- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения во 2 классе (Школа России)
Урок литературного чтения во 2 классе (Школа России)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Демешенкова Е.И. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Орг. Момент
- Это класс второй?
- А к уроку все готовы?
- Мы лентяям шлём привет?
- А тем, кто трудится всегда?
- От того, как вы будете работать, слушать и уважать друг друга зависит итог урока, багаж полученных знаний, ваше и моё настроение. Соблюдайте правила сотрудничества на уроке.
(на доске) - «Улыбнёмся вместе - ты и я
За такие милые края»
С. Есенин
II. Проверка домашнего задания
- Автор этих строчек С. Есенин. Что вы запомнили о нём и его творчестве с прошлого урока? Назовите стихотворение.
- Какое время года описывает автор? С каким чувством он пишет о зиме?
- Какие приёмы использует автор? (олицетворение: поёт, аукает, баюкает; сравнение: воробышки, как детки; метафора: метелица стелется ковром; эпитет: тоска глубокая) - Проверим, как вы почувствовали песню зимы. (2 чел. у доски; чтение по строчкам) (оценивание) III. Подготовка к восприятию нового материала - Холодная зима, жаркое лето, весёлая весна и порой хмурая осень каждый год сменяют друг друга. От этого наша жизнь становится ярче, интересней. - Что вы можете сказать про эти картинки? - Найдите лишнюю картинку. Почему?
- Какой темой объединены остальные картинки? (тема зимы) - Назовите признаки зимы. Как преображается природа зимой?
Красила весной и летом
Волосы зелёным цветом.
Но видать перестаралась;
Без волос зимой осталась.
Только белый сарафан
Облегает стройный стан.
И красива и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая…
- Всё верно. Это берёза. Что вы знаете об этом дереве? Где о нём вы слышали?(песни, стихи)
IV. Физминутка «Весёлая берёза»
Берёзка в белом сарафане шаги на месте
Весною водит хоровод руки на поясе,
Звенит серёжками тихонько повороты в правую и левую сторону
И птичек в гости всё зовёт ритмичные взмахи руками к себе.
Раскроет свои руки-ветки, руки в стороны,
Опустит ветки-пальцы вниз сводят руки к центру вниз.
Подставит солнышку листочки ритмичное покачивание рук над головой
Чтоб лучик на ветвях повис.
V. Получение новых знаний
1. Работа в группах
Задание: подобрать слова, которые помогут нам описать берёзу
-
Русская, строгая, белая, горячая, кудрявая, симпатичная
-
Стройная, красивая, вежливая, румяная, нежная, озорная
- В какое время года изображена берёза?
2. Приём звукописи. Постарайтесь услышать фамилию поэта, который с огромной любовью писал о берёзе
В этом имени - слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет,
Что- то есть в нём
От русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёзы
И синь - рассвет.
Что-то есть в нём
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты…
Назовите фамилию поэта
Только скажут-
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты… Н. Браун.
Поэт не раз в своих стихах признавался в любви к берёзе: Я навек за туманы и росы Полюбил у берёзки стан, И её золотистые косы, И холщовый её сарафан. - Какой же поэт С.Есенин видит берёзу? На сегодняшнем уроке мы и попытаемся ответить на этот вопрос. Постараемся увидеть, услышать и почувствовать мир, созданный поэтом. 3. Видеоклип «Белая берёза»
- Какие же чувства хотел передать автор этим стихотворением? (Поэт удивляется, любуется, радуется, восхищается, поражается красотой берёзы.) 4. Первичное закрепление 1) Жужжащее чтение (отметить непонятные слова) 2) Словарная работа
- Найдите в произведении непонятные для вас слова. Как вы можете их объяснить? А теперь, посмотрите, как в словаре.
Кисть - 1) пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.
Бахрома - свободно свисающие нити на краю ткани. (Обшить скатерть бахромой)
Кайма - полоса по краю какого-либо предмета, ткани и т.п., отличающаяся цветом, узором, материалом. (Юбка с цветной каймой)
Заря - яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца. (Утренняя заря)
3. Работа над поэтическими приёмами
-Давйте вспомним поэтические приёмы
Сравнение: снег точно серебро, похож на белую бахрому;
Олицетворение: принакрылась, а заря лениво, обходя кругом, обсыпает;
Метафора: снежною каймой, распустились кисти, белой бахромой, и горят снежинки в золотом огне, обсыпает ветки новым серебром;
- А теперь прочитаем вслух первое четверостишие.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,/
Точно серебром.//
- О чём здесь говориться?
