Урок литературного чтения во 2 классе (Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



  1. Орг. Момент

- Это класс второй?

- А к уроку все готовы?

- Мы лентяям шлём привет?

- А тем, кто трудится всегда?

- От того, как вы будете работать, слушать и уважать друг друга зависит итог урока, багаж полученных знаний, ваше и моё настроение. Соблюдайте правила сотрудничества на уроке.

(на доске) - «Улыбнёмся вместе - ты и я

За такие милые края»

С. Есенин

II. Проверка домашнего задания

- Автор этих строчек С. Есенин. Что вы запомнили о нём и его творчестве с прошлого урока? Назовите стихотворение.

- Какое время года описывает автор? С каким чувством он пишет о зиме?

- Какие приёмы использует автор? (олицетворение: поёт, аукает, баюкает; сравнение: воробышки, как детки; метафора: метелица стелется ковром; эпитет: тоска глубокая) - Проверим, как вы почувствовали песню зимы. (2 чел. у доски; чтение по строчкам) (оценивание) III. Подготовка к восприятию нового материала - Холодная зима, жаркое лето, весёлая весна и порой хмурая осень каждый год сменяют друг друга. От этого наша жизнь становится ярче, интересней. - Что вы можете сказать про эти картинки? - Найдите лишнюю картинку. Почему?

- Какой темой объединены остальные картинки? (тема зимы) - Назовите признаки зимы. Как преображается природа зимой?

Красила весной и летом
Волосы зелёным цветом.
Но видать перестаралась;
Без волос зимой осталась.
Только белый сарафан
Облегает стройный стан.



И красива и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая…


- Всё верно. Это берёза. Что вы знаете об этом дереве? Где о нём вы слышали?(песни, стихи)

IV. Физминутка «Весёлая берёза»

Берёзка в белом сарафане шаги на месте
Весною водит хоровод руки на поясе,
Звенит серёжками тихонько повороты в правую и левую сторону
И птичек в гости всё зовёт ритмичные взмахи руками к себе.
Раскроет свои руки-ветки, руки в стороны,
Опустит ветки-пальцы вниз сводят руки к центру вниз.
Подставит солнышку листочки ритмичное покачивание рук над головой
Чтоб лучик на ветвях повис.

V. Получение новых знаний

1. Работа в группах

Задание: подобрать слова, которые помогут нам описать берёзу

  1. Русская, строгая, белая, горячая, кудрявая, симпатичная

  2. Стройная, красивая, вежливая, румяная, нежная, озорная

- В какое время года изображена берёза?

2. Приём звукописи. Постарайтесь услышать фамилию поэта, который с огромной любовью писал о берёзе

В этом имени - слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет,

Что- то есть в нём

От русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёзы

И синь - рассвет.

Что-то есть в нём

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты…

Назовите фамилию поэта

Только скажут-

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты… Н. Браун.


Поэт не раз в своих стихах признавался в любви к берёзе: Я навек за туманы и росы Полюбил у берёзки стан, И её золотистые косы, И холщовый её сарафан. - Какой же поэт С.Есенин видит берёзу? На сегодняшнем уроке мы и попытаемся ответить на этот вопрос. Постараемся увидеть, услышать и почувствовать мир, созданный поэтом. 3. Видеоклип «Белая берёза»

- Какие же чувства хотел передать автор этим стихотворением? (Поэт удивляется, любуется, радуется, восхищается, поражается красотой берёзы.) 4. Первичное закрепление 1) Жужжащее чтение (отметить непонятные слова) 2) Словарная работа

- Найдите в произведении непонятные для вас слова. Как вы можете их объяснить? А теперь, посмотрите, как в словаре.

Кисть - 1) пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.



Бахрома - свободно свисающие нити на краю ткани. (Обшить скатерть бахромой)

Кайма - полоса по краю какого-либо предмета, ткани и т.п., отличающаяся цветом, узором, материалом. (Юбка с цветной каймой)

Заря - яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца. (Утренняя заря)

3. Работа над поэтическими приёмами

-Давйте вспомним поэтические приёмы

Сравнение: снег точно серебро, похож на белую бахрому;

Олицетворение: принакрылась, а заря лениво, обходя кругом, обсыпает;

Метафора: снежною каймой, распустились кисти, белой бахромой, и горят снежинки в золотом огне, обсыпает ветки новым серебром;

- А теперь прочитаем вслух первое четверостишие.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,/

Точно серебром.//

- О чём здесь говориться?

