАЛЬНЫЕ



Практика работы на компьютере (5 ч)


Какие бывают машины.

1

02-06.09

1А-

1Б-


Компьютеры вокруг нас. Основные устройства компьютера. Правила поведения и техника безопасности при работе на компьютере и в компьютерном кабинете.

Выслушивание собеседника и

ведение диалога

Определять и называть основные части компьютера

Выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой.

Компьютер - универсальная машина.

1

09-13.09

1А-

1Б-


Из чего состоит компьютер.

1

16-20.09

1А-

1Б-


Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе.

1

23-27.09

1А-

1Б-


Первая встреча с компьютером

1

30-04.10

1А-

1Б-

Отличительные признаки и составные части предметов (8 ч)


Цвет предметов. Описание предметов.

1

07-11.10

1А-

1Б-

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов.

Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные УУД: -аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; -выслушивание собеседника и ведение диалога; -признавание возможности существования различных точек зрения и права иметь свою

Определять значение признака (цвет, форма, размер, количество элементов), находить предметы с одинаковыми значением признака; выявлять закономерности в расположении фигур по значению одного признака.

Определять и называть составные части предметов, группировать предметы по составным частям. Определять и называть действия предметов, группировать предметы по действиям.

Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.

Размер предметов. Названия предметов.

1

14-18.10

1А-

1Б-


Признаки предметов.

1

21-25.10

1А-

1Б-


Состав предметов.

1

28.10-01.11


1А-

1Б-


Понятия «равно», «не равно».

1

12-15.11

1А-

1Б-


Отношения «больше», «меньше».

1

18-22.11

1А-

1Б-


Понятия «вверх», «вниз», «влево», «вправо».


25-29.11

1А-

1Б-


План действий и его описание (4 ч)


Действия предметов. Порядок действий.

1

02-06.12

1А-

1Б-

Последовательность действий,

состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Регулятивные УУД: -планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; - поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Определять последовательность событий.

Называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности.

Последовательность событий.

1

09-13.12

1А-

1Б-


Проверочная работа.

1

16-20.12

1А-

1Б-


Повторение. Компьютер - мой друг и учитель


23-27.12

1А-

1Б-


Множества (9ч)


Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности при работе на ПК.

1

13-17.01

1А-

1Б-

Множество. Элементы множества.

Способы задания множеств.

Сравнение множеств.

Информация, кодирование информации.

Симметрия фигур. Познавательные УУД: -моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).

Давать название группе однородных предметов;

находить лишний предмет в группе однородных; называть отличительные признаки предметов в группе с общим названием; сравнивать группы предметов по количеству;

ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы.


Возрастание. Убывание

1

20-24.01

1А-

1Б-


Множество и его элементы.

1


27-31.01

1А-

1Б-


Способы задания множеств.

1

03-07.02

1А-

1Б-


Сравнение множеств.

1

10-14.02

1А-

1Б-


Кодирование

1

24-28.02

1А-

1Б-


Симметрия фигур.

1

03-07.03

1А-

1Б-


Проверочная работа.

1

10-14.03

1А-

1Б-


Разбор проверочной работы.

1

17-21.03

1А-

1Б-


Повторение.

1

17-21.03

1А-

1Б-


Логика (10ч).


Отрицание.

1

01-04.04

1А-

1Б-

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы.

Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Построение отрицания простых высказываний. Познавательные УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -синтез - составление целого из частей, самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов; -выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; -установление причинно-следственных связей; -построение логической цепочки рассуждений.

Отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова.

Оценивать простые высказывания как истинные или ложные.

Находить на схеме в виде дерева предметы по нескольким свойствам. Изображать простые ситуации на схеме в виде графов.

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.

Понятие «истина», «ложь».

1

07-11.04

1А-

1Б-


Понятие «дерево».

1

14-18.04

1А-

1Б-


Графы.

1

21-25.04

1А-

1Б-


Комбинаторика.

1

28-30.04

1А-

1Б-


Логические задачи.

1

05-08.05

1А-

1Б-


Проверочная работа.

1

12-16.05

1А-

1Б-


Разбор проверочной работы.

1

12-16.05

1А-

1Б-


Повторим все, что узнали за год.

1

19-23.05

1А-

1Б-


Повторение. Компьютер - мой друг и учитель.

1

19-23.05

1А-

1Б-



© 2010-2022