- Здесь говориться о берёзе под окном, о том, что она покрыта снегом.
-С чем автор сравнивает снег? Почему?
- С серебром. Напоминает серебро, когда снег сверкает на солнце.
-Как вы понимаете слово «принакрылась»?
- Значит, не закрылась совсем, а только чуть-чуть.
-Расставьте паузы, логические ударения карандашом.
(дети самостоятельно выполняют это задание, а учитель, проходя, проверяет работу каждого)
-Прочитаем второе четверостишие.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.//
- С чем и почему сравнивает поэт ветви берёзы?
-С платком, у которого есть кисти.
- Да и такой платок называется шаль. Есенин говорит, что берёза принакрылась снегом, как будто накинула на себя шаль, поэтому снег на ветках напоминает кайму, концы веток выглядят как кисти бахромы. А кто украшал себя шалью?
-Девушки.
- Значит, Есенин сравнивает берёзу с девушкой.
-Какой литературный приём использует автор?
- Метафору.
А что такое метафора?
- Это употребление слов в переносном смысле.
VI. Физминутка «Во поле берёза стояла»
VII. Продолжение работы над стихотворением
- Прочитайте третье четверостишие и объясните, как вы понимаете подчёркнутые слова. (в золотом огне - метафора)
- Что делает заря? (обходит берёзу кругом). - Назовите поэтический приём(олицетворение).
Как вы думаете, когда снег похож на серебро, когда на золото? ( в разное время суток, при разном освещении).
Как понимаете выражение? Заря обсыпает ветви новым серебром (заря изменяет цвет снега)
Мы видим, что Есенин описал березу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня. Это говорит о том, что он часто и подолгу смотрел на нее.
Почему? Каково его отношение к березе? Какие чувства он выразил в этом стихотворении?
Поэт любовался березой, восхищался ее красотой. Есенин выразил в стихотворении свою любовь к природе. VIII. Применение новых знаний. - Какая красивая берёза получилась у С.А.Есенина. При помощи чего он сумел передать её красоту?( При помощи слов)
- А как ещё можно показать красоту?( Можно нарисовать. Это может сделать художник)
- Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». Вспоминая о времени написания картины. Художник писал: «Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба». Опишите изображение берёз на картине, что в них необычного? (На переднем плане берёза чуть изогнутая, высокая, у неё один ствол. А подальше тоже берёзы, но они все разные: у одних два ствола, три, где-то рядом несколько деревьев. На всех берёзах красноватые листья, хотя лежит снег (от зари) - Многих людей волнует, не устаёт удивлять русская берёза. Одни пишут стихи, другие пишут картины, композиторы свою любовь передают в музыке.
А хотели бы вы узнать, какой предстаёт берёза в музыке,?
Сегодня я приготовила для вас сюрприз.
Больше всего любил Сергей Есенин русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, кто приходил к нему. Поэзия Есенина мелодична, музыкальна. Многие его стихотворения положены на музыку.
Многие композиторы создавали музыкальные произведения на стихи Сергея Есенина. И сейчас вы прослушаете песню "Берёза" в исполнении Академического хора Русской песни Всесоюзного радио. Слова С. Есенина, музыка Н. Кутузова.
Какие чувства вы испытывали, когда слушали песню?
Какую картину представили?
- Если вы были внимательны и активны на уроке, то без труда справитесь с заданием
Соедините понятия с есенинскими определениями
понятие
Есенинское определение
береза
пушистые
ветки
золотой
бахрома
точно серебро
тишина
белая
заря
снежная
кайма
ленивая
огонь
белая
снег
сонная - Волшебные слова превратили берёзу в зимнюю красавицу. IX. Рефлексия - Мы с вами тоже можем превратиться в волшебников. Давайте эти простые невзрачные веточки превратим в волшебные, зимние и праздничные. Скоро Новый год и это будет ещё одним шагом приближающим нас к празднику.(серебристые - хорошее настроение, активность; синие - было скучно, не всегда знал, что ответить) X. Домашнее задание: с. 196-197 наизусть, придумать четверостишие о берёзе
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать....
С.Есенин