- Здесь говориться о берёзе под окном, о том, что она покрыта снегом.

-С чем автор сравнивает снег? Почему?

- С серебром. Напоминает серебро, когда снег сверкает на солнце.

-Как вы понимаете слово «принакрылась»?

- Значит, не закрылась совсем, а только чуть-чуть.

-Расставьте паузы, логические ударения карандашом.

(дети самостоятельно выполняют это задание, а учитель, проходя, проверяет работу каждого)

-Прочитаем второе четверостишие.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.//

- С чем и почему сравнивает поэт ветви берёзы?

-С платком, у которого есть кисти.

- Да и такой платок называется шаль. Есенин говорит, что берёза принакрылась снегом, как будто накинула на себя шаль, поэтому снег на ветках напоминает кайму, концы веток выглядят как кисти бахромы. А кто украшал себя шалью?

-Девушки.

- Значит, Есенин сравнивает берёзу с девушкой.

-Какой литературный приём использует автор?

- Метафору.

А что такое метафора?

- Это употребление слов в переносном смысле.

VI. Физминутка «Во поле берёза стояла»

VII. Продолжение работы над стихотворением

- Прочитайте третье четверостишие и объясните, как вы понимаете подчёркнутые слова. (в золотом огне - метафора)

- Что делает заря? (обходит берёзу кругом). - Назовите поэтический приём(олицетворение).

Как вы думаете, когда снег похож на серебро, когда на золото? ( в разное время суток, при разном освещении).

Как понимаете выражение? Заря обсыпает ветви новым серебром (заря изменяет цвет снега)

Мы видим, что Есенин описал березу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня. Это говорит о том, что он часто и подолгу смотрел на нее.

Почему? Каково его отношение к березе? Какие чувства он выразил в этом стихотворении?

Поэт любовался березой, восхищался ее красотой. Есенин выразил в стихотворении свою любовь к природе. VIII. Применение новых знаний. - Какая красивая берёза получилась у С.А.Есенина. При помощи чего он сумел передать её красоту?( При помощи слов)

- А как ещё можно показать красоту?( Можно нарисовать. Это может сделать художник)

- Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». Вспоминая о времени написания картины. Художник писал: «Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба». Опишите изображение берёз на картине, что в них необычного? (На переднем плане берёза чуть изогнутая, высокая, у неё один ствол. А подальше тоже берёзы, но они все разные: у одних два ствола, три, где-то рядом несколько деревьев. На всех берёзах красноватые листья, хотя лежит снег (от зари) - Многих людей волнует, не устаёт удивлять русская берёза. Одни пишут стихи, другие пишут картины, композиторы свою любовь передают в музыке.

А хотели бы вы узнать, какой предстаёт берёза в музыке,?

Сегодня я приготовила для вас сюрприз.

Больше всего любил Сергей Есенин русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, кто приходил к нему. Поэзия Есенина мелодична, музыкальна. Многие его стихотворения положены на музыку.

Многие композиторы создавали музыкальные произведения на стихи Сергея Есенина. И сейчас вы прослушаете песню "Берёза" в исполнении Академического хора Русской песни Всесоюзного радио. Слова С. Есенина, музыка Н. Кутузова.

Какие чувства вы испытывали, когда слушали песню?

Какую картину представили?

- Если вы были внимательны и активны на уроке, то без труда справитесь с заданием

Соедините понятия с есенинскими определениями

понятие

Есенинское определение

береза

пушистые

ветки

золотой

бахрома

точно серебро

тишина

белая

заря

снежная

кайма

ленивая

огонь

белая

снег

сонная - Волшебные слова превратили берёзу в зимнюю красавицу. IX. Рефлексия - Мы с вами тоже можем превратиться в волшебников. Давайте эти простые невзрачные веточки превратим в волшебные, зимние и праздничные. Скоро Новый год и это будет ещё одним шагом приближающим нас к празднику.(серебристые - хорошее настроение, активность; синие - было скучно, не всегда знал, что ответить) X. Домашнее задание: с. 196-197 наизусть, придумать четверостишие о берёзе

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать....
С.Есенин


© 2010-2022